Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание сценария ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Формирование замысла, изучение материала -это своеобразная подготовка к основной творческой работе. Наступает момент, когда сценарист садится за стол, кладет перед собой чистый лист бумаги и... Перед ним возникают новые вопросы, без ответов на которые ничего не получается. Какова история, которую надо изложить? Что за люди живут в этой истории? В каких обстоятельствах они действуют и что их связывает друг с другом? Конечно, что-то уже бродит в авторском воображении, не зря и план сценария лежит перед глазами, но процесс письма требует более подробного продумывания и осмысления предстоящей работы. Сценарий начинается с появления действующих лиц. В праздничной драматургии их условно можно разделить на несколько групп: - персонажи, заимствованные из мифологических, фольклорных, литературных и кинотелеисточников. - персонажи, связанные с игровой праздничной традицией; - исторические персонажи; - оригинальные, придуманные автором, персонажи. Использование заимствованных героев, как уже говорилось, характерная черта театрализованного представления. Традиционные праздничные персонажи (Дед Мороз, Снегурочка, Масленица и т.д.) - своеобразные маски народного театра. Каким бы банальным, на первый взгляд, ни казалось их появление на сцене, они выполняют очень важную и нужную функцию. Укрепляют в зрителях уверенность в незыблемости миропорядка, конечной победе добра над злом. Исторические персонажи чаще всего фигурируют в театрализованных представлениях, связанных с историей городов, юбилеями знаменитых соотечественников, с памятными датами. Редкий праздник в Санкт-Петербурге обходится без Петра Великого, в Москве - без Юрия Долгорукого, в Тобольске - без Ермака, в Челябинске - без Татищева. В юбилейных торжествах, посвященных 200-летию А.С.Пушкина, праправнук Ганнибала прошествовал почти по всем российским городам и весям. С одной стороны, это тоже заимствованные персонажи. Десятки художественно-биографических версий сопровождают каждое из перечисленных имен, с другой стороны, сценарист вправе, опираясь на документальные источники, предлагать свое видение жития великих исторических персон. Герои, которых придумал автор, составляют последнюю группу действующих лиц. И здесь уместно проследить разные способы их возникновения: 1. Движение от прототипа или прототипов. Персонажи создаются на основе жизненных наблюдений за реальными людьми. Принцип имянаречения героев чаще всего бывает ситуационный (в трамвае - Пассажир, Контролер; на экзамене - Профессор, Студент; в больнице - Доктор, Пациент и т.д.) Олицетворение - создание аллегорических фигур путем превращения отвлеченных понятий в живых персонажей (Память, Совесть, Война и т.д.). Необходимость совмещения различных персонажей в пределах одной художественной реальности требует от сценариста особого умения. Только небрежностью можно объяснить столь часто встречающуюся в сценариях мешанину, когда без какой-либо мотивировки действуют рядом герои русской народной сказки и, скажем, сказки братьев Гримм, персонажи былин и западноевропейского романа. о то же время осмысленное, мотивированное столкновение действующих лиц различных литературных произведений создает чрезвычайно острую, парадоксальную ситуацию. Вспомним, для примера, хотя бы повесть В.Шукщина " До третьих петухов". В 12 часов ночи в библиотеке оживают все те, кто населяет книжки, от Ивана-дурака до Онегина. Что из этого получилось, лучше прочитать в самой повести. Нам же интересна в этом примере мастерская мотивировка совмещения героев. Населяя драматургическое пространство персонажами, сценарист уже представляет себе в общих чертах ситуацию, которую нужно смоделировать. Происходит уточнение и конкретизация основных целей, к которым стремятся герои, определяются их взаимоотношения и характеры. Характер персонажа театрализованного представления, как правило, определяется одной, доминирующей, чертой, тем самым превращая действующее лицо в типаж площадного театра. Отыскать эту черту нелегко, ибо выбор сценариста должен быть безошибочным. Желательно, чтобы маска не повторяла вереницу подобных ей и в то же время была сходу узнаваема. Внимательный, пристальный взгляд на окружающий мир, постоянное наблюдение за типами человеческого поведения-основа мастерства драматурга. В процессе письма сценарист постоянно испытывает искушение побыстрее выявить характер персонажа и для этого создает отклоняющиеся от основной сюжетной линии диалоги. В том-то и состоит хитрость, что персонажи раскрываются постепенно, действуя в строгом соответствии с логикой развития событий. Сущность персонажа, в первую очередь, определяется характером реакций на происходящие события, выбором средств для достижения своих целей и речью. Своеобразие речи создает лексика, конструкция фраз, интонация, эмоциональная окраска произносимого. Активный словарь героя зависит от его социального положения, профессии, места проживания, возраста, психологического склада. Наиболее простой и эффективный способ создания речевой характеристики - использование возрастного и профессионального сленга (молодежного, солдатского, морского и т.д.). Он складывается из необычных словечек, специфических терминов, идиоматических выражений, эвфемизмов, приговорок. Изложение вымышленной истории в диалогах - основная особенность драматического письма. Чтобы приступить к нему, необходимо продумать во всех подробностях саму историю, т.е. разработать сюжет. Сюжет (фран. " сюжет" - предмет) - это развитие действия, ход событий в драматургическом произведении. Начинать целесообразно с написания действенного либретто, т.е. краткого содержания драматургической истории. Далее определяются те части истории, которые реализуются в диалогах и будут вынесены на сцену, и те, что остаются за пределами сюжета (о них зритель узнает из сценических диалогов). Намечается главное событие (чаще всего единственное, в котором раскрывается основной смысл произведения, и исходное событие, расположенное вне сюжета, перед самым началом сценической истории). Это событие - главная причина возникновения драматической истории. Скажем, все разнообразие новогодних театрализованных представлений при желании можно свести к одной сюжетной схеме. Исходное событие. Случилось нечто такое, что не позволяет начать праздничное торжество (исчез мешок с подарками или посох Деда Мороза; попала в плен к Бабе Яге Снегурочка; пропала елка и т.д. и т.п.). Главное событие. Усилиями персонажей Деду Морозу. возвращен мешок или посох, освобождена Снегурочка и, наконец, отыскана елка. ! В подобных театрализованных представлениях основное событие предсказуемо и лишь ожидание его поддерживает зрительский интерес. Но, если драматург находит поворот сценического действия, который ломает привычную схему, эстетическая реакция на него намного острее. Поэтому резкий слом действия, неожиданное разрешение конфликта, которые влекут за собой совершенно новое направление развития ситуации, fc золотое правило сценариста. Изложение драматургической истории начинается с экспозиции. Экспозиция (лат. " экспозицио" - изложение, объяснение) - компонент сюжета; изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке и развертыванию конфликта. Это своеобразный ввод зрителя в условия вымышленной реальности. В тексте сценария: ремарках, диалогах, монологах даются сведения, необхолимые для дальнейшего понимания происходящего. Праздничная драматургия не терпит долгих вступлений и Подробных объяснений. Экспозиция театрализованного представления, как правило, коротка, ибо многое объясняется самим событием, которому посвящен праздник, определенной художественной и фольклорной традицией его проведения. Как только на страницах сценария появляются персонажи, которые представляют конфликтующие стороны, драматургическая история вступает в новую фазу. Первое столкновение героев, начало развития действия принято называть завязкой. И это второй компонент сюжета. Именно здесь декларируются основные цели действующих лиц, определяется расстановка сил в конфликте. Следующий и главный компонент сюжета - развитие действия. Это и есть, собственно, подробное изложение драматической истории. Оно содержит в себе ряд неожиданных перемен в судьбе персонажей, которые называются перипетиямй. Перипетии (греч. " перипетиа" - внезапный поворот, перелом). Развитие действия происходит поэпизодно, и каждый последующий эпизод чаще всего связан с появлением новых героев. Еще раз отметим для себя опасность, которая подстерегает сценариста в процессе развертывания сюжета иг, неоправданное многословие персонажей. И здесь необходим жесткий режим самоограничения. Камертоном, определяющим необходимость тех или иных реплик, должны стать главные задачи героев. Логика развития борьбы постепенно приводит их к моменту наивысшего напряжения. Это следующий компонент сюжета, и называется он кульминацией (лат. " кулминис" - вершина). Именно здесь с наибольшей силой обнажаются идейные и нравственные позиции героев, а следовательно, и самого автора. Изложение драматургической истории заканчивается заключительным моментом в развитии конфликта -развязкой. Подводятся итоги борьбы, проясняются загадки, которые поддерживали интерес к происходящему на протяжении всего действия, получают окончательное оформление приемы, используемые для построения сюжета. Последовательность компонентов сюжета (а она может быть иная, чем в представленном варианте), их соизмеримость и соотношение есть не что иное, как композиция (лат. " композицио" - составление, соединение) сценария. "... Хорошо композиционно построенное произведение обладает качествами здорового телосложения" * Наряду со сценариями, близкими по своему построению традиционным театральным пьесам, основой праздничного представления может стать полисюжетное произведение * Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Прогресс, 1972. - С. 239.
Оно состоит из эпизодов-миниатюр. Каждый из них выступает как самостоятельная сюжетная единица, но связан с другими одними и теми же героями. В этом случае законы драматургического построения действуют как внутри каждой миниатюры в отдельности, так и целокупно во всем сценарии. Полисюжетна литературная основа выступлении экспресс-театра, СТЕМа (студенческий театр эстрадных миниатюр), КВНа и т.д. Праздничная драматургия постоянно тяготеет к комедии. По замечанию С.Моэма, " Комедия - искусственный жанр, в нем уместна только видимость реальности".* Следовательно, сам автор конструирует ситуацию, создавая некую условную сценическую реальность. И здесь ему на помощь приходят различные приемы. Наиболее часто используемый из них - повтор. Многократное воспроизведение одного и того же действия, а значит, и сопровождающего текста в различных обстоятельствах - знакомый рисунок эстрадных представлений. Напомним, что с наибольшей силой приём срабатывает только в том случае, когда очередное ожидание повторяющегося фрагмента не подтверждается. В этом и есть основной эстетический смысл повтора. Не менее активно для конструирования сюжета используется прием доведения до абсурда, т.е. развития драматической ситуации до логического завершения. Вспомним для примера знаменитую миниатюру, где оба вышеназванных приема совмещены. На сцену выходит человек, восклицая: " А что я мог сделать один?! " К нему присоединяется второй, потом третий, четвертый и т.д. Наконец, группа из двух десятков здоровых мужиков топает по сцене и скандирует: " А что я мог сделать один?! " Буквализация образного выражения (метафоры, фразеологизма) также один из сюжетообразующих приемов. · Мвэм С. Избранные произведения: В 2-х т. - М.: Радуга, 1985. -Т.1. - С. 460.
|