Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание сценария






Формирование замысла, изучение материала -это сво­еобразная подготовка к основной творческой работе. На­ступает момент, когда сценарист садится за стол, кладет перед собой чистый лист бумаги и... Перед ним возника­ют новые вопросы, без ответов на которые ничего не по­лучается. Какова история, которую надо изложить? Что за люди живут в этой истории? В каких обстоятельствах они действуют и что их связывает друг с другом?

Конечно, что-то уже бродит в авторском воображении, не зря и план сценария лежит перед глазами, но процесс письма требует более подробного продумывания и осмыс­ления предстоящей работы.

Сценарий начинается с появления действующих лиц. В праздничной драматургии их условно можно разделить на несколько групп:

- персонажи, заимствованные из мифологических, фоль­клорных, литературных и кинотелеисточников.

- персонажи, связанные с игровой праздничной тради­цией;

- исторические персонажи;

- оригинальные, придуманные автором, персонажи.

Использование заимствованных героев, как уже гово­рилось, характерная черта театрализованного представле­ния. Традиционные праздничные персонажи (Дед Мороз, Снегурочка, Масленица и т.д.) - своеобразные маски на­родного театра. Каким бы банальным, на первый взгляд, ни казалось их появление на сцене, они выполняют очень важную и нужную функцию. Укрепляют в зрителях уве­ренность в незыблемости миропорядка, конечной победе добра над злом.

Исторические персонажи чаще всего фигурируют в те­атрализованных представлениях, связанных с историей городов, юбилеями знаменитых соотечественников, с па­мятными датами. Редкий праздник в Санкт-Петербурге обходится без Петра Великого, в Москве - без Юрия Дол­горукого, в Тобольске - без Ермака, в Челябинске - без Татищева.

В юбилейных торжествах, посвященных 200-летию А.С.Пушкина, праправнук Ганнибала прошествовал почти по всем российским городам и весям. С одной стороны, это тоже заимствованные персонажи. Десятки художе­ственно-биографических версий сопровождают каждое из перечисленных имен, с другой стороны, сценарист вправе, опираясь на документальные источники, предлагать свое видение жития великих исторических персон.

Герои, которых придумал автор, составляют последнюю группу действующих лиц. И здесь уместно проследить раз­ные способы их возникновения:

1. Движение от прототипа или прототипов. Персонажи создаются на основе жизненных наблюдений за реальны­ми людьми. Принцип имянаречения героев чаще всего бывает ситуационный (в трамвае - Пассажир, Контролер; на экзамене - Профессор, Студент; в больнице - Доктор, Пациент и т.д.)

Олицетворение - создание аллегорических фигур пу­тем превращения отвлеченных понятий в живых персона­жей (Память, Совесть, Война и т.д.).

Необходимость совмещения различных персонажей в пределах одной художественной реальности требует от сценариста особого умения.

Только небрежностью можно объяснить столь часто встречающуюся в сценариях мешанину, когда без какой-либо мотивировки действуют рядом герои русской народ­ной сказки и, скажем, сказки братьев Гримм, персонажи былин и западноевропейского романа.

о то же время осмысленное, мотивированное столкно­вение действующих лиц различных литературных произ­ведений создает чрезвычайно острую, парадоксальную ситуацию. Вспомним, для примера, хотя бы повесть В.Шукщина " До третьих петухов". В 12 часов ночи в биб­лиотеке оживают все те, кто населяет книжки, от Ивана-дурака до Онегина. Что из этого получилось, лучше про­читать в самой повести. Нам же интересна в этом примере мастерская мотивировка совмещения героев.

Населяя драматургическое пространство персонажами, сценарист уже представляет себе в общих чертах ситуацию, которую нужно смоделировать. Происходит уточнение и конкретизация основных целей, к которым стремятся ге­рои, определяются их взаимоотношения и характеры. Ха­рактер персонажа театрализованного представления, как правило, определяется одной, доминирующей, чертой, тем самым превращая действующее лицо в типаж площадного театра. Отыскать эту черту нелегко, ибо выбор сценарис­та должен быть безошибочным. Желательно, чтобы маска не повторяла вереницу подобных ей и в то же время была сходу узнаваема. Внимательный, пристальный взгляд на окружающий мир, постоянное наблюдение за типами че­ловеческого поведения-основа мастерства драматурга. В процессе письма сценарист постоянно испытывает иску­шение побыстрее выявить характер персонажа и для этого создает отклоняющиеся от основной сюжетной линии ди­алоги. В том-то и состоит хитрость, что персонажи рас­крываются постепенно, действуя в строгом соответствии с логикой развития событий.

Сущность персонажа, в первую очередь, определяется характером реакций на происходящие события, выбором средств для достижения своих целей и речью. Своеобразие речи создает лексика, конструкция фраз, интонация, эмо­циональная окраска произносимого. Активный словарь героя зависит от его социального положения, профессии, места проживания, возраста, психологического склада. Наиболее простой и эффективный способ создания рече­вой характеристики - использование возрастного и про­фессионального сленга (молодежного, солдатского, морс­кого и т.д.). Он складывается из необычных словечек, спе­цифических терминов, идиоматических выражений, эвфе­мизмов, приговорок. Изложение вымышленной истории в диалогах - основная особенность драматического письма. Чтобы приступить к нему, необходимо продумать во всех подробностях саму историю, т.е. разработать сюжет.

Сюжет (фран. " сюжет" - предмет) - это развитие дей­ствия, ход событий в драматургическом произведении. Начинать целесообразно с написания действенного либ­ретто, т.е. краткого содержания драматургической исто­рии. Далее определяются те части истории, которые реа­лизуются в диалогах и будут вынесены на сцену, и те, что остаются за пределами сюжета (о них зритель узнает из сценических диалогов).

Намечается главное событие (чаще всего единственное, в котором раскрывается основной смысл произведения, и исходное событие, расположенное вне сюжета, перед са­мым началом сценической истории). Это событие - глав­ная причина возникновения драматической истории. Ска­жем, все разнообразие новогодних театрализованных пред­ставлений при желании можно свести к одной сюжетной схеме.

Исходное событие. Случилось нечто такое, что не по­зволяет начать праздничное торжество (исчез мешок с по­дарками или посох Деда Мороза; попала в плен к Бабе Яге Снегурочка; пропала елка и т.д. и т.п.).

Главное событие. Усилиями персонажей Деду Морозу. возвращен мешок или посох, освобождена Снегурочка и, наконец, отыскана елка.

! В подобных театрализованных представлениях основ­ное событие предсказуемо и лишь ожидание его поддер­живает зрительский интерес. Но, если драматург находит поворот сценического действия, который ломает привыч­ную схему, эстетическая реакция на него намного острее. Поэтому резкий слом действия, неожиданное разрешение конфликта, которые влекут за собой совершенно новое направление развития ситуации, fc золотое правило сцена­риста.

Изложение драматургической истории начинается с эк­спозиции.

Экспозиция (лат. " экспозицио" - изложение, объяснение) - компонент сюжета; изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке и раз­вертыванию конфликта. Это своеобразный ввод зрителя в условия вымышленной реальности. В тексте сценария: ре­марках, диалогах, монологах даются сведения, необхолимые для дальнейшего понимания происходящего. Праздничная драматургия не терпит долгих вступлений и Подроб­ных объяснений. Экспозиция театрализованного представ­ления, как правило, коротка, ибо многое объясняется самим событием, которому посвящен праздник, определенной художественной и фольклорной традицией его проведения.

Как только на страницах сценария появляются персо­нажи, которые представляют конфликтующие стороны, драматургическая история вступает в новую фазу. Первое столкновение героев, начало развития действия принято называть завязкой. И это второй компонент сюжета. Имен­но здесь декларируются основные цели действующих лиц, определяется расстановка сил в конфликте.

Следующий и главный компонент сюжета - развитие действия. Это и есть, собственно, подробное изложение драматической истории. Оно содержит в себе ряд неожи­данных перемен в судьбе персонажей, которые называют­ся перипетиямй.

Перипетии (греч. " перипетиа" - внезапный поворот, перелом).

Развитие действия происходит поэпизодно, и каждый последующий эпизод чаще всего связан с появлением но­вых героев. Еще раз отметим для себя опасность, которая подстерегает сценариста в процессе развертывания сюже­та иг, неоправданное многословие персонажей. И здесь не­обходим жесткий режим самоограничения. Камертоном, определяющим необходимость тех или иных реплик, дол­жны стать главные задачи героев.

Логика развития борьбы постепенно приводит их к мо­менту наивысшего напряжения. Это следующий компонент сюжета, и называется он кульминацией (лат. " кулминис" - вершина). Имен­но здесь с наибольшей си­лой обнажаются идейные и нравственные позиции героев, а следовательно, и самого автора. Изложение драматургической исто­рии заканчивается заключительным моментом в развитии конфликта -развязкой. Подводятся итоги борьбы, прояс­няются загадки, которые поддерживали интерес к проис­ходящему на протяжении всего действия, получают окон­чательное оформление приемы, используемые для постро­ения сюжета.

Последовательность компонентов сюжета (а она может быть иная, чем в представленном варианте), их соизмери­мость и соотношение есть не что иное, как композиция (лат. " композицио" - составление, соединение) сценария. "... Хорошо композиционно построенное произведение обла­дает качествами здорового телосложения" *

Наряду со сценариями, близкими по своему построению традиционным театральным пьесам, основой празднично­го представления может стать полисюжетное произведение

* Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Прогресс, 1972. - С. 239.

 

 

Ян Парандовский. Алхимия сло­ва. - М.: Прогресс, 1972. На обширном материале днев­ников, воспоминаний и высказыва­ний европейских писателей автор показывает особенности различных сторон творческого процесса лите­ратора, раскрывает секреты писа­тельского ремесла

 

Оно состоит из эпизодов-миниатюр. Каждый из них выступает как самостоятельная сюжетная единица, но свя­зан с другими одними и теми же героями. В этом случае законы драматургического построения действуют как внут­ри каждой миниатюры в отдельности, так и целокупно во всем сценарии. Полисюжетна литературная основа выступлении экспресс-театра, СТЕМа (студенческий театр эстрад­ных миниатюр), КВНа и т.д.

Праздничная драматургия постоянно тяготеет к коме­дии. По замечанию С.Моэма, " Комедия - искусственный жанр, в нем уместна только видимость реальности".* Сле­довательно, сам автор конструирует ситуацию, создавая некую условную сценическую реальность. И здесь ему на помощь приходят различные приемы. Наиболее часто ис­пользуемый из них - повтор. Многократное воспроизведе­ние одного и того же действия, а значит, и сопровождаю­щего текста в различных обстоятельствах - знакомый ри­сунок эстрадных представлений. Напомним, что с наиболь­шей силой приём срабатывает только в том случае, когда очередное ожидание повторяющегося фрагмента не под­тверждается. В этом и есть основной эстетический смысл повтора.

Не менее активно для конструирования сюжета исполь­зуется прием доведения до абсурда, т.е. развития драмати­ческой ситуации до логического завершения. Вспомним для примера знаменитую миниатюру, где оба вышеназванных приема совмещены.

На сцену выходит человек, восклицая: " А что я мог сде­лать один?! " К нему присоединяется второй, потом тре­тий, четвертый и т.д. Наконец, группа из двух десятков здоровых мужиков топает по сцене и скандирует: " А что я мог сделать один?! "

Буквализация образного выражения (метафоры, фразе­ологизма) также один из сюжетообразующих приемов.

· Мвэм С. Избранные произведения: В 2-х т. - М.: Радуга, 1985. -Т.1. - С. 460.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал