Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первый этап.
Поиски " эмоционального камертона" Танцуют, как известно, от печки. Попробуем разобраться, что же такое " печка" в нашем случае. Итак, чтобы замысел сценария " вытанцевался", нужно вдуматься в исходные данные, найти несколько отправных точек или " кирпичиков". Первый из них - тема. Ее, в самом общем виде, определяет праздничный календарь. Это годовой цикл народных и государственных праздников, а также различные годовщины, связанные с историческими событиями страны, региона, города, предприятия. Следующий " кирпичик" или вторая отправная точка размышлений сценариста - вид театрализованного представления. автору драматургической основы праздника изначально известно (опять же в самых общих чертах), зрение или тематический вечер, ибо форма торжества определяется праздничными традициями или пожеланиями заказчика. И наконец, место проведения (сцена дворца культуры или городская площадь, банкетный зал или лесная поляна) и будущие участники - зрители - последние, но немаловажные " кирпичики" нашей воображаемой печки. Тема и жанровая разновидность, место проведения и адресат - не так уж и мало, чтобы фантазия сценариста включилась в работу. Первоначально автор думает обо всех компонентах замысла сразу. Пытается конкретизировать тему, найти основной прием для организации материала, определить количество эпизодов и главные выразительные средства. Он перебирает в уме художественные коллективы и конкретные сценические номера, которые могли бы войти в драматургическую ткань сценария, вспоминает имена интересных людей, выступления которых могут создать эмоциональный фон будущего праздника. Перечитывает литературные произведения, на которые его вывели первые ассоциации. И, наконец, в его сознании возникает, пользуясь выражением Ольги Форш, некий " отчеканенный объем". Одни его детали видятся достаточно отчетливо, другие - смутно и расплывчато. Но самое главное, на этом этапе придумывается нечто такое, что очень нравится самому сценаристу. Эта придумка может касаться как основных элементов замысла (тема, идея, жанр, конфликт, сценарный ход), так и второстепенных (название сценария имена персонажей, художественные номера).
Далее она будет играть роль эмоционального камертона! На эту придумку будут равняться все остальные компоненты замысла. А кроме того, она призвана стимулировать фантазию автора, поддерживать в нем " энергию заблуждения" (Л.Толстой), желание написать такой сценарий, какого еще никто до него не написал. Например, придумывая сценарий торжества, посвященного юбилею одной из школ Челябинска, автор решил опереться на известное выражение, бытующее в учительской среде: " Школа для нас - второй дом". И одна из ассоциативных тропинок привела его к веселому персонажу - До-мовенку. Сразу замаячил эпизод, посвященный встрече ветеранов с учителями, которые только что со студенческой скамьи. Вместо назидательных речей вручение этого персокажика - талисмана с веселым напутствием - и стало для сценариста эмоциональным камертоном всей работы. Характерное замечание по поводу аналогичного явления в литературном творчестве делает Вениамин Каверин: полуслучайно записанные фразы оказываются, " едва только приступаешь к работе, как бы камертоном, к которому все время прислушиваешься, проверяя верность всего стилевого строя".* * Каверин В, Как мы пишем., - М.: Книга, 1989. - С. 59.
ВТОРОЙ ЭТАП. Конкретизация основных элементов замысла. Создание сценарного плана Начало этого этапа связано с четким определением темы будущего праздника. В замысле любого произведения она занимает главенствующее место. Недаром античная риторика (ораторское искусство) открывалась разделом " ин-венцио" (нахождение темы) наряду с двумя другими: " дис-позицио" (расположение материала) и " элокуцио" (способ изложения, стиль). Тема (греч. " тема" - букв, то, что положено в основу) -это предмет исследования автора. Чтобы облегчить ее формулировку, нужно ответить на вопрос: что будет изображено в сценарии? Или: о чем должен быть сценарий? Правильно и точно названная тема, подобно циркулю, очерчивает круг материала, который необходимо изучить сценаристу. Попробуйте определить предмет изображения в празднике, посвященном Международному женскому дню, приблизительно. Скажем так. жизнь женщин нашего города, - и вы не справитесь с обилием материала, не сумеете сконцентрировать свое внимание на чем-либо конкретном, растеряетесь от количества реальных героев. Но стоит лишь ограничиться рассказом о мастерицах, владеющих тайнами традиционных российских рукоремесел (вышивка, кружева, плетение и т.д.), как ваш замысел начнет обретать зримые очертания. Понятным становится все: и какую литературу заказать в библиотеке, и кто станет реальным героем, и какие художественные коллективы примут участие в празднике. Существует два способа развертывания темы. Диахрон-ный (греч. " диа" - через, сквозь и " хронос" - время) и синхронный (греч. " син" - вместе и " хронос" - время). В первом случае предмет изображения рассматривается по этапам своего развития, это характерно для сценариев различных юбилейных торжеств (дни рождения и творческие годовщины выдающихся современников, круглые даты предприятий, городов и регионов). Ось изображения - временная. Во втором случае предметом художественного исследования являются различные аспекты одной проблемы. Ось изображения - пространственная. Таким образом строится драматическая основа большинства тематических вечеров и развлекательных программ. Развертывание темы рождает определенную структуру, появляются смысловые узелки — основа будущих зпизодов. К ним мы еще вернемся, когда речь пойдет о составлении плана сценария. Предметом драматургического исследования всегда являются человеческие отношения. Конкретизируя тему, сценарист, как правило, сталкивается с некой социально-нравственной проблемой (греч. " проблема" - задача, задание) - противоречием, которое в данный момент, при данных обстоятельствах неразрешимо. А любое противоречие предполагает, как минимум, две точки зрения. И эти точки зрения есть не что иное, как основание будущего дра-муатургического конфликта (лат. " конфликтус" - столкновение). Драматургический конфликт - это столкновение действующих лиц при осуществлении ими своих жизненных задач. В сценарии театрализованного представления конфликт редко имеет собственно драматургическую форму. Чаще всего он проявляется при монтаже различных художественных фрагментов, при сопоставлении различных идейных установок. Осознанно или интуитивно автор замысла занимает в конфликте определенную сторону. Он выносит некое нравственное суждение о предмете изображения. И это суждение принято называть идеей (греч. " идея" - понятие, представление) сценария. Идея имеет над человеком особую власть. Она одухотворяет процесс творчества, управляет ходом ассоциаций, подсказывает те или иные художественные решения. "...Во всяком произведении должна быть оплодотворяющая идея, чтобы произведение вознеслось над повседневностью, над быстротечным временем и, опережая жизнь, утратило характер, хотя, может быть, и художественного, но простого пересказа факта".* Заглянем в приложение этой книжки и, прочитав сценарий игровой программы " Перст судьбы", попробуем реконструировать идейно-тематическую основу его замысла. Тема сценария: предопределенность и свобода выбора в личной жизни современного молодого человека. Проблема, существующая в обществе: отсутствие веры в собственные возможности у определенной части молодежи и поиски утешения в магии, мистике и т.д. В противоречие вступают две жизненные установки: первая - собственную жизнь необходимо устраивать самому. Вторая: надо подчиниться обстоятельствам, и судьба сама устроит твою жизнь. Идея сценария: удача приходит к тем, кто создает свою судьбу собственными руками, умом и волей. С понятием " жанр" (фр. " женр" -род, вид) мы уже сталкивались на первом этапе формирования замысла. Но мы говорили только об одной составляющей этого термина, о разновидности театрализованного представления. Сейчас же, когда сценарист глубже осознал свое отношение к поднимаемой проблеме, он ищет художественные аргументы, чтобы убедить будущего зрителя в своей правоте, и один из таких аргументов - это эмоциональный настрой, необходимый для предстоящего общения. Жизнерадостность, патетика, ирония, ностальгия - вот далеко не полная палитра жанровых красок пишущего. Выбирай любую. А вернее, ту, которая сделает праздничное действие убедительным и оригинальным. Короче говоря, на этапе конкретизации замысла в определении жанра появляется уточнение, несущее в себе эмоциональное отношение автора к изображаемым событиям. Например: концерт-реквием, вечер-портрет, сказочное представление, игровой эксперимент и т.д. '.Шишков В. Как мы пишем. - М.: Книга, 1989. - С. 168. Как уже отмечалось, в рамках одного праздника могут присутствовать не только фрагменты всех видов искусств - от музыки до живописи, от хореографии до архитектуры, но и документ в различных видах - от выступления реального героя до кадров кинохроники. Но если такой разнообразнейший " букет" давно уже стал достоянием театральной и кинематографической драматургии, то сочетание художественного, документального и реального (последнее В.Шкловский называет " внеэстетическим материалом"), скажем, посадка деревьев, парад техники и т.п. - главный признак драматургии праздничного действия. Разновидовый, разножанровый, раз-ностилевой материал требует определенного способа объединения, поэтому важнейшим элементом замысла является сценарный ход. Это прием, который на основе какого-либо конструктивного принципа организует материал и придает ему смысловую и художественную целостность. Документальный и художественный материал, который собран в соответствии с темой будущего сценария, образует основной смысловой ряд. Сценарный ход создает дополнительный. От пересечения этих двух рядов и рождаются удачные сценарные решения.! Каждый из них (имеются в виду смысловые ряды)
по мере развития тянет за собой определенный лексический шлейф". Возникает тот самый " бином фантазии", о котором говорит Д.Родари и который помогает творить сценаристу. " Надо чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым друг другу, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным -только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое... целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать" *. Обратимся еще раз к сценарию школьного юбилейного торжества. Основной смысловой ряд: жизнь школы. Сценарный ход: школа - второй дом, - значит, дополнительный смысловой ряд: жизнь дома. Лексический " шлейф" основного ряда: школа, юбилей, учителя, ученики, профессиональные династии и т.д. Лексический шлейф дополнительного ряда: семья, день рождения, родители, дети и т.д. Не так уж далеки друг от друга эти понятия, и тем не менее необходимость их совмещения будоражит фантазию сценариста, возникают следующие эпизоды. Викторина " Счастливый случай" - ремейк известной телеигры. На сцене две семьи. В той и другой - представители трех поколений. Бабушки, которые когда-то работали в школе, папы и мамы - нынешние ее сотрудники и дети - ученики начальных классов. Свел их, действительно, счастливый случай - юбилей школы. Традициям, быту и бытию последней и посвящены вопросы ведущего. " Праздничный торт". Рассказ об истории школы, который сопровождается все новыми и новыми огоньками, вспыхивающими друг за другом на именинном угощении. Каждый эпизод живет внутри уподобления " школа -дом", подчиняясь его смысловому и образному диктату. * Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. - М.: Прогресс, 1974 Необычайно плодотворна на этом этапе работа с толковым словарем. Необходимо изучить корневые гнезда ключевых слов главного и дополнительного рядов. Это приведет к новым ассоциативным дорожкам, по которым двинется драматургическая мысль, обогатит язык будущего сценария забытыми пословицами, поговорками, идиоматическими выражениями. Возьмем одно из ключевых в нашем случае понятий - " дом" и обратимся к толковому словарю В.И.Даля: «Дом» м. Строение для житья; в городе, жилое строение-, хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом, изба; юж. хата; княжеский и вообще большой, вельможеский, палаты, дворец: помещичий, в деревне, усадьба; маленький и плохонький, хижина, лачуга; врытый в землю, землянка. Умал. домец, домик, домок, домоче, домишка, домишечка; увел, домина, домища. Держать дом, вести дом, хозяйство, распорядок. Открытый дом, хлебосольный. Если к дому, где больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть. У кого дом горит, того в жилой дом не пускать, тверс. Ни у одного вора нет каменного дома. Домхорош, да хозяин не гож:. Хорош домами (город), да плох головами. Дом шумит, хозяева молчат: пришли люди, хозяев забрали, дом в окошки ушел? Вода, рыба, невод. Три кола вбито, бороной накрыто, и то дом. // Семейство, семья, хозяева с домочадцами [...] Домовой м. домовик, дедушка, постень, лизун, доможил, хозяин, жировик, нежить, другая - половина олон., суседко, батанушка; дух хранитель и обидчик дома; стучит и возится по ночам, проказит, душит, ради шутки, сонного; гладит мохнатою рукой к добру и пр. Оно особенно хозяйничает на конюшне, заплетает любимой лошади гриву в колтун, а нелюбимую вгоняет в мыло и иногда осаживает ее, разбивает параличей, даже протаскиваете подворотню. [...]Домоблюс-тительство ср. смотрение за домом. Домовладыка об. глава дома или семейства, большак. Домовладелец м. домовладелица ж. хозяин дома, домохозяин, домодержец. Домоводство ср. домохозяйство, домостройство, домашний обиход. Домовод м. домоводка ж. хозяин, домострой. До-моводный, к домоводству относящийся. Домодержец м. -жица ж домохозяин, домовладелец. Домоделковый, домо-делочиый, домодельный, своей, домашней работы. Домодельщина, то же. (Наум.) Доможил м. живущий в доме, нанимающий дом; или живущий хорошим домом, составляющий дом. Это наш доможил. // Астрх. домовой. Долю-жирец м. доможира об. домочадец. Домозаводство ср. домостройство, домохозяйство. Домоздапие, домоздатель-ство ср. постройка, возведение дома, Домоздатель м. кто рубит избы, кладет дома; плотник, каменщик и пр. Домо-правительство ср. домоблюстительство, управление домом; домоправительный, к этому относящийся. Домоправитель м. -ница ж. управляющий домом, делами, либо хозяйством. Доморачительство ср. забота о порядочном хозяйстве. Доморачительный, старательный по домашнему обиходу. Доморачитель и. -ница ж. заботливый по домоводству. Домородная челядь, дворовые люди, в доме рожденные и выросшие. Доморощенный, б.ч. о животн., выращенный, выкормленный в дому. Доморосток ы. доморощенна об. доморощенное животное. Домоетарица, приживалка, подруга и начетчица, для домашняго, келейного быта, б.ч. у рскльн. Домостроительство ср. домостройство, домохозяйство, домовний обиход, наблюдение за порядком в дому. Жене краса домостройство. Не наряд жену красит., домостройство. Домостроительный, -стройный, к домо-стройству отнещ. Домостроитель м. -ница, домострой, до-мостройка, хороший хозяин; приставленный к домострой-ству, управитель, дворецкий, эконом. II Домострой, письменное наставление домохозяину, дворецкому; рукописи под заглавием домостроя ходят в народе. Домосед м. домоседка ж. охотник сидеть дома. Вор воробей домосед, а люди не хвалят. Домосе(й)дный', к домоседству относящ. Домо-се(и)дные казаки, отслужившие срок полевой или внешней службы, обязанные только домашнею службою по войску; домосидчики. Домоседство ср. сиденье, занятия дома. Доброй жене домоседство не мука. Домоседничать, сидеть дома, не выходя в люди. Быть на домоседстве или на до-мосидке, на домашней, домосидной службе. Домотканный, дома вытканный. Домотканина ж. ткань домашней работы, затрапезник, полосушка. Домоторка об. (торкаться) нищий, побирушка. Домоустройство, домохозяйство ср. до-мостройство, забота о добром порядке всего домашнего обихода: одежды, пищи, опрятности, покоя, удобства и пр. Домохозяин м. домохозяйка ж. домодержец, домовладелец, кому принадлежит дом; глава семьи, большак, болыпуха, которые распоряжаются порядков в доме. Домочадец ы. воспитанный в доме служитель; вообще вся прислуга. Просим покорно к нам с чады и домочадцы! " * Обратим внимание на группу синонимов (хоромы, усадьба, хижина), а также на слова, которые, к сожалению, покидают активный сценарный словарь (домочадцы, до-мовница, домоблюстительство, доморачительство). Они могут пригодиться нам при качественных характеристиках предмета нашего описания. Запомним мудрые фразеологические обороты (" держать дом", " вести дом"), а вот пословицы и поговорки можно и выписать. Они так и просятся в текст сценария:
Три кола вбито, бороной накрыто, и то дом. И тесен дом, да просторен он. Дом вести не лапти плести. Эти выражения не только ждут соответствующего поворота мысли, чтобы отыскать свое место на страницах сценария, они сами становятся отправной точкой творческой фантазии. Однокоренные слова приводят нас в новые смысловые ряды, а те, в свою очередь, помогают находить неожиданные сценические решения. Это касается и слова " домовой" (дух - хранитель и обидчик дома), которое несет на себе жанровые и смысловые напластования современной детской сказки; и слова " Домострой" (письменное наставление домохозяину). Использование литературного памятника XVI века под этим заголовком в серьезном или пародийном ключе, несомненно, таит в себе новые драматургические возможности. Почему бы, используя структуру и стилистику этой книги, не написать и " письменное наставление" директору школы. Короче, если такую работу проделать с каждым словом основного (тема) и вспомогательного ^сценарный ход) смысловых рядов, замысел сценария необычайно обогатится. Сценарный ход, безусловно, зависит от главной темы, он и возникает только тогда, когда сценарист начинает знакомиться с материалом. И тем не менее удаленность основного смыслового ряда от дополнительного в каждом случае бывает разной. Вот еще пример. Студенческий праздник " Прощание с колледжем". Сценарный ход-заполнение обходного листа. Последний воспроизведен в увеличенном размере на сцене. Каждый эпизод заканчивается тем, что на эстраду поднимается представитель того подразделения, которое присутствует в перечне прощального документа (комендант общежития, библиотекарь, костюмер и т.д.), говорит несколько слов о выпускниках и ставит свою подпись. В этом случае расстояние между смысловыми рядами ничтожно. Поэтому каждый эпизод (" общежитие и выпускники", " библиотека и выпускники", " костюмерная и выпускники") требует дополнительного конструктивного приема. Дает ли сценарный ход решение всем эпизодам или в каждом отдельном случае нужно искать специальные средства их организации - сценарист определяет в ходе работы с материалом. В театрализованном концерте и эстрадном представлении часто используется так называемый сюжетный ход. В этих обстоятельствах дополнительный смысловой ряд реализуется через взаимодействие персонажей, то есть через развитие драматургического конфликта. Художественные номера или эстрадные миниатюры сохраняют полную автономность, а ход развивается пунктирно. Действие персонажей сюжетного хода возникает между выступления- ми артистов различных жанров или сценками, связывая их и подчиняя единому смысловому и художественному решению. Вспомним один из московских рождественских концертов. На сцену в окружении внуков поднимается седой старик. В руках у него Вечная книга. Все устраиваются за столиком, освещаемым настольной лампой. Старик открывает Евангелие и начинает читать историю Иисуса Христа. По ходу чтения на сцене возникают то пляска пастухов, то песнопения, прославляющие Деву Марию, то отрывки святого писания. Смысловые ряды поставлены здесь в простые иллюстративные связи. Номера и сюжетный ход взаимодействуют по законам монтажа. Тема, идея, жанр, конфликт, сценарный ход - важнейшие компоненты замысла. И в то же время в воображении пишущего сценарий начнет вырисовываться только с появлением выразительных средств в каждом из намеченных эпизодов, причем степень их конкретности опять же может быть различной. Где-то определяются только виды Искусств, которые составляют основу эпизода, скажем, симфоническая музыка (оркестр) и звучащее слово (чтец), где-то возникает художественное произведение с точным названием, а где-то реальная фамилия реального героя. I Второй этап разработки замысла сценария заканчивается составлением плана. План сценария - это перечень эпизодов с кратким описанием их содержания, определением основных выразительных средств в смысловом и художественном контексте сценарного хода. ТРЕТИЙ ЭТАП. Окончательное оформление замысла Уточнение и обогащение замысла сценария заканчивается только тогда, когда поставлена последняя точка. Причем первоначальное представление о своем детище и окончательный результат работы очень разнятся. И это понятно. Ибо рукописное воплощение замысла постоянно ставит автора перед выбором целого ряда возможностей. Каждое слово " вызывает бесконечный ряд цепных реакций... извлекая звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью, с воображением и. сферой подсознательного и осложняется тем, что разум Не остается пассивным, он все время вмешивается, контролирует, принимает или отвергает, созидает или разрушает".* И то, что принято и оставлено в сценарии, начинает жить по собственным законам, управляя дальнейшим изложением. Корректировка замысла в процессе его воплощения связана не только с лексическим наполнением, но и со всеми художественными и документальными фрагментами невербального характера. Использование кино или видеоряда в одном из эпизодов требует его повтора в другом, церемониальное действие в прологе должно симметрично возникнуть в финале, и такого рода примеры можно приводить бесконечно. Здесь важно одно: умение видеть структуру сценария целиком и притом с разных точек зрения. Это позволяет чутко реагировать на необходимость изменений в сюжете, использовании выразительных средств, тексте и т, д.
* Р одари Д. Грамматика фантазии. Введение в иску ест во придумывания историй. - М.: Прогресс, 1974.
Вопросы и задания 1. Каковы отправные точки возникновения замысла сценария? 2. Два способа развертывания темы. В чем их особенности? 3. Что такое " сценарный ход"? 4. Каковы основные компоненты замысла? 5. Проанализируйте фольклорное (или авторское) ли- Определите их тему и идею. I 6. Проанализируйте сценарий театрализованного представления. Сформулируйте тему, идею, жанр, конфликт, сценарный ход. 7. Опираясь на выбранную пословицу или поговорку, напишите небольшую сценку.
|