Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция политики Н. Макиавелли.






Н. Макиавелли (XV–XVI вв.) (далее Мак.). Основн. произвед-е «Государь». Определил полит. науку как науку о гос-ве. Ввел в научн. оборот термин «гос-во» в его современ. знач-и. Главное в исслед-ии Мак. – гос. власть, анализ ее завоевания, отправл-я, сохран-я, приумнож-я и утраты. Это «клиническое» исслед-ие власти, ее анатомии, патологии. Мак. сделал рывок в методологии исслед-ия пол-ки. Он, во-первых, разграничил анализ объективн. факторов и нормативн. принципов, «суждений о реальности и суждении о ценностях»; во-вторых, отделил политическ. научн. знание от теологии. Т.е., Мак., в отлич. от средневек. схоластики, исследовал не абстрактн. идеи, не субъективн. логическ. конструкции, а живую политическ. реальн-ть. На этой основе Мак. высказал мысль о законах общественно-политическ. жизни (т.е.проявляющиеся при анализе фактов устойчив. взаимосвязи и существен. последов-ти). Наибольш. славу принес подход к определ-ю средств достиж-я цели. «Цель оправдывает средства». «Государь, чтобы достичь успеха, должен идти на все. Государи стоят выше законов, морали.» Т.е. Мак. впервые отделяет политику от морали. Но, он не проповедовал политичес. безнравств-ть и насилие.

Друг. идеи: Наилучш. способ удержать под контролем завоеван. гос-во – его разрушить, особенно, если гос-во было ранее республикой. «Тем, кто приобрел власть путем злодеяний, надо покончить со своими политическими противниками сразу.» Единовластие по его мнению, необход. при созд-ии и реформир-ии гос-ва, а республиканск. правл.е явл. лучш. д/поддерж-я государствен. власти.

 

***********************************

 

4. Политич. мысль эпохи буржуаз. револ-ций: Т. Гоббс, Дж. Лок

Полит. учения Гоббса. (" Левиафан") Создал свою политич. теорию отчасти д/того, чтобы оправдать реставрацию монархии. Полагал, что монархия сам. лучш. форма власти, но в тоже время отрицал теорию божествен. происхожд-я королевск. власти. По Гоббсу люди, будучи разумными, осознали безнадежность своего существов-я и нашли выход из хаоса (" войны всех против всех") – общественн. договор. Гоббс, по современн. меркам, больше консерватор, чем либерал, т.к. даже либеральн. идею об обществен. дог-ре он интерпретир. т.о., что выводы оказались консервативными: свобода, к тому же ограничен., возможна лишь в том случае, если люди передают распоряж-е ею монарху.

Полит. учение Локка. Сам. реалистичн. и влиятельн. из всех других учений этого периода. Его правомерно называют родонач-ком либерализма, теоретиком конституц. монархии и раздел-я властей на законодат., исполнит. (включая судебн.) и федеративн. (внешн. сношений). Впервые четко разделил такие понятия как " личность", " общ-во", " гос-во", поставив личность выше общ-ва и гос-ва. Он считал, что чел-к от рожд-я обладает естественн., неотчуждаемыми правами (права на " жизнь, свободу и собств-ть"). Д/Локка частн. собст-ть - неабсолютная ценность, а средство достиж-я свободн. общ-ва. По Локку, гос-во действует только в целях защиты прав лич-ти, оно не д.б. могущественнее лич-ти, т.к. лич-ти создают общ-ва, а общ-во создает гос-во.

Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

 

***********************************

 

5. Политич. мысль эпохи буржуаз. рев-ций: Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо

Полит. учение Монтескье. Разрабатывал проблемы совокуп-ти факторов, определяющ. " дух законов" или " образ правл-я" в своей работе " О духе законов". Одна из его заслуг – теория раздел-яя властей, кот. происх. от старой идеи " смешанного правл-я". Счит., что верхов-во права м. б, обеспечена лишь разделением властей на законодат-ую, испольнит-ую и судебн. с тем, чтобы различн. власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Полит. учение Руссо. Рассматривает ассоциацию, возникающ. посредством заключ-я общественного дог-ра, как " моральн. и совокупн. тело", " общественного человека", кот. приобрет. " свое единство, общую идентич-ть, жизнь и волю" в рез-те отчужд-я этих прав членами-создателями. Рассматривает пробл. общей воли, заключающ. в том, что создание " моральн. и совокупн. тела " гос-ва явл. одновременно трансформацией " естественн." индивидумов в " моральн." граждан, обладающ. не только законн. правами и обязан-тями, но и соответствующ. моральн. понятиями и чувствами.

 

 

***********************************

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал