Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие средних и предельных издержек






 

Средние издержки (себестоимость единицы продукции) (average total cost) ‑ ATC ‑ это издержки в расчете на единицу произведенного товара, [руб./ед.]:

 

Средние издержки имеют постоянную (AFC) и переменную (AVC) составляющие:

 

 

Предельные издержки (marginal cost) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции:

 

 

Предельные издержки – производная функция только от переменных издержек, это издержки производства и обращения, необходимые для увеличения производства и продажи товаров на одну единицу продукции:

 

 

 

Производственная функция. Общие свойства производительных функций. Валовой, средний и предельный продукт переменного фактора. Кривые валового, среднего и предельного продукта. Кривая себестоимости. Оптимум по издержкам. Условие максимизации прибыли.

 

Производственный фактор - это те затраты в натуральном выражении, которые необходимы для того, чтобы произвести определенное количество продукции

 

 

Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом выпускаемого продукта, производимым с помощью данного набора факторов.

 

Но при этом у всех производственных функций есть два общих свойства:

 

1. Увеличение объема производства за счет роста только затрат по одному ресурсу (фактору производства) имеет предел.

2. Факторы производства, как правило, взаимодополняют друг друга. При этом без сокращения объема производства возможна (в определенной степени) и взаимозаменяемость факторов.

 

Совокупный продукт (total product) переменного фактора – это количество продукции, производимой при определенном количестве изменяющегося фактора и прочих неизменных факторах производства.

Средний продукт (average product) переменного фактора производства ‑ это удельная производительность на единицу переменного фактора.

 

 

Предельный продукт (marginal product) ‑ это прирост совокупного продукта, полученный в результате применения дополнительной единицы переменного фактора производства.

I стадия (MP > AP > 0; график предельного продукта возрастает MP ↑). Данная стадия характеризуется возрастающей предельной производительностью фактора производства. В этой зоне выгодно наращивать производство.

II стадия (MP > 0; график предельного продукта убывает MP ↓). На этой стадии снижается темп прироста производства ( вступает в силу закон убывающей предельной произво- дительности: начиная с определенного момента, каждая последующая затрата переменного фактора производства дает все меньший и меньший прирост объема выпуска продукции).

III стадия (МР < 0; график предельного продукта убывает МР ↓; график среднего продукта уменьшается АР ↓). Точка С показывает предел применяемой технологии.

 

Изокванта, или кривая постоянного (равного) продукта (isoquant) отражает различные комбинации затрат двух факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска определенного объема продукта.

 

Наклон изокванты измеряет предельную норму технологической замены ресурсов. Она выражается в количестве единиц данного ресурса, которое может быть замещено единицей другого ресурса при сохранении объема производства.

 

Абсолютное значение углового коэффициента изокванты характеризует предельную норму технологического замещения (marginal rate of technical substitution) ‑ MRTS. Последняя выражается в количестве единиц данного ресурса, которое может быть замещено единицей другого ресурса при сохранении объема производства:

Изокоста (isocost line) – это прямая равных издержек.

Если Р 1 – цена фактора производства F 1, а Р 2 – цена F 2, то, располагая определенным бюджетом С, наш производитель может купить Х единиц фактора F 1 и Y единиц фактора F 2:

 

 

 

Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресурсов.

 

Учитывая, что в точке Т изокванта и изокоста имеют одинаковый наклон и что наклон изокванты измеряется предельной нормой технического замещения, можно записать равновесие как:

Прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) TR и совокупными издержками TC:

 

Нормальная прибыль – это минимальная плата, которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы стимулировать их применение на данной фирме.

 

Предприятие в условиях совершенной конкуренции. Признаки, определяющие данную форму конкуренции. Степень контроля над ценой. Кривая спроса для совершенного конкурента. Валовая, средняя и предельная выручка в условиях совершенной конкуренции. Оптимизация совершенным конкурентом объема производства в краткосрочном и долгосрочном периоде

 

  Рынок совершенной конкуренции
Число фирм Большое число фирм > 100
Тип продукта Стандартизированная продукция
Наличие неценовой конкуренции Неценовая конкуренция отсутствует, ценовая – возможна, но бессмысленна
Степень контроля над ценой нет
Условия вступления в отрасль Свободный вход и выход

 

Ни один из участников не способен повлиять на положение рынка. Каждый продавец, имея очень маленькую долю рынка не в состоянии повлиять своими действиями на рыночную цену или объем продаж. В силу этого, конкурирующая фирма не может самостоятельно устанавливать цену. Ей остается лишь следовать за сложившейся на рынке ценой. Пытаться установить цену выше или ниже рыночной для бизнеса бессмысленно. Если он для увеличения дохода попытается увеличить цену, то покупатель уйдет от него и приобретет такой же товар у соседнего продавца. Если фирма для расширения объема продаж попытается снизить цену, то объем продаж может быть и возрастет, но убыток в виде неполученной прибыли такой фирме гарантирован.

 

Условия возникновения:

 

1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

2. Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм.

3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:

- Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);

- Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);

- Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);

- Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);

- Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска.

4. Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал