Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценовая дискриминация.






 

Власть монополиста над ценой тесно связана с эластичностью спроса. При прочих равных условиях, чем меньше эластичность спроса покупателей, тем больше возможностей для установления высоких цен у фирмы-монополиста. В связи с этим может возникнуть ситуация, когда фирме выгодно разделить свой рынок: продавать один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Такая практика продажи называется ценовой дискриминацией. Слово «дискриминация» здесь означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение».

 

Фирма увеличит свою прибыль, если разделит рынок: более богатым покупателям предложит продукцию выше цены монопольного равновесия, а более бедным – ниже этой цены.

 

Самая сложная проблема ценовой дискриминации – надежно отделить один рынок от другого.

 

Поясним идею ценовой дискриминации графически. На рисунке показаны рынки с ценовой дискриминацией. Эти два графика как бы повернуты друг к другу «спиной», чтобы нагляднее была видна взаимосвязь между ними. Линия предельных издержек проходит через оба этих графика, что отражает неизменный уровень издержек при продаже продукции по разным ценам.

 

 

На рис.а фирма устанавливает высокую цену Ц1 и продает продукцию V1 покупателям с низкой эластичностью спроса. Это «дорогой» рынок. Валовая выручка фирмы – заштрихованный прямоугольник – 1.

 

В случае рынка б (рис.б) фирма устанавливает низкую цену Ц2 и продает продукцию V2 покупателям с высокой эластичностью спроса. Это – «дешевый» рынок. Валовая выручка фирмы и на этом графике – заштрихованный прямоугольник – 2.

 

Суммарная валовая выручка фирмы – сумма прямоугольников 1 и 2. Эта валовая выручка от ценовой дискриминации оказывается выше, чем на едином, неразделенном рынке (рис.в). На этом неразделенном рынке фирма устанавливает цену Ц0 и продает продукции V0. Валовая выручка – заштрихованный прямоугольник 3, который оказывается меньше суммы прямоугольников 1+2.

 

Ценовая дискриминация по географическому признаку

Ценовая дискриминация по категориям покупателей

Ценовая дискриминация с учетом временного фактора

Неявная (скрытая) ценовая дискриминация

Ценовые скидки

 

Предприятие в условиях олигополии. Признаки, определяющие данную форму конкуренции. Степень контроля над ценой. Кривая спроса для олигополиста. Предельная выручка в условиях олигополии. Лидерство в ценах.

 

 

  Рынок олигополии
Число фирм Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции (2-20)
Тип продукта Отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий (товары промышленного спроса)
Наличие неценовой конкуренции При ценовом соглашении ведется неценовая реклама.
Степень контроля над ценой Частичный контроль над ценами. Возможно соглашение между фирмами о фиксации цен, разделении или распределении рынка
Условия вступления в отрасль Вступление в отрасль ограничено.
Где чаще встречается Характерно для металлургии, машиностроения, электротехники, электронной промышленности.

 

Препятствия для входа на такой рынок:

- эффект укрупнения производства (эффективная деятельность возможна только при больших объемах производства)

- крупные единовременные затраты

- сговор фирм

 

Модель Нэша

Фирмы «играют», т. е. они принимают решение понизить или повысить цену, реклами­ровать свою продукцию или нет и т. д. Условием равновесия является то, что если дана стратегия первого игрока, второму остается только повторить его стратегию.

 

Равновесие Нэша — это такое состояние фирм, при котором стратегия каждого игрока (фирмы) является ответом на действия других иг­роков (фирм) не худшим из доступных ему стратегий.

 

Модель олигополии Курно

Модель Курно предполагает, что на рынке функционирует всего две фирмы (дуополия). Каждая фирма предполагает, что цена и объем производства конкурента неизменны, а затем принимает свое реше­ние по объему производства.

Например, производитель - дуополист I начинает производство первым. Сначала он является монополистом, производя Q1 продукции.

Данный объем продукции при цене Р позволяет ему максимизировать прибыль, поскольку MR = МС = 0. В данном случае, при данном объеме производства, эластичность рыночного спроса равна единице. Общая выручка (ТR) достигает максимума.

Затем производство начинает вести дуополист II, в его понимании объем выпуска сдвинется вправо на расстояние 0Q1. Он воспринимает участок AD' рыночного спроса (DD1) как кривую остаточного спроса, причем ей соответствует кривая предельного дохода (MR2) дуополиста II. Объем производства дуополиста II будет равен половине не­удовлетворенного спроса дуополиста I, т. е. Q1 Q2 что дает ему воз­можность максимизировать прибыль. Выпуск составит 1 /4 часть всего рыночного объема.

Следующие действия дуополиста I основаны на том, что он пред­полагает, что выпуск дуополиста II останется неизменным и т. д.

 

Правило дуополии Курно следующее: если продавец I снизит свой выпуск на единицу, то продавец II увеличит свой выпуск на половину единицы (и наоборот).

Равновесие в модели Курно можно показать через кривые реакции, которые отражают максимизирующие прибыль объемы выпуска од­ной фирмы по отношению к другой (если даны объемы выпуска кон­курента).

 

Каждая фирма при равновесии устанавливает такой объем производства, который соответствует своей собственной кривой реакции. Поэтому равновесный уровень объема производства находится на пе­ресечении двух кривых реакции (равновесие Курно).

При равновесии Курно каждый дуополист стремится и устанавли­вает объем производства, который максимизирует его прибыль, при определенном объеме своего конкурента. Поэтому у дуополистов нет стимула к изменению своего объема производства.

Равновесие Курно аналогично тому состоянию, которое в теории игр называют равновесием Нэша, т. е. каждый игрок делает наилуч­шее, что только он может сделать. В итоге игроки теряют стимул к изменению своего поведения.

Модель Курно применима лишь в тех случаях, когда две фирмы выбирают свои объемы производства только однажды, поскольку впоследствии их объемы не могут изменяться.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал