Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемная речь⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
В проблемной речи, как в монологической, много вопросов, ответов, решений, отказов от этих решений, рассуждений, выводов. Главное речевое действие в проблемной речи - активное думание, поиск ответа на поставленную проблему. Речь неторопливая. Голос звучит в основном на нижнем регистре. Напряженная внутренняя жизнь. Темы проблемных речей многообразны и бесконечны. Вся жизнь состоит из больших и малых проблем. В учебных речах не рекомендуется брать политические темы и темы, которые сложны для глубинного решения. Все это - в будущем. А обучаясь ораторскому искусству, надо брать более доступные темы: эгоизм, равнодушие, счастье, радость жизни, наш город, культура общения... В качестве проблемной речи приведем отрывок из статьи «Размышление» народной артистки, профессора М.О. Кнебель1. «Личность художника - что это такое? Из чего она состоит?... Можно ли формировать самого себя как личность?... Мне кажется, что из нашего театра постепенно уходит понятие «посвящение себя искусству», понятие высочайших эстетических норм, которые были законом для великих деятелей русской сцены. Понятие «самоусовершенствование» мы сдали в архив... В то время как стоит оглянуться на судьбы крупных художников - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы увидим титанический труд над самим собой. Разве в нашем деле уровень искусства поднимается сам собой? Разве наше тело, наш голос податливее глины? Разве наше воображение так уж подвижно от природы? Разве процесс рождения замысла в нашем искусстве проще, примитивнее, чем в живописи или в музыке? Разве театр требует меньше культуры, знаний, эмоциональной взволнованности? Разве дилетантизм в нашей профессии не безнравственен? Сейчас слишком охотно молодые объявляют себя Моцартами. А потом мы с горечью наблюдаем, как вместе с молодостью уходит обаяние, глядишь, вместо Моцарта пред тобой скучная посредственность, убогий диапазон чувств и мыслей... Все это вопросы бескомпромиссного отношения к себе, к своему творчеству. Именно нарушение высоких этических норм лежит в основе того, что художник может скатиться к ремесленничеству. И тогда уже трудно говорить о личности художника». Дружба «И ты, Брут?» - воскликнул Цезарь, умирая. Предательство друзей! Что может быть страшнее? Даже самый беспощадный враг не идет ни в какое сравнение с фальшивым другом. Ведь врагов встречаешь с открытым забралом и мечом в руке. К друзьям же не боишься повернуться спиной. Беда, которую не ждешь, ранит намного сильнее ожидаемого удара. 1 Кнебель М.О. Размышление. Журнал «Театральная жизнь». 1984, № 13.
Многие скажут: «Не может быть! Мои друзья никогда меня не предадут. И вообще: каждый получает то, что заслуживает». Однако в жизни, к сожалению, не всегда так. И свидетельства тому можно найти в пословицах, крылатых выражениях: «Пригрел змею на груди», «Предают только друзья», «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным», в сказках («Снегурочка»), драматических произведениях («Король Лир», «Горе от ума», «Отелло»), и этот список можно продолжать и продолжать. Так как же быть? Не иметь друзей? Никому не доверять? Быть одному? Нет! От этого можно сойти с ума! Жить трудно целый век без ближних, без друзей! Пойми, что человек ты лишь среди людей. Низами
Надо жить по принципу: «Лучше поверить и ошибиться, чем ошибиться, не поверив». Нужно любить и верить, понимать и прощать. Ценить настоящих друзей и не бросать их ради новых, на первый взгляд, более интересных знакомых. Ведь «старый друг лучше новых двух». Нужно прощать зло. Прощать не ради других - ради себя. Обида сжигает душу, а месть разрушает ее окончательно. Конечно, предательство - это страшно, но оно не стоит того, чтобы помнить о нем всю жизнь. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло; Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило. А.С. Пушкин И все же: «Дружба да братство дороже всякого богатства», Берегите дружбу и друзей! Когда обучающиеся познакомились друг с другом и сдружились, объединенные единой целью овладения речевым мастерством, можно предложить им такой вид речи, как «Портрет». Об этом задании надо предупредить заранее, чтобы можно было понаблюдать за объектами, отметить особенности характера, поведения, речи, голоса, привычек... «Портрет» - это речь-загадка, ибо не называется имя человека - о ком идет речь, угадывают сами слушатели. Хорошо, чтобы обучающиеся прочли внимательно «Мертвые души» и обратили внимание на то, как гениально рисует портре-ты своих героев Н.В. Гоголь. В процессе занятий идет работа и над многообразными видами речей, с которыми мы чаще всего встречаемся в жизни. Поздравление: «С днем рождения», «...юбилеем», «...праздником», «...победой в спорте, искусстве, работе», «Со свадьбой» и т.д. Напутствие (окончившим школу, вуз, призывникам и т.д.). Приветствие, сенсация, открытие выставки. Презентация, прощальная речь с умершим... Каждый из этих видов имеет свои особенности. Так, поздравления рождают определенный тон речи, восторженные слова, мягкий теплый тембр... Ведь надо возбудить у слушателей теплые чувства радости, счастья. В напутствии речь звучит уверенно, достаточно звучно. Надо внушить веру в хорошее будущее. В речи часто слышны восклицательно-побудительные интонации. Действие в сенсации - удивить, изумить, потрясти. Речь неторопливая, с вопросами, восклицаниями, в которых звучит удивление, радостное открытие чего-то небывалого или, наоборот, потрясающий гнев по поводу какого-либо преступления. Если вы открываете выставку карикатуристов, надо людей настроить на веселый лад, сделать их «легкими», если же ведете на выставку, посвященную Великой Отечественной войне, надо сделать людей «тяжелее», серьезнее, остановить от ненужных разговоров, шума и т.д. И если в первом случае голос звучит на более высоких тонах, со светлым тембром, то во втором - голос низкий, речь медленная, тембр мягкий, но темный. Прощальная речь с умершим кратка, строга, сдержанна в эмоциях; речь звучит в нижнем регистре; медленно, тяжело произносятся слова. Надо всех сделать «тяжелее»: идет осознание того, что происходит. Конечно, говорится обо всем хорошем, что сделал человек в жизни. Если говорящий «подпускает чувства», то создается впечатление, что он лжет, играет горе. Свадебные речи часто произносятся в стихотворной форме. Это создает особый эмоциональный настрой всех присутствующих на то, что происходит великое событие в жизни двух людей, связавших себя узами брака. Выступая с той или иной речью, надо позаботиться о тоне ее звучания. Сейчас мы чаще слышим минор вместо мажора. Или фальшивый, крикливый, не изнутри идущий «бодрячок», или «озлобленный рык», готовый, как говорят некоторые режиссеры, «вздрючить» слушателей. Чтобы избавиться от этих ошибок, надо знать разнообразие тонов, существующих в действительности: лирический, романтический, юмористический, героический, буффонный, драматический, трагический. Возможно и их сочетание: лирико-романтическое, лирико-драматическое и т.д. Говорящий и слушающие связаны нитями творческого понимания. Это понимание рассчитано на сотворчество, сомыслие, сопереживание. Восприятие - это комплексный сгусток мыслей, чувств, всех психофизиологических процессов человека. Можно выделить главенствующее действие слушателей при восприятии различных видов речи. Определим (разумеется, весьма условно) действенно-чувственные нити, связывающие говорящего со слушателями.
Ораторы - это неповторимая индивидуальность во всем: в умении словами излагать содержание, в проявлении чувств (открытых или сдержанных), в логике доказательств и т.д. У кого-то превалирует мысль, логика, у кого-то на первом месте чувство, открытый темперамент. С помощью действенного слова, различных видов речи мы организуем не только наше общение со слушателями, но и свой внутренний мир, управляем своими мыслями, желаниями, памятью, чувствами, поведением, творческим самочувствием. Совершенствуем себя как личность.
ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРСТВЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ Оратору часто приходится отвечать на вопросы слушателей. Появление вопросов - это хороший сигнал. Он говорит о том, что выступление вызвало интерес, взволновало аудиторию. Мудрец хоть знает, но вопрос задаст, Чтоб знанья укрепить. Глупец не знает, но не спросит нас, Чтоб знающим прослыть. В ответах надо не уронить своего престижа. Отвечать на вопросы следует профессионально и интересно: кратко, точно, убедительно, если надо - с юмором. Прежде всего, ответы даются по существу вопроса, конкретно, правдиво, с достоверной информацией. Если вы не уверены в точности информации, лучше вовсе не отвечать, чем отвечать неверно. Не надо бояться сказать о том, что вы не готовы к ответу. Или отвечайте (особенно по значительным событиям, явлениям), но с некоторой оговоркой: «мне кажется», «по-видимому», «может быть», «можно предположить» и т.п. Слушатель воспримет благожелательно ваш «осторожный» ответ. Бывают и такие случаи, когда оратор, отвечая на вопросы, проходит, «как бы случайно», мимо коварного вопроса. Иногда он вынужден точнее сформулировать вопрос слушателя. Все эти приемы «честного признания», «отсрочки», «формирования вопроса» имеют место в ораторской практике. Высоко оценивается слушателями четкая лаконичность ответов, краткость и в то же время полнота их. Если же ответы ораторов длинны, то, по меткому замечанию Монтескье, они «наверстывают длиною то, что не хватает у них в глубину». (Выделено мною. — 3. С.) Никогда не следует упрекать слушателей в том, что они задают вопросы, на которые вы уже отвечали в своем выступлении. Надо найти новые аргументы, факты, новый поворот раскрытия вопроса. Необходимо учитывать и такую ситуацию: вопрос задает один человек, а ответ слушает вся аудитория. Значит, и оценивают ответ все. И очень важно, чтобы оратор был внимателен к вопросам, доброжелателен к коварным или неумело сформулированным. И вместе с тем надо быть принципиальным в ответах на провокационные вопросы, сохранять спокойствие, живость ума, убежденность в своей правоте. Трудность ответов на вопросы заключается и в том, что они не известны заранее оратору, а он должен найти верный и полный ответ в считанные минуты. Все это требует предельной собранности, умения мобилизовать мозговую деятельность. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Какие существуют виды учебных речей? Какие навыки тренируют малые речевые формы? Какова роль внешней техники речевого действия в создании и воплощении различных видов речей? Что надо знать о творческих нитях понимания действия каждого из видов речей? Как сочетаются мысль и чувство у различных ораторов? Что надо знать о мастерстве ответов на вопросы? Задания по теме «Учебные речи» состоят в самостоятельной работе по созданию тех или иных видов речей, с которыми оратор выступает перед аудиторией. А это большая подготовительная работа: определение темы, нахождение необходимого материала, фактов, доказательств, это и составление речи, голосо-речевой тренинг, нахождение средств выразительности выступления и т.д.
библиография Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М, 1984. Апресян Г. 3. Ораторское искусство. — М., 1972. Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. — СПб, 1997. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону, 1998. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988. Далецкий Ч. Б. Практикум по риторике. — М., 1995. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982. Калинин А. В. Культура русского слова. — М., 1984. Колесов В. В. Русская речь. Вчера, сегодня, завтра. — СПб, 1998. Колшанский Г. В. Паралингвистика. — М., 1977. Кохтев Н. Н. Риторика. - М., 1994. Михневич А. Е. Введение в методику лекционной пропаганды. — Минск, 1982. Маркачева Т. Б., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. М., 1988. Петрова Э. А. Живое слово лектора. — Л., 1988. Риторика и ораторское искусство. Хрестоматия. Составитель В. А. Шенберг. - СПб, 1994. Рождественский Ю. В. Риторика и стиль. — М., 1989. Рождественский Ю.В. Речь и действительность. - Риторика публичной речи. - М., 1989. Розеншток-Хюсси. О. Речь и действительность. — М., 1994. Савкова 3. В. Средства речевой выразительности. — Л., 1982. Савкова 3. В. Внеязыковые средства выразительности речи лектора. — Л., 1984. Савкова 3. В. Творческое самочувствие лектора. — Л., 1986. Савкова 3. В. Речь лектора - это сам лектор. — М., 1989. Савкова 3. В. Энергия живого слова. — СПб, 1991. Савкова 3. В. Риторические игры. — СПб, 1998. Савкова 3. В. Техника звучащего слова. — СПб, 1997. Сергеич П. Искусство речи на суде. — М., 1988. Сопер П. Основы искусства речи. — М., 1992. Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. — М., 1954—1961. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. — М., 1994. Чихачев В. П. Речевое мастерство пропагандиста. — М., 1987. Шенберг В. А., Колоченко А. К. Методика ответов на вопросы слушателей. — Л., 1989. Шенберг В. А. Полемика как способ духовного противоборства. — Л., 1991. Шенберг В. А., Савкова 3. В. Риторика. - СПб, 1997.
© Ссылка на сайт www.ritorika.igro.ru - обязательна.
|