![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Турция после 1980 г. турецкое «экономическое чудо» и его основные параметры.
После переворота 12 сентября 1980 г. власть сосредоточилась в руках Совета национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генерального штаба Кенаном Эвреном. В Совет входили также командующие четырьмя родами войск. Правительство возглавил бывший командующий военно-морским флотом Турции адмирал Бюлент Улусу. Были предприняты чрезвычайные меры для наведения порядка: распущены все политические партии. 16 октября 1981 г. последовал специальный Закон о запрете всех политических партий. Даже их имущество было национализировано, настолько военные были возмущены деятельностью политиков. Для разработки новой Конституции был созван Учредительный меджлис. Новая Конституция Турции была одобрена на референдуме 7 ноября 1982 г.: 91% населения страны высказался «за». В первые же недели после переворота в силу сложной экономической ситуации на должность первого заместителя премьер-министра, курирующего экономические вопросы, был назначен гражданский политик — Тургут Озал. Он еще с января 1980 г. предлагал свой план выхода из экономического тупика. Теперь появилась возможность осуществить его. Началась политика экономической либерализации: государство отказалось от жесткого контроля над ценами, разрешило свободное их формирование; более чем вдвое сократилось число чиновников и служащих в государственных экономических организациях (ГЭО). Были сняты ограничения для иностранных инвесторов — в страну устремился капитал: с 1980 г. ежегодно возникает до 17 тыс. совместных предприятий. Возрос объем денежных переводов от сотен тысяч граждан Турции, работающих в странах Западной Европы. 22 апреля 1983 г. в Турции принят Закон о политических партиях: он запрещал бывшим лидерам партий, известным политикам, участвовать в политической жизни на срок от 5 до 10 лет. 10 июня 1983 г. принят Закон о выборах, который регламентировал многие процедуры. В частности, устанавливал 10%-ный барьер: партии, набравшие меньше голосов, не могли быть представлены в парламенте. Вводилась периодичность выборов — 1 раз в 5 лет. Началось воссоздание политических партий. Партию отечества и хорошо подготовиться к предстоящим выборам. Парламентские выборы в Турции состоялись 6 ноября 1983 г. Результаты их оказались неожиданными для военных — их политические протеже не смогли добиться успеха. Полную победу одержала Партия отечества Т Озала: она набрала 45% голосов и получила 211 мест в парламенте (из 400). Второй результат был у Народнической партии (НП): 30, 4% голосов, 117 мест. Третьей оказалась Национально-демократическая партия (НДП): 23, 2% голосов, 71 место. Остальные 8 партий, участвовавшие в выборах, не набрали необходимых 10% голосов и не были представлены в парламенте. Однопартийное правительство возглавил Т. Озал. Сразу же, в конце 1983 г., был резко ослаблен государственный контроль над экономикой. С 1984 г. началась широкая приватизация низкорентабельных предприятий государственного сектора. В январе 1984 г. принят Закон о поощрении экспорта: он предусматривал создание специальных фондов для поддержки предпринимателей, скидки в налогообложении, льготные таможенные тарифы. В июне 1985 г. принят Закон о создании свободных экономических зон. Речь шла о двух зонах — Мерсине и Анталье. Там началось быстрое развитие инфраструктуры и иностранного туризма, создание экспортоориентированных производств; естественно, все это делалось с привлечением иностранного капитала. Результаты экономических преобразованийсказались сразу: возобновился рост ВНП — 5, 5% в год, с середины 1980-х гг. стал расти экспорт, достигнув в конце 1980-х гг. 10 млрд. долл. Турция преображалась на глазах: появились благоустроенные дороги, ирригационные сооружения, современные коммуникации, связь, развивался туризм и сектор услуг. Повысилась эффективность труда. Правда, были и негативные проявления: росли цены, безработица, усиливалось социальное расслоение общества — не все смогли преуспеть в жизни. Росла и коррупция в государственном аппарате. На этом стали играть исламисты и националисты, пытаясь внести изменения в расстановку политических сил в Турции. Характерной чертой Турции всегда было господство государственного сектора в экономике.Постепенно он становился все менее эффективным, но, пока сохранялся жесткий централизованный режим власти, это было не так заметно. В Турции быстрыми темпами происходили социальные изменения, повлекшие за собой и изменения в политической ситуации.Это подтвердилось уже в марте 1984 г.на выборах в местные органы власти.По-прежнему лидировала Партия отечества (41, 2% голосов), но неожиданно в лидирующую группу выдвинулись еще две партии: Социал-демократическая партия (СДП), которую возглавил сын Исмета Инёню — Эрдал Инёню (23, 4% голосов), и Партия верного пути (ПВП), за которой стояли сторонники С. Демиреля, так как сам он не мог быть членом партии (13, 25% голосов). Эти две партии (СДП и ПВП) стали добиваться роспуска парламента и досрочных выборов. В сентябре 1986 г. частичные выборы в меджлисподтвердили снижение популярности Партии отечества: она получила лишь 32% голосов. Произошли и другие изменения в расстановке политических сил. В мае 1986 г.последовал самороспуск НДП. В ноябре 1986г. часть Народнической партии объединилась с социал-демократами — образовалась единая Социал-демократическая народническая партия(СДНП) во главе с Эрдалом Инёню. Тогда же, в ноябре 1986 г., образовалась Демократическая левая партия (ДЛП), за ней стояли сторонники Б. Эджевита. Активизировались и фундаменталисты: Партия благоденствия Н. Эрбакана и Партия националистической деятельности А. Тюркеша. В сентябре 1987 г. в Турции состоялся референдум по поводу отмены 4-й статьи Конституции, запрещавшей видным политическим деяте1 лям занимать выборные посты в течение 10 лет. В октябре 1989 г. Т. Озал избран президентом Турции (сменил генерала К. Эврена). Премьер-министром стал Б. Эджевит. Был принят новый Закон о выборах: он подтверждал 10%-ный барьер для парламентских партий, а также обеспечивал партии, получившей на выборах 35% голосов, абсолютное большинство мест в парламенте. Выборы состоялись 29 ноября 1990г. В парламент прошли депутаты от трех партий: Партии отечества (36%), Социал-демократической (25%), Партии верного пути(19%). Все остальные партии, в том числе и Демократическая левая Б. Эджевита, не смогли пробиться в парламент. Явно обнаружилась тенденция к падению авторитета Партии отечества, поэтому пост премьер-министрабыл передан С. Демирелю. После октябрьских выборов 1991 г., подтвердивших тенденцию к падению популярности ПО, в Турции было создано коалиционное правительство из двух партий — ПВП и СДНП. Возглавил его по-прежнему С. Демирель; после неожиданной смерти Т. Озала в мае 1993 г, он был избран президентом Турции. С 1993 г. в стране обостряется проблема сепаратизма. Курды — этническое меньшинство в Турции — давно уже добивались автономии, но официальная позиция властей категорически отвергала такую возможность. Борьбу курдов с 1978 г. возглавляла Курдская рабочая партия под руководством Абдуллы Оджалана. В 1984 т. она объявила правительству войну. В 1993 г. курды-депутаты покинули турецкий парламент, в 1994 г. они подверглись политическим репрессиям. В феврале 1999 г. А. Оджалан был арестован. В феврале 2000 г. на VII Чрезвычайном съезде Курдской рабочей партии принято решение прекратить боевые действия и решать проблему мирными средствами. 24 декабря 1995 г. состоялись досрочные парламентские выборы. Они подтвердили рост исламских настроений в обществе, что ранее продемонстрировали и результаты муниципальных выборов — во многих крупных городах мэрами были избраны исламисты. Партия благоденствия Н. Эрбакана получила на выборах больше всего мест — 144, Партия Отечества — 137, Партия верного пути — 98, ДЛП — 61; Народно-республиканская партия, воссозданная лишь в 1992 г., получила в парламенте 55 мест. Курды набрали лишь 4, 17% голосов и не сумели пройти в парламент. Ситуация выглядела патовой: ни одна партия не располагала большинством, достаточным для формирования правительства. Было решено создать коалицию из двух партий, их лидеры должны будут попеременно возглавлять кабинет министров. После выборов 1995 г. премьером стала Тансу Чиллер, с 1995 г. возглавившая Партию верного пути (бывший лидер-президент — С. Демирель). В сентябре 1996 г. правительство возглавлял уже лидер Партии благоденствия Н. чЭрбакан. В январе 1998 г. своим указом он сместил Н. ЭрбаканаА передав пост премьер-министра лидеру Демократической левой партии Б. Эджевиту. Было объявлено о запрете Партии благоденствия. Впрочем, почти сразу же исламисты образовали новую партию — Партию справедливости, во главе которой встал ее генеральный секретарь Р. Кутан; она сохранила свои места в парламенте. 17 января 1999 г. правительство Б. Эджевита получило вотум доверия в парламенте. Очевидно, политические лидеры Турции сделали выводы из прошлого и не стали обострять политическую ситуацию. В мае 2000 г. новым президентом Турции был избран Ахмед Недж-дет Сезер. Он сменил известного политика С. Демиреля. Жесткая позиция в отношении исламистов сохранялась; в январе 2001 г. начальник генерального штаба Турции вновь предупредил их, что армия готова выступить в защиту Конституции и не допустит прихода исламистов к власти. Тем не менее 4 ноября 2002 г. состоялись парламентские выборы, которые завершились триумфальной победой Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. В марте 2003 г. премьер-министром Турции стал Р. Эрдоган, по праву заняв причитающееся ему место.
|