Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индия 1947-1964 гг. «Курс Неру».






Раскол Индии на два государства оставил в наследство массу проблем. Массовые убийства, начавшиеся в момент раздела, на долгие десяти­летия определили враждебные отношения между Индией и Пакистаном. 18 января представители всех религиозных общин, со­бравшись в Дели, дали клятву: прекратить взаимные акты насилия. 30 ян­варя 1948 г. был убит фанатиком-индусом из Хинду Махасабхи во вре­мя грандиозного митинга, в присутствии миллионной толпы народа.

Раздел страны нарушил работу единой инфраструктуры: останови­лись поезда на железных дорогах, были прерваны линии электропере­дач, поскольку зачастую производили энергию в одной стране, а по­требляли — в другой. К Пакистану в итоге отошли основные районы производства сель­скохозяйственных культур: хлопка, джута, пшеницы; к Индии — ос­новные промышленные мощности. С первых же дней независимости в Индии ощущалась острая нехватка продуктов питания и промыш­ленного сырья.

Правительству Д. Неру пришлось в срочном порядке проводить закупку всего необходимого за рубежом, благо на счетах Индии в Английском банке были сотни миллионов долларов. Серьезную проблему представляла интеграция княжеств: по плану Маунтбеттена князья сами должны были решать, к какому из двух го­сударств, они будут присоединяться.

Еще 15 июня 1947 г. ИНК принял резолюцию: а) княжества не мо­гут претендовать на независимость; б) необходимо учитывать мнение населения и соблюдать демократические процедуры; в) не могут при­соединяться к Пакистану княжества, со всех сторон окруженные тер­риторией Индии.

До провозглашения независимости большинство княжеств (555 из 565) приняли решение войти в состав Индии. Перед государственным аппаратом новой Индии стояли непростые задачи: необходимо было наладить работу, преодолеть религиозные распри. Экономические трудности первых лет независимости были усугуб­лены неожиданными военными расходами: началась война из-за; Кашмира.. Главная проблема, доставшаяся Индии от колониализма, — разобщен­ность двух экономических укладов: традиционного и современного.

В традиционном секторе экономики было занято подавляющее боль­шинство населения: крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, рос­товщики; он обслуживал основные потребности внутреннего рынка. Современный сектор был представлен промышленными предприя­тиями и соответствующей инфраструктурой, а также сельскохозяйст­венным производством, ориентированным на экспорт — он работал. В основном, на мировой рынок. Расширяясь, современный уклад не­избежно подавлял традиционное производство, никаких коопераци­онных связей между ними не было.

Преодолеть колониальную структуру экономики вообще было не­просто, ведь англичане развивали прежде всего те отрасли современ­ного уклада, которые были им необходимы для использования ресур­сов Индии. Промышленные предприятия Индии уступали передовым В техническом и технологическом отношении, зависели от поставок запчастей и комплектующих, промышленного сырья и полуфабрика­тов из-за рубежа. Расположены они были в основном на побережье, в портовых городах, так как доставка по морю обходилась дешевле.

Многие члены правительства Д. Неру были привержены экономи­ческим идеям того времени. Сам он был романтиком, с большими симпатиями относился к социализму, поэтому полагал, что будущее В экономике — за государственным сектором, значит, следует стре­миться к его постоянному расширению.

Кроме того, Д. Неру видел особую роль государства в регулирова­нии экономических и социальных процессов. Индия, как он считал, требует постоянного расширения системы государственного регу­лирования, распространения функций государства на новые сферы. В 1950 г. в стране создана Плановая комиссия, она приступила к со­ставлению пятилетних планов. В 1952 г. образован Национальный совет развития, который был призван координировать экономичес­кую политику. В государственный сектор попали прежде всего предприятия, находившиеся под контролем колониальной админи­страции.

В годы первой пятилетки (1951—1956) на расширение госсектора шло 47% всех капиталовложений. Особое внимание уделялось разви­тию металлургической, нефтяной, угольной промышленности, ма­шиностроения, а также объектам промышленной инфраструктуры. В январе 1955 г. в Авади состоялась сессия ИНК. 30 апреля 1956 г. была принята новая Резолюция о промышленной по­литике. Она предусматривала расширение государственного сектора; государственное регулирование распространялось отныне на 17 отрас­лей.

26 июня 1949 г. новую Конституцию Индии.. Индия провозглашалась с 26 января 1950 г. светской республикой. Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту. Верхняя палата — Совет штатов — формируется из членов Законодательных собраний штатов, она представляет индийскую фе­дерацию. Нижняя — Народная палата — формируется в результате ре­гулярных выборов. По их итогам создается правительство, главный ор­ган исполнительной власти, его возглавил Д. Неру.

Вопросами включения бывших княжеств в состав федерации, их адаптацией, реорганизацией самой федерации в первые годы провоз­глашения независимости занимался В. Патель. Ряд наиболее крупных княжеств были включены в прежних границах в качестве самостоя­тельных провинций, затем — штатов. По Конституции более мелкие административные единицы составляли союзные территории или включались в особую группу штатов — «Б»: в качестве администрато­ров там назначались на первое время бывшие князья. Но границы по-прежнему разделяли национальные группы. Требовалась администра­тивная реформа.

Движение за административную реорганизацию на лингвистической основе развернулось в Индии еще в 1920—1930-е гг. Известно, что на своих сессиях ИНК еще в 1930-е гг. неоднократно принимал резолю­ции с обещаниями провести административную реформу сразу же, как только Индия обретет независимость. В то время лидеры нацио­нального движения полагали, что все зло кроется лишь в колониализ­ме, что с уходом англичан многие проблемы можно будет разрешить легко.

Но в первые же годы самостоятельного развития ситуация оказа­лась сложной, и прежде всего, в результате раскола Индии по религи­озному признаку. Правительство Д. Неру вынуждено было действовать чрезвычайно осторожно, опасаясь за целостность страны и прочие воз­можные внутриполитические последствия. Вопрос об административ­ной реформе был отложен.

С начала 1950-х гг. движение за реорганизацию штатов активизиро­валось снизу. Начало положил Хайдарабад, в котором в 1952 г. вспыхнуло движение за объединение народа андхра в рамках единого шта­та. Во главе движения стоял известный в Индии ученик и последова­тель М.К. Ганди — некто Рамалу. Весь регион был охвачен сатьяграхой, центральные власти оказались бессильны нормализовать обстановку. К тому же Рамалу уморил себя голодовкой протеста — возникла угроза беспорядков с применением насилия.

Правительство Д. Неру пошло на уступки: в октябре 1953 г. был со­здан первый штат на лингвистической основе — Андхра-Прадеж, в ко­торый вошли основные районы проживания народа андхра. Тогда же было объявлено о создании Комиссии по реорганизации штатов.

В ноябре 1956 г. в Индии было введено новое территориальное деле­ние: на основе проекта Комиссии создавалось 14 штатов по лингвис­тическому признаку.

Сложной оказалась и языковая проблема. Всего в Индии — 87 язы­ков, из них около 60 — распространенные, а 23 — наиболее распрост­раненные (на многих из них в стране говорят десятки миллионов че­ловек — бенгали, телугу, маратхи, тамильском, каннада, малаялам).

В 1950 г. председателем ИНК был избран Т. Тандон — лидер право­го крыла. Но в следующем году Д. Неру вынудил его подать в отставку. Он сам занимал пост председателя Конгресса вплоть до 1955 г., затем передал его в руки преданных ему людей. Тогда же, в 1950—1951 гг., из ИНК вышел ряд левых группировок. Все это упрочило позиции Д. Не­ру в собственной партии.

На парламентских выборах 1951 г.компартия получила 3, 3% голо­сов, но на двух последующих это число возросло до 10%. Правый фланг политической жизни был представлен партиями религиозно-коммуналистс ко го толка: Хинду махасабха, Джан сангх, Рам раджья паришад. В августе 1959г. из ИНК вышла группа поли­тиков во главе с Раджагопалачарией, которые образовали партию Сватантра.

В 1957 г. доктор Б.Р. Амбед-кар на базе Федерации «неприкасаемых» каст создал Республиканскую партию Индии. На выборах 1957 г. ИНК удалось увеличить количество поданных за него голосов до 48%, соответственно возросло и число мест в централь­ном парламенте. С 1958 г. растут требования ограничить масштабы государственно­го вмешательства в экономику. На третьих всеобщих выборах, в 1962 г., ИНК потерял 6 млн. голо­сов, но все же сохранил большинство мест в центральном парламенте.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал