Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бизнес за рубежом: адаптация иностранных участников к условиям и требованиям страны базирования
I. Основные вопросы темы 1. Бизнес за рубежом как специфическая форма международного бизнеса. Особенности адаптации иностранных участников к условиям и требованиям страны-организатора зарубежного бизнеса. 2. Бизнес за рубежом с позиций национальных бизнес-структур зарубежной страны-участницы. Природа заграничных активов. Значение зарубежного бизнеса для национальной экономики государств-участников. 3. Мировой рынок: характеристика с позиций бизнеса за рубежом. Виды мировых рынков. Мировая цена. 4. Международные классификационные системы мирового товарного рынка. Мировая торговля: значение и тенденции развития. 5. Возможные перспективы участия российских бизнес-структур в бизнесе за рубежом. Тенденции развития зарубежного бизнеса. 6. Понятийный аппарат (см.: раздел II настоящей разработки). Графическая часть: таблицы 1–3; дегли № 1–5; схемы № 1–2. 1. Особой и важной формой международного бизнеса является бизнес за рубежом. Совокупность серьезных особенностей и отличительных признаков этой формы бизнеса позволяет выделить его в классификации форм бизнеса. Иностранному участнику предстоит выбрать партнера-резидента с учетом своего профиля бизнес-деятельности. В связи с этим ему следует осуществить широкий поиск, критериальный выбор для установления деловых контактов, подготовка договора о предмете деятельности, условиях, правах и обязательствах сторон партнерских отношений, последующего его заключения. В преддверии этой сложной и длительной работы надлежит ближе познакомиться с национальным законодательством об организационно-правовой форме партнера, кооперанта, инвестора, о возможностях (преимуществах), которые получает (или может обоснованно претендовать на получение) зарубежный партнер в бизнесе страны базирования, а также об объекте деятельности, который является объектом договора (соглашения, контракта). Все предложения, спорные вопросы, позиции партнера следует тщательно фиксировать, стремясь к получению их в письменном виде. Нельзя пренебрегать языковыми препятствиями, которые связаны с особенностями делового (специального) иностранного языка. Важной является проблема регистрации договора. Адаптационный и подготовительный периоды обычно составляют не менее полугода-года и связаны с определенными затратами. Понимание специфики бизнеса за рубежом обеспечивается широкими и глубокими знаниями страны, делового климата, инвестиционного климата, условий, содействующих (препятствующих) деловой активности, особенностей межгосударственных отношений и межправительственных соглашений (об избежании двойного налогообложения, о таможенных режимах и т.д.), деловых узансов, деловых предпочтений партнера, состояния отрасли, продукция которой является предметом договорных отношений, финансового состояния бизнес-структуры – партнера, ее положения на рынке и в конкурентной борьбе, уровня развития инфраструктуры (транспортные средства, склады и т.д.), объемов производства и реализации, источников финансирования, уровня профессиональной подготовки персонала, менеджмента, национальных кооперантов, обслуживающего банка и т.д. 2. Активное включение в операции и сделки бизнеса за рубежом играет большую роль, которую следует рассматривать и оценивать по крайней мере в трех аспектах: речь идет о доступе к зарубежным активам, влиянии бизнеса на национальную экономику и взаимном воздействии бизнес-отношений на их участников. Природа зарубежных активов такова, что велико значение регистрации активов, закрепления прав собственника. Определенное значение имеют права и обязательства пользователя, структура активов, управление активами, пропорции, условия и процедура разделения приращенной стоимости активов, которая получена в результате совместной производственно-хозяйственной деятельности и, наконец, передача прав владельца и перевод части активов за границу как компенсация затрат компании – иностранного участника и части причитающейся ему прибыли. Предметом тщательного анализа являются: состояние и уровень развития отрасли, уровень специализации, форма сотрудничества, условия реализации продукции, включая экспортно-импортные операции, потребности в инвестициях и рабочей силе, состояние безработицы, уровень заработной платы, промышленная политика, льготы, поощрения, особенности бухгалтерского учета и финансовой отчетности и др. Все эти вопросы – предмет тщательного изучения и грамотного учета в практическом бизнесе, так как национальная экономика, отрасли специализации, отношение к иностранному кооперанту могут стать причиной конфликтов и недоразумений (например, в случае однонаправленного применения сильных мер по защите отечественного производителя). В зарубежную предпринимательскую деятельность вовлекаются компании, фирмы, банки, имеющие различный профиль специализации, с разной степенью интенсивности и эффективности работают различные предприятия, имеющие зарубежных партнеров. При этом особое место занимают национальные производители, ориентированные на экспорт и специфика организации импортоориентированного производства. Активное участие российских бизнес-структур в бизнесе за рубежом связано с разработкой и реализацией различных международных проектов, с тем, насколько обеспечена конкурентоспособность отечественного производителя. Даже в том случае, если бизнес-деятельность отдельных бизнес-структур имеет противоположное значение в силу, например, неконкурентоспособности отечественного производителя, но их доля в суммарном объеме производства отрасли невелика, сама отрасль вполне может иметь статус конкурентоспособной отрасли. И только высокий уровень специализации и технологичности производства, экспортоориентированная бизнес-деятельность обеспечат приемлемую степень адаптации российского участника к условиям бизнеса за рубежом. Это, в свою очередь, обусловит глубокую интеграцию бизнес-структур, отрасли, региона и экономики страны в целом в мировую экономику. Наращивание опыта в осуществлении разнообразных сделок с зарубежными бизнес-структурами и деловых операций за рубежом, освоение механизма бизнеса за рубежом обеспечивают «вживление» и приспособление к требованиям зарубежной предпринимательской деятельности. По мере повышения уровня открытости национальной экономики возрастает степень влияния мировой экономики на национальное хозяйство, воздействия международного бизнеса на национальную экономику. 3. Российские производители товаров (услуг) – поставщики на мировые рынки непосредственно работают с зарубежными покупателями. Они должны хорошо знать мировые рынки, принципы формирования мировых цен и международные классификации товаров, используемые во внешнеторговой практике. В рыночной экономике производство логически завершается потреблением, и они связаны между собой посредством рынка. Десятки миллионов потребительных стоимостей в виде товаров и услуг, прошедших национальное производство или международное производство, например, производство, организованное в режиме бизнеса за рубежом, реализуются на рынке – национальном рынке или мировом рынке. Большая часть иностранных товаров и услуг, т.е. произведенных с учетом международного разделения факторов производства в условиях международного разделения труда и международного бизнеса, поступает национальному потребителю по каналам международной торговли. С точки зрения организации товародвижения и конечного потребления продукт, произведенный в режиме международной бизнес-деятельности и потребленный в качестве товара национальным потребителем, прямо свидетельствует о нерасторжимости связей и взаимной зависимости между международной предпринимательской деятельностью как системой и ее наиболее важным компонентом – мировым рынком. В структурном отношении в составе мирового рынка по признаку объединения товаров – аналогов выделяют различные его виды: мировой товарный рынок, мировой финансовый рынок, мировой рынок технологий, мировой рынок услуг, складывающийся мировой рынок труда и т.д. В составе мирового товарного рынка следует выделить: мировой рынок продовольствия, мировой рынок оборудования, мировой рынок сырья, мировой рынок руд и металлов, мировой рынок топлива и др. Каждый из них имеет собственные характеристики, признаки и сложную организацию. Мировые рынки строго систематизированы, а продаваемые / покупаемые товары имеют четкую классификацию. 4. Международные организации систематизируют и классифицируют товары, которые являются предметом международной торговли. В 1983 г. была опубликована Гармонизированная Система Описания и Кодирования Товаров, ГС, разработанная Советом Таможенного Сотрудничества, СТС. Классификационная схема ГС представлена в таблице 1. Классификация товаров осуществлена по следующим признакам: происхождение товара; вид материала, из которого изготовлен товар; назначение товара; химический состав товара. Первые две цифры кода обозначают товарную группу, четыре – товарную позицию, шесть – субпозицию. Например: 72 – Товарная группа – «Черные металлы». 7201 – Товарная позиция – «Чугун, включая зеркальный, в чушках, болванках и других первичных формах». 720140 – Товарная субпозиция – «Зеркальный чугун». Гармонизированная система описания и кодирования товаров служит основой для переговоров в рамках Всемирной Торговой Организации ВТО/ Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле, ГАТТ, а также является базой для увязки с системами классификации Организации Объединенных Наций, ООН. С ориентацией на ГС была разработана и в 1986 г. опубликована 3-я редакция Стандартной Международной Торговой Классификации ООН, CMTK (SITC, Rev. 3). Классификационная схема СМТК получила отражение в таблице 2. Классификация товаров на уровне групп осуществлена: по видам сырья, из которого изготовлен товар; степени обработки товара; назначению товара; месту товара в международной торговле. Для нужд статистики международной торговли применяется также Классификатор Товаров по Укрупненным Экономическим Группировкам ООН, КУЭГ. Классификационная схема КУЭГ содержится в таблице 3. В КУЭГ определены следующие основные понятия. Сырьевые товары – продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и охоты или любые полезные ископаемые, стоимость которых лишь в незначительной степени зависит от обработки. Полуфабрикаты – продукты, требующие дальнейшей обработки или включенные в состав других товаров, прежде чем они стали орудием производства или предметом потребления. Готовые изделия – все промышленные изделия, предназначенные для потребления и использования в домашнем хозяйстве, а также капитальное оборудование для промышленности, сельского хозяйства и транспорта, промышленные товары недлительного пользования, применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива. Готовые промышленные товары краткосрочного пользования, предназначенные для промышленности, – товары со сроком пользования один год и менее. Готовые изделия длительного пользования – изделия со сроком потребления свыше одного года, предназначенные для промышленности, а также для государственных и частных учреждений, классифицируются как капитальное оборудование, кроме оружия, которое классифицируется как товары, не отнесенные к другим категориям. Потребительские товары (непищевые) недлительного пользования – товары со сроком потребления один год или менее, включая товары, используемые государственными и частными учреждениями. Товары среднесрочного пользования – товары со сроком пользования от 1 до 3 лет и с относительно низкой стоимостью. Товары длительного пользования – товары со сроком пользования свыше 3 лет, а также товары со сроком пользования от 1 до 3 лет, но с высокой стоимостью. Приведенные системы классификации товаров облегчают не только поиск определенных товаров в привязке к определенному рынку, но и исследование самих рынков. Так, проведение исследований конъюнктуры мирового товарного рынка или рынка определенного товара позволяет установить закономерности и выявить тенденции рынка, проследить и спрогнозировать динамику цен и изменения в предложении и спросе на определенный, сопоставимый уровень цен и т.д. Существует известная зависимость между конъюнктурой мирового рынка и конкретной внешнеторговой деятельностью. Изучение конъюнктуры любого товарного рынка без учета связей с другими рынками и без анализа общехозяйственной конъюнктуры теоретически неправомерно, а в практике оперативной работы может привести к крупным просчетам. Секторальное и сегментарное исследование рынков ведет к выводу о том, что развитие конъюнктуры различных товарных рынков характеризуется исключительной неравномерностью и даже противоречивостью движения конъюнктурных показателей. Положение на многих рынках товаров отмечено отсутствием длительной стабильности и резкими конъюнктурными колебаниями. Анализ конъюнктуры предполагает исследование страновой структуры рынка, фирм -поставщиков (фирменной структуры рынка) и характеристику цен. Тщательное и систематическое изучение конъюнктуры рынков в течение длительного периода и установление тенденций, характеризующих направление и динамику их развития, составляют основу для определения внешнеторговой политики современного государства, а такжекрупных субъектов бизнеса. Национальные экономики, их бизнес-структуры увязаны между собой общим участием их в мировой торговле. Значение и тенденции развития этой взаимосвязи во многом определяются достигнутым уровнем международного разделения труда, промышленной кооперации, в частности, поручительской (гарантированной) переработкой товаров, а также степенью развития международного бизнеса и его перспективами. Общий объем мирового экспорта прямо зависит от интенсивности бизнес-деятельности, в которую вовлечены и резиденты, и нерезиденты. Мировые рынки, их требования и возможности поддаются регулированию с позиций механизма различных форм международного бизнеса. 5. Российские бизнес-структуры, как правило, имеют в целом хорошие перспективы активизации своего участия в бизнесе за рубежом. Знание российского законодательства, особенностей экономической политики и специфики международных экономических отношений делают достаточно прозрачными цели российских партнеров и критерии выбора страны базирования. Здесь важно систематически сопоставлять принципы бизнеса, параметры деловой среды, прибыльность (доходность) проектов. Перспективные формы бизнес-отношений должны корреспондироваться с тенденциями бизнеса за рубежом. Современное состояние этой формы бизнеса свидетельствует о том, что совместная предпринимательская деятельность за рубежом благоприятствует участию российских бизнес-структур в бизнесе за рубежом при необходимости соблюдения международных стандартов, требований к бизнес-деятельности.
|