Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ближневосточная политика России и СССР 1900 – 1930-е гг.






В начале XX в. российская политика на Ближнем Востоке активизировалась. Интеллектуальные и прикладные усилия. Неудача с проливами привлекли внимание МИДа и спецслужб к Персии и Персидскому заливу (в арабском языке Арабский залив). Один берег персидский, другой – арабские княжества. Интерес как в стороне Ирана, так и к арабским княжествам. До Первой мировой войны Россия хотела основать торговый или опорный военный пункт на берегу залива. Цель – ограничение влиянии Британии в регионе, а также недопущение захвата Британией и Францией арабский владений ОИ. Россия в составе Антанты начинает рассматривать Залив как дальние подступы к своим границам.

Планы России: строительство железных дорог. Инфраструктура плохая. Кто первый строит, тот и монополист – а это рычаг. Это время – взлет ж/д строительства в России (Транссиб, соединительные ветки и т.д.) Железные дороги осознаны как способ переброски войск, появились бронепоезда. Невозможно сосредоточить силы в регионе без снабжения.

1) 1898 г. – Владимир Капнист дал план прокладки ж/д линии с Запада на Восток от Средиземного моря до Залива (от совр. Сирии до совр. Кувейта), был представлен Николаю II. Денег не хватило. Потом уже русско-японская война.

2) С.Ю. Витте[2] – с Севера на Юг Ирана (от порта Каспия до Залива) построить дорогу и нефтепровод. Потом эту дорогу построят американцы.

Существовали морские проекты, особенно создание регулярной торгово-пассажирской линии. Она обеспечивала бы перевозку товаров (лес, керосин (еще ни один аравийский нефтяной промысел к этому времени не открыт), сахар, транспорт для паломников). Идея соединения портов залива. В 1902 г. правительство поручило корпорации РОПиТ (Русское общество пароходов и торговли) за казенный счет открыть линию Одесса – Стамбул – Джидда – Басра. Первый рейс совершил торговый корабль «Корнилов» в 1901 г. еще до открытия линии. Очень удачно. Путь много использовался. Предполагалось основать по ходу пути несколько угольных складов, что важно для паровых кораблей. В 1893 г. в Маскат (столица Омана) зашел крейсер «Новгород», 1900 г. – крейсеры Гиляк, Аскольд; Боярин в Ираке, 1904 г. – крейсер Варяг. Цель этих инициатив – демонстрация флага, мол не только англичане могут везде ходить. Главная проблема – британское присутствие в Иране. Острота притупилась только после войны 1905 г. Поражение армии и флота привело к разрешению противостояния в пользу британцев.

Заключен русско-британский договор 1907 г. о разделе Ирана почти пополам. Север за Россией, Юг – за Британией. Значит все планы насчет залива убираются под сукно, все проекты сворачиваются.

Британия оставалась сильнейшей морской державой и твердо охраняла все пути в Индию, жемчужину британской короны.

 

Ближний восток в Первой мировой войне (ПМВ).

Последнее столкновение России и ОИ. 29 октября 1914 г. – начало войны для этих держав. Германо-турецкий флот ударил артиллерией по Севастополю, Новороссийску и Феодосии. Россия сразу поставила вопрос об оттоманском наследстве. В ПМВ резать ОИ захотелось уже всем.

Союзники имели следующие виды на ОИ:

главную роль собиралась играть Великобритания. Она в отличие от союзников имела плацдармы: Египет (оккупирован – 1881 г.), Судан (с 1899 г. он в режиме кондоминиума (совладения). На старых картах закрашен британо-египетскими цветами), контроль над аравийскими княжествами и устойчивые позиции в Южном Ираке. Они претендовали на б о льшую часть ОИ. Они больше всего работали на арабских фронтах и хотели закрепиться в Ираке, держать под контролем Аравию (чтобы Восточная Сирия (бесполезное место) и т.п. отдать арабам). Эмиру Хусейну (владетель Мекки) англичане обещали арабский халифат в центре Мекки, на что он согласился.

Франция была слабее Британии. Она завязла в Европе и не могла воевать на Ближнем Востоке. Французская soft power тоже ничего сулить арабам не могла. Но Судан, Ливан, Палестину, Киликию Франция хотела.

Россия на раздел ближневосточных земель не претендовала, хотела только Стамбул и полный контроль над проливами, а также присоединить турецкую часть Армении.

10 апреля 1915 г. заключено тройственное соглашение о проливах. Ликвидация ОИ и захват азиатских земель. О спорных сюжетах решили договориться так: проливы отдаются России без всяких дополнительных претензий с ее стороны, а на Ближнем Востоке создается арабское государство (без упоминания границ, населенных пунктов и тп). Не был упомянут вопрос Палестины и Ирака.

1916 г. – соглашение Сайкса-Пико (англо-французское). В марте 1916 г. достигли соглашения, прибыли в Петроград и вручили свои разработки С.Д. Сазонову[3], который предъявил это Николаю и кабинету министров. Возражений не было. Арабский мир Россия делить не собиралась. Только три поправки:

1) полностью осуществить соглашение о проливах, внести его в договор;

2) Россия хочет всю турецкую Армению;

3) И часть турецкого побережья ЧМ;

4) гарантия всех привилегий РПЦ в Иерусалиме и Палестине.

9 и 16 мая 1916 г. окончательное подписание соглашение. На карте раздела ОИ появилась маленькая российская зона – турецкая Армения и озеро Ван. (вот хорошая карта: https://commons.wikimedia.org/wiki/File: Sykes-Picot.svg)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал