Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИЛОЖЕНИЕ. Материалы для зубчатых колес, виды термообработки и механические свойства № Марка стали Термическая обработка Твердость поверхностей зубьев
Таблица П1
Материалы для зубчатых колес, виды термообработки и механические свойства
| №
| Марка стали
| Термическая обработка
| Твердость поверхностей зубьев
| σ т,
МПа
| σ в,
МПа
| σ H lim,
МПа
| σ F lim,
МПа
| SH
| SF
| | Заготовка-поковка (штамповка или прокат)
| |
|
| Нормализация
| 170…217 НВ
|
|
| 2 HB+70
| 1, 8 HB
| 1, 1
| 1, 75
| |
|
| Улучшение
| 192…240 HB
|
|
| 2 HB+70
| 1, 8 НВ
| 1, 1
| 1, 75
| |
| 40X
| Улучшение
| 230…260 HB
|
|
| 2 HB+70
| 1, 8 НВ
| 1, 1
| 1, 75
| 4
| 40Х
| Азотирование
| 50…59 HRC
|
|
|
| 12 НRC+300
| 1, 2
| 1, 75
| |
| 45Х
| Улучшение
| 230…280 HB
|
|
| 2 HB+70
| 1, 8 НВ
| 1, 1
| 1, 75
| |
| 40ХН
| Улучшение
| 230…300 HB
|
|
| 2 HB+70
| 1, 8 НВ
| 1, 1
| 1, 75
| |
| 40XH
| Закалка ТВЧ
| 48…54 HRC
|
|
| 17 HRC+200
|
| 1, 2
| 1, 75
| |
| 20Х
| Цементация
| 56…63 HRC
|
|
| 23 HRC
|
| 1, 2
| 1, 5
| |
| 12ХН3А
| Цементация
| 56…63 HRC
|
|
| 23 HRC
|
| 1, 2
| 1, 5
| | Заготовка-литье
| |
| 45Л
| Нормализация
| 160…210 HB
|
|
| 2 HB+70
| 1, 8 НВ
| 1, 1
|
| |
| 50Л
| Нормализация
| 190...220 HB
|
|
| 2 HB+70
| 1, 8 НВ
| 1, 1
|
| |
| 40ХНЛ
| Улучшение
| 220...270 HB
|
|
| 2 HB+70
| 1, 8 НВ
| 1, 1
|
| | | | | | | | | | | | |
Таблица П2
Коэффициент ZR, учитывающий шероховатость
рабочих поверхностей зуба
| Шероховатость
| Способ изготовления
| ZR
| | Ra 0, 63…1, 25
| Шлифование и зубошевингование
|
| | Ra 1, 25…2, 5
| Зубофрезерование и зубодолбление
| 0, 95
| | Rа 2, 5…3, 5
|
| 0, 9
|
Таблица П3
Коэффициенты эквивалентности
| Режим нагрузки
| Коэффициенты эквивалентности
|
|
| | m=6
| m=9
| | I
| 1, 0
| 1, 0
| 1, 0
| | II
| 0, 500
| 0, 300
| 0, 200
| | III
| 0, 250
| 0, 143
| 0, 100
| | IV
| 0, 180
| 0, 065
| 0, 036
| | V
| 0, 125
| 0, 038
| 0, 016
| | VI
| 0, 063
| 0, 013
| 0, 004
|
Таблица П4
Рекомендуемое значение коэффициента yba
для редукторов общего назначения
| Расположение колёс
относительно опор
| Твёрдость рабочих поверхностей зубьев
| | НВ1 и НВ2 £ 350
| НВ1 и НВ2 > 350
| | Симметричное
| 0, 3…0, 5
| 0, 25…0, 3
| | Несимметричное
| 0, 25…0, 4
| 0, 2…0, 25
| | Консольное
| 0, 2…0, 25
| 0, 15…0, 2
| Выбираем из ряда стандартных чисел: 0, 1; 0, 15; 0, 2; 0, 25; 0, 315; 0, 4; 0, 5; 0, 63.
Таблица П5
Стандартные значения межосевых расстояний aw, мм
при НВ2< 350
КHb
ybd
при НВ1> 350 и НВ2> 350
КHb
ybd
|
Схемы расположения колес относительно опор
| Рисунок П1. Значения коэффициента КHb
Таблица П6
Ряд нормальных линейных размеров Ra40
| 3, 2
| 6, 3
|
|
| 50 / 52
|
|
|
| | 3, 4
| 6, 7
|
|
| 53 / 55
|
|
|
| | 3, 6
| 7, 1
|
|
|
|
|
|
| | 3, 8
| 7, 5
|
|
| 60 / 62
|
|
|
| | 4, 0
| 8, 0
|
|
| 63 / 65
|
|
|
| | 4, 2
| 8, 5
|
| 34/35
| 67 / 70
|
|
|
| | 4, 5
| 9, 0
|
|
| 71 / 72
|
|
|
| | 4, 8
| 9, 5
|
|
|
|
|
|
| | 5, 0
|
|
|
|
|
|
|
| | 5, 3
| 10, 5
|
|
|
|
|
|
| | 5, 6
|
|
| 45/47
|
|
|
|
| | 6, 0
| 11, 5
|
|
|
|
|
|
|
Таблица П7
Стандартные значения модулей m зубчатых колес, мм
| 1 ряд
|
| 1, 25
| 1, 5
|
| 2, 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | 2 ряд
| 1, 125
| 1, 375
| 1, 75
| 2, 25
| 2, 75
| 3, 5
| 4, 5
| 5, 5
|
|
|
|
|
|
|
Таблица П8
Рекомендуемые степени точности в зависимости от окружной скорости
| Степень точности
| Окружная скорость колес v, м/с, не более
|
Примечания
| | прямозубых
| косозубых
| |
(высоко-точные)
|
|
| Высокоскоростные передачи, механизмы точной кинематической связи
| |
(точные)
|
|
| Передачи при повышенных скоростях и умеренных нагрузках или при повышенных нагрузках и умеренных скоростях
| |
(средней точности)
|
|
| Передачи общего машиностроения, не требующие особой точности
| |
|
|
| Тихоходные передачи с пониженными требованиями к точности
| Таблица П9
Значения коэффициента KHV(верхнее значение – для прямозубых, нижнее – для косозубых колес)
| Степень
точности
| Твёрдость
поверхностей
зубьев
| Окружная скорость v, м/с
| |
|
|
|
|
| |
| HB£ 350
| 1, 03
1, 01
| 1, 09
1, 03
| 1, 16
1, 06
| 1, 25
1, 09
| 1, 32
1, 13
| | HB> 350
| 1, 02
1, 01
| 1, 06
1, 03
| 1, 10
1, 04
| 1, 16
1, 06
| 1, 20
1, 08
| |
| HB£ 350
| 1, 04
1, 02
| 1, 12
1, 06
| 1, 20
1, 08
| 1, 32
1, 13
| 1, 40
1, 16
| | HB> 350
| 1, 02
1, 01
| 1, 06
1, 03
| 1, 12
1, 05
| 1, 19
1, 08
| 1, 25
1, 10
| |
| HB£ 350
| 1, 05
1, 02
| 1, 15
1, 06
| 1, 24
1, 10
| 1, 38
1, 15
| 1, 48
1, 19
| | HB> 350
| 1, 03
1, 01
| 1, 09
1, 03
| 1, 15
1, 06
| 1, 24
1, 09
| 1, 30
1, 12
| |
| HB£ 350
| 1, 06
1, 02
| 1, 12
1, 06
| 1, 28
1, 11
| 1, 45
1, 18
| 1, 56
1, 22
| | HB> 350
| 1, 03
1, 01
| 1, 09
1, 03
| 1, 17
1, 07
| 1, 28
1, 11
| 1, 35
1, 14
|
Таблица П10
Значения коэффициента формы зуба YF
| Число
зубьев
| Коэффициент смещения исходного контура
| | -0, 5
| -0, 4
| -0, 25
| -0, 16
|
| +0, 16
| +0, 25
| +0, 4
| +0, 5
| |
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| –
| 3, 68
| 3, 46
| |
| –
| –
| –
| –
| –
| 4, 02
| 3, 78
| 3, 54
| 3, 40
| |
| –
|
|
|
| 4, 28
| 4, 02
|
|
|
| |
| –
| –
| –
| 4, 40
| 4, 08
| 3, 89
| 3, 64
| 3, 50
| 3, 39
| |
| –
| –
| 4, 30
| 4, 13
| 3, 90
| 3, 76
| 3, 62
| 3, 47
| 3, 40
| |
| –
| 4, 27
| 4, 05
| 3, 94
| 3, 80
| 3, 69
| 3, 59
| 3, 46
| 3, 40
| |
| 4, 14
| 4, 02
| 3, 88
| 3, 81
| 3, 70
| 3, 63
| 3, 57
| 3, 48
| 3, 42
| |
| 3, 96
| 3, 88
| 3, 78
| 3, 73
| 3, 65
| 3, 60
| 3, 54
| 3, 49
| 3, 44
| |
| 3, 84
| 3, 78
| 3, 71
| 3, 68
| 3, 63
| 3, 58
| 3, 54
| 3, 50
| 3, 47
| |
| 3, 73
| 3, 70
| 3, 66
| 3, 63
| 3, 61
| 3, 57
| 3, 55
| 3, 51
| 3, 50
| |
| 3, 68
| 3, 66
| 3, 62
| 3, 61
| 3, 60
| 3, 57
| 3, 56
| 3, 52
| 3, 52
| |
| 3, 63
| 3, 62
| 3, 62
| 3, 62
| 3, 59
| 3, 60
| 3, 58
| 3, 56
| 3, 56
|

Рисунок П2. Коэффициент формы зуба
Таблица П11
Значения коэффициента KFV
(верхнее значение – для прямозубых, нижнее – для косозубых колес)
| Степень
точности
| Твёрдость
поверхностей
зубьев
| | | |
|
|
|
|
| | |
| HB£ 350
| 1, 06
1, 03
| 1, 18
1, 09
| 1, 32
1, 13
| 1, 50
1, 20
| 1, 64
1, 26
| | | HB> 350
| 1, 02
1, 01
| 1, 06
1, 03
| 1, 10
1, 04
| 1, 16
1, 06
| 1, 20
1, 08
| | |
| HB£ 350
| 1, 08
1, 03
| 1, 24
1, 09
| 1, 40
1, 16
| 1, 64
1, 25
| 1, 80
1, 32
| | | HB> 350
| 1, 02
1, 01
| 1, 06
1, 03
| 1, 12
1, 05
| 1, 19
1, 08
| 1, 25
1, 10
| | |
| HB£ 350
| 1, 1
1, 04
| 1, 30
1, 12
| 1, 48
1, 19
| 1, 77
1, 30
| 1, 96
1, 38
| | | HB> 350
| 1, 03
1, 01
| 1, 09
1, 03
| 1, 15
1, 06
| 1, 24
1, 09
| 1, 30
1, 12
| | |
| HB£ 350
| 1, 11
1, 04
| 1, 33
1, 12
| 1, 56
1, 22
| 1, 90
1, 36
| - 1, 45
| | | HB> 350
| 1, 03
1, 01
| 1, 09
1, 03
| 1, 17
1, 07
| 1, 28
1, 11
| 1, 35
1, 14
| |
при НВ2< 350
КFb
ybd
при НВ1> 350 и НВ2> 350
КFb
ybd
|
Схемы расположения колес относительно опор
| Рисунок П3. Значения коэффициента КFb
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дунаев П.Ф. Конструирование узлов и деталей машин: учеб. пособие для студ. техн. спец. вузов/ Дунаев П.Ф., Леликов О.П. – 12-е изд. перераб. и доп.– М.: Издательский центр «Академия», 2009.– 496 с.
2. Иванов М.Н. Детали машин: учебник для машиностроительных специальностей вузов/ Иванов М.Н., Финогенов В.А..– 11-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 2007.– 408 с.: ил.
Дополнительная литература
3. Детали машин: учебник для вузов/ под ред. О.А.. Ряховского.-2-е изд., перераб. – М: Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2004.- 520 с.
4. Курмаз Л.В. Детали машин. Проектирование: cправочное учебно-методическое пособие/ Курмаз Л.В., Курмаз О.Л. - М.: Высшая школа, 2007, - 456 с.
5. Чернилевский Д.В. Детали машин. Проектирование приводов технологического оборудования: учебное пособие для студентов вузов/ Д.В. Чернилевский. - М.: Машиностроение, 2004.- 560 с.
|