Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовная культура первобытного общества: элементы и проблема времени их зарождения.






Культура первобытного человека имела синкретичный характер (первобытную культуру называют также первобытным синкретическим комплексом). Это означает, что научные знания, религия и мифология, искусство существовали не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, и каждый член племени был носителем всех составляющих культуры. Первые научные знания носили прикладной характер и были многочисленны. Для обеспечения выживания рода человек должен был хранить сведения об особенностях растений, о повадках животных, о циклических изменениях в природе.Производство, которое было основным условием существования людей, с необходимостью предполагало накопление правильных, здравых знаний о мире. Потребности практической деятельности сделали необходимым появление календаря, что предполагало возникновение астрономических знаний. Первоначальное исчисление времени велось, вероятно, по Луне. Затем возник солнечный календарь. Одновременно формировалась карта звездного неба: выделялись созвездия, им давались названия.

Стоянки. Несомненно существование в позднем палеолите религии и изобразительного искусства. Достаточно только упомянуть знаменитую живопись пещер Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан, Ла Мадлен (Франция) и др., которая навсегда вошла в золотой фонд человеческой культуры. Люди первобытного общества устраивали праздники с различного рода развлечениями: музыкой, песнями, танцами, пантомимами, играми, состязаниями в беге, борьбе и т. п. Некоторые танцы носили ритуальный характер, но так было далеко не со всеми.

Религия. Первобытные формы религии принято разделять на 4 элемента, связанных друг с другом:
1) фетишизм;
2) тотемизм;
3) магия (волшебство);
4) анимизм.

Фетишизм: суть религии и проблема времени зарождения. Фетишизм считается самой примитивной и, возможно, самой древней формой религии. Доктор исторических наук Ю. П. Францев анализировал сибирский шаманизм – это самая примитивная форма религии, в основе которого лежит тотемизм. В 70-90 годы ХХ века сложилась еще одна точка зрения: фетишизм – это не отдельная религия, а составная часть всех религий. Слово «фетишизм» было введено французским ученым Де Броком. Под фетишизмом он понимал веру первобытных людей в наличие сверхъестественных свойств у неживых предметов. Фетиши на разные случаи жизни. Фетиш – это предмет, сделанный либо из кости, либо из камня, либо из дерева. Де Брок не верил в существование души в фетишизме (Кристина, проверь, пожалуйста, этот момент в своей лекции, у меня как-то странно написано, не могу понять, у кого не было души: у фетиша или у Де Брока?). Де Брок объяснял фетишизм следующими причинами:
1) беспомощность человека;
2) невежество человека.

Фетишизм наиболее изучен в Африке. До сих пор африканский фетишизм (особенно западный) считается самым изученным. Рудименты сохраняются в мировых религиях: в христианстве культ мощей, которые могут исцелять, крест. Термин «фетишизм» производный от португальского «фетише», что в переводе означает «волшебный, чудесный». Де Брок добавил к названию «изм». До настоящего времени фетишизм остается наименее изученным человеком, хотя его следы известны у многих племен Азии, Африки и Австралии. Если тотемизм является достоянием народов, стоящих на на­чальных ступенях развития культуры, тог фетишизм встречается везде, где существуют «священные вещи». Фетишизм был распространён у всех первобытных народов.На происхождение фетишизма нет единой точки зрения. В 18 веке Вольтер высказывался на проблему происхождения религии: «Религия появилась тогда, когда первый хитрец встретил первого глупца». Сам Вольтер был атеистов, считал, что шаманы обманывали соплеменников с целью получения выгоды. Выступал против церкви, потом высказал точку зрения о том, что религию необходимо поддерживать, но она должна быть без церкви.
В ХХ веке складывается иная концепция, в которой отрицаются взгляды Вольтера. Считается, что французский деятель эпохи Просвещения слишком просто толкует религию. Историки ХХ века приходят к выводу о том, что у шаманов даже и в мыслях не было сознательного обмана, наоборот они пытались помочь.Еще одна точка зрения появляется в европейской науке ХХ века. Ее приверженцы считают, что фетишизм является искажением предполагаемого изначального монотеизма. В основном в это верят служители церкви.

Тотемизм: суть религии и проблема времени зарождения.

Тотем – это слово, взятое из языка одного из индейский народов Северной Америки – алгонкинов. Изначально звучало как «от отем». Тотем – животное, предок первобытного коллектива, прародитель. В роли тотемов, как правильно, выступали либо крупные хищники, либо крупные промысловые животные (чаще всего бизоны). Сейчас в исторической науке сложилось следующая трактовка тотемизма: тотемизм – вера в мистическую связь человека и животного.Термин «тотемизм» был введен в науку Льюсом Морганом во второй половине XIX века. К концу ХХ века наиболее изучен австралийский тотемизм. Социальный и психологический смысл тотемизма: человек хотел уподобиться животному. Люди почитали тотемы, потому что хотели те же качества, что и животные. Для тотемизма характерно такое понятие, как «панпсихизм» - наделение душой любой предмет. Это представление сохранилось во многих религиях, в христианстве нет. К началу второй половины раннего палеолита более или менее отчетливо определилась специализация каждого из первобытных человеческих стад в охоте на один из видов животных. Жизнь каждого первобытного коллектива и тем самым всех его членов оказалась тесно связанной с животными, принадлежащими к одному определенному виду. Охота на животных данного вида была главным источником пищи для людей данного коллектива, главным источником жизненных благ. От успеха охоты на животных данного вида зависела судьба коллектива и всех его членов. Эта объективно существовавшая связь определенного человеческого коллектива с определенным видом животных не могла не быть осознанной членами этого коллектива.

Магия: суть и проблема времени зарождения. Магия сформировалась в периоды среднего и позднего палеолита (приблизительно 120-15 тысяч лет назад). Ранняя форма религии.Под магией подразумевается система ритуальных действий, основанная на вере первобытного человека в возможность управления сверхъестественными силами: духами природы, умерших людей. Если человек захочет, он заставит служить этих людей себе. Появляются шаманы – люди, которые лучше имеют управлять всем, чаще всего шаманами становились люди с физическими и психическими недостатками, а племя таких кормило.Фрейзер Джордж (англичанин) в 20-30 годы ХХ века создает труд (может, не труд, а просто какую-то работу пишет) «Теория магии», в которой он предположил классификацию магических обрядов. Суть теории излагается в двух принципах:

1) обряды делятся по критерию: «подобное рождает подобное». Считал, что магия – это подражание. Также был уверен, что происхождение пещерных рисунков – дело рук магии. Деталями магии выступали те самые сцены охоты. Под руководством шамана проходили эти обряды, черной и белой магии не существует. В основе всех магических ритуалов лежат охота, собирательство и рыболовство.

2) Воздействие на человека с помощью предмета, либо части тела, которая ему принадлежала. Если хотели навредить человеку, то использовалась черная магия, если хотели помочь, то белая.

В это время в основном все обряды связаны с любовной (половой) магией. Некоторые ритуалы связаны с задабриванием домовых. В 60-е годы советский ученый С. А. Токарев предложил другую классификацию: магические обряды можно зрения с точки зрения необходимости в сферах общественной жизни:

1) метереологическая магия - обряды, связанные с силами природы. Чаще всего – вызывание дождя.

2) Любовная (половая) – стремление человека приворожить кого-либо.

3) Охотничья (промысловая) – обряды, связанные с успехом добычи пропитания.

4) Врачебная (знахарство) основана на собирательстве. Приветствовалась в любых племенах. Часто должности знахаря и шамана совпадали (в том случае, если шаман был светлым).

Причины появления магии. Фрейзер предполагал, что магия – первая форма человеческого сознания. Не считал, что магия - это то же самое, что и религия. Религия со временем вытеснила магию. После религии пришло научное сознание. Фрейзер пишет, что магия отличается от религии тем, что она активно воздействует на мир. А религия нет: там только покорно молятся. Фрейзер сближает магию с религиозной наукой. Обе воздействуют на мир, но магия – негативно, а религия нет. Теория Фрейзера вызвала неодобрение в СССР. Токарев говорил, что неправильно отделять магию от религии. По его версии религия = магия. Время возникновения магии ученые относят к периоду первобытного общества, точнее - к эпохе каменного века. Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80-50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), которые рассматриваются как свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одним из главных объектов охоты людей). Первобытные люди, считают некоторые ученые, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число этих животных. У многих племен, сохранивших первобытный уклад жизни еще в конце ХIХ века и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение.

Анимизм: суть и проблема времени зарождения.
Термин «анимизм» был введен в XIX веке знаменитым английским этнологом Эдуардом Бернеттом Тайлором. Он обозначил им первобытную религию, созданную, по его мнению, " дикарем-философом", пытавшимся понять причины бытия. Очень важен тот факт, что сам исследователь писал это слово с заглавной буквы - Animism и различал две основные его разновидности: верования о душах и духах, связанных с человеческим телом, и верования о духах, ведущих независимое существование. Далее, основываясь на факте широкого распространения анимизма, Тайлор выдвинул формулу: «Анимизм есть минимум определения религии». Эту формулу использовали в своих построениях многие религиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепции анимизма выявились и ее слабые стороны. На сегодняшний день употребление этого термина именно в формуле Тайлора практически не используется.По другим данным термин «анимизм» впервые ввел в оборот немецкий учёный Г.Э.Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе, как неком безличном жизненном начале, лежащим в основе всех жизненных процессов. Но здесь мы имеем место с потреблением термина не в подлинном религиоведческом значении.На самом деле существует довольно много определений понятия анимизм. Это касается, прежде всего, с выбором для этого термина первого и главного слова в определении, которые отразило бы саму сущность данного понятия: одни называют анимизм прарелигией, другие – мировоззрением, третьи – системой верований, четвертые – комплексом культов, пятые – учением, шестые – разновидностью спиритизма и многое другое. Многие из этих определений появились в результате простой неосведомленности в области изначального значения термина, что в последнее время стало действительно актуальной проблемой современного общества. Тем не менее, все эти дефиниции анимизма имеют один корень – animus (душа). На ранних этапах развития в связи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему и, в первую очередь, предметам, непосредственно связанным с его жизнью: животным, которые его окружают, на которых он охотится, от которых зависит его жизнь; явлениям природы, которые он не в состоянии предугадать и от которых зависит успех в земледелии и опять же его жизнь. Это выражалось в том, что человек стал переносить свои свойства и ощущения на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа – живая. Камни, деревья, реки, облака – всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Первые представления наших предков о сверхъестественном начале во всем окружающем мире мы можем узнать из археологических раскопок. И первые такие знания возникли у ученых после нахождения захоронений скелетов и черепов неандертальцев (если это неандертальцы, то эпоха – ранний и средний палеолит, останки неандертальца нашли в конце 19 века недалеко от Дюссельдорфа). Эти находки воспринимались, как свидетельства существования погребального обряда. У неандертальского человека способность к абстрагированию заметно повысилась. Абстракция же, предоставляя человеку огромные возможности для познания окружающего мира, вместе с тем создает предпосылку для отрыва от реальности, иррационального объяснения связей в окружающем мире. Именно поэтому у неандертальцев появилась вера в сверхъестественное, т.е. религия.

Мифы.
В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.Первым объектом такого истолкования, объяснения были действия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, ритуальные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, ряжеными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как существа, бывшие одновременно и людьми и животными, как полулюди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описания и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистических предков. Когда становление тотемистических мифов завершилось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним. В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов. В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях - существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о культурных героях очень близки к представлениям о тотемистических предках.

18) Развитие элементов духовной культуры на стадии раннепервобытной родовой общины.

Период раннеродовой общины – это период активного развития духовной культуры и рациональных знаний.

Накопление знаний об окружающей природе помогало выживанию, и в этом плане знания предков даже превышали знания современного человека: они могли спокойно найти воду, еду, знали все растения и животные свои страны, съедобных растений было больше, чем впоследствии их было окультурено.

Развивается медицина: есть различные приемы примитивной хирургии, обрабатывали раны, переломы, делали трепанацию черепа.

Происходит накопление арифметических знаний. Считается, что современный мир унаследовал от первобытного человека десятеричную систему счисления, не очень удобную, кстати (такие примеры появляются довольно рано: например, сунгирская культура, сунгирская лошадка). Можно увидеть распространенный в палеолите ритм, основанный на семерке. В те времена счет времени не касался более крупных периодов: он охватывал либо время суток, либо касался сезонов: разливов рек, перелетов птиц. Видимо, в то время не было каких-то календарей, имеющих четкую начальную дату, и все даты были связаны с конкретными событиями. Человек мог объяснять свой возраст, что родился в тот год, когда был самый большой разлив реки или голод. Имелись представления о способах измерения расстояния: большие расстояния измерялись днями пути, поменьше – полетом копья, еще поменьше – длиной человеческих органов (рук, ног). Исчисление расстояния могло быть не чисто географическим, а социальным: географические и социальные факторы могли сочетаться при измерении расстояний: например, род, где живут близкие родственники, мог считаться ближе, чем более близкий географический род, где живут не родственники. Среди европейцев принято мнение: то, что будет еще впереди, а то, что было сзади. У некоторых африканских народов бывает наоборот. Расстояние также могло делиться на свое, освоенное, и чужое.

Продолжало активно развиваться изобразительное искусство: пещерная живопись верхнего палеолита реалистична: были изображения мамонтов, бизонов, лошадей, изображения людей встречаются гораздо реже, а изображения растений практически не встречаются. В некоторых пещерах большое количество изображений рук, а кое-где есть «макароны»: стену пещеры намазывали глиной, а потом пятерней рисовали извилистые линии. В мезолите происходит поворот в сторону условного изображения, в большем количестве появляются изображения людей. Можно вспомнить и скульптурные изображения.

Развивается музыка: появляются флейты, различные щипковые, ударные инструменты. Появляются коллективные танцы, имитировали какие-то сцены из охоты, жизни, были связаны с культовой практикой.

В целом, первобытное мышление отличалось от современного, характеризовалось некоторой нерасчлененностью, алогичностью, эмоциональностью, и скорее всего, не было четкого различия между естественным и сверхъестественным: часто все, что окружало людей (животные, растения, природные объекты) наделялось душой. И все это очеловечивание окружающего мира называется аниматизм: например, шел человек по дороге, запнулся о камень и упал – виноват камен, не любит человека. Или убегал человек от животного, попался ему под руку камень, кинул человек камень и убил животного – хороший камень. Постепенно, с развитием мировоззрения и мышления людей, появляются представления о всеобщей живности и о каких-то сверхъестественных субстанциях: духах и богах. Например, живет в дереве дух, и от него зависит, хороший ли из этого дерева будет дом. Представления о том, что все предметы вокруг живые, называются анимизмом.

Появляются представления о душе. Например, в некоторых племенах считалось, что у человека может быть несколько душ: душа-кровь, душа-дыхание, душа сердце, душа-легкое, душа-тень, душа-отражение, причем они могут покинуть человека, после чего он заболевает. Во время сна или тяжелой болезни душа покидает человека, потом возвращается. У многих народов душа представляется в виде птицы или бабочки. У некоторых народов были представления о душе, которая проникает в человека целиком, и они стремились сохранить тело как можно дольше. Потому у них существовали лицевые сосуды, в которые помещали части тела. Какие-то природные объекты представляются живыми, потому что в них живет какой-то дух, добрый или враждебный к человеку.

Появляются различные умилостивительные действия (жертвоприношения), которые могут предварять какое-то дело или завершать дело. Разрабатываются целые системы вещей или продуктов, которые нужно принести в жертву в каком-то случае.

Появляется шаманизм, или экстатический способ общения с пространством, когда человек с помощью наркотиков и музыки доводит себя до транса и искренне верит, что попал в потусторонний мир, чтобы вернуть душу заболевшего или проводить душу умершего, или посоветоваться с духами об охоте. Еще одним из способов влияния на дух были магические действия – магия, например.

Магия подразумевала автоматическое достижение цели при правильно совершенном действий. Различные исследователи разрабатывали различные классификации магии.

Одним из первых таких исследователей был англичанин Дж. Фрезер Он делил магию на положительную (колдовство, когда нужно что-то делать) и отрицательную (табу, когда нужно что-то не делать). Например, у кавказских народов если муж уходит на охоту, жена не должна мыть голову и рассказывать кому-то, куда ушел муж, чтобы животные не услышали и животных водой не смыло. Фрезер в положительной магии выделял:

- инициальную магию, когда результат достигался автоматически;

- имитативную магию: «подобное вызывается подобным»: чтобы дождик пошел, нужно лить воду (кровь, молоко). Нужно кому-то вред нанести – делай фигурку врага и нанеси ей вред;

- парциальную магию: воздействие на часть предмета, чтоб воздействовать на целое. Считалось, например, что можно воздействовать на человека по его следам. В средневековье при дворах восточных правителей был человек, который должен был съедать постриженные ногти султана, чтоб никто их не коснулся и ему не повредил. Миклухо-Маклаю приходилась обменивать свои пряди волос на пряди волос папуасов, чтобы проводить антропологическое исследование.

Другой исследователь С.А. Токарев предлагал классификацию магии не по способу, а по цели действия и выделял виды:

- Вредоносная магия;
- Лечебная и предохранительная;
- Любовная;
- Военная магия – направлена на все войско противника, она включает защитные обряды для своего войска;
- Промысловая магия (охотничья, рыболовная). Ительмены, народы севера, сначала делали изображения китов из травы и ели их, а потом шли на китобойный промысел;
- Метеорологическая;
- «Промышленная» – магические прием, должные обеспечить правильный обжиг посуды, изготовление орудий труда.

Говоря о культовой практике того периода, на первое место поставим промысловые культы (обеспечение удачной охоты и рыбной ловли) и обряды, связанные с социоструктурным культом – тотемизмом: представления о родстве данного родственного коллектива с каким-то животным, реже растением. У всех родов были такие родоначальники и предки. Выбор их не совсем понятен, поскольку в их качестве не всегда брались сильные хищники. Иногда в качестве родоначальника выступали дерево, ручей, дождь, радуга. Специальной религиозной организации во главе со жрецами нет, но в каждом роду есть шаман, знахарь, колдун, прорицатель. Иногда могут быть отдельно шаман и колдун. В это период нет установленных догматов и книг, верования представляют собой хаотичную структуру образов.

Появляются мифы, объясняющие окружающий мир, происхождение вещей. Иногда они имеют в качестве персонажей сверхъестественных существ. Характерная черта мифов в том, что они касаются не глобальных вещей, а конкретных: не почему возникли озера, а почему возникло именно это озеро? Например, женщина пошла с кувшином к реке, взяла воду, потом запнулась, кувшин разбился, и получилось это конкретное озеро. Откуда появилась радуга, почему дождь идет? Иногда мифы определяют социальные явления. Популярен миф, откуда пришла смерть.

19. Изменение элементов духовной культуры позднепервобытной родовой общине.

Развитие земледелия и скотоводства привело к развитию новых знаний в области селекции: появляются новые разновидности с/х. культур, новые породы животных и т.п. В Меланезии на стадии позднеродовой общины было известно 52 сорта бананов, десять сортов ямса, 14 сортов хлебного дерева, ирокезы знали 11 сортов кукурузы. В Южной Америке довольно быстро произошло разделение на лам и альпаков. Развитие престижной экономики, обмена вело к развитию знаний в области арифметики, появляются способы подсчета урожая, требующего оперированием большими цифрами. Появляются бирки расчетные, кучки камней, узелки, по большому счету, слово калькуляция происходит от латинского «калькулюс» – счетный камень. Распределение земли между участками вело к развитию геометрии. Появляется умножение, деление. Развитие гончарства способствовало появлению первых знаний в области химии: как нужно правильно подобрать глину, правильно добавить к ней какие-либо вещества. Появляются первые географические карты, изображающие конкретные маршруты, а не территорию окрестностей. Зарождается письменность, хотя и примитивная, видимо, в форме пиктографии – рисунчатого письма. При помощи рисунков умудрялись писать целые хроники: самая известная – хроника североамериканского племени геловаров «Валам олум»: она состояла из 184 рисунков и повествовала об истории племени от зарождения до прихода европейцев. Появляется узелковое письмо у южноамериканских индейцев, а ирокезы писали с помощью вышивки из ракушек, бусинок, и появлялись послания – вампумы.
В изобразительном искусстве на первом месте условная манера письма. Для живописи характерна упрощенность, в большом количестве используются символические изображения: кружки, спирали, живопись приобретает сюжетный характер. Развивается декоративное направление в искусстве: орнамент на керамических сосудах, художественная роспись на тех же сосудах, резьба по кости, вышивка. Появляются музыкальные инструменты.
Развивается абстрактное мышление, усложняются религиозные верования. В религиозной жизни на первый план выходят земледельческие и скотоводческие культы. Продолжают развиваться космогонические (о создании мира) и антропогонические (о создании человека) мифы. Тотемизм постепенно уходит на задний план и сменяется культом антропоморфных, но вполне реальных предков. Начинает складываться пантеон богов, в котором важную роль играют, с одной стороны, боги, отвечающие за природные явления (бог-громовержец, бог солнца, бог дождя), а, с другой стороны, боги скотоводства. У ирокезов верховными были три богини-сестры: богини маиса, бобов и тыквы. В Индонезии одной из верховных богинь была мать риса. Наиболее важными праздниками становятся весенний праздник, связанный с посевом, и осенний, связанный с уборкой урожая. Появляются мифы об умирающем и воскресающем боге - боге зерна. И еще новшество – мифы о культурных героях, которые, с одной стороны, воспринимались как победители сил хаоса (Геракл, Тесей), а с другой стороны, герои-добытчики культурных благ, которые либо что-то украли и подарили людям (Прометей), либо сами чего-то придумали и научили людей (Гефест – гончарное дело, Афина – ткачество).

БИЛЕТ № 20. Духовная культура общества в эпоху политогенеза.

Политогенез – понятие, предложенное Л.Е.Куббелем и обозначающее генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог. В результате политогенеза (и в особенности в результате формирования государства) в управлении обществом все бó льшую роль начинают играть административные, силовые и правовые методы.

В эволюции духовной культуры произошли качественные сдвиги, нашедшие, в частности, свое выражение в начавшемся разделении труда и в утверждении принципиально новой формы накопления и передачи информации – письменности.

Развитие земледелия, в особенности ирригационного, потребовало точного определения начала полевых работ, сроков полива и т.п., а тем самым упорядочения астрономических и календарных знаний. Началось применение простейших астрономических приборов. Первые лунные календари были лунными, т.е. основанными на изменении фаз «непостоянной» Луны, с усложнением же хозяйственной деятельности начался переход к более точным солнечным календарям.

С практическими нуждами эпохи было связано развитие и других отраслей полезных знаний. Строительство укреплений и мегалитических культовых комплексов, постройка таких усовершенствованных сухопутных и водных транспортных средств, как повозка и парусный корабль, способствовали развитию не только математики, но и механики. С возникновением выплавки рудных металлов зародилось металловеденье и в какой-то степени химия. Дальние торговые экспедиции и военные походы, сухопутные и морские, послужили накоплению тех же астрономических наблюдений, а также развитию начатков географии и картографии.

Начатки обществоведческих, прежде всего исторических, знаний по-прежнему были тесно связаны с религиозными и мифологическими представлениями о чудесной природе всего сущего.

С зарождением государства и права стали возникать правовые знания. Они также еще переплетались с психологическими установками общинно-родового быта, религиозными представлениями и т.д.

В эпоху политогенеза появились новые виды искусства, а искусство в целом стало дифференцироваться на элитарное и простонародное.

Возникла монументальная архитектура. Появились циклопические или сырцовые укрепления, храмы, усыпальницы, которые, как это прослеживается в древних Месопотамии и Египте, прямо связаны с выделением крупных вождей. С вождями или выдающимися воинами по большей части связано и появление монументальной скульптуры – надгробных статуй.

Выделение ремесла сопровождалось замечательным расцветом прикладного искусства, лучшие образы которых опять-таки создавались для нужд вождей. Это были изукрашенная одежда, ювелирные изделия, дорогое оружие, домашняя утварь и т.п. Получили распространение художественное литье, тиснение, золочение металлических изделий, применение эмали, инкрустация драгоценными камнями, перламутром, костью, рогом, черепаховым щитом и т.д. Начальный этап художественной обработки металла отражен в искусно выкованных и гравированных тотемными знаками медных пластинах северо-западных индейцев, расцвет – в знаменитых скифских и сарматских изделиях, украшенных реалистическими или условными изображениями людей, животных, растений.

Что касается религии, развивалась вера в личных покровителей, чаще всего известная как нагуализм (область современного магического эзотерического знания, магическое учение толтеков (Живший до ацтеков в Мехико народ, положивший первое начало искусств и земледелия в этой стране)). С распространением земледелия и скотоводства утвердились культы плодородия. Для них характерны эротические обряды и человеческие жертвоприношения, символизирующие передачу земле половой потенции человека, а также связанные с земледельческим циклом образы умирающих и воскресающих духов.

С развитием и усложнением культа выделялась особая категория его служителей – жрецов. Если некогда культовые способности в принципе признавались за всеми или по крайней мере за многими членами коллектива и соответствующие функции обычно выполнялись лидерами лишь как его представителями, то теперь эти способности приписывались лишь определенным лицам, считавшимся обладателями сильных предков-покровителей, чудесных качеств, тайных знаний и т.п. В связи с этим даже получила развитие особая форма религии – шаманизм, состоящая в выделении определенных лиц – шаманов, которым приписывается способность путем приведения себя в состояние экстаза вступать в непосредственное общение с духами.

В эпоху политогенеза религия впервые стала не только превратным миропониманием, но и средством идеологического воздействия на эксплуатируемые массы.

21. Понятие «Древний Восток»: историческая география и хронологические рамки истории.
Историческая география
. Понятие «Древний Восток» - научный термин, сложившийся в Европе в XVIII – XIX веках. Наука, занимающаяся историей Древнего Востока, называется - Ориенталистика (Востоковеденье). В этот период времени относили страны Ближнего и Среднего Востока: Палестина, Сирия, Египет, Месопотамия, Иран и страны Южной и Восточной Азии. В ХХ веке к понятию «Древний Восток» стали относить и страны Юго-Восточной Азии, Средней Азии, Закавказья. Территориальные границы стран Востока очень обширны, их нельзя свести к какой-то одной цивилизации.Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север – от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря.В древности на этой территории существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Фригийское и Лидийское царства, государство Иранского нагорья, в том числе мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории Ближнего Востока и почти всего Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.
Древний Восток – это совокупность нескольких цивилизационных центров:
- Египетский (Североафриканский - Египет);
- Месопотамский
(Ближний Восток);
- Иранский (в древние времена под Иранским центром понимали Персию, однако потом понятие «Иранский центр» включало не только Персию);
- Индийский (Южно-азиатский – Индия);
- Китайский (Дальневосточный – Китай).

Вокруг каждой страны находились страны-спутники. На определенном этапе развития страны-спутники становились независимыми (например, Аравия – страна, которая со временем стала центром Арабского Халифата).
Страны-спутники крупнейших цивилизаций Древнего Востока:
1) Египетский: Эфиопия, Ливия, Судан (Нубия).
2) Месопотамский: Аравия, Сирия, Закавказье, Малая Азия, Финикия, Палестина.
3) Иранский: Афганистан, Парфия (Туркмения + Иран), Хорезм (Западная часть Узбекистана со стороны моря), Бактрия (Узбекистан), Согдиана (северный Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан).Парфия считала себя наследником Иранской цивилизации.Иранский центр был достойным соперником Римской империи. Обе державы соперничали за Великий шелковый путь.
4) Индийский: Цейлон (Шри Ланка: никогда не входил в Индию, тем не менее, испытывал культурное и религиозное влияние), Бирма (восточнее Индии: язык – китайский, а культура – индийская), Таиланд, Непал, Камбоджа, Малайзия (Малакка; ислам пришел лишь в XV веке, есть влияние буддийской культуры).
5) Китайский: Вьетнам (юг), Корея (запад), Туркестан (восток; китайцы называют Синьцзян; население говорило либо на тибетских языках, либо на тюркских.

Хронологические рамки истории. В отличие от нашей современности, ни в одной из стран Древнего Востока не существовало единой исходной даты, от которой можно было отсчитывать время и отталкиваться при точной фиксации происходящих событий. Точкой отсчета истории считается время появления древнейших государственных образований: приблизительно 5000 лет назад (XXXI – XXX века до нашей эры). Самые древние государства возникли в разных частях Востока: Египет (долина Нила), Шумер (Евфрат и Тигр), Протоиндийское государство. Точкой отсчета истории Дальнего Востока является образование Китайского государства (4 тысячи лет назад). С XVIII века до нашей эры начинается история Китайского государства (Шань-Инь – первая династия).Завершением древней истории стран Востока является приход Александра Македонского (IV век до нашей эры). Древняя история Индии и Китая изучается до V века до нашей эры, условный рубеж – Великое переселение народов: рухнула Китайская стена, гунны добрались в Индию и переняли индийскую культуру.Рубеж V век до нашей эры важен, но не всеми цивилизациями признан. Китай – с XXX века по V век до нашей эры, Египет – с XX века до IV век до нашей эры.

Таким образом, в исторической науке нет общепринятых критериев, по которым можно четко определить хронологические рамки истории Востока в целом, то есть у каждой цивилизации есть своя точка отсчета и своя точка завершения существования цивилизации. Попытки общей цивилизации условны, хотя многие истории используют эту периодизацию:

1) эпоха ранней древности (3 и 2 тыс. до н. э.). Археология: энеолит и бронза. Возникают самые первые цивилизации.

2) Эпоха расцвета древних цивилизаций Востока (со 2 и 1 тыс. до н. э. до конца 1 тыс. до н. э.).

3) Эпоха поздней древности (с конца 1 тыс. до н. э. до середины 1 тыс. н. э.). Древние цивилизации переживают кризис: некоторые распадаются.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал