![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Институт обдумана в ЗС.
В разных странах этот институт называется по-разному: омбудсмен, проведор, медиатор, комиссар, народный защитник, Уполномоченный и т.д. Как указывает В.В. Чуксина, исторически институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение. Общеизвестно, что впервые он был создан в Швеции, когда Конституцией (1809 г.) была введена должность омбудсмена юстиции. - институт омбудсмена представляет собой важное дополнение правообеспе-чительного механизма, действующего в государстве; - главная задача деятельности омбудсмена - охрана прав граждан в области исполнительных действий публичной администрации; - важнейшая черта института омбудсмена - его независимость, в большинстве стран он избирается парламентом, отчитываясь лишь перед ним; - в основную функцию омбудсмена входит контроль за деятельностью испол-нительных органов. Этот контроль осуществляется по инициативе омбудсмена ли-бо по жалобам граждан; - в ряде случаев омбудсмен рассматривает дело не только с точки зрения за-конности, но и может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и их должностных лиц и вынести решение о человечности, справедливости и целесообразности их действий; - контрольные мероприятия омбудсмена направлены, прежде всего, на реали-зацию прав граждан и исправление нарушений в функционировании государствен-ной администрации. Он добивается этого, используя арсенал средств, специфич-ных только для него, - методы убеждения, критику, гласность. В его распоряжении нет административных, императивных полномочий; - основным в этой форме контроля является ее простой и понятный для граж-дан способ деятельности, связанный с непосредственным доступом населения к омбудсмену (кроме Франции и Великобритании) и подкрепленный принципом бесплатности производства.
54. Правительство в ЗС: формирование, состав, компетенция. Правительство – верховный коллегиальный орган исполнительной власти. В президентской республике – это совокупность советников при президенте. В парламентарных и смешанных формах правления правительство – коллегиальный орган власти, ответственный перед парламентом. Состав правительства включает в себя: 1) главу правительства 2) министров 3) премьер-министра 4) государственных министров 5) статс-министров 6) министров без портфеля – должностное лицо, которое может заниматься разными видами деятельности, они курируют несколько министерств 7) статс-секретарь – помощник министра (премьер-министра) Место правительства в системе органов власти определяется взаимоотношениями: 1) с парламентом (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках правительство формируется при участии парламента и ответственно перед ним, в президентских республиках правительство не несет ответственности перед парламентом); 2) с главой государства (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках глава государства реализует свои полномочия с помощью (через) правительство; в президентских республиках правительство подотчетно и подконтрольно президенту); 3) с органом конституционного контроля (т. е. в каком объеме акты правительства подлежат этому контролю); 4) с политическими партиями (правительство в парламентарных республиках и монархиях зависит от взаимоотношений с представленными в парламенте, т. е. общенациональными, партиями). Существует два способа формирования правительства: 1. При парламентском способе формирования правительства обычно назначается глава правительства – лидер партии большинства – и по его совету остальные члены правительства. Процедура формирования предполагает согласование позиций различных партий по кандидатурам. 2. Правительство формируется главой государства, без участия парламента, т. е. внепарламентским путем. В западной литературе выделяют две основные модели правительства: 1) континентальную (большинство стран), когда в конституции такой орган назван, определен его состав и он реально осуществляет исполнительную власть; 2) англосаксонскую (Австралия, Великобритания, Канада), при которой реально осуществляющий функции исполнительной власти орган – кабинет министров – не имеет статутного оформления, и не имеет реальной власти. Различия по составу правительства следующие: 1) в состав правительства входят все министры и некоторые главы общенациональных ведомств (Румыния, Хорватия); 2) в состав правительства входит только его глава, его заместители (если таковые устанавливаются конституцией) и министры (Словакия, Турция, Украина). На конституционном уровне о полномочиях правительства обычно содержатся довольно лаконичные предписания. В некоторых странах по конституции исполнительная власть передана главе государства, хотя фактически ее реализует правительство (конституционные монархии – Дания, Нидерланды). К основным полномочиям правительства относятся следующие: 1) исполнение законов, т. е. собственно реализация функции исполнительной ветви власти; 2) управление государственным аппаратом; 3) взаимодействие с парламентом в законодательной области (реализация права законодательной инициативы); 4) нормоустановительная деятельность (принятие нормативных актов во исполнение законов, по уполномочию парламента и актов делегированного законодательства, т. е. актов по вопросам компетенции парламента), а также отмена или приостановление актов нижестоящих органов исполнительной власти; 5) составление и исполнение бюджета; 6) осуществление внешней политики государства.
|