Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институт обдумана в ЗС.






В разных странах этот институт называется по-разному: омбудсмен, проведор, медиатор, комиссар, народный защитник, Уполномоченный и т.д.

Как указывает В.В. Чуксина, исторически институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение. Общеизвестно, что впервые он был создан в Швеции, когда Конституцией (1809 г.) была введена должность омбудсмена юстиции.
Несмотря на определенные различия между омбудсменами различных стран, многие исследователи выделяют общие черты данного института, так, например, Н.Ю. Хаманева считает, что:

- институт омбудсмена представляет собой важное дополнение правообеспе-чительного механизма, действующего в государстве;

- главная задача деятельности омбудсмена - охрана прав граждан в области исполнительных действий публичной администрации;

- важнейшая черта института омбудсмена - его независимость, в большинстве стран он избирается парламентом, отчитываясь лишь перед ним;

- в основную функцию омбудсмена входит контроль за деятельностью испол-нительных органов. Этот контроль осуществляется по инициативе омбудсмена ли-бо по жалобам граждан;

- в ряде случаев омбудсмен рассматривает дело не только с точки зрения за-конности, но и может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и их должностных лиц и вынести решение о человечности, справедливости и целесообразности их действий;

- контрольные мероприятия омбудсмена направлены, прежде всего, на реали-зацию прав граждан и исправление нарушений в функционировании государствен-ной администрации. Он добивается этого, используя арсенал средств, специфич-ных только для него, - методы убеждения, критику, гласность. В его распоряжении нет административных, императивных полномочий;

- основным в этой форме контроля является ее простой и понятный для граж-дан способ деятельности, связанный с непосредственным доступом населения к омбудсмену (кроме Франции и Великобритании) и подкрепленный принципом бесплатности производства.

 

54. Правительство в ЗС: формирование, состав, компетенция.

Правительство – верховный коллегиальный орган исполнительной власти.

В президентской республике – это совокупность советников при президенте.

В парламентарных и смешанных формах правления правительство – коллегиальный орган власти, ответственный перед парламентом.

Состав правительства включает в себя:

1) главу правительства

2) министров

3) премьер-министра

4) государственных министров

5) статс-министров

6) министров без портфеля – должностное лицо, которое может заниматься разными видами деятельности, они курируют несколько министерств

7) статс-секретарь – помощник министра (премьер-министра)

Место правительства в системе органов власти определяется взаимоотношениями:

1) с парламентом (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках правительство формируется при участии парламента и ответственно перед ним, в президентских республиках правительство не несет ответственности перед парламентом);

2) с главой государства (в парламентарных республиках и монархиях, а также в смешанных республиках глава государства реализует свои полномочия с помощью (через) правительство; в президентских республиках правительство подотчетно и подконтрольно президенту);

3) с органом конституционного контроля (т. е. в каком объеме акты правительства подлежат этому контролю);

4) с политическими партиями (правительство в парламентарных республиках и монархиях зависит от взаимоотношений с представленными в парламенте, т. е. общенациональными, партиями).

Существует два способа формирования правительства:

1. При парламентском способе формирования правительства обычно назначается глава правительства – лидер партии большинства – и по его совету остальные члены правительства. Процедура формирования предполагает согласование позиций различных партий по кандидатурам.

2. Правительство формируется главой государства, без участия парламента, т. е. внепарламентским путем.

В западной литературе выделяют две основные модели правительства:

1) континентальную (большинство стран), когда в конституции такой орган назван, определен его состав и он реально осуществляет исполнительную власть;

2) англосаксонскую (Австралия, Великобритания, Канада), при которой реально осуществляющий функции исполнительной власти орган – кабинет министров – не имеет статутного оформления, и не имеет реальной власти.

Различия по составу правительства следующие:

1) в состав правительства входят все министры и некоторые главы общенациональных ведомств (Румыния, Хорватия);

2) в состав правительства входит только его глава, его заместители (если таковые устанавливаются конституцией) и министры (Словакия, Турция, Украина).

На конституционном уровне о полномочиях правительства обычно содержатся довольно лаконичные предписания. В некоторых странах по конституции исполнительная власть передана главе государства, хотя фактически ее реализует правительство (конституционные монархии – Дания, Нидерланды).

К основным полномочиям правительства относятся следующие:

1) исполнение законов, т. е. собственно реализация функции исполнительной ветви власти;

2) управление государственным аппаратом;

3) взаимодействие с парламентом в законодательной области (реализация права законодательной инициативы);

4) нормоустановительная деятельность (принятие нормативных актов во исполнение законов, по уполномочию парламента и актов делегированного законодательства, т. е. актов по вопросам компетенции парламента), а также отмена или приостановление актов нижестоящих органов исполнительной власти;

5) составление и исполнение бюджета;

6) осуществление внешней политики государства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал