Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательное регулирование института отрешения от должности (импичмента) высших должностных лиц в зарубежных странах
Институт отрешения от должности представляет собой меру конституционно-правовой ответственности. Так, в большинстве зарубежных Конституциях, в Конституции РФ, прописаны нормы, регламентирующие вопросы ответственности, прежде всего в отношении главы государства.
В Конституциях ряда стран, институту президентской ответственности посвящена даже отдельная глава, например в Греции. Конституции других стран предусматривают принятие специальных законов, регламентирующих вопросы президентской ответственности. Примером тому может являться Конституция Словацкой Республики и Конституция Гватемалы[1].
Но есть и страны, которые не знакомы с институтом отрешения от должности главы государства, поскольку в таких странах, как Северная Корея, Вьетнам, Индонезия, Узбекистан, Алжир, Президент вообще не может быть отрешен от должности посредством процедуры импичмента.
В конституциях большинства зарубежных стран, как и в Конституции России, формулируется принцип неприкосновенности главы государства, в отдельных из них раскрывается его содержание. Так, Конституция Республики Болгария предусматривает, что Президент, вице-президент не могут быть задержаны и против них не может быть возбуждено уголовное преследование (ч. 4 ст. 103). В соответствии с Конституцией Чешской Республики Президент не может быть задержан, подвергнут уголовному преследованию, а также преследованию за проступок или иное административное правонарушение (ч.1 ст. 65).
В отдельных странах, иммунитет главы государства носит ограниченный характер, допускает его лишение лишь определенными органами и при определенных обстоятельствах, подтверждением тому могут являться положения Конституции Республики Исландия, где уголовное преследование против Президента может быть возбуждено с согласия Альтинга (парламента) – ст. 11 Конституции. В Эстонии Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности по представлению канцлера юстиции с согласия большинства членов Государственного Собрания (ст. 85 Конституции).
Но есть и страны, которые вообще не устанавливают какую-либо неприкосновенность главы государства, например, Венесуэла.
Следует заметить, что в большинстве зарубежных конституций привлечение президента к ответственности носит факультативный характер, оно обычно формулируется как право, но не обязанность соответствующих органов. Однако в ряде стран соответствующие конституционные положения формулируются таким образом, что позволяют сделать вывод об обязательной ответственности главы государства при наличии соответствующих оснований. К таким странам можно отнести Италию и Македонию.
Следует отметить, что во многих странах ответственность главы государства связывается только с действиями, совершенными им в связи с исполнением своих обязанностей, например во Франции.
Конституция Венгрии в этом отношении более конкретна. В ней устанавливается, что Президент может подлежать уголовной ответственности во время исполнения должностных обязанностей по поводу уголовно-наказуемых действий, связанных с его должностной деятельностью. Здесь имеется ввиду конкретная категория преступлений, за которые президент может отвечать в уголовно-правовом порядке, что имеет свой смысл, и что уже поддается реализации.
Конституция Мексики[2], последовательно проводит различие между конституционной и уголовной ответственностью в отношении должностных лиц.
Таким образом, следует отметить, что одни Конституции регламентируют ответственность главы государства за различные правонарушения, в других речь об ответственности вообще не идет. Но, если уж речь и идет об ответственности, то должны быть установлены и основания такой ответственности, которые отличаются своим разнообразием.
Чаще всего в качестве оснований отрешения главы государства от занимаемой должности упоминаются такие, как государственная измена, совершение иного тяжкого преступления, нарушение Конституции, нарушение законов. Нередко законодатель при этом определяет форму вины, предусматривая умышленный характер деяния. Нарушение Конституции, как основание импичмента, предусмотрено в Австрии, Хорватии и Молдове. В Венгрии, Македонии установлена ответственность главы государства за нарушение Конституции или закона, в Азербайджане - за совершение тяжкого преступления, в Албании - за серьезное нарушение Конституции или совершение тяжкого преступления, в Армении, республики Беларусь - за государственную измену или иное тяжкое преступление, на Филиппинах ответственность главы государства в виде отрешения от должности наступает за нарушение конституции, за измену, взяточничество и другие тяжкие преступления, в Финляндии – за измену Родине, совершение тяжкого преступления или преступления против человечества
49. Парламент в ЗС: формирование, состав, компетенция. Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент также формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, объявляет амнистию и т.д. Парламент обычно состоит из верхней и нижней палаты. Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты – сенаторами. Порядок формирования. Депутаты нижней палаты парламента избираются обычно на 4-5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многоступенчатых выборов.. Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены с США, Бразилии, Италии, Японии и др. Путем косвенных выборов формируется сенат во Франции. Прямым голосованием избирается только 3-я часть сенаторов, 2-я часть назначается по конкретным представлением кандидатур, остальная часть избирается провинциальными советами заочным путем (Бельгия). Сроки полномочий. Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком. К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы избираются на более длительный срок и палата обновляется по частям. Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава. полномочия парламента устанавливаются конституцией страны. Парламент обладает: 1) законодательными полномочиями (т. е. полномочиями по принятию законов, внесению в них изменений и отмене, поскольку он – единственный законодательный орган страны); 2) полномочиями в финансовой сфере (осуществляет утверждение бюджета, контроль за его исполнением, дает разрешение на непредвиденные расходы и т. д.), что позволяет ему контролировать деятельность исполнительной власти; 3) полномочиями по ратификации международных договоров; 4) полномочиями по назначению референдумов; 5) полномочиями по формированию других органов и назначению (выборов должностных лиц); 6) полномочиями в области обороны и безопасности (производит объявление войны, заключение мира, введение и отмену режима чрезвычайного положения и др.); 7) судебными полномочиями (по процедуре импичмента). Главная задача парламента – принятие законов. Парламент избирает, назначает, образует высшие органы государства, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент).
Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен: 1) формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих «справедливое» представительство избирательного корпуса; 2) его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом; 3) обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей); 4) реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам; 5) парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе. Парламенты в качестве своих самых крупных структурных единиц могут иметь одну, две и более палат. При однопалатной системе депутаты организационно не разделены, что делает однопалатный парламент (при прочих равных условиях) более мобильным, чем двухпалатный (Болгария, Дания, Финляндия).
50. Структура парламента: палаты, комитеты, фракции. Существуют две разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные. Исторически двухпалатная система построения парламентов (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии, нижняя - для представительства широких слоев населения. В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.). Примерно в половине государств Европы существуют однопалатные парламенты (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.). Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии. Это в основном вспомогательные структуры, которые состоят из парламентариев и содействуют парламенту (палатам) в осуществлении полномочий. Комитеты (комиссии) подразделяются на: постоянные (создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности); временные (для расследования или изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем) К постоянным комитетам (комиссиям) можно отнести: финансово-бюджетные; по иностранным делам; по правительственной деятельности; по ассигнованиям; по обороне и безопасности; по вопросам гражданской службы; по делам местного самоуправления; по торговле и промышленности; по вопросам образования и труда; по аграрным вопросам и т.д. К временным комитетам (комиссиям) можно отнести: следственные; специальные (создаваемые для изучения какого-либо вопроса); комитеты всей палаты; согласительные. Парламент (палаты) - слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, где они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности. Сегодня практически ни один законопроект не принимается, если он не прошел стадию проработки в одном из комитетов, который и выносит его на решение палаты
|