Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мненияирынка






Еще две связанные со средствами массовой информа­ции службы составляют часть информационного бизнеса, требующего от американских компаний столько внима­ния и средств: служба изучения общественного мнения и компания по исследованию рынка.

Опросы общественного мнения считаются, как пра­вило, частью современной политической инфраструктуры


обществ с избираемыми парламентами. По сути, если судить по объему и характеру работ, на долю рыночно-эко-номических предприятий приходится значительная часть исследований но изучению общественного мнения. Разли­чие между исследованиями рынка и опросами зачастую очень невелико, а методы вскрытия политических уста­новок и стремлений могут быть использованы для ори­ентации экономической и политической деятельности.

Организация Гэллапа — наиболее известная американ­ская компания по изучению общественного мнения — на­зывает себя службой «исследования рынка и установок». «Гэллап интернэшнл», «действующая в 36 странах или регионах мира, проводит в мировом или европейском мас­штабе исследования рынка, опросы общественного мнения, бихевиористские исследования па договорной основе»28.

«А. К. Нилсен компани», основная американская ком­пания по исследованиям рынка, действует в двадцати раз­личных странах на всех четырех континентах. Она ока­зывает исследовательские услуги восьмидесяти шести международным организациям. Бе служба изучения те­леаудитории действует непосредственно в Канаде и Япо­нии, а также в виде совместных предприятий — в Ирлан­дии и Западной Германии. Эта служба оценок, доводящая до неистовства коммерческие телесети, стремящиеся за­воевать как можно большую аудиторию, была следующим образом охарактеризована ее основателем Артуром К. Нилсеном: «Исследования такого рода оказывают благо­приятное воздействие на эффективность одного из наибо­лее важных методов (телевидения) подачи товаров потре­бителю... Они позволяют снизить стоимость распростра­нения и увеличить получаемую изготовителями при­быль...» 29

Взгляд на телевидение как на «метод подачи това­ров потребителю» объясняет особое положение телевиде­ния в Соединенных Штатах.

Другие фирмы также организуют подобные исследова­ния в мировом масштабе. Международная исследователь­ская ассоциация проводит исследования рынка и опросы общественного мнения в Соединенных Штатах, Латинской Америке, Европе, Африке, на Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Компания распо­лагает сетью организаций-компаньонов, действующих в более чем сорока странах30. «Гэллап интернэшнл» про­водит периодические опросы общего характера (финан-


сируемые любым заказчиком, способным оплатить счет) в Аргентине (два раза в месяц), в Австралии (два раза в месяц), в Австрии (ежеквартально), в Бельгии (еже­недельно), в Чили (ежемесячно), в Великобритании (еженедельно), в Греции (каждые две недели), в Индии (ежеквартально), в Италии (ежеквартально), в Нидер­ландах (еженедельно), в Норвегии (ежемесячно), на Филиппинах (ежегодно), в Швеции (ежемесячно), в Швейцарии (ежеквартально), в Южно-Африканской Республике (два раза в месяц, причем только среди взрослого белого населения), в Уругвае (два раза в ме­сяц), в Западной Германии (ежемесячно).

Опрос общественного мнения, проводимый под при­крытием международных или иностранных компаний (разграничить их довольно трудно), по видимости, имеет своей задачей получение, а не создание информации»31. На деле же он зачастую не только создает информацию, но и способствует формированию установок, которые он призван обнаруживать. И проблема здесь не в ошибоч­ной выборке или плохо составленном интервью; вопросы могут быть сформулированы абсолютно объективно, а совершенная техника, находящаяся на вооружении прекрасно оснащенных фирм, позволяет свести до мини­мума ошибки технического характера.

Опросы общественного мнения, проводимые для аме­риканских корпораций или правительственных информа­ционных агентств, представляют двойную угрозу для обществ, в которых они проводятся. Опросы имеют ком­мерческую структуру, и, когда их результаты выдаются за национальное общественное мнение, они не могут не способствовать дальнейшему усилению потребительских тенденций. Кроме того, опросы тайно нащупывают мне­ния, которые могут способствовать определению буду­щей политики в данной стране американских официаль­ных или частных организаций, ответственных за приня­тие решений в области информации.

Рассмотрим, например, нижеследующую справку о ме­тодах опроса, применяемых зарубежными службами ЮСИА:

«Основой исследовательской программы (ЮСИА) яв­ляется опрос общественного мнения, проводимый во всех областях, доступных исследователям... Все опросы имеют одну общую черту: пе следует открыто упомипать, что они проводятся по поручению правительства Соединенных


Штатов. Обычно для проведения опроса нанимается по­сторонняя фирма, как правило расположенная в стране обследования. Опрашиваемые должны знать только то, что вопросы задает частная исследовательская организа­ция. Как выяснилось, информация о причастности пра­вительства к опросу компрометирует результаты иссле­дования, поэтому указанное правило должно строго со­блюдаться» 32.

Во многих развитых промышленных странах наряду с финансируемыми американцами исследованиями прово­дятся собственные (иногда без всякой конкуренции) исследования и опросы общественного мнения, оказываю­щие услугу не только своим отечественным манипулято­рам, но и их американским двойникам. Навязывание об­манным путем структуры проникнутых торгашеским духом ценностей происходит значительно легче в общест­ве, уже прошедшем обработку аналогичными методами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал