Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические особенности поколений






В данной статье нет возможности подробно рассмотреть дискуссионные вопросы о критериях и параметрах дифференциации представителей разных поколений, большое внимание которым посвятили В. М. Воронков, М.И. Постникова, А. И. Афанасьева, Н. Хоув и У. Штраус, В.И. Пищик, Г. Шуман и Ж. Скотт и др. Отметим лишь, что мы рассматриваем поколение как относительно автономную социальную общность людей, объединенных общей культурно-исторической локализацией и соответственно общим опытом.

На наш взгляд наиболее активными в настоящее время в Российском обществе являются три поколения, которые с точки зрения исторической эпохи взросления могут быть разделены на: советское, переходное и постсоветское поколение. С точки зрения возраста этим поколениям соответствуют следующие периоды развития: юность, молодость и зрелость. Выполняемые разными поколениями семейные роли позволяют разделить их на: детей, родителей и прародителей.

С позиций культурологического подхода, который предполагает описательный анализ ментальности поколения, и, опираясь на данные эмпирических исследований, мы попытались составить обобщенный портрет каждого из выделенных поколений.

Советское поколение представлено зрелыми людьми, воспитывающимися в эпоху СССР. Это поколение, сформированное на прежних, объективно существовавших основаниях развития социума, не просто ностальгирует по былым временам, что‐ то принимая, а что‐ то отвергая в сегодняшней действительности. Оно реально все еще управляет обществом, организуя его, стабилизируя, передавая опыт, завоевания, выступая носителем структурированных традиций, отношений, нравственных норм, что и определяет его (данного поколения) большой положительный потенциал, значимую действенность [1 ].

Зрелые люди в возрасте 40-60 лет играют в современном обществе первостепенную роль в разрушении старых норм и во внесении новых элементов в их реализацию [10]. Они быстро осваивают новые формы, мобильно создают новые ситуации. Будучи воспитанными на старых отношениях и традициях, они в то же время, пользуясь имеющимся новым багажом и новыми возможностями, разрывают эти традиции, расстаются с ними, осваивая новые формы и способы действия. И все же не они создают новое пространство, не в их руках находится построение будущих структур. Скорее они разрушают прежние, в том числе и в силу того, что они практически находятся у главных экономических и политических рычагов.

Эти люди, уже получили образование, правда не всегда высшее, и имеют профессию. Н. В. Раслова отмечает, что в советское время получение второго высшего образования было редкостью [7]. Система государственного высшего образования, которое было полностью бесплатным, не поощряла желания поменять полученную специальность. Система повышения квалификации также в основном не предполагала переподготовку кадров по новым специальностям, а была нацелена преимущественно на квалификационное совершенствование в выбранной профессиональной сфере. Получалось, что, поступая в ВУЗ, человек выбирал себе специальность на всю жизнь. Однако изменение общества (в первую очередь его глобализация) и притязания на руководящие посты превращает получение высшего и второго высшего образования для представителей советского поколения в необходимость.

Поскольку глобальное расширение областей влияния информационных технологий в нашей стране началось в 80-х годах, у представителей старшего (советского) поколения часто отмечается компьютерофобия [9], что может осложнить применение информационных технологий в работе с данной категорией людей. Важно понимать, что не все зрелые люди испытывают страх перед компьютерами, но многие испытывают трудности адаптации к новым технологиям. В результате у них формируется психологические факторы, препятствующие успешному обучению: компьютерная тревожность и неуверенность в себе.

Результаты, проведенного нами исследования (таблица 1), позволили выделить социально-психологические особенности представителей советского поколения на Южном Урале: ориентация на креативность, престиж и активные социальные контакты; удовлетворенность собственным прошлым и целеустремленность; умеренная неудовлетворенность собственной деятельностью и жизнью; способность устанавливать и поддерживать близкие отношения, достигать подлинной интимности; склонность играть роли в значимых отношениях с другими.

Таблица 1 Социально-психологические особенности поколений на Южном Урале
Исследуемые показатели Поколение
Советское Переходное Постсоветское
Социально-психологические особенности Иерархия ценностей активные социальные контакты креативность сохранение собственной индивидуальности собственный престиж развитие себя достижения духовное удовлетворение высокое материальное положение сохранение собственной индивидуальности развитие себя достижения духовное удовлетворение активные социальные контакты высокое материальное положение креативность собственный престиж высокое материальное положение креативность собственный престиж активные социальные контакты духовное удовлетворение развитие себя достижения сохранение собственной индивидуальности
Смысложизненные ориентации ориентация на цели и результат ориентация на цели и результат ориентация на процесс
Удовлетворенность жизнью умеренная степень неудовлетворенности жизнью и деятельности неудовлетворенность жизнью и деятельностью удовлетворенность жизнью и деятельностью
Проблемы идентичности ориентация в межличностных отношениях на социальные нормы и правила диффузия собственной деятельности недостаточная готовность брать на себя ответственность за события своей жизни
Особенности стиля жизни
актуальные проблемы адаптации иерархии, временности идентичности, территориальности иерархии, временности, идентичности
фрустрированные потребности в автономии, в безопасности в признании, в успехе в автономии, в безопасности, в признании
особенности поведения тревожность, дистанцированность, покорность, следование традициям стремление быть в центре внимания, ответственность, добросовестность, самоконтроль враждебность, агрессивность, честолюбие, требовательность к себе
защитные стратегии вытеснение, реактивное образование интеллектуализация, отрицание компенсация, проекция и замещение
             

Их стиль жизни отличается повышенным уровнем тревожности, стремлением к дистанцированию, покорностью. Они ориентированы на следование традициям.

Переходное поколение составляют молодые люди, взросление которых происходило во времена перестройки. В настоящее время эти люди достигли возраста 25-39 лет. Для данного поколения характерна наибольшая вариативность социально-психологических особенностей – от приверженности инерционным моментам, обеспечивающим сохранение имеющихся структур, до активного перехода к формированию принципиально новых. Наличие второго высшего образования этими людьми воспринимается не только естественно, но и, скорее, обыденно. В этой группе людей распространено мнение, что человек, обладающий двумя дипломами, имеет лучшие шансы и в устройстве на работу, и в дальнейшем карьерном росте; что специалист, получивший второе высшее образование, считается более ценным кадром, разносторонне развитой личностью, а также просто трудолюбивым и целеустремленным человеком. Высшие учебные заведения, реагируя на потребности общества и потребительский спрос, предлагают разнообразные варианты получения второго высшего образования и представители переходного поколения готовы воспользоваться предоставляемыми возможностями [7].

Эти люди приняли информационные технологии как элемент, облегчающий многие виды их деятельности. Они воспринимают компьютер как важную и неотъемлемую часть своей жизни, но все же помнят время, когда многие процессы осуществлялись без использования компьютеров.

Результаты, проведенного нами исследования (Таблица 1), позволили выделить социально-психологические особенности представителей переходного поколения: ориентация на собственную индивидуальность, саморазвитие и духовное удовлетворение; удовлетворенность собственным прошлым и целеустремленность; неудовлетворенность собственной деятельностью и жизнью; проблемы идентичности в сфере деятельности. Типичными для них являются стремление быть в центре внимания, ответственность, добросовестность, самоконтроль.

Постсоветское поколение представлено девушками и юношами, родившимися и выросшими после распада СССР. Для них характерны большая мобильность и изначальная готовность к новым отношениям. Люди в возрасте от 18 до 25 лет, которые ныне, находясь в поиске, используют опыт старших поколений, отбирают важное, но руководствуются при этом новыми принципами жизни, пытаясь более активно осмыслить действительность. А. Литвинова считает, что данное поколение выполняет функцию оживляющего посредника в социальной жизни [3]. Следует отметить, что в силу социальной ситуации развития в юношеском возрасте – эти люди, как правило, получают свое первое профессиональное образование.

Рожденные в эпоху глобализации информационных технологий, представители постсоветского поколения не мыслят мира без компьютеров, а многие аспекты собственной жизни реализуют в социальных сетях. По данным зарубежных исследований доминирующей эмоцией при работе за компьютером у молодого поколения является радость [12].

Результаты, проведенного нами исследования позволили выделить социально-психологические особенности представителей постсоветского поколения: доминирующее положение в иерархии ценностей материального благополучия, креативности, престижа и активных социальных контактов; ориентация на настоящее; недостаточная готовность брать на себя ответственность за события своей жизни и отсутствие стабильной, устойчивой системы ценностей, которая могла бы стать основой для принятия решений; удовлетворенность своей жизнью и деятельностью; агрессивность, скандальность и пессимистичность.

Таким образом, проведенный анализ показал, что представители разных поколений заинтересованы в получении высшего или второго высшего образования, однако ими движут разные потребности и их социально-психологические особенности имеют значимые различия. Это необходимо учитывать при разработке маркетинговых стратегий и при организации процесса обучения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал