![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-психологические особенности поколений
В данной статье нет возможности подробно рассмотреть дискуссионные вопросы о критериях и параметрах дифференциации представителей разных поколений, большое внимание которым посвятили В. М. Воронков, М.И. Постникова, А. И. Афанасьева, Н. Хоув и У. Штраус, В.И. Пищик, Г. Шуман и Ж. Скотт и др. Отметим лишь, что мы рассматриваем поколение как относительно автономную социальную общность людей, объединенных общей культурно-исторической локализацией и соответственно общим опытом. На наш взгляд наиболее активными в настоящее время в Российском обществе являются три поколения, которые с точки зрения исторической эпохи взросления могут быть разделены на: советское, переходное и постсоветское поколение. С точки зрения возраста этим поколениям соответствуют следующие периоды развития: юность, молодость и зрелость. Выполняемые разными поколениями семейные роли позволяют разделить их на: детей, родителей и прародителей. С позиций культурологического подхода, который предполагает описательный анализ ментальности поколения, и, опираясь на данные эмпирических исследований, мы попытались составить обобщенный портрет каждого из выделенных поколений. Советское поколение представлено зрелыми людьми, воспитывающимися в эпоху СССР. Это поколение, сформированное на прежних, объективно существовавших основаниях развития социума, не просто ностальгирует по былым временам, что‐ то принимая, а что‐ то отвергая в сегодняшней действительности. Оно реально все еще управляет обществом, организуя его, стабилизируя, передавая опыт, завоевания, выступая носителем структурированных традиций, отношений, нравственных норм, что и определяет его (данного поколения) большой положительный потенциал, значимую действенность [1 ]. Зрелые люди в возрасте 40-60 лет играют в современном обществе первостепенную роль в разрушении старых норм и во внесении новых элементов в их реализацию [10]. Они быстро осваивают новые формы, мобильно создают новые ситуации. Будучи воспитанными на старых отношениях и традициях, они в то же время, пользуясь имеющимся новым багажом и новыми возможностями, разрывают эти традиции, расстаются с ними, осваивая новые формы и способы действия. И все же не они создают новое пространство, не в их руках находится построение будущих структур. Скорее они разрушают прежние, в том числе и в силу того, что они практически находятся у главных экономических и политических рычагов. Эти люди, уже получили образование, правда не всегда высшее, и имеют профессию. Н. В. Раслова отмечает, что в советское время получение второго высшего образования было редкостью [7]. Система государственного высшего образования, которое было полностью бесплатным, не поощряла желания поменять полученную специальность. Система повышения квалификации также в основном не предполагала переподготовку кадров по новым специальностям, а была нацелена преимущественно на квалификационное совершенствование в выбранной профессиональной сфере. Получалось, что, поступая в ВУЗ, человек выбирал себе специальность на всю жизнь. Однако изменение общества (в первую очередь его глобализация) и притязания на руководящие посты превращает получение высшего и второго высшего образования для представителей советского поколения в необходимость. Поскольку глобальное расширение областей влияния информационных технологий в нашей стране началось в 80-х годах, у представителей старшего (советского) поколения часто отмечается компьютерофобия [9], что может осложнить применение информационных технологий в работе с данной категорией людей. Важно понимать, что не все зрелые люди испытывают страх перед компьютерами, но многие испытывают трудности адаптации к новым технологиям. В результате у них формируется психологические факторы, препятствующие успешному обучению: компьютерная тревожность и неуверенность в себе. Результаты, проведенного нами исследования (таблица 1), позволили выделить социально-психологические особенности представителей советского поколения на Южном Урале: ориентация на креативность, престиж и активные социальные контакты; удовлетворенность собственным прошлым и целеустремленность; умеренная неудовлетворенность собственной деятельностью и жизнью; способность устанавливать и поддерживать близкие отношения, достигать подлинной интимности; склонность играть роли в значимых отношениях с другими.
Их стиль жизни отличается повышенным уровнем тревожности, стремлением к дистанцированию, покорностью. Они ориентированы на следование традициям. Переходное поколение составляют молодые люди, взросление которых происходило во времена перестройки. В настоящее время эти люди достигли возраста 25-39 лет. Для данного поколения характерна наибольшая вариативность социально-психологических особенностей – от приверженности инерционным моментам, обеспечивающим сохранение имеющихся структур, до активного перехода к формированию принципиально новых. Наличие второго высшего образования этими людьми воспринимается не только естественно, но и, скорее, обыденно. В этой группе людей распространено мнение, что человек, обладающий двумя дипломами, имеет лучшие шансы и в устройстве на работу, и в дальнейшем карьерном росте; что специалист, получивший второе высшее образование, считается более ценным кадром, разносторонне развитой личностью, а также просто трудолюбивым и целеустремленным человеком. Высшие учебные заведения, реагируя на потребности общества и потребительский спрос, предлагают разнообразные варианты получения второго высшего образования и представители переходного поколения готовы воспользоваться предоставляемыми возможностями [7]. Эти люди приняли информационные технологии как элемент, облегчающий многие виды их деятельности. Они воспринимают компьютер как важную и неотъемлемую часть своей жизни, но все же помнят время, когда многие процессы осуществлялись без использования компьютеров. Результаты, проведенного нами исследования (Таблица 1), позволили выделить социально-психологические особенности представителей переходного поколения: ориентация на собственную индивидуальность, саморазвитие и духовное удовлетворение; удовлетворенность собственным прошлым и целеустремленность; неудовлетворенность собственной деятельностью и жизнью; проблемы идентичности в сфере деятельности. Типичными для них являются стремление быть в центре внимания, ответственность, добросовестность, самоконтроль. Постсоветское поколение представлено девушками и юношами, родившимися и выросшими после распада СССР. Для них характерны большая мобильность и изначальная готовность к новым отношениям. Люди в возрасте от 18 до 25 лет, которые ныне, находясь в поиске, используют опыт старших поколений, отбирают важное, но руководствуются при этом новыми принципами жизни, пытаясь более активно осмыслить действительность. А. Литвинова считает, что данное поколение выполняет функцию оживляющего посредника в социальной жизни [3]. Следует отметить, что в силу социальной ситуации развития в юношеском возрасте – эти люди, как правило, получают свое первое профессиональное образование. Рожденные в эпоху глобализации информационных технологий, представители постсоветского поколения не мыслят мира без компьютеров, а многие аспекты собственной жизни реализуют в социальных сетях. По данным зарубежных исследований доминирующей эмоцией при работе за компьютером у молодого поколения является радость [12]. Результаты, проведенного нами исследования позволили выделить социально-психологические особенности представителей постсоветского поколения: доминирующее положение в иерархии ценностей материального благополучия, креативности, престижа и активных социальных контактов; ориентация на настоящее; недостаточная готовность брать на себя ответственность за события своей жизни и отсутствие стабильной, устойчивой системы ценностей, которая могла бы стать основой для принятия решений; удовлетворенность своей жизнью и деятельностью; агрессивность, скандальность и пессимистичность. Таким образом, проведенный анализ показал, что представители разных поколений заинтересованы в получении высшего или второго высшего образования, однако ими движут разные потребности и их социально-психологические особенности имеют значимые различия. Это необходимо учитывать при разработке маркетинговых стратегий и при организации процесса обучения.
|