![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации по организации обучения с учетом социально-психологических особенностей поколений
При организации обучения с представителями советского поколения следует особое внимание уделять процедурным моментам и оказывать психологическую поддержку. При использовании информационных технологий преподаватель должен давать подробные инструкции о том, как именно будет происходить обмен мнениями, что нужно сделать, чтобы слышать и видеть демонстрируемые материалы. Важным для данной категории людей будет похвала и стимулирование инициативы. Следует избегать сравнения с более молодыми учащимися, которые более компетентны в использовании компьютерных технологий. Преподавателю следует уделять особое внимание такту и поддержанию субординации. Важно уважать опыт и мнение учащихся, устанавливать отношение на равных, учитывать склонность старшего поколения к дистацированию. При организации самостоятельной работы студентов, представители советского поколения нуждаются в детальном руководстве, требуют к себе особого внимания на всех этапах: постановка задач, выбор средств решения, контроль выполнения задания и его оценка. Представители переходного поколения наиболее мотивированы в обучении. Поскольку они отличаются ответственностью, при их обучении не возникает проблем в поддержании мотивации и в контроле работы студентов. Эти студенты готовы к самостоятельной работе и нуждаются только в четко поставленных задачах. Люди переходного поколения работают и ценят свое время, поэтому они избирательны в отношении к разным предметам. Если они считают, что преподаваемая дисциплина не обладает практической значимостью и не будет полезна им в работе, они не прилагают усилий к ее изучению или просто игнорируют. Поэтому в работе с ними особенно важно указывать на способы применения предоставляемых знаний в практической деятельности. Для постсоветского поколения особое значение приобретает форма организации занятий. Они ориентированы на гибкость и свободу перемещений, стремятся получать удовольствие и выгоду в процессе обучения. Однако пресыщенность информационной среды делает острой проблему информационной конкуренции. В результате у представителей данного поколения наблюдаются проблемы с удержанием интереса на протяжении всего периода обучения, что усугубляется низкой готовностью брать на себя ответственность. Они непостоянны и менее обязательны, чем представители старших поколений. Следовательно, обучение, ориентированное на них, должно: акцентировать цель обучения и его значение в жизни студентов; отличаться разнообразием форматов обучения (видео, мультимедиа презентации, дискуссии и пр.); отдавать приоритет нелинейным формам построения учебного процесса; использовать средства контроля знаний как способ показать достижения студентов. Полезным для данной категории студентов будет включение в профессиональную практическую деятельность на ранних стадиях обучения, материальное стимулирование успехов в обучении. При организации самостоятельной работы студентов, представители постсоветского поколения нуждаются в контроле выполнения задания и его оценке. Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что обучение в ВУЗе может быть более эффективным при учете социально-психологических особенностей разных поколений. При обучении людей советского поколения необходимо преодолевать такие барьеры, как компьютерная тревожность, неуверенность в себе, обеспокоенность собственным статусом. При работе с представителями переходного поколения важно отмечать практическую значимость изучаемого материала. В работе с постсоветским поколением особые усилия необходимо направлять на удержание интереса аудитории и контроль. Литература: 1. Артюхина Л.В. Жизненные и профессиональные ценности поколений – основа корпоративной культуры компании в условиях кризисов и конкуренции // Современные гуманитарные исследования.- 2011.- № 5. – С.179-183 2. Демиденко Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире // СОЦИС. – 2005. – № 2. – С. 44–49. 3. Литвинова А. Анализ молодежных субкультур в образовательной среде колледжей // Biosocial characteristics of the modern human psychology. Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences. London: IASHE, 2013. С 30–33. 4. Осипова Е. Второе высшее. Сверх необходимого. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vvi-klinika. ru/obraz-zhenschinyi/vto roe-vyisshee.-sverh-neobhodimogo.html. 5. Павлова А. Е. Особенности применения дистанционного обучения с учётом теории поколений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования.- 2012.- №23.- С. 64-68 6. Пищик В.И. Типология ментальности советских и постсоветских поколений // Российский психологический журнал. – 2010.– Т. 7.– № 3. – С. 18-23. 7. Раслова Н.В. Второе высшее образование: мода или необходимость? // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. – 2010.– № 3.– С. 83-86. 8. Самоукина Н.В. Теория поколений и управление персоналом в условиях кризиса // Мотивация и оплата труда.- № 2.- 2009.- С.94-101 9. Сережкина А.Е. Отношение к компьютеру и информационным технологиям как психолого-педагогическая проблема // Вестник Казанского технологического университета. -2012.- Т. 15.- № 23. - С. 231-236. 10. Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. // Человек и образование.– 2009.– № 3 (20). – С.10-16. 11. Burmeister M. From Boomers to Bloggers: success strategies across generations. Fairfax, VA: Synergy Press, 2008. 184 p. 12. Kay R. Exploring the relationship between emotions and the acquisition of computer knowledge // Computers & Education. – 2008. – 50(4), P. 1269–83. 13. Twenge J. M., Campbell S. M., " Generational differences in psychological traits and their impact on the workplace", Journal of Managerial Psychology, Vol. 23 Iss: 8, 2008 14. Zemke R., Raines C., Filipczak B. Generations at Work: Managing the Clash of Boomers, Gen Xers, and Gen Yers in the Workplace. New York, AMACOM. 2012. 304 р.
|