Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 9
Общая характеристика Возрождения в Испании Приходится на XVI в. Выделяют два больших периода: До 60-х гг Второй этап – до начала XVII в.
Особенности связаны с развитием Испании. Во время Реконкисты очень сильно развивались фуэрос (права, дававшиеся за участие в Реконкисте) и государства были достаточно сильны и независимы. Поэтому в Испании единая королевская власть испытывала достаточно большие трудности. Испания стала развиваться особым путем, потому что именно испанцы с португальцами открыла Новый Свет. В Испанию хлынули потоки золота. Уже тогда деньги сыграли злую шутку с испанцами. Королевская казна начинает пополняться, но и тратятся деньги очень быстро, в основном их получает аристократия. Вместо того, чтобы вкладывать деньги в экономику, испанские правители ведут завоевательную политику. Претензии на большую власть терпят крах. Проигранная битва англичанам (непобедимая армада). Испанцы оказываются в кризисной ситуации постыдного положения. В результате такой политики испанские правители закрывают глаза на те провалы, которые происходят во внешней и внутренней политике. В середине XVI в появляется огромная армия люмпинов (людей, лишенных средств к существованию). Образование деклассированных элементов. В Италии огромную силу набирает городское сословие и процветают города-республики с магистратами. В Испании ведется двойственная политика по отношению к городскому населению. Многие привилегии городского населения начинают убирать. Буржуазия в Испании гораздо менее продуктивна, чем в других государствах. Огромное влияние католицизма. Идеологически крепкая власть католицизма определяется необходимостью сильного противостояния мусульманству.
Гуманизм развивается довольно прихотливым образом. Хуан Луис Вивис – крупнейший деятель гуманизма. Большая роль в распространении гуманистических идей в области испанского языка. Братья Вальдесы связаны с движением эразмистов в Испании. Эразм выдвигал тезис слияния античной культуры и христианства. Поскольку христианские настроения были сильны в Испании, Испания – одна из стран, где не привился католицизм. Но эта проблематика, выдвинутая Эразмом, очень волновала испанцев. Альфонсо и Хуан Вальдесы пишут в основном сатирические диалоги, наследуя традиции Эразмы, разоблачая падение нравов папского двора. Развивают сатирическое настроение в испанской словесности.
Увлечение античностью в Испании было довольно умеренным. Антонио Небриха. Лингвист, гуманист. Знаток латыни. Первый создает учебники по классической латыни в Испании. Пишет Введение в латынь, где помимо обучению языку обучает и новым гуманистическим взглядам с помощью комментариев. Создает латинско-испанский и испанско-латинский словарь. Грамматика испанского языка Небрихи до сих пор остается основой, на которую ориентируются все последующие поколения испанских грамматиков (1492 г?)
В историю Возрождения Испания вошла своей драматургией и прозой – новеллой и романом. Поэзия развивалась в меньшей степени, но есть и блистательные образцы новой поэзии. Хуан Боскан, Гарсиласо де ла Вега. В сильной степени сказывается влияние итальянцев. У де ла Веги сильны пасторальные мотивы. Поэзия первой половины века полна благих иллюзий, достаточно оптимистична, хотя это не чистое повторение итальянских и античных мотивов. Во второй половине XVI в выделяют две школы в испанской поэзии. Одна из них носит более аристократический характер. Эта школа процветает в Севильи на юге Испании. Один из крупнейших представителей школы – Фернандес Эррера (1534-97). Развивает традиции де ла Веги, совершенствуя поэтический язык, оттачивая обороты, выражения. Сильны пасторальные мотивы, но достаточно пессимистические настроения, много сомнений о том, можно ли достигнуть в реальности гармонического общества и человека. Вторая школа развивается в Саламанке. Луис де Леон – крупнейший представитель этой школы. Эта школа развивает менее аристократические настроения. Более простой язык, умение выражать ясно свои мысли. Помимо поэтической школы в середине XVI в получает распространение неоплатонизм, являющийся основой гуманистического сознания и поэзии. Боскан переводит произведение Кастильоне «Придворный», где изложении кодекс поведения нового гуманистически образованного человека. Леон Еврей (Иуда Абрабаней). Пишет диалог о любви, где излагает платоническую теорию итальянцев на свой манер.
Роман в Испании Единственный анонимный рыцарский роман в Испании – Рыцарь Сифа. Средневековый период завершается к концу XIV – началу XV в. С 1400 г по 1480 г – переходная эпоха, где активно разрабатывается роман. С конца XV – начала XVI в – романный бум на испанском языке. В 1508 г в Сарагосе выходят четыре книги Амадиса Галльского. Этот автор в дальнейшем назывался по-разному. Точное имя человека неизвестно. Он уловил дух эпохи. Переиздавался в среднем 30 раз в Испании в течение века. Был переведен на другие языки, в том числе на еврейский. Много подражаний. 12 книг. Весь цикл переводится в Италии. Франциск I, очутившись в испанском плену, полюбил эти книги и по возвращении во Францию приказал сделать переводы.
Помимо Амадиса были другие циклы. Огромный девятитомный цикл, связанный с Пальмерином де Ольвирия. Зерцало рыцарства и государей – анонимный роман, тоже содержал 9 томов.
Всего в Испании создано после Амадиса около 50 рыцарских романа.
Роман имел твердую почву в Испании. В Италии рыцарские поэмы – развлечение, чистая эстетизация, абсолютный вымысел. В Испании же между строк читались вещи, которые близки были всем испанцам. Необыкновенная эпоха приключений, связанная прежде всего с открытием Нового Света. В романах увлекали изящные манеры, это были энциклопедии благородной жизни. Авторы романов имели и общеобразовательную цель воспитать людей. В романах были огромные сведения по географии, описывались разные страны, сведения по корабельному делу, по управлению государством и т.д. Высокий жанр, который берет за базу в частности Сервантес.
Помимо такого романа в Испании существовал еще один высокий жанр романа, заимствованный из Италии. Пасторальный роман. Родоначальником этого жанра считается Сан Родзано. Рубеж XV-XVI вв. Ориентируется на античность, на Аркадию. Так и называет свое произведение. Этот жанр носит сугубо феодально-аристократический характер. Изображается очень утонченная, платоническая, меланхолическая любовь. Показывается нарочито простота нравов, одежды. Это внешнее опрощение приближает героев к природе. Это естественные люди и естественные чувства. Здесь естественность рассматривается как благородство. Сюжет строится на мотиве затрудненной свадьбы. Военные авантюры исключаются полностью. Пастораль – наука любви. Обучает целомудренной возвышенной любви. Испытания, присутствующие в этом романе, - испытание на верность, на силу души и духа. Персонажи пребывают в социальном вакууме. Внутри этого общества царит гармония. Задача автора – назидательная – исправить испорченные нравы. В Испании пользовался большой популярностью. В частности элементы этого романа есть и у Сервантеса.
Третья разновидность романа – оригинальное создание испанцев. Плутовской роман. Связано с появлением неклассированных элементов. Этот жанр во многом противостоит первым двум, и прежде всего рыцарскому роману. Возникает как низовой, демократический жанр. Потому, что изображаются и герои, и их приключения среди низких слоев населения. Плутовской роман перенимает у рыцарского основную сюжетную схему. Это рассказ о жизни главного героя. Она в основном состоит из приключений. Композиционная схема довольна устойчивая. Жизнь Ласарильо с Тормеса. В рыцарском романе герой и социум гармоничны, здесь же общество враждебно герою. Все кругом исполнено недоброжелательности и опасности, жизнь необычайно жестока по отношению к ребенку. Он настолько приспосабливается к этой ситуации, что он выживает и в конце концов пишет мемуары о том, что с ним произошло. Этот жанр говорит о многом. Именно в этом жанре впервые возникает повествование целиком от первого лица. Это великое открытие испанцев. (Фьяметта Боккаччо – исключение в итальянском Возрождении, здесь это закон жанра). Плутовской роман абсолютно обходит стороной любовь. Это значимое отсутствие темы – явная полемика с двумя другими жанрами. Сентиментальных переживаний нет и быть не может, потому что в изображаемом мире каждый сам за себя. Женитьба может быть лишь целью достижения благополучного состояния. Цель героя противопоставлена героям рыц.и паст.романа. Она максимально принижена – заработать побольше денег, обеспечить себе ….. Нравственность и мораль его не волнует. Энциклопедия жизни, вывернутая на изнанку. Никакой глубинной философии в этих произведениях нет. Этот жанр развивает внешнюю сюжетную сторону. Еще одно завоевание этого жанра – описание быта. Схема восходит к античности. Герой часто получает возможность увидеть разные ступени социальной лестницы. Выясняется, что врут все. Негодяи и бедняки, и богатые, аристократы. Симпатия только к тому, кто умеет обмануть – наследие средневековья (фаблио, фарсы). Буффонный, низкий жанр – традиция средневековой городской литературы.
Помиом Ласарильо было еще два романа, пользовавшихся большой популярностью: «Бусман из Альфорачо» - Матео Алеман. Роман в двух частях. 1599, 1604 гг. Франсиско де Кеведо «История жизни проходимца по имени Дон Паблос». 1606 г.
«Декамерон» Боккаччо — образец ренессансной новеллистики.
«Декамерон» написан приблизительно в 1352—1354 гг. В жанровом отношении «Декамерон» доводит до высокого совершенства небольшую прозаическую повесть-новеллу, существовавшую в итальянской литературе еще до Боккаччо. Своими корнями этот жанр уходит в средневековую литературу. В самом конце 13 века появился первый оригинальный сборник итальянских новелл — «Новеллино, или Сто древних новелл», весьма пестрый по своему содержанию. Мы встречаем здесь пересказы сюжетов рыцарских романов, сказания об античных героях и мудрецах, о библейских персонажах и святых, о западных и восточных монархах, басни о животных и восточные притчи. Но самую интересную группу в «Новеллино» составляют бытовые рассказы и анекдоты, почерпнутые из живой итальянской действительности. Новеллы отличаются краткостью и схематичностью; стиль их суховат и безыскус-ствен, стремление к правдоподобию. часто приносится в жертву занимательности. «Новеллино» ставил себе чисто практические цели: его задачей являлось принести «большую пользу людям, не имеющим образования, но желающим получить его». Боккаччо воспринял из «Новеллино» и других ранних сборников новелл все заключенные в них плодотворные элементы: анекдотическую фабулу, трезвый бытовой элемент, жизненную непосред-ственность, прославление находчивости и остроумия, непочтительное отношение к попам и монахам. К этим унаследованным элементам он добавил последовательную реалистическую установку, богатство психологического содержания и сознательную артистичность формы. В силу такого подхода к новелле она стала полноправным литературным жанром. Свежесть и новизна этого жанра, его народные корни, ощутимые даже под лоском изящного литературного стиля Боккаччо, сделали его наиболее приспособленным для выражения передовых гуманистических воззрений. Подобно «Новеллино», «Декамерон» состоит из ста новелл. Но эти новеллы следуют одна за другой не произвольно, как в «Новеллино», а в определенном, строго продуманном порядке. Они скреплены при помощи обрамляющего рассказа, являющегося вступлением к книге и дающего ей композиционный стержень. «Декамерон» начинается знаменитым описанием флорентийской чумы 1348 г. Семь дам и трое юношей удаляются из зачумленного города на виллу, находящуюся в окрестностях Флоренции, и приятно проводят время в прогулках, играх, танцах и в рассказывании новелл. Каждый день рассказывается по десяти новелл (по числу участников этой компании), а всего они проводят на вилле десять дней. Отсюда и название сборника «Декамерон» (свободное греческое словообразование, означающее «десятидневник»).Трое юношей носят имена Дионео, Филострато и Памфило. Веселый Дионео, меланхоличный Филострато и рассудительный Памфило. Характер каждого из юношей отражается в рассказываемых им новеллах. То же относится и к дамам, среди которых фигурирует и Фьяметта. Каждый день собеседники избирают из своей среды короля или королеву, которые руководят занятиями всей компании и рассказыванием новелл. При этом в восьми днях из десяти они намечают тему, которая должна быть трактована всеми рассказчиками. Однако эти темы обычно носят очень общий характер. Боккаччо почти всегда разрабатывал использованные в литературе сюжеты, подчас весьма древние. Источники «Декамерона» — французские фаблио, средневековые романы, античные и восточные сказания, средневековые хроники, сказки, новеллы предшествующих новеллистов, злободневные анекдоты. Но Боккаччо пользовался заимствованным материалом весьма свободно, внося новые черточки, видоизменяя целевую установку всего рассказа. У предшественников Боккаччо новелла была еще назидательным рассказом средневекового типа. Боккаччо сохраняет эту традиционную установку. Рассказчики «Декамерона» сопровождают свои новеллы моральными сентенциями. Несмотря па такое разнообразие содержания, новеллы Боккаччо могут быть разбиты на несколько групп. 1. Первая, самая простая в сюжетном отношении группа — это коротенькие рассказы, повествующие о каком-нибудь остроумном изречении, коротком и быстром ответе, помогающем герою выйти из затруднения. Такие новеллы, напоминающие «Новеллино» и французские фаблио, заполняют I и VI дни «Декамерона». К этой группе примыкает и знаменитая новелла восточного происхождения о трех кольцах (д. I, нов. 3-я), в которой Боккаччо утверждает принципиальное равенство трех основных религий, тем самым вы-ступая против претензии христианской религии на единственную истинность.
2. Ко второй группе относятся новеллы об удивительных добродетелях и глубоких движениях души. Такие новеллы характерны в особенности для X дня «Декамерона». Здесь прославляется пышность двора испанского короля Альфонса, великодушие Карла Анжуйского. Новеллы этой группы часто посвящены прославлению рыцарских добродетелен. Такова известная новелла о Федериго дельи Альбериги (д. V, нов. 9-я) — бедном рыцаре, заколовшем для угощения любимой дамы своего единственного сокола. Другая знаменитая новелла этой группы — об испытании Гризельды (д. X, нов. 10-я). Во имя прославления супружеской верности и покорности мужу Боккаччо заставляет Гризельду подавить и себе и самолюбие, и человеческое достоинство, и женскую гордость, и ревность к сопернице, и материнское чувство. Гризсльда выходит победительницей из всех этих унизительных испытаний и в конце новеллы награждается за свою кротость, покорность и самоотверженную любовь. Эта новелла, последняя в «Декамероне», заключает в себе моральное поучение в стиле средневековых рассказов. Она произвела большое впечатление на Петрарку, ко-торый даже перевел ее на латинский язык. 3. К третьей группе относятся новеллы, повествующие об удивительных превратностях судьбы, бросающей людей от одних условий жизни к другим, прямо противоположным. К этим превратностям «фортуны» Боккаччо и его герои относятся с оптимизмом,.характерным для людей эпохи Возрождения. Такие новеллы больше всего встречаются во II и V днях. Среди случайностей, разрешающих запутанную фабулу, важную роль играет неожиданное на-хождение утерянных родственников — мотив, ставший впоследствии излюбленным в комедиях XVI —XVII вв. Так, в 5-й новелле V дня девушка, в которую одновременно влюблены двое юношей, узнает в одном из них своего утраченного брата, после чего выходит замуж за другого. Разоблачение духовенства, обличение показной святости, ханжества, религиозного лицемерия характерно для «Декамерона» как памятника гуманистической литературы. «Декамерон» — книга с ярко выраженными антиклерикальными тенденциями. Развивая непочтительное отношение к духовенству, присущее произведениям городской повествовательной литературы раннего средневековья, Боккаччо превращает монаха в комический персонаж, в мишень для всякого рода насмешек и издевательств. (д. III, нов. 7-я). Антиклерикальные новеллы Боккаччо обычно содержат эротический элемент. Эротическая тематика в этих новеллах мотивируется проводимым в них разоблачением аскетизма. Однако и помимо этого эротическая тематика многих новелл «Декамерона» имеет глубоко принципиальный характер. Она вырастает из борьбы гуманиста Боккаччо против устарелых норм феодальной семьи, против делового брака, обусловленного фамильными интересами, против подавления естественных влечений и тирании домостроевского уклада. Боккаччо создал в своем «Декамероне» классический тип итальянской новеллы, получивший дальнейшую разработку у его многочисленных последователей. Все итальянские новеллисты XIV, XV, XVI вв. находятся под сильным влиянием Боккаччо. Наиболее популярным и плодовитым новеллистом XVI в. был Маттео Банделло (Matteo Bandello, 1480 — 1562).
Хлодовский: «Рама» в «Декамероне» двухступенчатая. Индивидуализм как новый принцип в мышлении и творчестве сразу же выдвигается на первый план. «Декамерон» начинается с лирического «Введения», в котором Боккаччо рассказывает о своей любви, и завершается «Заключением автора». Кроме того, в начале «четвертого дня» Боккаччо смело вторгается в повествование, рассказывает уже прямо от своего имени 101-ю «новеллу о гусынях» и, споря с критиками, развивает принципы новой прозы.
Впервые католический монах изображается как человек земной — такой же, как все. Святости от монаха Боккаччо не требует, и плотью он его не попрекает. Нравственная мера у него одна — и для монаха, и для рыцаря, и для купца. Антиклерикальная сатира в книге Боккаччо присутствует, но ее объектом почти никогда не бывает сластолюбие монахов.
Для Боккаччо монах — определенный общественно-исторический тип, один из представителей враждебной гуманизму идеологии. Однако из-за этого монах не перестает быть в «Декамероне» человеком, а потому и «типическим характером», значительно более широким в своем человеческом содержании, чем тип, который он, казалось, должен олицетворять. В ряде случаев Боккаччо относится к монаху терпимее и снисходительнее, чем религиозные проповедники, связанные с городскими ересями. Как отдельному человеку, монаху в «Декамероне» могут быть свойственны и некоторые положительные черты, выводящие его за пределы идей и представлений «старого мира», а потому и обеспечивающие ему победу или, во всяком случае, удачу в том реальном мире, в котором он живет на равных правах с остальными персонажами человеческой комедии Боккаччо.
8.Общая характеристика английского Возрождения:
Возрождение в Англии совпадает с правлением династии Тюдоров: 1485 г. (вступление на престол Генриха VII) и 1603 г. (смерть Елизаветы I). Его подготовка начинается в XIV в. Уильямом Ленглендом и Джеффри Чосером. Война Алой и Белой розы задержала развитие культуры, но именно в это время Томас Мэлори (1417-1471) собирает в единую книгу романы о дворе короля Артура. Жанр утопии, созданный Томасом Мором в период раннего английского Возрождения, продолжит Фрэнсис Бекон - ученый и дипломат Елизаветы I и Якова I в книге " Новая Атлантида" (1627), написанной на английском языке и основанной на научном прогрессе. Ренессансная поэзия в первой половине века представлена именами Томаса Уайетта и Генри Говарда Сари, создавшего английскую форму сонета, а во второй - Филиппа Сидни (сборник сонетов " Астрофил и Стелла", трактат " Защита поэзии") и Эдмунда Спенсера (поэма " Королева фей"). Роман " Эвфуэс" Джона Лили дал название стилю " эвфуизм", для которого характерны метафоры, сравнения, аллитерация, ассонанс, игра слов, ритмизация прозы (влияния этого стиля не избежал и Шекспир). К другим разновидностям жанра относятся пасторальные романы " Аркадия" Сидни и " Розалинда" Томаса Лоджа, бытовой роман " Злополучный путешественник" Томаса Нэша. В одном из своих " памфлетов" Роберт Грин высмеял " Сострясателя Сцены" Шекспира, хотя сам он, как большинство романистов, тоже работал для театра. Кроме того, драматургия представлена именами Томаса Кида и Кристофера Марло (1564-1593), очень талантливого, но рано погибшего поэта, творчество которого включает поэму " Гера и Леандр" и трагедии " История доктора Фауста", " Тамерлан Великий", " Мальтийский еврей", " Эдуард II" (считается лучшей исторической трагедией до Шекспира). Расцвет английской литературы приходится на вторую половину 16 в. - начала 17 в., когда в ряде европейских стран обозначился кризис гуманизма. Но английская лите-ратура превзошла другие страны, особенно драматургия. Она отобразила сложность жизни, трагические противоре-чия общества. Великие географические открытия сделали Англию центром мировых торговых путей. " Новое дворян-ство" превратилось в буржуа. Процесс первичного накоп-ления капитала происходил в классической форме: массовое насильственное изгнание крестьян, " огораживание", разве-дение овец (" овцы съели людей"). Происходит реформация церкви королем Генрихом VIII. Церковь лишилась влияния на идеологию. Разгром в 1588 г. испанской " Непобедимой Армады" вызвал патриотический подъем. Следовательно, была создана культура и литература английского Возрож-дения. Джефри Чосер (1340 - 1400) - родоначальник реализма в английской литературе, создатель нового литературного языка, системы стихосложения, последний поэт средних веков, первый поэт нового времени. Выходец из купеческой семьи, придворный, контролер таможни лондонского порта, член Парламента, мировой судья. Он постоянно общался с народом, знал жизнь деревни, нравы и обычаи рыцарства, церковную книжность. Дважды совершил путешествие в Италию с дипломатическими миссиями. Порвал со средне-вековым религиозным мироощущением, дворянской лите-ратурной традицией, испытал влияние творчества Данте, Петрарки, Боккаччо, воспринял учение гуманизма, ставшее идейной основой всего его творчества. " Кентерберийские рассказы" (1385 - 1400) - первый классический образец реализма в английской литературе. Автор обратился к изображению реальной английской жизни. Произведение напоминает " Декамерон" Боккаччо, представляет собой сборник стихотворных повестей и новелл, которые рассказываются определенными личностя-ми. Начинается с пролога, в котором дается изображение рассказчиков, затем - истории: 22 стихотворных и 2 про-заических рассказа. В середине апреля рассказчик остано-вился в гостинице, где поселилась группа паломников (29 человек). Переночевав, они отправились в Кентербери к мощам святого. Чтобы сделать путешествие приятным, хозяин предлагает рассказывать истории. Автор лучшего рассказа будет награжден ужином. В сборнике изображают-ся рыцари и купцы, студент и юрист, продавец индульген-ции, игуменья женского монастыря, веселый мельник, вдовушка и т.д. Каждый из них рассказывал историю, соответствующую его социальному и психологическому облику. Перед нами проходит вся Англия 14 в. Автор использует принцип двойного изображения жизни (рассказ в рассказе). Рыцарь - романтическая история соперничества между двумя друзьями из-за одной девушки. Мельник - история о том, как студент " наставил рога" плотнику. Управляющий - о проделках студентов. Юрист - нравоучительная история о добродетельной Констанции. Монах - история о падении великих людей. Священник - забавная история о Петухе и Курочке. Врач - о Тите Ливии. Купчиха - история о рыцаре, искавшем ответ на вопрос, что женщины любят больше всего. Студент - история о Гризельде. Купец - история о старике, обманутом его женой. Чосер задумал 120 рассказов, но написал лишь 1/5 часть. Абрамова: XVI в. С конца XV в устанавливается абсолютизм. Усиливается при правлении Генриха VIII (1509-47) и при Елизавете (1558-1603). Англия переживает один из периодов высшего политического расцвета. В 1534 г Генрих VIII вводит англиканство. Англия становится более независимой от папства. Мор протестовал против этого. Томас Мор – первое утопическое произведение в Англии. Много продолжателей утопического направления – Фрэнсис Бэкон (Атлантида) XVII в. Филипп Сидни – прямой продолжатель Мора. Был аристократического происхождения. Принимал активное участие в политической жизни страны как воин, рыцарь. Пишет Аркадию (2 части), где пересматривает поэтику утопического произведения. Утопия сталкивается с реальностью. Расцвет Англии лучше всего проявляется в драматургии. Активно развивается поэтика. Первые поэты нового направления – Томас Уайет, Генри Ховард Закладывают основы гуманистической поэзии. Живут в первой половине XVI в. состояли при дворе Герниха VIII. Пережили все перипетии придворной жизни. Были заключены в темницу. Ховард закончил жизнь на плахе, как и Томас Мор. Ввели в английскую литературу сонет. Первый начал писать Уайет, а Ховард придал ему впоследствии тот вид, который будет у классического английского сонета (3 четверостишья, заключительное двустишье. Рифмуется каждая строфа a b a b c d c d e f e f g g). Основная тема – любовь. Эту же традицию унаследует Филипп Сидни. Более оригинально. Поэзия для Сидни – способ научиться жить, воспитать себя, разобраться в своей душе. Трактат о поэзии. Прямой продолжатель традиции поэтических гуманистических трактатов. Ориентируется на Дюбелле. 1584 г, напечатан в 1595 г. «Защита поэзии». Защищает гуманистическую поэзию не только от поэтов, но и от пуритан. Принятие в 34 г англиканства повлияло на состояние умов в Англии. Тенденция к пуризму, осторожному отношению к искусству. «Поэты суть любимцы богов». Ставит поэзию во главу знания (близок здесь Петрарке). В сер.XVI в создается некое политическое общество наподобие Плеяды – Ареопаг. Эдмунд Спенсер. Прославился созданием Пастушеского календаря (посвященного Ф.Сидни). здесь английская поэзия смыкается с европейской пасторальной традицией. Состоит из 12 поэм, где рассуждается о вере, морали, любви, знаниях, речь идет о внутреннем достоинстве человека. Спенсер пытается создать национальный эпос. Английская литература будет стремиться возродить эпос. Спенсер обращается к собственной английской традиции и создает «Королеву Фей» на основе сказаний о короле Артуре. Опирается на Томаса Мелори. Роман в Англии развивается не так, как драматургия и поэзия. Джон Лири пробует себя в разных жанрах. Был драматургом и писал трагедии. Роман «Эвфуэс». Роман-путешествие. Мало действия. Много внимания уделено переживаниям героев. Считается мастером изысканного письма (в XVII в – прециозное письмо). Примыкает к пасторальным традициям. Анатомирование внутреннего мира человека. Желание абсолютно обнаружить все потаенные движения души героя (объединяет с Монтенем). Утонченный юмор, который является родоночальником традиции английского юмора. Такой тип героя, романа, языка, получил название эвфуизма. Драма Начало деятельности Шекспира относится к моменту наиболее бурного и блестящего развития национального английского театра эпохи Возрождения. Подъем нац.самосознания, расширение кругозора писателей и публики получило выражение в сценических формах огромной силы. Традиционно театр был в Англии одним из самых распространенных видов искусства. В английской средневековой драматургии моралите, мистерии, интерлюдии. Театр не был так жестко контролируем цензурой. Была разрешена импровизация. Часто на сцену выносились актуальные события и злободневные проблемы (осмеивались модные пороки, прославлялись нац.герои, изображалась борьба реформации с п) Новый театр разился за 3 десятилетия (до конца 80-х гг). театр обрел новый репертуар и жанр, но и статус профессиональный. Процесс перестройки театра идет постепенно. В XV в в корпорациях юристов (также и во Франции) и в домашних театрах у духовных … ставят новые пьесы, исполняющиеся на латинском языке – комедии Плавта и Терренция. В первой половине XVI в к этому присоединяется исполнение трагедий Сенеки. Постепенно начинают переводиться на английский. Возникает придворный театр. Генрих VIII начинает подражать итальянцам. Вводится должность устроителя представлений. Маскарады, пасторали. Разыгрываются маски – пьесы на несложный мифологический (античный) сюжет, где преобладают музыка, танцы и эффекты. Среди таких пьес встречаются «История Троила и Пандала» (миф.), английский фольклор – «Робин Гуд», «Игра с ослом в летнюю ночь». Свидетельствует о том, что придворный театр брал источники не только из античной традиции, но и у народно-массового театра. Это объясняет, почему пьесы Шекспира ставились в придворном театре. Часто приглашались к придворному театру детские театры. Детские хоры, которые изображали те же пьесы, что и взрослые. Певчие из королевской капеллы. Благодаря этим процессам драматурги из театра народного учились новым приемам (у античных авторов). Заимствуется строгая композиция, которой уделяется огромное значение. Своя логика развития сюжета и персонажа. Мастерство диалога. Уроки у Сенеки. Этот синтез нац.традиции и ученого театра раньше всего произошел в комедии. В 1553 г на школьной сцене – комедия Николаса Юдалла «Р.. Ройстер Дойстер», первая английская комедия Возрождения. Общий замысел берется из «Хвастливого воина» Плавта. Везде поставлены современные английские акценты. Отголоски моралите – имя Констанс – постоянство. Чуть позднее первые опыты в области трагедии. Первый образец – 1561 г пьеса «Горбодук». Нортон и Се..вил. Делится на пять актов. Рассказы вестников, хор, играющий роль эпилога. Кровавые ужасы в духе Сенеки. Сюжет прост. Актуальный в эпоху Елизаветы вопрос о необходимости целостности гос-ва и системы наследования власти. Один из главных источников трагедии – моралите – назидательный жанр. Отражая проблемы, связанные с реформацией, они помимо абстрактынх трад.персонажей, стали изображать более конкретных исторических, государственных персонажей. Появляется пьеса «Король Иоанн» - 1548 г. Анонимная. Наряду с аллегорическими фигурами духовенства, узурпации выведен король Иоанн Безземельный, пытающийся ввести церковную реформу и дать Англии независимость от папства. По образцу этой пьесы на сцену начали выводить других королей (Ричард III, Генрих V, Артур, Лир). Первый король Лира - За 12 лет до Короля Лира Шекспира. Складывается псевдоисторическая трагедия –уникальный английский жанр. Из него развиваются после трагедии о могучей личности с невероятными страстями, которые губят прежде всего ее саму (Марло). Такая же трагедия создается в группе драматургов – Университетские умы (Марло, Лири, Роберт Грин, Томас Ки…). Некоторые из них простого происхождения. Учились в университетах. Их театр относят прежде всего к ученой традиции. Хотя много приемов моралите (у Марло). Устройство театра в Англии отличается от устройства театра в Европе. Франц и английский возникают как уличные театры. Испанский больше тяготеет к представлениям в церкви или коралях (заброшенные хлева). Испанцы первые стали применять освещение в театре. Это было связано с представлениями в церкви, где были витражи. Английский театр. Любительские непрофессиональные труппы часто арендовали постоялые дворы. Сцена театров была подстроена под эти дворы. По конструкции театры не слишком отличались от постоялых дворов. Круглые театры, места по бокам и стоячие места. Существовало еще две двери – в правую входили только положительные персонажи, в левую – только отрицательные. Первое театральное здание построено в 1576 г. Были еще частные театры – домашние любительские театры. Труппа была на содержании у покровителя. После Генриха VIII вольному существованию театра пришел конец. При Елизавете выходит декрет – все труппы должны официально быть прикреплены к городу или лицу. Театральные труппы очень зависели от городских властей. Были настроены к театрам достаточно враждебно. Часто возникали эпидемии, театр был источником. Театры часто разгонялись по этим причинам. Театры были изгнаны с территорий городов. Они нашли пристанище за городской чертой – с сев.и южной стороны Лондона на берегу Темзы. Двумя старейшими труппами были группа графа Лестера. Существует с 1560 г. В 90-е гг переименована в труппу лорда Камергера. Вторая труппа под патронатом лорда Адмирала. Руководителем труппы лорда Камергера был Джеймс Бербредж. Был главой семьи выдающихся актеров. Его сын Джеймс Бербредж был звездой труппы. Стал другом Шекспира, играл главные трагические роли. Комик Кэмп знаменит своими импровизациями. Хэминг и Кондал. Выпустили первое полное издание драматических сочинений Шекспира в 1623 г. Первое здание называлось просто Театр. Построил его Джеймс Бербердж к северу от города на берегу Темзы. Через год строят другой театр. После строят много театров. В 1599 г расстается с театром, выстраивает новый театр – «Глобус». «Красный бык» Эдуард Аллен принадлежал к труппе лорда Адмирала. Прославился тем, что исполнял роли в трагедиях Марло. Женщины не играют в театре. Труппы небольшие – около 14 человек. Состав публики в театре был очень разнообразен.
|