Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Учащиеся должны уметь:
·.
Выделять объект исследования
Разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы.
Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку.
Вести наблюдения окружающего мира
· УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
· по курсу «Юные экологи».
№
п/п
| Наименование темы
| Количество часов
| Теор.
| Практ.
| Всего
|
1.
2.
| 1 раздел: МИР РАСТЕНИЙ.
Вводное занятие.
Знакомство с обучающимися; сообщение плана работы на год. Беседа на тему: «Растительный покров Земли». Разнообразие растительного мира. Науки, изучающие растительность и растения.
Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека. Охрана растительного мира.
|
1, 5
1, 5
|
-
-
-
|
3
1, 5
1, 5
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
| Строение и жизнедеятельность растительного организма.
Строение растительной клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Знакомство с увеличительными приборами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Приготовление влажного препарата из чешуи кожицы лука.
Изменение окраски листвы, листопад. Физиологическая сущность опадения листьев.
Значение листопада в жизни растений. Подготовка растений к зиме; однолетние и многолетние травянистые растения осенью.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Наблюдения осенью за явлениями в жизни отдельных деревьев и кустарников. Ведение дневников наблюдений.
ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ: Ознакомление с цветковыми растениями разных форм и мест обитания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: сбор растений и изготовление гербария.
| 4.5
1, 5
-
-
1, 5
1, 5
-
-
-
| 7, 5
-
1, 5
1, 5
-
-
1, 5
1, 5
1, 5
| 12
-
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
| Морфология растений. Вегетативные органы растений.
Корень: главный, боковые, придаточные корни. Корневые системы. Видоизменения корня.
Побег: узел, междоузлия, листья, пазуха, верхушечная и пазушная почки, удлиненные и укороченные побеги, цветочная стрелка.
Метаморфозы побега: видоизменение подземных побегов (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица); видоизменение надземных побегов (кладодии, филлокладодии, колючки, усы).
Стебель: разветвленность, направление роста, поперечное сечение. Почка: строение вегетативной и генеративной почек.
Лист: части листа, положение листа на стебле, прилистники, листорасположение, форма листовой пластинки, жилкование, простые и сложные, размеры и продолжительность жизни.
Метаморфозы листьев: чешуйчатые, почечные чешуи, чешуи луковиц, усик, колючка, филлодии, мясистые листья, лист насекомоядных растений.
Генеративные органы растений. Расположение цветков: одиночные цветки, ботрические соцветия (кисть, щиток, колос, початок, зонтик, головка, корзинка).
Плоды и различные типы распространения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Работа с гербарным материалом. Определение органов растения на гербарном материале.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Определение растений местной флоры. Знакомство с определителями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о растениях по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.
|
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
--
-
-
| 4, 5
-
-
-
-
-
-
-
-
1, 5
1, 5
1, 5
| 16.5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
|
| Растения зимой.
Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных деревьев и кустарников. Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов.
Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Развитие раннецветущих растений под снегом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Годичный прирост деревьев и кустарников. Определение урожая деревьев по генеративным почкам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Наблюдение за распусканием почек деревьев и кустарников на ветках, поставленных в воду. Ведение дневников наблюдений.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ИГРА: «Кто лучше знает растения»
Уход за комнатными растениями. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Знакомство с комнатными растениями. Проведение паспортизации растений. Работа с определителями комнатных растений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Размещение растений соответственно требованиям к освещению, температуре. Поливка, опрыскивание, обламывание листьев, рыхление почвы в горшках.
ОПЫТ: Влияние агротехнических приемов на рост и развитие комнатных растений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о комнатных растениях по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?: Обобщение и закрепление полученных знаний. Тестирование.
| 4, 5
1, 5
1, 5
-
-
-
1, 5
-
-
-
-
-
|
-
-
1, 5
1, 5
1, 5
-
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 16, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
|
| Особенности растений водной среды и влажных мест.
Разнообразие растений местных водоемов. Основные группы водных растений: подводные, плавающие, частично погруженные в воду (камыш, рогоз, ряска, стрелолист). Особенности их вегетативных и генеративных органов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: сравнение вегетативных и генеративных органов наземных и водных растений (по материалам ботанического практикума).
Размножение водных растений (вегетативное) в аквариумах.
|
1, 5
-
1, 5
| 1, 5
-
1, 5
-
| 4, 5
1, 5
1, 5
1, 5
|
| Весенние явления в жизни растений.
Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. Набухание почек. Цветение деревьев и кустарников.
Насекомоопыляемые деревья и кустарники; сроки их цветения в зависимости от появления насекомых.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Наблюдение за весенними явлениями у отдельных видов растений. Ведение дневников наблюдений.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения, их вред и польза.
Фитонцидные свойства растений. Значение фитонцидов в борьбе с болезнетворными микроорганизмами воздушной среды.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ: Выставка итогов работы по результатам опытов и наблюдений над растением.
|
1, 5
1, 5
-
1, 5
1, 5
-
|
-
-
1, 5
-
-
1, 5
| 9
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
|
|
2 раздел: МИР ЖИВОТНЫХ.
Введение.
Общее представление о многообразии животного мира на Земле. Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животного мира.
Знакомство обучающихся с методами и правилами ведения дневников наблюдений за животными в природе и дома.
|
1, 5
1, 5
|
-
-
-
|
3
1, 5
1, 5
|
| Связь животных со средой обитания.
Понятие о физической и биологической среде обитания животных. Факторы внешней среды, регулирующие распространение животных.
Морфологические и физиологические приспособления животных к жизни в разных условиях среды. Покровительственная окраска; приспособление одних видов к другим.
Биологическая обусловленность и регулирование численности отдельных видов и популяций. Растительноядные, хищные, всеядные животные и паразиты.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение животных по коллекциям и влажным препаратам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Обработка информации, полученной во время экскурсии в краеведческий музей.
| 4, 5
1, 5
1, 5
1, 5
-
-
|
-
-
-
1, 5
1, 5
| 7, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
|
| Обитатели водной и наземной среды.
Рыбы. Особенности строения и образа жизни. Приспособленность обитания к жизни в водной среде. Биологические особенности. Охрана.
Хвостатые, бесхвостые земноводные - наиболее примитивная группа наземных позвоночных. Температура и влажность - основные факторы внешней среды, обуславливающие жизнедеятельность этой группы.
Годичный цикл; миграции к местам зимовки. Места и длительность зимовки; начало размножения наземных позвоночных. Развитие в водной среде.
Биологические особенности. Движения, дыхание, зрение, слух в водной среде и на суше. Питание. Суточная активность.
Пресмыкающиеся. Биологические особенности. Движения, дыхание, зрение. Питание. Суточная активность.
ЭКСКУРСИЯ В АКВАРИУМ И ТЕРРАРИУМ: Изучить особенности строения и образа жизни водных и наземных животных.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Оформление дневников наблюдений после посещения аквариума и террариума.
Птицы местного водоема, их видовой состав; сроки сезонной миграции, биология и охрана.
Водные млекопитающие - ценные пушные животные; бобры, ондатра, нутрия. Связь с водной средой.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о животных по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?: Обобщение и закрепление полученных знаний. Тестирование.
| 10, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
-
-
1, 5
1, 5
-
-
|
-
-
-
-
-
1, 5
1, 5
-
-
1, 5
1, 5
| 16, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
|
| Лес как среда обитания животных.
Видовое разнообразие животных обитающих в лесах: млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые.
Животные разных типов леса: ельников, сосновых, лиственных лесов. Значение снегового покрова в защите лесных обитателей от неблагоприятных погодных условий и врагов.
Кормовые ресурсы леса. Растительные корма, древесные корма, кустарники и полукустарники, травянистые растения, мхи, лишайники, грибы.
Сезонные изменения запасов кормов и кормодобывания, влияние этих факторов на состав животных. Взаимоотношение: связи по питанию, покровительственная окраска, паразитизм.
Роль животных в жизни леса: опыление деревьев, кустарников и травянистых растений, распространение семян.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Составление цепей питания животных.
Промысловые животные. Их народнохозяйственное значение. Акклиматизация пушных зверей. Законы об охране животных и охоте на них.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Теоретическое исследование. Классификация животного, его особенности и среда обитания.
Сельскохозяйственные животные, их происхождение, причины многообразия пород.
Заповедники и особо охраняемые территории области, страны. Причины создания, история.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о животных, внесенных в Красную книгу Челябинской области, по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Просмотр и обсуждение видеофильма о загрязнении Южного Урала.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ИГРА: «Кто лучше знает животных».
| 12, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
-
1, 5
-
1, 5
1, 5
-
-
-
| 7, 5
-
-
-
-
-
1, 5
-
1, 5
-
-
1, 5
1, 5
1, 5
| 19, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
|
| Животные – обитатели луга или степи.
Особенности луговой и степной фауны. Животные – обитатели луга.
Покровительственная окраска (кузнечики, дневные бабочки). Насекомые – опылители растений луга (степи). Приспособление растений к опылению насекомыми.
ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ: Выявление видового состава фауны и определение по определителю. Наблюдение за насекомыми, посещающими цветки растений.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «Мир животных».
ВСЕГО:
| 4.5
1, 5
1, 5
-
1, 5
69, 5
| 4, 5
-
1, 5
-
47, 5
| 9
1, 5
1, 5
117
|
№
п/п
| Наименование темы
| Количество часов
| Теор.
| Практ.
| Всего
| I
| 1 раздел: МИР РАСТЕНИЙ.
Вводное занятие.
Растительный мир как составная часть природы. Место и роль растений в природе, их связи с другими организмами.
Значение растений в жизни человека (эстетическое, практическое, познавательное). Санитарно- гигиеническая роль растений.
Основные признаки животного организма, отличие растений от животных.
ЭКСКУРСИЯ: Осень в жизни растений. Наблюдения за осенними явлениями в растительном мире.
| | | | II
69.
71.
| Строение и жизнедеятельность растительного организма.
Строение и жизнедеятельность растительного организма.
Особенности питания растений.
Выращивание растений без почвы. Гидропоника.
Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе.
Дыхание растений и его значение. Газообмен в клетках, в органах растения. Влияние на интенсивность дыхания факторов внешней среды (температуры, света, воздуха, содержания воды).
Борьба с загрязненностью воздуха. Озеленение городов и населенных пунктов растениями, устойчивыми к загрязнению.
Передвижение веществ по растению. Корневое давление, транспирация- главные причины передвижения веществ.
Органические вещества, их роль в жизни растений. Передвижение органических веществ по ситовидным трубкам. Отложение органических веществ в запас в семенах, плодах, корнеплодах.
Рост растения (корня, стебля, листа). Методы определения роста растения. Влияние внешних и внутренних факторов на рост растения. Стимуляторы роста. Состояние покоя у растений и его приспособительное значение.
Развитие растений. Этапы онтогенеза растений. Старение и омоложение растений. Однолетние, двулетние и многолетние растения. Влияние экологических условий на развитие растений. Возрастная изменчивость растений.
Размножение растений семенами, спорами, вегетативными органами. Его биологическое значение. Управление ростом и развитием растения.
ЭКСПЕРИМЕНТ: Влияние различной температуры на образование корней у черенков.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Наблюдения за геотропизмом корней, фототропизмом, за развитием побегов.
ОПЫТ: Размножение комплексных растений различными способами.
| |
| | III
| Многообразие растений, их приспособленность к среде обитания.
Классификация растений (вид, род, семейство, класс, отдел, царство). Вид и его характеристика. Многообразие видов.
Экологические группы растений. Приспособленность видов к определенным условиям обитания (в природных зонах).
Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений. Рациональное использование и охрана растительных ресурсов.
Культурные растения. Сорт. Разнообразие сортов культурных растений. Пути повышения их продуктивности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Работа с дополнительной литературой по изучению разнообразия культурных растений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Демонстрация видов растений различных природных зон, из различных экологических условий, сортов культурных растений (на примере Челябинской области).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Определение растений различных семейств.
Жизнь растений в сообществах. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе.
Растения – основной компонент природного сообщества.
Влияние деятельности человека на многообразие видов в сообществах на примере Чел. области. Последствия сокращения площади природных сообществ. Сообщества, созданные человеком. Охрана сообществ как среды обитания растений. Законы об охране природы.
ЭКСКУРСИЯ: Природные сообщества в окрестностях квартала. Наблюдение за сезонными изменениями в растительном мире, выявление последствий воздействия человека на растения.
ЭКСКУРСИЯ: Поездка на озеро Зюраткуль. Знакомство с природным сообществом.
КОНФЕРЕНЦИЯ: «Растения в нашей жизни».
Мероприятия по охране растений: операции: «Редкие растения нашего края», «Мы и Земля».
| | | |
| Жизнь животных.
Введение. Многообразие животного мира. Общий план строения позвоночных и беспозвоночных животных, связь строения и функции организма.
Влияние на животных факторов живой и неживой природы. Роль и место животных в природе. Средообразующая деятельность животных. Охрана животных в Чел. обл.
ЭКСКУРСИЯ: Посещение зоопарка. Условия содержания животных, уход за ними.
| | -
| |
| Животные водоемов.
Животные водоемов различных типов. Многообразие водных животных. Строение и передвижение. Приспособления к жизни в воде и сезонным изменениям в жизни водоема.
Место обитания, типы питания, пищевые цепи. Роль хищных животных в ограничении численности жертв и понятие биологического равновесия. Средообразующая роль водных беспозвоночных. Биологическая очистка воды.
Рыбы в природе и хозяйстве человека. Эксплуатация и охрана промысловых рыб. Аквариум – модель экосистемы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение многообразия пресного водоема.
Наблюдение за питанием и передвижением головастика.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение абиотических и биотических условий водоема и их роли в жизни животных аквариума.
ЭКСКУРСИЯ: Посещение аквариума «Жизнь животных водоема».
Многообразие паразитических животных (простейших, червей, членистоногих). Приспособления к паразитическому образу жизни. Постоянные и временные паразиты. Циклы развития и роль в жизни хозяев. Использование явления паразитизма в защите растений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение строения паразитов на примере клещей, нематод.
| | | |
107.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
| Животные леса, степей и пустынь.
Население животных подстилки и почвы, особенности строения в связи с передвижением и питанием. Роль животных в почвообразовании и повышении плодородии почвы.
Лесное хозяйство и животный мир. Население животных травяного яруса: пространственные и пищевые связи животных с растениями и друг с другом. Муравьи как общественные насекомые, и их роль в жизни леса. Насекомые групп мертвоедов и навозников, их роль в утилизации животного опада.
Животные древесного яруса, их взаимоотношения с другими животными, растениями, неживой природой. Роль животных в регуляции численности, распространении плодов и семян. Хищные и растительноядные формы. Сезонные явления в жизни местных животных.
ЭКСКУРСИЯ: Жизнь птиц весной.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о животных, внесенных в Красную книгу Челябинской области, по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Просмотр и обсуждение видеофильма о загрязнении Южного Урала.
Многообразие и характерные черты степных и пустынных животных, их строение в связи с передвижением.
Роль степных животных в природе. Практическое значение и охрана змей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о животных по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?: Обобщение и закрепление полученных знаний. Тестирование.
| |
| |
| Животные тундры и лесотундры.
Характерные особенности строения и поведения животных в связи с экстремальными условиями среды (короткий световой день, низкие температуры, снежный покров). Сезонные изменения условий, колебания численности. Особенности использования и охраны фауны Севера.
| | -
| |
| Санитарные и домашние животные, животные культурных ландшафтов.
Животные сельскохозяйственных угодий, их видовое разнообразие. Насекомые опылители и вредители сельскохозяйственных культур.
Хищные птицы и их роль в ограничении численности мелких млекопитающих. Деятельность человека в сельскохозяйственных угодьях и ее влияние на животный мир. Динамика численности животных в агроцинозах.
Особенности поведения и питания животных в городе (на примере Челябинска). Взаимоотношения животных и человека в городе. Эстетическое и воспитательное значение городской фауны.
Домашние животные и их роль в жизни человека. Методы создания, многообразия пород: распространенные и редкие породы. Охрана генофонда домашних животных.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о домашних животных по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.
| | | |
| Человек как природообразующий фактор.
Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды.
Охраняемые животные Челябинской области. Методы восстановления их численности. Охрана мест обитания.
Значение генофонда. Животный мир – исчерпаемый ресурс. Система кадайров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.
ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ: Редкие животные России и их охрана.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Обработка информации, полученной во время экскурсии в краеведческий музей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «Мир животных»
.
|
|
|
| №
п/п
| Наименование темы
| Количество часов
| Теор.
| Практ.
| Всего
|
4.
| ВВЕДЕНИЕ.
Предмет и задачи науки экологии и ее связь с другими биологическими науками.
Растения, животные, грибы и бактерии в природе. Взаимосвязи организмов между собой и неживой природой. Приспособленность организмов к совместному существованию в определенных экологических условиях.
Понятие о биогеоценозах. Растения в биогеоценозах как создатели органических веществ. Взаимосвязи растений с другими организмами.
Понятие об экологической нише организма. Изменение в биогеоценозах. Охрана природной среды- всенародная задача.
|
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| |
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
| ВОДНЫЕ БИОГЕОЦЕНОЗЫ,
Аквариум- модель биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.
Пресноводный водоем и его обитатели. Водная растительность – пища и убежище для животных водоема.
Губительное влияние неправильной эксплуатации и химических загрязнений на жизнь в водоеме. Меры по охране водных бассейнов и малых рек на примере Чел области..
Экскурсии: Установление связей между организмами и неживой природой в природных комплексах (парке, лесу), определение экологической ниши различных организмов.
Экскурсии: Изучение условий обитания организмов в водоеме.
Наблюдения: Наблюдения за жизнью аквариумных рыбок.
Практическая работа: Изучение особенности водных организмов и признаков приспособленности их к жизни на воде.
| 4, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 10, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
|
| НАЗЕМНЫЕ БИОГЕОЦЕНОЗЫ,
Понятие о почве. Почва как среда обитания различных групп растений, бактерий, грибов, лишайников, беспозвоночных и позвоночных животных.
Рациональное использование и меры по охране почв на примере Чел области.
Луг и пастбище. Значение лугов в природе и народном хозяйстве. Разнообразие и экологические особенности растительного покрова и животного мира в экосистемах.
Продуктивность и экологическая пирамида луга и пастбища. Правильный уход за пастбищами. Роль насекомых в жизни луга и пастбища.
Практическая работа: Обследование парка с целью выявления и учета количества вредителей в данном биогеоценозе.
Практическая работа: Изучение видового состава организмов и ознакомление с их приспособленностью к совместной жизни.
Наблюдения: Наблюдение за смывом плодородных почв.
Наблюдения: Наблюдение за изменением микроклимата в почве под снегом, в толще снега, в воздухе под снегом.
|
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 13, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
|
| СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Структура исследовательской работы.
Оформление исследовательской работы.
Подготовка доклада и тезисов.
Иллюстративный материал.
|
|
|
|
22.
23.
| Значение леса в природе и народном хозяйстве.
Видовое разнообразие обитателей леса, их приспособленность к совместной жизни.
Лес – источник материальных благ.
Значение леса в поддержании водного режима рек и охране почвы.
Роль леса в формировании климата района. Лес и здоровье человека на примере Чел области. Эстетическое значение леса.
|
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| |
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 24.
25.
| ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ, НАСЕЛЯЮЩИХ ЛЕС, ИХ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К СОВМЕСТНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ И К УСЛОВИЯМ ОБИТАНИЯ.
Особенности действия абиотических факторов и видового разнообразия организмов.
Экологическая приспособленность организмов, характер целей питания.
|
| |
1, 5
1, 5
| 26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
| ВЫПОЛНЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.
Выбор темы исследования. Актуальность выполняемой работы.
Работа с литературными источниками.
Проведение наблюдений на исследуемых участках, сбор материала.
Характеристика района исследования.
Обработка полученных результатов, выводы.
Оформление иллюстративного материала.
Подготовка доклада или тезиса.
| | 19, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 19, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 33.
34.
35.
36.
| ПОНЯТИЕ О БИОСФЕРЕ.
Жизнь как процесс в биосфере. Биосфера- оболочка Земли, населенная живыми организмами.
Возникновение и развитие биосферы. В.И.Вернадский о живом веществе планеты, круговороте веществ и потоке энергии.
Роль различных экологических групп организмов в биосфере. Роль человека в биосфере.
Защита биосферы от нарушения равновесия в ней; охрана водного и воздушного бассейна, почв, растительности и животного мира (на примере Челябинской области).
|
| |
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 37.
38.
39.
40.
41.
| РАСТЕНИЯ - СОЗДАТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В БИОГЕОЦЕНОЗЕ,
Растения – создатели органических веществ на Земле и исходное звено в цепях питания.
Роль растительности в круговороте веществ (н-р: кислорода, углекислого газа). Пути повышения фотосинтеза растений в агроценозах.
Взаимосвязи растений между собой, растений с животными и другими эконишами растений.
Влияние абиотических, биотических, антропогенных факторов на видовой состав и численность растений. Экологические основы охраны растений в Чел области.
Физиологические особенности устойчивости растений.
|
| | 7, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 42.
43.
44.
45.
| РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ В БИОГЕОЦЕНОЗАХ.
Животные – потребители растительности в биогеоценозах. Взаимоотношения растительноядных животных разных видов друг с другом и растениями.
Экологические особенности этих животных и их экологические ниши. Влияние абиотических факторов на видовой состав и численность растительноядных животных в биогеоценозах.
Особенности фауны в агроценозах. Взаимосвязи животных и культурных растений.
Экскурсии: Ознакомление учащихся с особенностями жизни различных травоядных животных биогеоценоза поля.
|
|
|
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 46.
47.
48.
49.
| ХИЩНИКИ И ПАРАЗИТЫ В БИОГЕОЦЕНОЗАХ.
Хищничество и паразитизм среди различных групп организмов в биогеоценозе.
Экологические особенности хищников и паразитов, их приспособленность к жизни в различных биогеоценозах. Хищники и паразиты в агроценозах.
Биологические методы борьбы с вредителями растений и переносчиками болезней.
Экскурсии: Изучение видового состава и приспособленности хищных животных и паразитов в различных биогеоценозах.
|
|
|
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 50.
51.
52.
53.
54.
| РАЗРУШИТЕЛИ В БИОГЕОЦЕНОЗАХ.
Участие различных групп организмов (бактерий, грибов, червей, насекомых) в разрушении и круговороте веществ.
Микроорганизмы как основная группа разрушителей, их особенности питания, значение в биогеоценозах.
Роль различных разрушителей почвы: поддержание воздушного, водного, температурного режимов почвы, накопление питательных веществ и повышения плодородия почвы.
Микроорганизмы, разлагающие отходы производства. Использование микроорганизмов в биологической промышленности.
Практическая работа: Анализ опавших листьев с целью определения степени их разрушения.
|
|
| 7, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
1, 5
| 59.
60.
| ЭКОЛОГИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ, ОХРАНА ПРИРОДЫ.
Биогеоценоз – арена действия факторов эволюции (мутационного процесса, волн жизни, отбора).
Деятельность человека как мощный фактор изменений в биосфере. Проблема сохранения экологического равновесия в биосфере.
|
| |
1, 5
1, 5
| 61.
| Защита исследовательских работ.
Изложение результатов исследования на занятиях, на районных и городских научно- практических конференциях.
| | 4, 5
| 4, 5
4, 5
| | ВСЕГО:
|
| 38.5
|
| | общее количество часов
| | | 315 часов
|
Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Юный эколог» обучающиеся на ступени основного общего образования:
· получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
· получат возможность осознать своё место в мире;
· познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
· получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
· получат возможность научитьсяиспользовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
|