Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
· адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
№
п/п
| Корректировка программы составлена на 81 час
| Количество часов
| Теор.
| Практ.
| Всего
| 1.
2.
| 1 раздел: МИР РАСТЕНИЙ.
Вводное занятие.
Знакомство с обучающимися; сообщение плана работы на год. Беседа на тему: «Растительный покров Земли». Разнообразие растительного мира. Науки, изучающие растительность и растения.
Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека. Охрана растительного мира.
|
| -
-
-
|
|
| Строение и жизнедеятельность растительного организма.
Строение растительной клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Знакомство с увеличительными приборами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Приготовление влажного препарата из чешуи кожицы лука.
Изменение окраски листвы, листопад. Физиологическая сущность опадения листьев.
Значение листопада в жизни растений. Подготовка растений к зиме; однолетние и многолетние травянистые растения осенью.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Наблюдения осенью за явлениями в жизни отдельных деревьев и кустарников. Ведение дневников наблюдений.
ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ: Ознакомление с цветковыми растениями разных форм и мест обитания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: сбор растений и изготовление гербария.
| -
-
-
-
-
| -
-
-
| -
| 11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
| Морфология растений. Вегетативные органы растений.
Корень: главный, боковые, придаточные корни. Корневые системы. Видоизменения корня.
Побег: узел, междоузлия, листья, пазуха, верхушечная и пазушная почки, удлиненные и укороченные побеги, цветочная стрелка.
Метаморфозы побега: видоизменение подземных побегов (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица); видоизменение надземных побегов (кладодии, филлокладодии, колючки, усы).
Стебель: разветвленность, направление роста, поперечное сечение. Почка: строение вегетативной и генеративной почек.
Лист: части листа, положение листа на стебле, прилистники, листорасположение, форма листовой пластинки, жилкование, простые и сложные, размеры и продолжительность жизни.
Метаморфозы листьев: чешуйчатые, почечные чешуи, чешуи луковиц, усик, колючка, филлодии, мясистые листья, лист насекомоядных растений.
Генеративные органы растений. Расположение цветков: одиночные цветки, ботрические соцветия (кисть, щиток, колос, початок, зонтик, головка, корзинка).
Плоды и различные типы распространения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Работа с гербарным материалом. Определение органов растения на гербарном материале.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Определение растений местной флоры. Знакомство с определителями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о растениях по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.
| --
-
-
| -
-
-
-
-
-
-
-
|
|
| Растения зимой.
Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных деревьев и кустарников. Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов.
Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Развитие раннецветущих растений под снегом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Годичный прирост деревьев и кустарников. Определение урожая деревьев по генеративным почкам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Наблюдение за распусканием почек деревьев и кустарников на ветках, поставленных в воду. Ведение дневников наблюдений.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ИГРА: «Кто лучше знает растения»
Уход за комнатными растениями. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Знакомство с комнатными растениями. Проведение паспортизации растений. Работа с определителями комнатных растений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Размещение растений соответственно требованиям к освещению, температуре. Поливка, опрыскивание, обламывание листьев, рыхление почвы в горшках.
ОПЫТ: Влияние агротехнических приемов на рост и развитие комнатных растений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о комнатных растениях по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?: Обобщение и закрепление полученных знаний. Тестирование.
| -
-
-
-
-
-
-
-
| -
-
-
|
|
| Особенности растений водной среды и влажных мест.
Разнообразие растений местных водоемов. Основные группы водных растений: подводные, плавающие, частично погруженные в воду (камыш, рогоз, ряска, стрелолист). Особенности их вегетативных и генеративных органов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: сравнение вегетативных и генеративных органов наземных и водных растений (по материалам ботанического практикума).
Размножение водных растений (вегетативное) в аквариумах.
| -
| -
-
|
|
| Весенние явления в жизни растений.
Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. Набухание почек. Цветение деревьев и кустарников.
Насекомоопыляемые деревья и кустарники; сроки их цветения в зависимости от появления насекомых.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Наблюдение за весенними явлениями у отдельных видов растений. Ведение дневников наблюдений.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения, их вред и польза.
Фитонцидные свойства растений. Значение фитонцидов в борьбе с болезнетворными микроорганизмами воздушной среды.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ: Выставка итогов работы по результатам опытов и наблюдений над растением.
| -
-
| -
-
-
-
|
|
| 2 раздел: МИР ЖИВОТНЫХ.
Введение.
Общее представление о многообразии животного мира на Земле. Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животного мира.
Знакомство обучающихся с методами и правилами ведения дневников наблюдений за животными в природе и дома.
|
| -
-
-
|
|
| Связь животных со средой обитания.
Понятие о физической и биологической среде обитания животных. Факторы внешней среды, регулирующие распространение животных.
Морфологические и физиологические приспособления животных к жизни в разных условиях среды. Покровительственная окраска; приспособление одних видов к другим.
Биологическая обусловленность и регулирование численности отдельных видов и популяций. Растительноядные, хищные, всеядные животные и паразиты.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Изучение животных по коллекциям и влажным препаратам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Обработка информации, полученной во время экскурсии в краеведческий музей.
| -
-
| -
-
-
|
|
| Обитатели водной и наземной среды.
Рыбы. Особенности строения и образа жизни. Приспособленность обитания к жизни в водной среде. Биологические особенности. Охрана.
Хвостатые, бесхвостые земноводные - наиболее примитивная группа наземных позвоночных. Температура и влажность - основные факторы внешней среды, обуславливающие жизнедеятельность этой группы.
Годичный цикл; миграции к местам зимовки. Места и длительность зимовки; начало размножения наземных позвоночных. Развитие в водной среде.
Биологические особенности. Движения, дыхание, зрение, слух в водной среде и на суше. Питание. Суточная активность.
Пресмыкающиеся. Биологические особенности. Движения, дыхание, зрение. Питание. Суточная активность.
ЭКСКУРСИЯ В АКВАРИУМ И ТЕРРАРИУМ: Изучить особенности строения и образа жизни водных и наземных животных.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Оформление дневников наблюдений после посещения аквариума и террариума.
Птицы местного водоема, их видовой состав; сроки сезонной миграции, биология и охрана.
Водные млекопитающие - ценные пушные животные; бобры, ондатра, нутрия. Связь с водной средой.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о животных по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?: Обобщение и закрепление полученных знаний. Тестирование.
| -
-
-
| -
-
-
-
-
-
-
|
|
| Лес как среда обитания животных.
Видовое разнообразие животных обитающих в лесах: млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые.
Животные разных типов леса: ельников, сосновых, лиственных лесов. Значение снегового покрова в защите лесных обитателей от неблагоприятных погодных условий и врагов.
Кормовые ресурсы леса. Растительные корма, древесные корма, кустарники и полукустарники, травянистые растения, мхи, лишайники, грибы.
Сезонные изменения запасов кормов и кормодобывания, влияние этих факторов на состав животных. Взаимоотношение: связи по питанию, покровительственная окраска, паразитизм.
Роль животных в жизни леса: опыление деревьев, кустарников и травянистых растений, распространение семян.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Составление цепей питания животных.
Промысловые животные. Их народнохозяйственное значение. Акклиматизация пушных зверей. Законы об охране животных и охоте на них.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Теоретическое исследование. Классификация животного, его особенности и среда обитания.
Сельскохозяйственные животные, их происхождение, причины многообразия пород.
Заповедники и особо охраняемые территории области, страны. Причины создания, история.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Сбор материала о животных, внесенных в Красную книгу Челябинской области, по литературным источникам. Оформление рефератов и их защита.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Просмотр и обсуждение видеофильма о загрязнении Южного Урала.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ИГРА: «Кто лучше знает животных».
| -
-
-
-
-
| -
-
-
-
-
-
-
|
|
| Животные – обитатели луга или степи.
Особенности луговой и степной фауны. Животные – обитатели луга.
Покровительственная окраска (кузнечики, дневные бабочки). Насекомые – опылители растений луга (степи). Приспособление растений к опылению насекомыми.
ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ: Выявление видового состава фауны и определение по определителю. Наблюдение за насекомыми, посещающими цветки растений.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «Мир животных».
|
|
|
|
| ВОДНЫЕ БИОГЕОЦЕНОЗЫ,
Аквариум- модель биогеоценоза. Различные группы организмов в аквариуме, взаимосвязи между ними. Цепи питания.
Пресноводный водоем и его обитатели. Водная растительность – пища и убежище для животных водоема.
Губительное влияние неправильной эксплуатации и химических загрязнений на жизнь в водоеме. Меры по охране водных бассейнов и малых рек на примере Чел области..
Экскурсии: Установление связей между организмами и неживой природой в природных комплексах (парке, лесу), определение экологической ниши различных организмов.
Экскурсии: Изучение условий обитания организмов в водоеме.
Наблюдения: Наблюдения за жизнью аквариумных рыбок.
Практическая работа: Изучение особенности водных организмов и признаков приспособленности их к жизни на воде.
Человек как природообразующий фактор. Виды, исчезнувшие по вине человека. Редкие и исчезающие виды.
Охраняемые животные Челябинской области. Методы восстановления их численности.
Охрана мест обитания.
Значение охраны генофонда. Животный мир – исчерпаемый ресурс. Система кадайров и понятие мониторинга. Закон об охране и использовании животного мира.
ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ: Редкие животные России и их охрана.
Защита исследовательских работ
|
|
|
| .
|