Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнение «Контрасты».
Как притягательно красива: В ней все гармония, все диво! Она уродлива не от природы. То – порожденье экстра-моды И жизни, протекающей беспечно: Не девушка, не юноша, а «нечто»! Он глуп, «как пробка», хоть красив. От глупости еще спесив. Он честен, и умен, и одержим. Нельзя не преклоняться перед ним! Он жаден – все себе, все в дом. Богач? Нет, бедный. Что в богатстве том? Когда душа скупа и холодна, Жизнь жадного бедным-бедна. А добрый рад отдать все, чем владеет. Чем больше отдает – тем больше богатеет: Умом и сердцем, добрыми делами, Успехами в труде и верными друзьями. Уж если его что за сердце забрало, Идет он в атаку «с открытым забралом». Трусливый же смелостью хоть поражен – Скорее «в кусты», чтоб «не лезть на рожон» Как трудно б ни было – молчит. И знает: За днями трудными и светлые мелькают. Он – оптимист. Честь и хвала ему! Он злого не желает никому. А нытик, нигилист все видит в черном свете. Как трудно жить ему на свете, Не зная радости, озляся на весь мир За то, что он – не гений, не кумир. (Уродство) (Глупость) (Ум) (Жадность) (Доброта) (Смелость) (Трусость) (Вера) (Безверие) Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для кого? С каким отношением, чувством? Упражнение «Луна». Восприятие явлений действительности с различной оценкой и отношением развивает эмоциональный тембр, дает возможность услышать, попять глубочайшую зависимость тембра голоса от внутренней жизни человека. В разведке Луна! О, черт возьми, луна! Эх, как некстати нам она! Теперь вдвойне опасней путь. Внимательней и осторожней будь.
В лесу Какая темень. Пропадем. Дорогу к дому не найдем. Луна! Ура! О, лунный свет, Тебя дороже в мире нет! Ну, выходи скорей, свети! Путь к дому помогай найти! (Восприятие нужного предмета с чувством радостной благодарности)
В чужом огороде Хорошо, что ночь темна – Нам союзница она. Черт возьми, луна выходит! Нас «под монастырь подводит»: Засекут и… «крышка» нам. Врассыпную по домам! (Восприятие нежелательного предмета с чувством досады, тревоги и даже ужаса)
Лицо луны Взгляни на небо – на луну. Вот это диво! Ну и ну! Мне видится лицо луны: И нос, и лоб, и подбородок, Веселый рот. Черты ясны. О, как причудлива природа! (Восприятие невиданного ранее явления природы с чувством изумления и радости открытия)
Скептик Луна?! Подумаешь, луна? На кой же черт она дана? Вся скорчилась, вся сморщилась, Не стоит ни рожна! И светит «на фу-фу». Тьфу! (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии и пренебрежения)
Влюбленные Луна! Волшебница луна! О, как божественна она! Любовную раскинув сеть, Она дала сердцам узреть, Что в глубине их жар пылает, В одно двоих соединяет!
Тоска Без нее мне счастья нет. Грусть, тоска меня снедает. И луны печальный свет Сердце холодом сжимает. (Восприятие предмета еще более углубляющего чувство тоски и безысходного одиночества)
Отчаянье Я в отчаянье, луна! Ты во всех краях бываешь, Так открой же: где она? С кем? Жива ли? Ты ль не знаешь?! Я молю, луна! Молчишь? Злую думу ты хранишь. (Восприятие предмета, к которому обращаешься как к последней надежде, с мольбой и отчаянием) Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и других, чьи строки окрашены бесконечно богатой палитрой чувств, эмоций, желаний, действий. Искусству тембрирования поможет натренированный тональный слух, способный воспринимать и воспроизводить малейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок. Однако к произведениям поэтов можно перейти, лишь владея средствами речевой выразительности. А для этого следует тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах, которые мы рассмотрели выше. Наиболее удобным материалом для обогащения тембра являются поэтические произведения, окрашенные определенным чувством. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты… В этих словах, конечно, любовь, преклонение, и потому голос окрашен теплым, нежным, мягким тембром. Ненастный день потух: ненастной ночи мгла По небу стелется одеждою свинцовой; Как привидение, за рощею сосновой Луна туманная взошла… Все мрачную тоску на душу мне наводит… А в этих строках А.С. Пушкина проявляется его тоска в разлуке с любимой женщиной, и потому звук голоса тяжелый, низкий, мрачный. Для тренировки тонального слуха полезно работать с магнитофоном. Слушая запись образцовой выразительной речи (артиста, чтеца, оратора), надо проследить за тем, каким тоном окрашены выступление в целом и его отдельные части? Какие чувства передаются через различные тембры? Записав на магнитофонную пленку часть своего выступления или чтение стихов и затем прослушав, проанализировав запись, можно установить, как владеешь тембрированием: если оно плохо развито, то надо совершенствовать тембр голоса. «Прежде русские дикторы могли различные по смыслу сообщения передавать по-разному. Русская музыкальная и поэтическая культура, уникальная сама по себе, развивала возможности устной речи – и в тональности, и в ритме, и в произношении звуков, всегда с уважительным отношением к слушателю. Современные «радиоголоса» изменились, но в одном отношении они одинаковы: с ироническим ли оттенком звучания, заигрыванием или запугиванием – они несут общий отпечаток стилистической безвкусицы» [35]. Тембр голоса должен ласкать не только слух, но и душу слушателей – говорил К.С. Станиславский. Через тембр голоса слушатель чувствует сердце говорящего. Речь наших современников воспринимается иностранцами «как агрессивно озлобленный монотон»! Пора спасать русскую речь и ее носителей! Говоря об интонационной выразительности, нельзя пройти мимо такого действенного средства речи, как пауза. Паузы выполняют различные функции в звучащей речи. Артикуляционные паузы необходимы при произношении некоторых звуков, слогов, в слове, между словами. Например: Нет хуже удела, Чем быть не у дела. У бахчи – сарай – Не Бахчисарай. В танцах из вращений Не делай извращений. В цветенье скор пион. А на подлость – скорпион. Я – колокол. Подам я зык – И в час луны, заката иль утра ты Услышишь вновь набатный мой язык Глас радости, тревоги и утраты. Разговор о литературе – Чем заняты таланты? Возвести! – Да продолжают славный воз везти! – А бездари? – Те мнят, Что делают погоду. – А критики? – Темнят Или молчат по году. (Я. Козловский) Усилительные паузы возникают перед или после слова, логически выделяемого. Эти паузы подчеркивают значимость слова, усиливают его значение. Цветок, | засохший, безуханный, Забытый в книге | вижу я. – Не осуждай меня | без нужды. – Я так хочу увидеться с тобой! Ситуативные паузы замедляют речь, выполняя те или иные цели: дают возможность слушателям подготовиться к исполнению приказов (Налее-во! Круу-гом! Шаагом-арш!); успеть записать услышанное (диктовка): легче воспринять речь, звучащую во время шума, при плохой акустике, звучащую на большое расстояние; при активных глаголах действия (Внушаю. Запрещаю. Вдалбливаю. Угрожаю. Упрекаю. Удивляю. Изумляю…) Это | не-об-хо-дИмо | сделать! (вдалбливаю) Как |можно быть |та-ким бес-печ-ным?! (упрекаю с чувством горечи). Ритмические паузы – стихотворные. Постоянные паузы ставятся в конце стихотворной строки, подчеркивая ритм стихов, а люфт-паузы – в середине строки, когда в ней более четырех стоп: Простишь ли мне | ревнивые мечты? Моей любви | безумное волненье? Ты мне верна! | Зачем же любишь ты|| Всегда пугать | мое воображенье? Это пятистопный ямб с цезурой после второй стопы. «Зашагивание» мысли на другую строку. Пауза более длительная. Физиологические паузы возникают от недостатка воздуха или от задержки процессов в центральной нервной системе – забывается слово, не находится нужное. Такая речь с трудом воспринимается слушателями. К такого рода паузам прибегает, например, артист Л. Дуров, создавая образы своих киногероев. Когда он слишком злоупотребляет паузами, его трудно слушать. Физиологическая же пауза для легкого «добора» воздуха не воспринимается как остановка в речи. Психологические паузы – это интонационные паузы. Они обладают интеллектуальным и эмоциональным значением. И возникать могут в самых неожиданных моментах речи. Вот, например, речь Маши из пьесы А.П. Чехова «Три сестры»: «– Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя. Покаюсь вам и уж больше никому, никогда… Скажу сию минуту… Это моя тайна, но вы все должны знать… Не могу молчать… Я люблю, люблю… Люблю этого человека… Вы его только что видели… Ну, да что там. Одним словом, люблю Вершинина…» Или возьмем короткий диалог из чеховской шутки в одном действии «Медведь»: Попова: Почему вы не хотите драться? Смирнов: Потому что… потому что вы… мне нравитесь. Попова: Я ему нравлюсь! Он смеет говорить, что я ему нравлюсь. Смирнов: Послушайте… Вы все еще сердитесь?.. Я тоже чертовски взбешен, но, понимаете ли… как бы этак выразиться… Дело в том, что, видите ли, такого рода история, собственно говоря… Ну, да разве я виноват, что вы мне нравитесь?.. Я… я почти влюблен! Индивидуальные паузы связаны с особой манерой говорить. Своеобразна неповторимая паузировка в речи Б.Н. Ельцина, Е. Киселева и других. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Какова роль мелодики речи в речевом действии? Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного предложения? Какой характерный признак мелодического выделения ударного слога в русской речи? Что надо знать об эмоциональной функции мелодики? Что характерно для вопросительных предложений русской речи? Какова роль диапазона голоса в звучащем слове? Каким приемом можно добиваться совокупной работы резонаторов? Что надо знать об относительности пиано и форте? Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи? Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции? Каковы условия звучания сценической скороговорки? Какова роль искусства тембрирования в речевом действии? Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовали речевого мастерства?
|