Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания для самостоятельной работы. Изучив методические приемы тренинга, построенные на опосредствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата
Изучив методические приемы тренинга, построенные на опосредствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата, ежедневно тренироваться, хорошо понимая целевые установки каждого упражнения, зная результат, к которому надо стремиться. Составить индивидуальный «блок голосо-речевой разминки», направленной на исправление недостатков дыхания, голосоведения, дикции. «Блок голосо-речевой разминки» составляется в следующей последовательности: Дыхательная гимнастика: упражнения, тренирующие три вида выдыхания. Формирование голоса на мягкой атаке: упражнения, построенные по типу «стона». Опора звука: упражнения, построенные по типу «подлаивания». Дикционный тренинг: серия упражнений, тренирующих четкое произнесение отдельных звуков речи, во всевозможных сочетаниях, в словах, фразах, стихотворных текстах. Исправление голосо-речевых недостатков: свистящих з и с, дзяканья и тсяканья, смягчения шипящих согласных; снятие напряжения, обогащение индивидуального тембра грудным резонированием, прикрытие «белого» звука и т.д. Упражнения каждый отбирает себе сам, меняя их на другие в процессе тренировки. В целях развития речевого слуха, воспитания чувства фонетического состава слова систематически вести «полевые записи», фиксируя услышанные слова, фразы, звуковой состав которых искажен говорящим (выпадение или замена согласных звуков и их групп, выпадение гласных, целых слогов и даже частей слова из словесного комплекса). Ежемесячно записывать это в «Антисловарь». Речевой слух – это способность слышать и воспроизводить звучащую речь во всех ее фонетических проявлениях. Хорошо натренированный слух сказывается в способности имитировать услышанную речь. Такая способность легко тренируется. У некоторых она становится профессией, например, у актеров эстрады (пародистов-имитаторов). Какие же компоненты речевого слуха следует развивать? Прежде всего фонематический слух – способность различать и воспроизводить все звуки речи, входящие в состав слова, соотнося их с фонетикой родной речи и орфоэпическими правилами. Задания по составлению «Антисловарей», «Речевых паспортов» и др. и направлены на развитие этого компонента речевого слуха. ПО-РУССКИ ЛИ МЫ ГОВОРИМ? Ораторская речь с трибуны, лекция преподавателя с кафедры, выступление чтеца с эстрады, речь актера со сцены, звуковое кино, радиовещание, телевидение – все это требует безукоризненного языкового оформления, в том числе оформления произносительного. Р.И. Аванесов Культура произношения – это элемент благозвучия и выразительности речи. Она изучается орфоэпией (от греческих слов orthos – правильный и ehos – речь). Знание правил орфоэпии и следование им избавляют человека от диалектов, акцентов, неправильных ударений. Ведь иногда достаточно одного неточно сказанного слова, чтобы испортить все впечатление от говорящего. «Я хочу нАчать наш рассказ…» – произнес оратор, и зал сразу же насторожился. Орфоэпические правила тесно связаны со стилями произношения, которые разделяют на: 1) разговорный, 2) нейтральный, 3) полный. Разговорный стиль произношения – непринужденное, чаще всего довольно быстрое произнесение, характерное для бытовой диалогической речи. Нейтральный стиль произношения – это самое естественное, четкое, немного замедленное произнесение текста. Обычно этим стилем читают «Последние известия». Полный стиль – это отчетливое, тщательное произношение. Важные официальные сообщения, торжественные обещания, клятвы, стихи произносятся полным стилем. Полным стилем передавал в годы войны сводки Совинформбюро Ю. Левитан. Полному стилю (внутренне оправданному) свойственна повышенная эмоциональность. Журналисты используют в своей практике нейтральный и полный стили, осуществляя свой особый вид коммуникации. В основе русской фонетической системы лежат законы: 1) количественной и качественной редукции (сокращения) гласных, не стоящих под ударением, 2) законы ассимиляции (уподобления) согласных и упрощение их произнесения.
|