Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнение «Переполох».
Передайте услышанный вами грачиный крик: Слушай… - КРАжа! - КРАжа! - КРАжа! - ГРАбят, БРАтцы! Где же стРАжа? - Что уКРАли? - Два пеРА, - БезобРазие! С утРА… - Вы уКРАли? – Мы не бРАли. БРАли! - БРАли! - КРАли! - КРАли! Это я Грачиный крик Перевел На наш язык. (А. Шибаев) Небрежность речи сказывается и в неправильном звучании мягких согласных Т–Д. Вместо Т слышится ТС; вместо Д–ДЗ: ГдЗе растСяпа, да тСетСеря – Там не прибыль, а потСеря. Не смотри, как рот дЗерет, А смотри, как дЗело идЗет. Отчего происходит этот недостаток в звучании мягких согласных Т–Д? Известно, что при произнесении согласных Д–Т язык, передней своей частью плотно прижатый к альвеолам верхних зубов, под сильным давлением воздушной струи отскакивает от них и опускается вниз, за нижние резцы. При мягком звучании ТЬ–ДЬ происходит больший подъем средней части спинки языка. При изменении позиции языка важно сохранить плотную смычку кончика языка с альвеолами. При малейшей щели между языком и альвеолами ТЬ–ДЬ становятся «тсякающими» и «дзякающими». Произнося «Дь-дь-дь-дь», попробуйте слегка двигать кончиком языка вверх и вниз по резцам (как бы протирая их). К согласному «Д» сразу же прибавляется призвук «3». Значит, для избавления от этого недостатка надо добиться того, чтобы кончик языка не скользил (образуя щель, в которую выходит воздух, порождая свистящие звуки 3–С), а плотно прилегая к верхним альвеолам, мгновенно отскакивал от верхних зубов, «взрывая» мягкие согласные Д–Т. Какие приспособления, ассоциации помогают излечивать этот недостаток? Их много. Упражнение «Ток». Представьте, что ваши верхние зубы наэлектризованы. (Каким образом это случилось – фантазируйте.) Когда вы хотите прижать к ним кончик языка, вас бьет током. Любопытно еще и еще раз проверить это ощущение, чтобы убедиться: существует ли оно? Дя! – язык отскочил вместе с быстро опущенной нижней челюстью. Пробуйте еще раз. Осторожнее – ток! А теперь чередуйте слоги: чистого звучаний «Tю» с призвуком С – «Тсю». Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси-Ти! Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди! Не торопитесь произносить слоги. Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. Любопытно ведь прислушаться к звукам, которые изменяются при малейшем движении языка. Слуховой анализатор и мышечная память – вот главные врачеватели недостатков речи. Надо поэтому чередовать верное и неверное произнесение. Понять и услышать разницу звучания. «Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчерпывающий прием изучения ошибок, – пишет К.С. Станиславский. – Им надо уметь владеть. Правильное лучше оценивается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное» [15]. Упражнение «Звоночки». В одной руке звонок побольше, звонит он так: «дзинь-дзинь», а в другой – поменьше, звонит он выше и звонче, издавая такой звук: «динь-динь». Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте «Чижика». ДзИнь-дзинь! ДзИнь-дзинь! ДИнь-дИнь-дИнь! ДзИнь-Дзинь-дзинь! Динь-динь-дИнь! ДИнь! ДИнь! Затем, непрерывно звоня во второй звоночек, созывайте друзей: Динь-динь-динь-динь-динь-дииь-динь-динь… Упражнение «Утки». Окликаете, зовете торопливо ковыляющих по двору уток: Ути, ути! Уть-уть-уть! Что спешите? Есть хотите? К речке держите свой путь? Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть! Здесь 19 раз повторяются мягкие «ТЬ и ДЬ». Тренируйте четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное – без «тсяканья» – произнесение ТЬ в междометиях – коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы скликаем их. Звук направлен как бы «к себе» – воздух идет вверх. Отсутствие пауз между словами не позволяет воздуху просачиваться вне звука. Скороговорки – это народно-поэтические шутки, в которых намеренно сочетаются звуки, трудно произносимые вместе. Народ придумал их специально для разработки «говорильного аппарата». Он заботился о красоте, четкости, выразительной звучности русского слова. Тренируясь в произнесении скороговорок, надо добиваться не только четкости произношения всех звуков речи, входящих в структуру слова, но обязательно сохранять яркость интонирования. При быстрой речи все равно надо стараться «вкладывать» в сознание слушателей свои мысли, видения, подтекст. Значит, чем быстрее, тем – четче дикционно, ярче интонационно. Тренируя скороговорки, надо сохранять рефлекторную связь трех систем речеобразующего органа (дыхательной, голосообразующей и дикционной). Не забывать о «подлаивании». Оно поможет сохранить ровность звучания, гибкость, подвижность голоса, способного «рисовать» мысли при быстром произнесении слов, фраз. Полезно сразу же научиться говорить медленно (четко и выразительно) и быстро, сохраняя эту четкость и выразительность. Надо внутренне оправдывать переход от медленной к быстрой речи: – Бобр добр ДЛЯ БОБРЯТ (медленно – разъясняя). – Для БОБРЯТ добр Бобр (быстро – уточняя). – Водовоз вез воду ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА (медленно – разъясняя). – ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА водовоз вез воду (быстро - уточняя). – Ткет ткач ткани на платки ТАНЕ (медленно – разъясняя). – На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (быстро – уточняя). – Купи кипу ПИК (медленно – прошу). - Купи КИПУ пик (быстро – уточняю). - Около кола - КОЛОКОЛА (медленно). – Около КОЛА – колокола (быстро). - Ложечка ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ (медленно – разъясняя), - ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ ложечка (быстро – уточняя). Затем можно брать более сложные скороговорки. В чем их сложность? Народ заметил, что наш язык торопится восстановить заданный в начале порядок звуков: «Шел Саша по шоссе и сосал сушку». Так и хочется повторять «ШС, ШС, ШС» вместо необходимого сочетания «ШСШШССССШ». Язык не должен бежать впереди мысли. Вот и подчиняйте воле свою речь. И вторая особенность, подмеченная народом: ударный слог в русской речи выделяется четко и забирает много энергии, после него резко падает активность «говорильного аппарата» (снижается уровень громкости). Вот почему мы часто слышим полслова, не слышим концов фраз и т.д. Надо натренировать навык удерживать уровень громкости произнесения всей фразы до конца. Для тренировки этого навыка народ сочинил скороговорки с большим количеством предударных и заударных слогов в слове: «РасчУвствовавшаяся Варвара расчУвствовала нерасчУвствовавшегося Вавилу». Тренируйте этот второй тип скороговорок тоже по принципу медленно-быстро. Предлагаем для тренировки следующие скороговорки: – Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. – Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. – Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. – Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком. – Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку! – На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора! – Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. – Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку. – Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовывал, да зарапортовался. – Протокол про протокол протоколом запротоколировали. – Осип охрип. Архип осип. – Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. – Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. – Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича твоего. – Говорили про Проколукорпенко. Про какого про Проколукорпенко? Про Проколукорпенко, про Проколукорпенко, про Проколукорпенко твоего. – Чешуя у щучки, щетинка у чушки. – От топота копыт пыль по полю летит. – Дробью по перепелам да по тетеревам. – Фрол – прям. Пров – крив (повторять несколько раз). – Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе. Тренируя скороговорки, меняя глаголы действия, отношения, чувства, находя различные приспособления, надо не забывать о звучании голоса.
|