Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рынок как экономическая форма организации товарного хозяйства
Рынок включает в себя совокупность форм и способов организации сотрудничества продавцов и покупателей, их взаимодействие на основе складывающихся экономических отношений, при которых одни могут выгодно продать, а другие – выгодно купить. При этом механизм рыночного хозяйствования вынуждает всех делать то, что выгодно каждому и обществу в целом. Для существования и функционирования рынка требуются определенные условия. 1. Экономическая обособленность участников обмена. Производители и потребители, продавцы и покупатели должны обладать экономической свободой, которая заключается в возможности самостоятельно принимать решения на основе информации, которую несет децентрализованный ценовой сигнал. 2. Наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, государственной, муниципальной, кооперативной и др.). 3. Величина трансакционных издержек 8. В рыночном хозяйстве должен складываться такой уровень трансакционных издержек, который позволяет осуществлять экономическую деятельность. 4. Хозяйствующие субъекты рынка должны принять рыночное поведение, т.е. играть по правилам рынка, обладая рыночным мышлением. 5. Создание рыночной инфраструктуры, которая включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок. Рынок товаров и услуг – это рынок, где происходит купля-продажа товаров и услуг. Рынок факторов производства (экономических ресурсов) предполагает куплю-продажу факторов производства, с помощью которых производятся товары и услуги9. Финансовый рынок – это рынок, на котором происходят операции с финансовыми средствами, т.е. деньгами, ценными бумагами и т.д. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.); 2) по географическому положению (местный, национальный, мировой); 3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.); 4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.); 5) по характеру продаж (оптовый, розничный)10. В экономической теории участники рыночных (экономических) отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ именуются экономическими агентами 11. Экономические агенты классифицируются на две группы: нерыночные (реальные) агенты – индивиды (домашние хозяйства) и рыночные (производные) агенты – это все остальные: 1) фирмы, т.е. юридические фикции; 2) государство, т.е. агентство по спецификации и защите прав собственности. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью их деятельности является максимизация результатов, а средством – минимизация затрат. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей, фирмы – к максимизации прибыли, государство – к наивысшему уровню общественного благосостояния. Рыночные отношения регулируются с использованием четырех основных законов: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон труда, закон конкуренции. Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Он включает12: а) децентрализованный, безличностный ценовой сигнал; б) спрос на товары, предъявляемый потребителями, и предложение товаров и услуг со стороны производителей; в) конкуренцию как движущую силу во взаимодействии спроса и предложения. Конкурентная среда является важным условием работы рыночного механизма.
|