Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Спрос и его детерминанты, закон спроса
Спрос – это форма выражения потребности, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. Величина, или объем, спроса определяется тем максимальным количеством блага, которое могут приобрести покупатели за определенный период времени при данных условиях (QD). Объем спроса является потоком, изменяющимся во времени, поэтому всегда необходимо определять, к какому периоду времени относится данная величина спроса. Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара (PD). Кроме того, нужно представлять условия, при которых формируется данный объем спроса, т.е. знать факторы спроса [41]. Выделяют следующие факторы спроса: цена (P); цены товаров, заменяющих данные товары в потреблении (товаров-субститутов) (Ps); цены товаров, дополняющих данные товары в потреблении (комплементарные товары) (Pc); доход потребителя, выделенный для покупки данного товара (I); вкусы и предпочтения потребителя (Z); ожидания потребителя (W); количество покупателей (N); прочие факторы (B) Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса: QD = f(P, Ps, Pc, I, Z, W, N, B). Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара (Р), положить неизменными, то от функции (1) можно перейти к функции спроса от цены, характеризующей зависимость спроса на товар лишь от его собственной цены [9]: QD = f(P) Функцию спроса можно представить графически в виде кривой спроса [8]. Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. На рис. 2 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложена величина спроса на товар, а по вертикальной – цена на него. Рис. 2. Кривая спроса Из рис. 2 видно: чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса. Закон спроса состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде [8]. Применительно к кривой спроса различают два вида динамики (рис. 3). Рис. 3. Изменение объема спроса и сдвиг линии спроса
1. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены – движение вдоль линии спроса. Например, как видно на рис. 3, при снижении цены с Р1 до Р2 объем спроса увеличивается с Q1 до Q2. 2. Если же в силу изменения доходов или вкусов покупателей установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены (рис. 3), то произойдет сдвиг линии спроса от D1D1 до D2D2, так что при цене P1 объем спроса возрастет с Q1 до Q3, а при цене Р2 – с Q3 до Q4. В этом случае говорят, что увеличился сам спрос. Очевидно, что при снижении спроса, скажем, в результате сокращения доходов новая линия спроса пройдет левее и ниже D1D1 [9]. Во избежание путаницы под термином «изменение спроса» принято понимать изменение самой функции QD («смещение» всей кривой спроса) под влиянием неценовых факторов, а под термином «изменение величины спроса» – реакцию спроса на изменение цены при постоянстве значений всех иных факторов (перемещение вдоль кривой спроса).
|