Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Равновесие
Взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя [8]. Чтобы выяснить, как происходит взаимодействие спроса и предложения, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике (рис. 6) [55]. Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. На рис. 6 DD – линия спроса, SS – линия предложения. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты – цены спроса и цены предложения. Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена РЕ. Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (РЕ = РD = РS) [9]. Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Рис. 6. Равновесие спроса и предложения
При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными [8]. Пусть реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем P1. При такой цене объем спроса составит, очевидно, QD1, тогда как объем предложения – QS1. В этом случае избыток предложения (QD1 – QS1) будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне Р2, объем спроса QD2 окажется выше объема предложения QS2. Здесь избыток спроса (QD2 – QS2) будет оказывать повышающее давление на цену Р2. В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором – через конкуренцию покупателей. Одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене Р2, как продавец того же товара при цене P1 [9].
|