Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники и принципы международной защиты окружающей среды.






 

Регулирование международного сотрудничества в области защиты окружающей среды осуществляется особой отраслью международного права - международным экологическим пра­вом, которое включает принципы и нормы, направленные на за­щиту окружающей среды от загрязнения и обеспечение рацио­нального использования ее природных ресурсов.

Из указанного определения можно сделать вывод о факто­рах, отрицательно влияющих на окружающую среду. Это, во-первых, внедрение передовых технологий, а также испытание новейших видов оружия, локальные вооруженные конфликты, хищническое использование природных ресурсов, что ведет к уничтожению лесных массивов (за 50 лет в мире потеряно более половины лесного массива), результатом которого является опустынивание, эрозия, засоление и истощение почвы, чрезмер­ное рыболовство, нерациональное потребление крупных видов млекопитающих, птиц и иных видов животных, ведущее к их полному уничтожению либо вымиранию; во-вторых, загрязне­ние воздуха, водоемов и морей промышленными отходами, что создает опасное повышение вредных, ядовитых, химических ве­ществ в воде и пище, сокращает ресурсы чистой пресной воды, способствует выпадению кислотных дождей, реально угрожает сохранению уникальной биосферы земли.

Поскольку сохранение природы и ее ресурсов является не­отъемлемым условием жизни и выживания человечества, защи­та окружающей среды стала глобальной проблемой междуна­родного сообщества в целом, решение которой требует между­народного крупномасштабного природоохранительного сотруд­ничества, выработки единой стратегии государств в области за­щиты окружающей среды и принятия национального законода­тельства по ее охране, участия всех государств в разработке и принятии договоров, как касающихся охраны конкретных видов природных ресурсов, так и универсального природоохранитель­ного договора.

Основным источником международного экологического права являются международные соглашения. В настоящее вре­мя действуют свыше 500 соглашений универсального, регио­нального и двустороннего характера.

Хотя универсальная конвенция в области защиты окружаю­щей среды еще не принята, действуют ряд универсальных меж­дународных конвенций, посвященных охране конкретных при­родных ресурсов. Так, в области защиты атмосферы принята Конвенция об охране озонового слоя (1985 г.), охране биосферы посвящена Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.), вопросы рационального использования живых ресурсов водной и морской среды регулируются Конвенцией по морскому праву (1982 г.) и Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве места обитания водоплавающих (1971 г.), борьбе с загрязнением при­родной среды посвящены Конвенция о трансграничном загряз­нении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Базельская кон­венция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отхо­дов и их удалением (1989 г.), Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963 г.).

Тесное сотрудничество в области защиты окружающей сре­ды осуществляется международными соглашениями, заключае­мыми в рамках региональных международных организаций. На­пример, государства - члены СНГ заключили Соглашение о вза­имодействии в области экологии и охраны окружающей природ­ной среды (1992 г.) Важную роль для Республики Беларусь имеют двусторон­ние соглашения, касающиеся минимизации последствий Черно­быльской катастрофы. Например, Меморандум о взаимопони­мании между Правительством Республики Беларусь и Прави­тельством Федеративной Республики Германия о содействии, сотрудничестве в целях смягчения последствий аварии на атом­ном реакторе в Чернобыле.(1994 г.). Соглашение между Прави­тельством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерациейо сотрудничестве и взаимной помощи по преду­преждению крупных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий (1993 г.).

Несомненную значимость в процессе регулирования между­народного сотрудничества по защите окружающей среды име­ют такие международно-правовые документы, как декларации (Стокгольмская декларация ООН по защите окружающей сре­ды 1972 г. Декларация Рио-де-Жанейро об окружающей среде и развитии 1992 г.), в которых определена стратегия развития международного сотрудничества и закреплены основополагаю­щие принципы, на которых она базируется. Хотя, декларации имеют рекомендательный характер, закрепление их положений в национальном законодательстве и в иных международно-пра­вовых документах позволяют рассматривать их как нормы обычного права.

Как уже указывалось, международно-правовая охрана окру­жающей среды основывается на принципах, провозглашенных в Стокгольмской и Рио-де Жанейрской декларациях по окружаю­щей среде (далее - Декларация Рио). Причем Декларация Рио подтвердила принципы, изложенные в Стокгольмской деклара­ции, и в качестве новой цели определила установление глобаль­ного и справедливого сотрудничества между государствами пу­тем создания новых уровней сотрудничества для сохранения це­лостности глобальной системы окружающей среды.

Все принципы по содержанию можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа принципов определяет приоритет права че­ловека на благоприятную окружающую среду, Стокгольмская декларация подчеркивает тесную связь между правами человека иокружающей средой. Из этого вытекает, что окружающая среда является общей заботой всего человечества, поэтому за­бота о людях занимает ведущее место в международных усили­ях на обеспечение устойчивого развития, люди должны жить в гармонии с природой. Реализация права на развитие означает справедливое удовлетворение потребностей настоящих и буду­щих поколений в областях развития и окружающей среды.

Стокгольмская декларация провозглашает, что природные ре­сурсы, включая землю, воз­дух, воду, флору, фауну и особенно
ре­п­ре­зентативные образцы естественных экосистем, сохраня­ются на благо нынешних и будущих поколений путем тщатель­ного планирования и управления по мере необходимости (прин­цип 2).

Вторая группа принципов исходит из абсолютного сувере­нитета государств на использование своих природных ресурсов, который закрепляется в Стокгольмской декларации, устанавли­вающей, что в соответствии с принципами международного пра­ва каждое государство обладает суверенным правом использо­вать свои ресурсы согласно своей национальной политике в об­ласти окружающей среды и на них лежит ответственность, что­бы деятельность, осуществляемая под их юрисдикцией и кон­тролем, не причиняла ущерба окружающей среде в других госу­дарствах или районах, находящихся вне их юрисдикции (прин­цип 21). Декларация Рио, уточняя указанный принцип, подчер­кивает, что для достижения более высокого качества жизни го­сударства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособ­ные модели производства и потребления и поощрять соответст­вующую демографическую политику.

Третья группа принципов подчеркивает роль граждан, со­циальных групп, общественных движений в области охраны ок­ружающей среды, которые должны стремиться к достижению целей и выполнению положений Декларации Рио (принцип 24). Государство должно поддерживать деятельность женского дви­жения, молодежи, местных общин, направленную на рациональ­ное использование и улучшение окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики.

Четвертая группа принципов касается особой ответствен­ности человека за сохранение и управление произведениями жи­вой природы (принцип 4 Стокгольмской декларации). Деклара­цией Рио предусматривается, что генетическая основа жизни не должна подвергаться опасности, популяции каждой дикой или одомашненной формы жизни должны сохраняться на уровне, не­обходимом для его выживания. Эти принципы сохранения жизни относятся ко всем частям земного шара - суше и морю. Причем особая защита должна гарантироваться уникальным районам г-среде обитания редких и исчезающих видов (принцип 3).

Пятая группа принципов закрепляет приоритеты в исполь­зовании природных ресурсов, провозглашая принцип предосто­рожности, означающий, что отсутствие научных результатов не может являться причиной для принятия существенных мер по недопущению ущерба окружающей среде (принцип 15 Деклара­ции Рио), а также не расточительность и умеренность в исполь­зовании природных ресурсов (принцип 10).

Шестая группа принципов (в частности, принципы 6 и 7 Стокгольмской декларации) посвящена предотвращению за­грязнения окружающей среды. Государства должны на индивидуальной и коллективной основе принять все необходимые ме­ры для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнени­ем любых компонентов окружающей среды, в том числе и от ра­диоактивных, токсичных и других веществ. Указанные принци­пы включены во все международные конвенции относительно предотвращения загрязнения морских и водных пространств.

Седьмая группа принципов подчеркивает необходимость тесного международного сотрудничества в целях сохранения и восстановления целостности экосистемы земли. Развитые стра­ны должны признать ответственность, возлагаемую на них по обеспечению устойчивого развития с учетом негативных по­следствий, создаваемых технологий и финансовых ресурсов, ко­торыми они обладают (принцип 12 Декларации Рио). Государства должны сотрудничать в целях дальнейшей разработки меж­дународно-правовых норм, регулирующих ответственность и компенсацию экологического ущерба (принцип 13), принимая во внимание подход, в соответствии с которым загрязнитель должен покрывать издержки, связанные с загрязнением, учиты­вая при этом общественные интересы и не нарушая междуна­родную торговлю и инвестирование (принцип 16). Государство должно немедленно уведомлять другие государства о стихийных бедствиях, которые могут привести к необдуманным вредным последствиям для окружающей среды другого государства. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшему государству (принцип 18).

Восьмая группа принципов касается права государств на ин­формацию, означающего, что экологические вопросы решают­ся при участии всех заинтересованных граждан. Национальное законодательство должно обеспечить, чтобы каждый человек имел соответствующий доступ к информации, касающейся ок­ружающей среды, имеющейся в распоряжении государственных органов (принцип 10 Декларации Рио).

Девятая группа принципов касается обязательств охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов, кото­рые предусматриваются Конвенцией о запрещении военного и другого вредного воздействия на окружающую среду 1977 г. и I Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 г. Любой вооруженный конфликт оказывает разрушительное воз­действие на процесс устойчивого развития.

Государства должны уважать международное право, обеспе­чивающее защиту окружающей среды, и сотрудничать в деле его дальнейшего развития.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал