![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, предмет, принципы и источники международного воздушного права
Международное воздушное право - это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципом и норм, регулирующих отношения между государствами в целяхосуществления международных воздушных сообщений. Правовой режим воздушного пространства определяется нормами, регулирующими как непосредственно международные передвижения, так и международные сообщения, т.е. коммерческую деятельность гражданской авиации. Международными воздушными передвижениями считаю и полеты через воздушное пространство более чем одного государства, выполняемые в коммерческих целях. Предметом международного воздушного права являются: - отношения по поводу организации международной аэронавигации; - отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий в суверенном воздушном пространстве государств, разрешающих такие полеты; - полеты в международном воздушном пространстве; - сотрудничество государств в использовании воздушного пространства; - безопасность международных воздушных полетов и режим В своем развитии международное воздушное право прошло три периода. Первый период (до Первой мировой войны) - формирование теорий и взглядов воздушного права. Были выдвинуты две концепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета государств над воздушным пространством, над своей сухопутной и водной территорией. Но ни одна из них не стала основной. Второй период (с начала Первой мировой войны до 1944 г.) -для него характерны: 1) юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством; 2) превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений. Третий период (с 1944 г. по настоящее время) — характеризуется разработкой унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила; появлением новых разделов воздушного права: право международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообщений, право международной безопасности полетов и др. В результате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле. Воздушные сообщения между государствами регулируются на основе общепризнанных принципов и норм международного права: 1. Принцип полного и исключительного суверенитета государства на воздушном пространстве в пределах всей своей сухопутной и водной территории. Каждое государство имеет право самостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим использования части земной атмосферы, расположенной над территорией этой страны. Устанавливается разрешительный порядок полетов в суверенном воздушном пространстве государства. 2. Принцип свободы полетов в международном воздушном 3. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации в международном воздушном пространстве полетов национальных летательных аппаратов. 4. Возмещение ущерба, причиненного воздушными судами юридическим и физическим лицам иностранных государств». Международно-правовое регулирование воздушного права началось с Парижской конвенции о воздушной навигации 1914 и, которая предусматривала: 1) отказ от теории свободы воздуха и признание исключительного и полного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его сухопутной и ной территории; 2) право мирного пролета иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств. В 1928 г. была принята Панамская конвенция о коммерческой авиации, в 1929 г. -Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, которая установила нормы об ответственности эксплуатанта воздушного судии за вред, причиненный пассажирам и грузам во время перевозки. Важнейшим источником международного воздушного права является Чикагская конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации, дополненная поправками в 1954, 1961, 1962, 1971, 1973, 1974, 1977, 1980, 1984гг. К ней приняты 18 приложений. Конвенция подтвердила принцип суверенитета государства над его воздушным пространством, всесторонне урегулировала комплекс отношений в сфере воздухоплавания, регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежности воздушных судов, установила важнейшие международные стандарты и признание действительности рекомендуемой летной практики. Была учреждена Международная организация гражданской авиации (ИКАО). К источникам международного воздушного права относятся Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно (1948 г.), Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли (1952 г.), Монреальский протокол к ней (1978 г.), предусматривающий абсолютную ответственность собственников воздушных судов за ущерб, причиненный в результате их использования. В качестве первоисточника используется международный обычай. Его применение имело место при формировании следующих принципов: суверенитета государства над его воздушным пространством; об обязательности оказания помощи воздушным судном другому летательному аппарату или морскому судну, терпящему бедствие; о предоставлении самолетам, оказывающим помощь в экстраординарных ситуациях, права на несанкционированное вхождение (влет) в пределы иностранной воздушной территории и др. Для реализации принципов и норм международного воздушного права важное значение имеет национальное законодательство.
|