Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус внутренних и территориальных вод.
Внутренние морские воды - воды, расположенные между береговой линией и исходными линиями (точка наибольшего отлива), от которых отсчитывается ширина территориального моря. Это часть государственной территории, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства без каких-либо изъятий. К ним относятся: 1) акватории морских портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых и других гидротехнических сооружений; 2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства; 3) воды заливов, бухт, лиманов, берега которых принадлежат 4) воды заливов, бухт, лиманов, морей и проливов, истори Правовой режим внутренних вод устанавливается и регулируется прибрежным государством с учетом норм международного права; оно же осуществляет в своих водах административную, гражданскую и уголовную ответственность в отношении всех судов, плавающих под любым флагом, и устанавливает условия судоходства. Разрешительный порядок по-разному применяется к военным и невоенным судам. Невоенные суда свободно заходят в порты, объявленные открытыми. Военные корабли проходят во внутренние воды и порты по разрешению или приглашению прибрежного государства. Без разрешения возможен заход во внутренние воды в случае чрезвычайных обстоятельств. Существует особый порядок захода в воды судов с ядерными установками на борту. Этот порядок регулируется Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (1974 г.). Все иностранные суда и их экипажи во внутренних морских водах и портах подлежат пограничному, таможенному и санитарному досмотру. Освобождены от таможенного досмотра и уплаты таможенных пошлин военные корабли (исключая перевозимый на них груз). Прибрежное государство осуществляет уголовную юрисдикцию над торговыми и пассажирскими судами иностранных государств, однако воздерживается от осуществления уголовной юрисдикции в следующих случаях: - если преступление не затрагивает интересов прибрежного — если преступление затрагивает интересы только членов - если вмешательство не обусловлено международными обязательствами прибрежного государства; - если дипломатический или консульский представитель государства флага не обращается с просьбой о вмешательстве. Судебные органы прибрежного государства имеют право рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов; возможны арест и задержание иностранного судна. Капитан и экипаж судна могут быть привлечены к уголовной и гражданской ответственности в порту прибрежного государства. Иностранное торговое судно во внутренних водах и портах обязано следовать установленным административным предписаниям и нормам о санитарном, таможенном и иммиграционном контроле, о режиме безопасности судов и охране жизни на море. Военные суда обладают правом неприкосновенности. Не допускается применение к ним каких-либо принудительных мер. При нарушении законов прибрежного государства и норм международного права военному кораблю предлагается покинуть порт и внутренние воды. Территориальное море (территориальные воды)- это морской пояс, непосредственно примыкающий к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящийся под суверенитетом прибрежного государства. Отсчет ширины территориальных вод производится от «линии наибольшею отлива вдоль берега» (ст. 5 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Отличие режима территориальных вод от внутренних - наличие права мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Конвенция по морскому праву (1982 г.) государство самостоятельно определяет ширит своего территориального моря в пределах 12 морских миль: ФРГ - 3 морские мили, Норвегия - 4, Греция – 6. Специфика правового режима территориальных вод 1) прибрежные государства распространяют на них свой суверенитет (ст. 2); 2) за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранные территориальные воды; 3) чтобы обеспечить безопасность судоходства, защитить навигационные средства и оборудование, живые ресурсы, предотвратить загрязнение моря и др., прибрежные государства издают соответствующие законы и правила; 4) прибрежные государства имеют право объявлять определенные районы территориальных вод закрытыми для плавания (например, при проведении учений с использованием оружия) (п. 3 ст. 25). Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальные воды с целью: 1) пересечь их, не заходя во внутренние воды; 2) пройти во внутренние воды; 3) выйти из внутренних вод в открытое море (ст. 18). Мирный проход предполагает не нарушение мира, доброго порядка и безопасности прибрежного государства. Иностранные суда при этом должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и другие правила, установленные прибрежным государством. К нарушителям их могут применяться меры по пресечению нарушения или привлечение к ответственности. Конвенция ООН по морскому праву дает прибрежному государству право на борту иностранного судна осуществлять вопросы юрисдикции следующим образом: 1) уголовную юрисдикцию на судне, где совершено преступление, связанное с нарушением существующего порядка в стране или территориальных водах, если от капитана судна или дипломатического (консульского) представителя последовало обращение к местным властям с просьбой об оказании помощи (ст. 27) и если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками; 2) гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществить в отношении судна, проходящего через территориальные воды. Но может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод. Конвенция ООН 1982 г. распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Порядок реализации этого права разнообразен: 1) одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; 2) другие - лишь предварительного уведомления; 3) третьи - разрешать мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет международную ответственность. Прибрежные государства не должны останавливать проход иностранного судна через территориальное море или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лиц, находящихся на его борту.
|