Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международные проливы и каналы.
Различные части мирового океана соединяются между собой естественными морскими путями – проливами, и искусственными – каналами. Проливы и каналы, ведущие во внутренние моря являются частью территории прибрежного государства, на которую полностью распространяется его суверенитет. Международные проливы — это естественные морские проходы, соединяющие части морей или моря и океана. Многие проливы, такие как Гибралтарский (соединяет Средиземное море и Атлантический океан), Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы (ведут к берегам черноморских стран), Па-де-Кале (Дуврский пролив) между Великобританией и материковой Европой; Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океан (Южная Америка и архипелаг Огненная земля) имеют важное значение для морского судоходства, значительно сокращая время в пути и расходы. Кроме того, государства, которые осуществляют управление проливами имеют весьма хорошую прибыль, например через Керченский пролив в год проходит около 11000 судов, в среднем за проход одного судна необходимо уплатить 8000$. В мире насчитывается более 200 проливов. Проход судов и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве через международные проливы регулируется нормами международного права. При установлении правового режима морских проливов большую роль играют два фактора: географическое положение и их значение для международного судоходства. Согласно Конвенции ООН (1982 г.) правовой режим международных проливов основан на принципе свободы прохода через международные проливы. Эти проливы открыты для свободного и беспрепятственного мореплавания и воздушной навигации всех государств; проход осуществляется на основе принципа свободы транзитного прохода или на принципе свободы судоходства в открытом море. Режим Черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы) установлен в Конвенции 1936 г., которая предусматривает различные режимы прохода для торговых и военных кораблей. Режим прохода зависит также от состояния мира или войны и отношения к войне Турции. Согласно этому режиму: торговые суда всех государств пользуются полной свободой прохода и плавания через проливы, как в мирное время, так и в мирное время проход военных судов нечерноморских государств ограничен в зависимости от типа корабля, сроков пребывания в Черном море; черноморские проливы закрыты для прохода подводных лодок нечерноморских держав; черноморские державы имеют право проводить через во время войны, если Турция не является воюющей стороной, проливы закрыты для прохода военных кораблей воюющих государств; если Турция является воюющей стороной, то проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения. Режим балтийских проливов (Зунд, Большой и Малый Бельт установлен в Копенгагенском трактате (1837 г.), определившем свободу судоходства через проливы. Особенность режима балтийских проливов: проход через них закрыт для военных кораблей всех не балтийских государств. Конвенция 1982 г. возлагает обязанности на суда и летательные аппараты во время транзитного прохода: без промедления следовать через пролив или над ним; соблюдать общепризнанные международные правила, процедуру и практику, касающуюся безопасности на море, включая Международные правила предупреждения столкновения в море; воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом; воздерживаться от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием. Международные каналы - это искусственно созданные морские пути на территории государства, соединяющие моря и океаны и используемые для морского международного судоходства. Цель их создания — сокращение протяженности морских путей, уменьшение рисков и опасностей мореплавания. Все существующие морские каналы проложены по территории отдельных государств и находятся под их суверенитетом. Международно-правовой режим установлен не для всех судоходных каналов, а только для некоторых, имеющих наиболее важное значение для международного судоходства. В 1888 г. заключена Константинопольская конвенция о Суэцком канале (соединяет Красное и Средиземное моря), в соответствии с которой Суэцкий канал как в мирное, так и в военное время открыт для торговых и военных судов всех без исключения государств. Он должен быть всегда открытым и свободным. В 1956 г. правительство Египта национализировало компанию Суэцкого канала. Совет Безопасности ООН подтвердил суверенность Египта над Суэцким каналом. В 1957 г. Египет обнародовал Декларацию о своих намерениях соблюдать положения Константинопольской конвенции. Зона Суэцкого канала признается ст. 3 Конвенции нейтрализованной, т.е. в районе канала запрещено ведение боевых действий и использование канала в качестве базы для ведения войны. Панамский канал пересекает перешеек между Северной и Южной Америкой соединяет Тихий и Атлантический океаны. В 1977 г. между США и Панамой были заключены вашингтонские договоры «О Панамском канале» и «О нейтралитете и функционировании Панамского канала». Все прежние соглашения о режиме канала утратили силу. Новый договор закрепил постепенный переход канала под юрисдикцию и суверенитет Панамы. 31 декабря 1999 г. канал и все сооружения перешли под суверенитет Панамы. Согласно договору, за каналом закреплен постоянный суверенитет, он открыт для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равноправия и недискриминации. Гарантом нейтралитета канала остается США.
|