Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Представители литературных направлений
- Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
- Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
- Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
- Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
- Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
- Кубофутуристы (поэты " Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
- Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
- Группа " Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
- Объединение " Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
4. Судьбы реализма на рубеже 19-20 веков. Деятельность издательства «Знание». Реализм и неореализм. Реализм и неонатурализм.
В России натурализм возник в связи с распространением романов французского писателя Э. Золя, культивировавшего чисто физиологическое рассмотрение человека.
В результате литература распалась на два несовместимых течения – реализм и модернизм. Многие считали, что все отсталое, вчерашнее, инертное потекло по руслу «уставшего» реализма, а все новое, имеющее будущее, - по руслам модернизма (символизма, акмеизма, футуризма).
Король поэтов И. Северянин в 1910 году выпустил сборник стихов «Колье принцессы» тиражом в 100 экз., «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандиос» в 1911 году – тем же мизерным тиражом, а «Ручьи в лилиях. Поэзы» - опять тиражом в 100 экз.
Между тем первый том «Очерков и рассказов» М. Горького вышел в 1898 году тиражом в 3500 экз., а сборник стихов И.А. Бунина «Под открытым небом» в том же году – тиражом в 3600 экз. Горьковские сборники неореалистической прозы, сборники поэзии издательства «Знание», где печатались И. Бунин, И. Шмелев, А. Толстой, С. Сергеев-Ценский, только с марта по декабрь 1906 года собрали тираж в 222 тыс. экз. Многотиражным был и альманах «Шиповник», державшийся на прозе А. Ремизова, Б. Зайцева, до 17 тыс. экз.
Таким образом, русская проза – прежде всего это касается творчества И.А. Бунина, М. Горького, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева и др. – добилась многого, продолжая традиции великих реалистов Л.Н. Толстого и А.П. Чехова.
Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е годы еще жили и творили Л. Толстой и А. Чехов. Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е годы в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х годов составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был М. Горький). Помимо лидера объединения в него в разные годы входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели. За исключением И. Бунина среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и — менее заметно — в драматургии.
Влияние этой группы писателей во многом объяснялось тем, что именно она унаследовала традиции великой русской литературы XIX века. Однако непосредственные предшественники нового поколения реалистов уже в 1880-е годы серьезно обновили облик направления. Творческие поиски позднего Л. Толстого, В. Короленко, А. Чехова внесли в художественную практику много непривычного по меркам классического реализма. Особенно важным для следующего поколения реалистов оказался опыт А. Чехова.
Тем не менее чрезвычайно важно, что поколение реалистов началXX века унаследовало от Чехова постоянное внимание к личности человека, его индивидуальности. В чем лее главные особенности реализма конца XIX — начала XX века?
Темы и герои реалистической литературы
Тематический спектр реализма рубежа веков шире, чем у их предшественников; для большинства писателей в это время нехарактерно тематическое постоянство. Быстрые перемены в России заставляли их варьировать тематику, вторгаться в прежде заповедные тематические пласты. В горьковском писательском окружении в это время был силен дух артельности: совместными усилиями «знаньевцы» создали широкую панораму переживающей обновление страны. Масштабный тематический захват был ощутим в заголовках произведений, составлявших сборники «Знание» (именно этот тип изданий — сборники и альманахи — распространился в литературе начала века). Так, например, оглавление 12-го сборника «Знание» напоминало разделы некоего социологического исследования: однотипные названия «В городе», «В семье», «В тюрьме», «В деревне» обозначали обследуемые сферы жизни. Элементы социологической описательности в реализме — еще не преодоленное наследие социально-очерковой прозы 60—80-х годов, в которой сильна была установка на эмпирическое исследование действительности. Однако проза «знаньевцев» отличалась более острой художественной проблематикой. Кризис всех форм жизни — к такому итогу подводило читателей большинство их произведений. Важным было изменившееся отношение реалистов к возможности преобразования жизни. В литературе 60—80-х годов жизненная среда изображалась малоподвижной, обладавшей страшной силой инерции. Теперь обстоятельства существования человека интерпретируются как лишенные стабильности и подвластные его воле. В отношениях человека и среды реалисты рубежа веков делали акцент на способности человека не только противостоять неблагоприятному воздействию среды, но и активно перестраивать жизнь. Заметно обновилась в реализме и типология характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их произведениях можно было найти узнаваемые типы «маленького человека» или переживавшего духовную драму интеллигента. Одной из центральных фигур оставался в их прозе крестьянин. Но даже традиционная «крестьянская» характерология изменилась: все чаще в рассказах и повестях появлялся новый тип «задумавшегося» мужика. «Пестрота души» русского человека — постоянный мотив прозы И. Бунина. Одним из первых в реализме И. Бунин стал широко использовать в своих произведениях иностранный материал («Братья», «Сны Чанга», «Господин из Сан-Франциско»). Эта особенность стала характерной и для других писателей (М. Горький, Е. Замятин). Необычайно широким по разнообразию тематики и человеческих характеров было творчество А. И. Куприна (1870—1938). Солдаты, рыбаки, шпионы, грузчики, конокрады, провинциальные музыканты, актеры, циркачи, телеграфисты — вся эта разноголосая людская масса заполняла страницы его повестей и рассказов. В самой личности А. Куприна проявилась новизна отношения писателей-реалистов к жизни. Его отличали тяга к перемене мест и жизненным испытаниям, нелюбовь к оседлости, постоянству образа жизни. Стремление к незаемному знанию, жажда все постичь самому вела его к черноморским рыбакам, пионерам русского воздухоплавания, водолазам и т. д. Переменив в молодости десятки профессий, среди которых и такие необычные для литератора, как, например, профессия зубного техника, Куприн и в зрелые годы стремился приумножать запас лично пережитого, достоверного знания. Любовь к приключениям, доля авантюризма присуща и многим героям Куприна, способным на неожиданный для людей их круга или социального положения поступок, умеющим поставить на карту свою судьбу, а иногда — в ситуации острого нравственного выбора — даже собственную жизнь. При всем разнообразии человеческих типов в прозе Куприна наиболее удачные, пожалуй, были связаны с образами внешне заурядных, «маленьких» людей, вдруг находивших в себе силы на значительный духовный рост и обретавших достоинство в сложных для них внешних обстоятельствах. Такой писательской удачей стала повесть «Поединок» (1905), вызвавшая поначалу повышенный читательский интерес благодаря острой тематике — в ней впервые была показана изнанка армейского быта 1900-х годов. Социальный критицизм Куприна достиг в этом произведении вершины. Офицерство, традиционно для России занимавшее видное место в социальной иерархии, изображалось писателем далеко не с парадной стороны. Используя конкретику почти натуралистических по характеру описаний, Куприн наполнил повесть сценами безобразных кутежей, мордобоя, пошлых выходок офицеров по отношению к «штатским».
Жанры и стилевые особенности реалистической прозы. Существенно обновились в начале XX века жанровая система и стилистика реалистической прозы. Ломка привычных устоев, крушение старых традиций, взаимоотношений поколений отцов и детей, поиски нового мировоззренческого стержня жизни привлекают внимание писателей. Отсутствие стабильности в отношениях человека и общества, человека и среды, отрывочность, дискретность видения мира сказались в жанровой перестройке реалистической прозы. Центральное место в жанровой иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк. Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма: самым крупным эпическим жанром стала повесть. Ни одного романа в точном значении этого термина не написали самые значительные реалисты начала XX века — И. Бунин и М. Горький. Начиная с творчества А. Чехова в реалистической прозе заметно выросла значимость формальной организации текста. Отдельные приемы и элементы формы получили в художественном строе произведения большую, чем прежде, самостоятельность. Так, например, разнообразнее использовалась художественная деталь, в то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного композиционного средства и начинал играть подчиненную роль. Углубилась выразительность в передаче подробностей зримого и слышимого мира. В этом отношении особенно выделялись И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев. Специфической особенностью бунинского стиля, например, была удивительная слитность зрительных и слуховых, обонятельных и осязательных характеристик при передаче окружающего мира. Большее значение писатели-реалисты придавали использованию ритмических и фонетических эффектов художественной речи, передаче индивидуальных особенностей устной речи персонажей (мастерское владение этим элементом формы было свойственно И. Шмелеву). Утратив по сравнению с классиками XIX века эпическую масштабность и цельность видения мира, реалисты начала века компенсировали эти потери обостренностью восприятия жизни и большей экспрессией в выражении авторской позиции. Общая логика развития реализма в начале века заключалась в усилении роли повышенно-экспрессивных форм. Писателю была важна теперь не столько соразмерность пропорций воспроизводимого фрагмента жизни, сколько «сила крика», интенсивность выражения авторских эмоций. Это достигалось заострением сюжетных ситуаций, когда крупным планом описывались предельно драматические, «пограничные» состояния в жизни персонажей. Образный ряд произведений выстраивался на контрастах, подчас предельно острых, «кричащих»; активно использовались лейтмотивные принципы повествования: увеличивалась частота образных и лексических повторов. Писатели-реалисты постепенно адаптировались к новым формам художественного поиска, хотя этот процесс проходил не всегда мирно. Дальше других по пути сближения с модернистской эстетикой пошли Л. Андреев, Б. Зайцев, С. Сергеев-Ценский, несколько позднее — Е. Замятин. В адрес большинства из них со стороны критиков — приверженцев прежних традиций нередко раздавались упреки в художественном отступничестве, а то и в идеологическом дезертирстве. Однако процесс обновления реализма в целом был художественно плодотворным, а его суммарные достижения в эпоху рубежа веков оказались значительными.
На рубеже XIX и XX веков существовало мнение, что реализм исчерпал себя, стал совпадать с «бытовизмом», что писателям-реалистам уже просто нечего сказать и они обречены на повторение былых достижений. Мысль об «исчерпанности», смерти реализма в том виде, в каком он существовал на рубеже веков, высказывалась еще Л.Н. Толстым в апреле 1897 года: «Литература была белый лист, а теперь он весь исписан. Надо перевернуть или достать другой».
Натурализм – литературное направление, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Оно стремилось к точному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физической природой и средой. Натурализм – это искаженный, извращенный реализм, предлагающий читателю, зрителю, как заметил Е. Тагер, «муляж вместо статуи, фотографию вместо картины, стенографическую запись вместо поэтически обработанного текста – иначе говоря, механическое воспроизведение жизни, без обобщения, творческого осмысления».
Одним из наиболее значительных прогрессивных издательств конца 90-х — начала 900-х гг. было издательство «Знание», основанное в 1898 г. К.П. Пятницким при участии О.Н. Поповой и других.
«Знание» —товарищество писателей — ставило своей целью оградить авторов от эксплуатации издателей. В 1900 г. в издательство был приглашен А.М. Горький. Под его руководством «Знание» превращается в центр, объединяющий писателей реалистического направления. Горький просматривал рукописи, отбирал самое лучшее в идейном и художественном отношении. Доход от издания почти целиком шел авторам.
Начав с выпуска научно-популярной литературы, „Знание“» переключилось в основном на издание художественной литературы, книг по искусству, отчасти научных трудов.
С 1904 г. издательство выпускает «Сборники товарищества „Знание“», знакомя русское общество с новыми произведениями русских и зарубежных писателей. Впервые в них был напечатан роман Горького «Мать».
«Сборники товарищества «Знание» стали событием в литературной и общественной жизни страны. Несмотря на небывалые для такого издания тиражи, несколько десятков тысяч экземпляров сборника расходились очень быстро. Писатель «знаньевец» Н. Телешов вспоминает: «Успех был необычный. Книжные магазины не только записывались на них заблаговременно, но и упрашивали знакомых писателей помочь им записаться, чтобы не пропустить очереди. Такого успеха книг я не помню».
Издательство «Знание» сыграло большую роль в годы первой» русской революции. По предложению ЦК РСДРП «Знание», организовало у себя большой общественный отдел. Книги для издания, отбирала партийная редакционная комиссия, в которую вошли В.И. Ленин, В.В. Воровский, Л.Б. Красин, А.В. Луначарский, М.С. Ольминский. В числе сотрудников отдела были видные деятели большевистской партии: В.Д. Бонч-Бруевич, А.И. Елизарова-Ульянова, Я.М. Свердлов. Социал-демократическая литература публиковалась в серии «Дешевая библиотека», доходы шли в -партийную кассу.
Социал-демократические издания «Знания» пользовались большой популярностью у демократического читателя.
После поражения революции 1905 г. и отъезда Горького за границу часть знаньевцев, не выдержав напора реакции, изменила, прогрессивным традициям русской реалистической литературы, у за что подвергалась принципиальной критике А.М. Горького,. Издательство закончило свою деятельность в 1913 г.
В 1915 г. А.М. Горький совместно с А.Н. Тихоновым (Серебровым) организовал в Петрограде издательство «Парус». Ставилась цель охватить широкий круг проблем философии, политики, социологии, этики. Издательство просуществовало до 1918 г., выпустило ряд произведений общественно-политической и художественной литературы.
По инициативе Горького «Парус» выпустил ценные сборники произведений армянской, финской» и латышской литератур. В редактировании сборников принял участие В.Я. Брюсов.
Издательство «Парус» выпускало у книги отдельных русских и иностранных авторов (в том числе В. Маяковского, его «Простое, как мычание» и «Война и мир»). Под редакцией А.М. Горького с 1915 по 1917 г. выходил журнал, «Летопись». Это было, по существу, единственное в России легальное здание, где велась борьба против империалистической бойни. Печатавшиеся в нем художественные произведения «Парус» затем публиковал отдельными изданиями («В людях» М. Горького, «Тайга» В. Шишкова и др.).
|