Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование авторской поэтики в произведениях Б. Зайцева 1900-1910 годов. Эволюция религиозно-философских представлений писателя.
В произведениях раннего Зайцева прослеживаются андреевские проблемы: зависимость человека от космических сил; трагическое одиночество человека среди людей; жизнь и смерть как формы существования космоса; Андреевское противопоставление Добра и Зла, выведенное на космический уровень, конфликт как проявление воли, борьба за существование, - все это присутствует у раннего Зайцева («В дороге» (1901), «Волки» (1902), «Мгла» (1904)). Жизнь воспринимается как трагедия и страдание, единственной реальностью является Смерть. Ведущая роль в жизни героев принадлежит безжалостному Року, Судьбе. Первые рассказы пронизаны страхом перед смертью, перед неизвестностью. Мистической сущностью у писателя обладает и природа. Природные стихии в рассказах Б.К. Зайцева не равнодушны, они отражают настроение героев, бунтуют против неустроенности мира. Следует указать на наличие у Б. К. Зайцева соловьевского двоемирия, преобладания интуитивного начала над рациональным, концепции «положительного всеединства», послужившей толчком к появлению трансформированных тем (например, тема любви) и образов (Света, Зари, Звезд, Неба и т.д.). Мрачный пантеизм начала 1900-х годов меняется на светлый пантеизм Вл. Соловьева. Ощущение тайны, рациональной непостижимости бытия, свойственное периоду начала XX века и сближающее произведения Б.К. Зайцева с философией Вл. Соловьева и символизмом, оказало решающее воздействие на формирование художественного образа в его произведениях. В творчестве писателя 1900-х годов достаточно четко прослеживается деление мира на материальный и трансцендентный («Соседи» (1903), «Тихие зори» (1904), «Сон» (1904), «Океан» (1905), «Миф» (1906), «Черные ветры» (1906), «Гость» (1908), «Сны» (1909) и др.). Это проявляется на уровне образов, художественной формы, особенностях символики. Так, символами присутствия потустороннего мира здесь, на земле, становятся Церковь, лампада («Тихие зори» (1904)), балкон (некое подобие возвышения, отдаленности от земли); образы пустыни и ночи (как проводники в потусторонний мир) и др. Неоднократно автор в рассказах «прочерчивает» своеобразную вертикаль между небом и землей, светом и тьмой, ночью и днем, водой и сушей. Расширение временных и вертикальных границ становится одним из приемов обозначения двойственности мира (так в рассказе «Черные ветры» (1906).
В ранних произведениях Б.К. Зайцева интуитивное познание зачастую превалирует над разумом. Писателю важно попытаться передать предчувствие героями некоего мистического пророчества, прозрения. Часто персонажи зайцевских произведений предчувствуют свою гибель или гибель близких («Дальний край» (1912), «Голубая звезда» (1918)) или ждут чего-то неизвестного («Соседи» (1903), «Спокойствие» (1909), «Жемчуг» (1910)).
Со второй половины 1900-х годов в произведениях писателя ярко прослеживается тяга к «положительному всеединству», проповедуемому Вл. Соловьевым. У Б.К. Зайцева господствует именно соловьевская трактовка идей Красоты, Истины, Добра, образов Солнца, Неба, Луны, звезд и др. Природа гармонически вливается в человеческую жизнь. Солнце как отражение Красоты, символ счастья, источник жизни, материального земного начала присутствует в рассказах «Миф» (1906), «Молодые» (1906), «Полковник Розов» (1907) и др. Наедине с лунным и звездным светом герои произведений Б.К. Зайцева чувствуют и постигают истину («Май» (1907), «Гость» (1908), «Жемчуг» (1910), «Мать и Катя» (1915), «Голубая звезда» (1918) и др.). Звезда выступает символом вселенской любви и красоты. Человек в произведениях писателя, как и в философской трактовке Вл. Соловьева, является естественным посредником между Богом и материальным бытием, ему дано видеть красоту, воспринимать ее как великое благо и счастье, быть способным напитаться божественной благодатью. Для Б.К. Зайцева, как и для Вл. Соловьева, смыслом и целью жизни является любовь. В творчестве Б.К. Зайцева тема любви в той или иной форме проходит практически через все его произведения: любовь счастливая как послание высших сил («Миф» (1906), «Молодые» (1906), «Мой вечер» (1909)); любовь греховная, в которой превалирует физическое влечение («Аграфена» 1908), «Лина» (1910)); любовь, сочетающая в себе земное и греховное («Актриса» (1911), «Сны» (1909), «Спокойствие» (1909), «Богиня» (1916)); любовь-жертва («Голубая звезда» (1918)); духовная любовь ко всему человечеству («Ласка» (1906), «Полковник Розов» (1907)); любовь детей к родителям («Полковник Розов» (1907)) и.др. Стремясь соединить в женщине земное и небесное начала, Б.К. Зайцев пытается воплотить в своем творчестве идеи Вл. Соловьева и всепоглощающей любви ми Вечной Женственности (Софии), разлитой во вселенной. Одно из центральных мест в творчестве писателя занимают мотивы одиночества и сна. Герои зайцевских произведений замыкаются в своем внутреннем мире или находятся в некотором ограниченном пространстве, физически отделены от внешнего мира, уходят от него в мир грез, оказываются в разлуке с любимыми..
Сближая художественный метод писателя с символизмом, он помогает реализовать символистскую концепцию взаимодействия человека и Вечности, реального мира и потустороннего бытия, является отражением загадочного, сверхъестественного в жизни человека. Одним из факторов типологического сближения произведений Б.К. Зайцева с творчеством символистов является интерес к обобщенно-символическим формам отражения действительности, сплетение пантеистической и христианской символики, зачастую служащие для усиления передачи мистического ощущения жизни. На начальном этапе творчества у писателя превалирует пантеистическая символика, несущая отрицательно-медитативную нагрузку, отражающая страх перед неизвестностью, отчаяние, беззащитность и одиночество (ночь, тьма, пустыня, холод, снег, ветер, луна, звезды и др.). Постепенно данные образы становятся символами таинственного прозрения, то есть являются отражением потустороннего мира, но уже на трансцендентном уровне. Затем на первое место выходит «светлая» пантеистическая символика (влияние Соловьева), сочетающаяся уже с предметными символами Церкви. В 1910-е годы у писателя более ясно начинают проявляться христианские мотивы и элементы христианской символики (Храм, Церковь, Собор как дом Бога на земле, колокольный звон и т.д.). Сюжет произведения зачастую подается именно через ощущения персонажей («Завтра!» (1906), «Тихие зори» (1904), «Миф» (1906), «Сны» (1909) и др.). Парадокс заключается в том, что при отсутствии ярко выраженной социальной принадлежности герои произведений писателя начала века несут в себе четко обозначенную авторскую идею. У них максимально развито чувство интуиции, они сверхчувственны к окружающему миру: людям, природе. Наиболее ярко подобный образ предстает в лице Алексея Петровича Христофорова («Голубая звезда» (1918)). Тяготение к реализму проявляется не только во влиянии классической литературы, но и во взаимоотношениях с писателями-реалистами и в сотрудничестве с журналами реалистического направления. Изображение усадебной жизни в творчестве Б.К. Зайцева становится продолжением усадебного мира, описанного в произведениях писателей-реалистов, творивших во второй половине XIX века. Б.К. Зайцева интересует не только эстетическая сторона деревенского быта - поля, луга, красоты природы. Он обращается к будничной жизни крестьян. В рассказах «Деревня» (1904), «Священник Кронид» (1905), «Ласка» (1906), «Молодые» (1906), «Полковник Розов» (1907) и др. Б.К. Зайцев выступает бытописателем. На страницах зайцевских произведений мы находим описание религиозных и языческих обрядов. Писатель вводит в повествование этнографические детали и обычаи, обращает внимание на рацион питания крестьян. Писателю не чуждо внимание к историзму. Благодаря вниманию к быту, детали, портретному описанию, использованию речевой характеристики героев, пред нами вполне реальные «жизненные» персонажи, в некоторых случаях даже типы героев, характерные для русской действительности начала XX века.
|