Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетическая природа творчества Ремизова.






Ремизов Алексей Михайлович (24.06[6.07].1877—26.11. 1957), прозаик, драматург, поэт, мемуарист. Ремизов родился в Москве в богатой купеческой семье. Его мать — М. А. Найденова происходила из рода Найденовых, известных своими культурными традициями. Дядя Ремизова — Н. А. Найденов был знаменит не только как основатель банка, крупный русский финансист, многолетний председатель Московского биржевого комитета, но и как ученый-историк, организатор и меценат многих начинаний по изучению и сохранению исторических памятников Москвы. Библиотека А. Е. и Н. А. Найденовых составила основу библиотеки Московского биржевого комитета, а затем вошла в фонды Российской государственной библиотеки. В молодости мать Ремизова участвовала в Богородском кружке московских нигилистов. Впоследствии из-за несчастной любви она порвала с революционной средой и «назло» вышла замуж за галантерейщика М. А. Ремизова. Купцы Ремизовы жили в Москве с XVIII в. По свидетельству Ремизова, его отец стал писать свою фамилию «Ремизов», а не «Ремезов», не желая «происходить от птицы ремеза».

С 1 февр. 1905 Ремизов получил разрешение на проживание в столицах, переехал в Петербург, где служил в редакции символистского журнала «Вопросы жизни». Вошел в модернистскую среду, сблизился с Вяч. Ивановым, А. Белым, А. Блоком.

Основой ранних произведений Ремизова стали впечатления детства, юности, годов ссылки. Автобиографизм остался неотъемлемой чертой творчества Ремизова до конца его жизни. Согласно Ремизову, главная тема его произведений: «Основной вопрос о судьбе, о человеке и о мире: о человеке к человеку и о человеке к миру. — Что есть человек человеку? — Человек человеку бревно, стена. Человек человеку подлец. Человек человеку дух-утешитель». Из русских писателей-классиков своими главными литературными учителями Ремизов называл Ф. Достоевского, Н. Лескова, Н. Гоголя. На творчество Ремизова оказали воздействие философские и эстетические концепции европейского модернизма. Ремизов испытал идейное воздействие древних гностических учений, концепций. Значимым духовным источником творчества Ремизова явилась также русская народная культура.

Роман «Пруд» (1905) — первое значительное произведение Ремизова. В основе сюжета. Сходная трактовка причин людских бедствий и господства зла в человеческих душах раскрыта в ранних рассказах Ремизова «На этапе» (1903), «Серебряные ложки» (1906), «Крепость» (1906), в повести «Часы» (1908).

В 1907 Ремизов создал свою самую радостную и любимую книгу — сборник сказок «Посолонь», в которой обратился к переработке фольклорных текстов. Задача писателя — восстановить скрытый под поздними наслоениями миф, воплощающий народный взгляд на мир. Времена года сменяются «посолонь» (по ходу движения солнца). Каждому из них соответствуют древние обряды, сохранившиеся в сказках, загадках, считалках, играх. Сказки Ремизова получили высокую оценку как в художественных кругах (А. Блок, М. Волошин, Вяч. Иванов, А. Белый и др.), так и в научной среде (акад. А. А. Шахматов выдвинул книгу Ремизова на соискание Пушкинской премии Академии наук).

С сер. 1900-х Ремизов стал перерабатывать памятники древнерусской литературы. Эта работа продолжалась более 50 летВ человеческой памяти, считал Ремизов, жива «прапамять» о прошлом, которое т. о. является частью настоящего. В 1907 Ремизов написал первую книгу переработок древних сказаний «Лимонарь» (в переводе с греческого — «луг духовный»). Ее сюжеты основаны на народных версиях библейских событий, являющихся «отреченными», т. е. не принятыми как церковная догма.

В 1907 была поставлена пьеса Ремизова «Бесовское действо» (реж. Ф. Ф. Комиссаржевский, декорации М. В. Добужинского), принесшая автору скандальную славу. Это — притча о жизни и смерти, основанная на материале фольклорных и древнерусских произведений. Вслед за ней Ремизов написал пьесы «Трагедия о Иуде» (1908) и «Действо о Георгии Храбром» (1912), в которых воскрешал традиции народного театра.

Повесть Ремизова «Крестовые сестры» (1910) стала этапным произведением, поставившим писателя в первые ряды литературной элиты тех лет. Она продолжала традиции петербургской темы Пушкина, Гоголя, Достоевского и по-новому раскрывала ремизовскую концепцию рока, тяготеющего над судьбами героев. «Бурков дом», где жил главный герой — отставной чиновник Маракулин, осмыслялся как символ всего Петербурга и, шире, построенной имп. Петром русской державы, где страдают многие. Глубине тематики соответствовали отточенность формы и музыкальность языка.

Собрание сочинений Ремизова, вышедшее в 1910—12, показало целостность художественного мира Ремизова, парадоксально соединившего в себе балагура и сказочника и изобретателя кошмара и ужаса повседневной действительности.

Во 2-й пол. 10-х Ремизов публикует сборник сказок и переработок древнерусских легенд («Докука и балагурье», 1914; «Весеннее порошье», 1915; «За Святую Русь», 1915; «Укрепа», 1916) и работает над романом «Ров львиный» («Канава», 1914—19).

В годы революции Ремизов пережил творческий подъем. Он воспринял революцию как мировой пожар, в огне которого уничтожается старое и рождается новое. О преображающей силе революционного огня Ремизов писал в хронике февральской революции «Всеобщее восстание» (1918), переработке высказываний философа Гераклита «Электрон» (1919), книге «Огненная Россия» (1921) и в обобщающей книге «Взвихренная Русь» (опубл. в 1927). Для Ремизова революция — это и разрушение старой «Святой Руси», т. е. христианского миросозерцания. Наиболее программно скорбь по концу огромного периода русской истории выражена Ремизовым в «Плаче о погибели русской земли» (написан 5 окт. 1917).

Годы эмиграции были для Ремизова годами постоянной тоски о России, но также временем плодотворной творческой работы. 20—30-е — время создания и обдумывания основных книг Ремизова, основанных на автобиографическом материале. С н. 30-х до 1949 Ремизову не удается публиковать свои книги отдельными изданиями, поэтому большинство созданных до второй мировой войны произведений опубликовано позднее. Времени детства посвящена книга воспоминаний «Подстриженными глазами» (1951), годам ссылки — книга «Иверень» (опубл. в 1986), петербургскому периоду жизни Ремизова — книга «Встречи. На основе рассказов жены Ремизов написал книги о ее жизни — «Оля» (1927), «В розовом блеске» (1952).

Начиная с к. 20-х Ремизов создал цикл пересказов древнерусских повестей о любви и судьбе («Соломония», «Савва Грудцын», «Брунцвиг», «Мелюзина», «Бова Королевич», «Тристан и Исольда», «Повесть о двух зверях: Стефанит и Ихнелат», «О Петре и Февронии Муромских», «О Григории и Ксении Тверских» и др.).

 

 

10. Пролетарская поэзия: представители, основные этапы развития.

Развитие пролетарской поэзии как особого явления в литературе связано с

появлением в России нового социального слоя – пролетариата. Темами этой поэзии стали

заводской труд, условия работы, личность самого рабочего, его место в обществе и, шире, во вселенной. Характерными стали и призывы к борьбе за лучшие условия труда и более справедливое общественное устройство. Пролетарские поэты происходили либо из рабочей среды (Ф.Шкулев, Е.Нечаев, Ф.Гаврилов, М.Савин, А.Гмырев), и они были самоучками, либо были профессиональными революционерами (А.Богданов, Л.Радин, Г.Кржижановский, А.Коц, Е.М.Тарасов), и литература для них была одним из средств пропаганды.

До 1917 года пролетарская поэзия прошла несколько этапов развития.

Раннепролетарские поэты (начала 1890-х годов) опирались на бытовую рабочую песню. В их стихотворениях преобладали описания фабричного гула и смрада, безрадостной непосильной работы. Место действия и события конкретны, переданы натуралистично. Частым был мотив несчастного случая, травмы, увечья, а заводские машины и сам завод изображались как ненавистные и страшные чудовища, пожирающие человеческие жизни – наподобие купринского Молоха (Ф.Нечаев «Песня хрусталей», 1891, и др.). Поэты- революционеры уже в этот период нацелились на создание революционных песен и гимнов, которые быстро приобрели популярность в среде рабочих. Революционные поэты убеждали: народ – создатель всех материальных ценностей, которыми пользуются «высшие классы», сам же при этом голодает и «кует себе цепи» (А.Богданов «Песня пролетариев», созданная по мотивам аналогичной польской песни). Эти песни призывали рабочий класс к борьбе (Л.Радин «Смело, товарищи, в ногу», 1897).

Во 2-й половине 1890-х годов большое влияние на революционную пролетарскую поэзию оказало творчество М.Горького – особенно его «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике», также исполненные веры в человека и исторического оптимизма, прославлявшее активную личность. Революционеры широко использовали переводы европейских революционных песен (Г.Кржижановский перевел «Варшавянку», А.Коц – «Интернационал» Э.Потье), а также перифразы (то есть «переделки») песен, хорошо известных рабочим («Машинушка» – бывшая «Дубинушка», фабричный _______вариант «Камаринской» и др.)

Предреволюционные годы и революция 1905 года составили новый этап в развитии пролетарской поэзии, особенно ее «революционной» части. Многие произведения посвящены «кровавому воскресенью» («9 января» Н.Рыбацкого, «К юбилею 9 января» А.Луначарского и др.), баррикадным боям («На баррикадах» А.Белозерова, «После боя» А Богданова, «Смолкли залпы запоздалые» Е.Тарасова), погибшим борцам. Некоторые из стихотворений распространялись как листовки. Они призывали народ к борьбе; часть таких листовок была адресована солдатам, набранным в основном из крестьян. Их убеждали не стрелять в братьев-рабочих, а помочь им бороться с самодержавием.

Социальный протест в 1905-07 годы зазвучал и в стихах поэтов-рабочих –

Ф.Гаврилова, А.Белозерова, Ф.Шкулева. Жалобы на тяжелую участь рабочих сменились в их поэзии оптимистической темой созидательного труда, а сам трудящийся из жертвы превратился в титана, способного вступить в борьбу с отжившим миром и построить новый (Ф.Шкулев «Гимн труду», 1904, «Рабочий», 1905, «Мы кузнецы, и дух наш молод…», 1906). В годы 1-й русской революции происходит и взлет сатирической литературы,

появляются многочисленные сатирические журналы демократической направленности («Сигнал» К.Чуковского, «Пулемет» Н.Шебуева и др.), распространяется анонимная подпольная сатирическая литература. Обращаются к политической сатире и авторы пролетарской поэзии. Так, С.А.Басов-Верхоянский, создает стихотворную сатиру, используя фольклорный жанр сказки («Конек-скакунок», 1906).

Революция 1905-07 г.г. была подавлена, но рабочая поэзия продолжает развиваться.

М.Горький, анализируя полученные им в 1906-1910 г.г. рукописи, отметил, что появилось много поэтов-самоучек из крестьян и рабочих, и что настроение их в основном «активно и бодро». Появляются и поэты-профессионалы из рабочей среды, которые выступали на страницах большевистских газет «Звезда» и «Правда».

Тема труда и образ рабочего в 1910-е г. г. освещаются по-новому. В 1890-е годы труд – тяжкий, рабочий – страдалец; в 1905-1907 г.г. труд почетен, а рабочий – борец и создатель

материальных ценностей. Поэты 1910-х г.г. поэтизируют сам производственный процесс:

Мы смотрим в сварочные печи,

Где в урагане плачет сталь,

Бросая пламенную шаль

На грудь, на голову и плечи.

(М.Герасимов «На заводе», 1917).

Завод теперь олицетворяет не только мир эксплуатации: это место, «где куется мощь пролетарского единства», поэтому он романтизируется. Поэты А.Гастев, И.Филипченко,

В.Кириллов используют индустриально-космические и планетарные образы и мотивы.__ А.Гастев в 1913-1917 г.г. создает стихотворения в прозе, озаглавленные «Гудки», «Башня», «Рельсы», «Кран», «Балка». Эти конкретные обозначения становятся у него символами космического масштаба. Рельсы у Гастева опоясывают земной шар; станки выстраиваются в шеренги и толпы; гудки олицетворяют голос рабочего единства; башня – символ человеческих усилий, творение человеческих рук, поднявшееся до неба. Соразмерен и образ рабочего, который держит в своих руках рычаги, управляющие вселенной. Новый уровень пролетарской поэзии продемонстрировал «Сборник пролетарских писателей», вышедший в 1914 г. под редакцией М.Горького и А.Н.Тихонова.

Один из ярких представителей пролетарской поэзии, вошедший в нее в 1910-е годы – Демьян Бедный (1883 – 1945). Его поэтический облик определился в 1911 году, когда газета «Звезда» опубликовала его стихотворение «О Демьяне Бедном – Мужике Вредном», повествующее о пробуждении бунтарского духа в крестьянине-бедняке. Имя этого персонажа стало постоянным псевдонимом писателя. Творчество Бедного до 1917 года в основном сатирическое, оно представлено жанрами памфлета, стихового фельетона, эпиграммы и особенно – басни. Демьян Бедный сумел приспособить жанр басни к своим целям, придав ей новое – агитационное, политическое звучание. В основе басен классика этого жанра – И.А. Крылова – чаще всего лежал нравственный конфликт, а у Бедного это конфликт социальный. Соответствующую окраску приобретают у него и басенные аллегории: муравьи, ерши, пчелы, ежи, лошади – это трудовой народ, медведи, пауки, щуки, волки – богачи, высокие чиновники. Есть и классово-политические аллегории (они помогали обходить цензуру): топоры и лопаты – крестьянство, шпага – дворянство, молотки – рабочие и т.п. Традиционная басенная мораль у Бедного заменена политическим выводом или боевым лозунгом. Пролетарская поэзия продолжала развиваться и после революции 1917 года, как в поэзии представителей литературных групп «Пролеткульт», «Кузница», так и в творчестве отдельных авторов – Д. Бедного, В. Маяковского и др.

 

11. Сатирическая литература рубежа веков. Журнал «Сатирикон». Особенности русского модернизма.

На рубеже веков переживала свой взлет также и сатирич. лит-ра. В 1900-е г. в России издавалось более 250 одних только сатирич. журналов – разумеется, это были издания далеко не равноценные, отлич. друг от друга как политич. направленностью, так и литературно-худож. достоинствами. Уже в перв. десятилетии 20 века в русск. сатирич. лит-ре ясно обознач. два резко отличающихся друг от друга направл.: 1. сатира пролетарская; 2. сатира «Сатирикона». Перв. направл., представл. творчеством Демьяна Бедного (Ефима Придворова) и рабоч. поэтов, продолжало традиции политич. сатиры и служило целям революционн. борьбы.

Втор. направл. возникло благодаря основанному в 1908 г. журн. «Сатирикон», редактором кот. был Арк.Аверченко. Целью журнала было объявлено «моральное исправление» общества средствами сатиры, при этом политич. тем «сатириконцы» принципиально избегали. Обличение лжи и пошлости в общественной жизни страны соседствовали в журнале с безобидной юмористикой. В разное время в журнале сотрудничали такие авторы, как Аркадий Аверченко, Саша Черный, Тэффи. Среди сотрудников журнала были талантливые поэты: Саша Черный (Александр Гликберг), Петр Потемкин, Князев. Из прозаиков в «Сатириконе» печат. Куприн, Толстой, Андреев, Тэффи. Саша Черный. Объектом осмеяния в его поэзии оказываются дураки, пьяницы, предст. некотор. течений в искусстве. Поэт высмеивает быт и идеалы русск. обывателя, пустоту жизни людей, считающихся интеллигентами. Сборники: «Сатиры» и «Сатира и лирика». Юмор в поэзии Саши Черного всегда сочет. с горькой иронией и скепсисом. Арк. Аверченко. Тема сатир Аверченко – быт города, жизнь обывателя, нов. теч. в иск-ве. Аверченко как сатирик был скорее созерцателем, чем борцом, хотя верил, что жизнерадостн. смех может исправить жизнь. Сборники: «Рассказы для выздоравливающих», «Веселые устрицы», «Круги по воде», «О хороших в сущности людях», «Чудеса в решете», «О маленьких – для больших». С 1920 г. Аверченко в эмиграции, где продолж. писать рассказы о России. Сборники: «Дюжина ножей в спину революции», «Записки простодушного». Надежда Александр. Тэффи (Бучинская-Лохвицкая). Юмор Тэффи в больш. степ. психологичен, чем у Аверченко. Если Аверченко был склонен к буффонаде, то Тэффи свойственна элегич. ирония. В эмиграции с 1919 г. Сборники: «Юмористич. рассказы», «И стало так…», «Дым без огня», «Неживой зверь», «Тихая заводь», «Вечерний день», «На чужбине», «Все о любви», «Зимняя радуга». В 1913 г. в рез-те внутриредакционн. раскола и конфликта с издателем из журнала ушло большинство ведущих сотрудников во главе с Арк. Аверченко, кот. стал основателем и ред-м «Нового Сатирикона».

 

Особенности модернизма:

Модернизм в литературе — явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Является частью общего направления в искусстве — модернизма (от лат. modernus — «современный, недавний»).

Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов[1]. На смену модернизму пришёл постмодернизм.

Модернизм в литературе стал закономерным итогом развития художественного сознания и перехода от классического восприятия автором мира к модернистскому. Вместо создания собственного мира, предложения читателю готовых концепций, литература модернизма становится чистым отражением реальности или её полной противоположностью. Автор перестаёт быть носителем абсолютной истины и начинает демонстрировать её относительность. Как следствие, рушится целостность мира произведения: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое посредством нескольких героев, имеющих даже противоположный взгляд на излагаемые события и факты[2].

Модернизм в литературе проявился в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме. Одновременно была переосмыслена реалистичная литература[2]. Появился стиль, названный «потоком сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

 

 

12. Проза Аверченко: жанровая природа, особенности комизма.

А – ярк. и самобытн. русск.писатель-юморист, завоевавш. еще при жизни титул «короля смеха». Его весел. рассказы публик. на перв. полосах и неизменно привлек. читательск. внимание. Приверженность А. америк. и западноевроп. юмору с сохр. традиций чеховского смеха стало отлич. чертой не только творч. метода А., но и самого журнала «Сатирикон». Веселые рассказы постр. на комизме положений. Ориг. черты творч.метода русск. «короля смеха»: отказ от политич. тем, отсутствие характерн.для РЛ «смеха сквозь слезы», преобл. гиперболизации, буффонады, фантастики над иными приемами созд.комич. эффекта. Вопр. о жанр. своеобр. новеллистики А. ост. насущным и по сей день. Общеизвестно, что в РЛ нач. XX в. одним из самых распростр. жанров был рассказ. «Поиски новых возможностей жанра, стиля – характерн. черта лит. процесса рубежа века и нач. XX столетия». А. отдавая предпочтение жанру коротк. юмористич. рассказа, также был озабочен поиском новых возможностей этого жанра. Творчество А. удивительно разнообразно в жанр. отнош., что вызыв. определ. трудность при классификации произвед. писателя. Сложность предст.и то обстоятельство, что в совр. науке нет един. подхода к рассмотр. внутрижанр. типологии рассказов. Для творч. А. хар-но обращ. к форме повествования от 1-го лица и форме повествования от лица «всеведающего автора», кот. открыв. перед писателем-юмористом широкие возможности для иронич. осмеяния персонажей и высвечивания неприглядных сторон совр. ему жизни. А. явно след. чеховской традиции в изображ. психологич. сост. героя. Напр., ощущ. экзаменующегося гимназиста в аверченк. рассказе «Бельмесов» передаются след. обр.: «У Кувшинникова зашевелились губы, волосы на голове и даже уши тихо затрепетали». Вслед за Чеховым А. стремится передать чувства персонажей исключительно при пом. мимики, жестов, действий - причем очень немногих.: «Синюхин Николай побледнел, потупил голову, приблизился к кафедре и открыл судорожно искривленный рот...» («Невозможное»). Тонк. наблюдательность и прекрасн. знание человеч. психологии позвол. А., избегая подробн. отступл., буквально двумя-тремя штрихами верно передать внутр. сост. героя, его настроение раздражительности («Учитель истории Максим Иванович Тачкин сидел, склонив голову к журналу, и зловеще перелистывал его» («Невозможное»); неожид. радости («Помещик Плантов хлопал себя по бедрам, вскакивал и, подбегая ко всем, говорил...» («Кривые углы»); глубок. задумчивости: («Воздуходуев, не произнося ни слова, только, л поглядывал на меня да потирал свой синий жесткий подбородок» («Роковой Воздуходуев»).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал