Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ролевые и функциональные особенности журналистики. Общая характеристика функций ж-ки






Социальные роли журналистики:

производственно-экономическая роль журналистики:

С экономической точки зрения, главным в журналистике является ее товарная сущность.

Товарно-денежные отношения пронизывают индустрию СМИ во всех направлениях: определенную стоимость имеют квалификация корреспондента и его трудозатраты при работе на редакцию (что выражается в его заработной плате), готовый тираж газеты, оборудование телерадиостанции, время в эфире, предоставляемое для рекламы, и пр.

информационно-коммуникативная роль журналистики:

В социальной сфере роль прессы связана с процессами социализации индивидов, групп населения и целых поколений, то есть с усвоением ими социально-культурного опыта предшественников и включением его в контекст общественных отношений. Люди воспринимают чужой опыт через общение, которое, в свою очередь, составляет содержание массовой коммуникации.

Им принадлежит инициатива выбора и освещаемых событий, и тональности подачи фактов, и оценки происходящего. От того, насколько добросовестно журналисты выполняют свою миссию, зависит репутация, а то и судьба тех, о ком они пишут и говорят.

регулирующая роль журналистики:

Участвует в процессах управления обществом, самоуправления и контроля.

Управление обществом доверено политической системе, в которую входят государственные и общественные институты, органы и организации. Они активно используют прессу как средство, или инструмент воздействия на социум, проведения своей политики. Таким образом, СМИ оказываются как бы между гражданами и властью. В первую очередь это относится к изданиям и каналам вещания, которые принято называть официальными.

В нашей стране таковыми являются, например, журнал «Россия», учрежденный правительством и администрацией президента, государственная телерадиокомпания «Россия», региональные СМИ, специально созданные как массово-информационные рупоры власти в субъектах федерации.

Максимальный объем прямого воздействия СМИ на общественность определяется словами «власть над умами», но право на выполнение этой миссии пресса завоевывает сама — благодаря авторитетности и полезности своих материалов. Его недолго и утратить, если разрывается живая связь с адресатами выступлений.

Духовно-идеологическая роль журналистики:

В идеологическом плане печать является участницей духовного производства — через отражение, формулирование и внесение в массовое сознание определенных представлений, воздействие на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни.

Данная роль вызывает двоякий эффект: с одной стороны, через прессу выявляются разноречивые взгляды и убеждения, бытующие среди современников, на этой почве происходит размежевание приверженцев разных точек зрения; с другой стороны, готовится база для согласия по вопросам, касающимся сохранения сложившейся общности людей или даже цивилизации в целом.Примером может служить распространение через СМИ идей экологической безопасности или сохранения национально-культурной самобытности данного народа.

Функции журналистики:

Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов. Если журналистика «не дойдет» до своих адресатов, она не сможет реализовать и никаких других побочных целей, выполнение которых связано с достижением у; первичных.

По мнению специалистов, изучающих журналистику, роли ее как вида человеческой деятельности разнообразны. Говорят о роли журналистики в познании окружающего, выработке человечеством ценностях ориентации, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры, отмечают ее регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессами, в социальной защи­те людей и снабжении каждого утилитарными сведениями, указывают на гедонистическое значение журналистики, участие ее в психической регуляции, компенсаторной, тонизирующей деятельности (развлече­ние, разрядка, снятие напряжения) и т.д. и т.п.

Прочный контакт с Ж установится тогда, когда МА окажет доверие ор­гану журналистики, признает его «своим», а СИ ощутят его авторитет, обнаружат силу влияния, обеспечиваемую поддержкой аудитории и дей­ствием закона.

Культуроформирующие функции:

Рядом и в прямой связи с идеологическими функциями «располагают­ся» культуроформирующие функции СМИ. Притом если такие задачи, как формирование политической культуры, экономическое образование, эти­ческое и эстетическое воспитание и т.п., непосредственно связаны с иде­ологической деятельностью СМИ и едва ли не являются ее частью, то формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т.д. значи­тельно слабее связаны с идеологической деятельностью.

 

Социальное предназначение журналистики как ее объективная, неза­висимая от позиций СМИ и взглядов журналистов, роль СМИ в обществе основывается на потребностях СИ и МА в максимально полной информи­рованности. Однако в журналистике действуют люди со своими взгляда­ми - прогрессивными, консервативными или реакционными - и потому стремятся повлиять на аудиторию в соответствии со своими представле­ниями о нуждах аудитории.

Идеалогические функции:

В начале XIX века в употребление был введен термин «идеология».

Идеология - это система взглядов, в которых осознаются и оценива­ются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (про­граммы) социальной деятельности государственных образований и об­щественных объединений по поддержанию status quo или преобразова­нию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии.

Идеология может быть на­учной или ненаучной, религиозной или светской, реакционной или про­грессивной, строго разработанной или фрагментарной и т.д. Но в любом случае ядром ее остается отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп (классовых, национальных, региональных и др.) и выражающих их интересы политических партий, союзов, фрон­тов, ассоциаций.

Мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Поэто­му формирование мировоззрения - главная задача всех форм идеологичес­кой работы. В журналистике постоянно публикуются произведения, прямо рассчитанные на формирование мировоззрения. Разные издания и програм­мы опираются на различные мировоззренческие взгляды; одни исходят из уже сложившихся научных философско-исторических концепций, другие -из различных интерпретаций религиозных учений, третьи (это самый труд­ный, но наиболее плодотворный путь) - ищут отвечающие современному по­ложению вещей новые концептуальные подходы и решения, которые вклю­чают как сохраняющие свое значение прежние идеи и взгляды, так и модифицированные, преобразованные представления, возникающие на ба­зе новых обобщений, вызванных к жизни изменениями общественных реа­лий.

Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовой информа­ции природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодей­ствия с массовым сознанием. Это видно даже терминологически.

Журналистика разных социальных ориентации стремится идеологи­ческими средствами создать и укрепить в своей аудитории определен­ный тип сознательности как единства сознания и самосознания.

Журналистика участвует также в формировании исторического созна­ния масс - представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилиза­ций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.д. и т. п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоя­щим и будущим.

Человек с хорошо развитым сознанием и самосознанием всегда ощу­щает себя, свою страну, мир в историческом процессе формирования и преобразования, рождения одних и отмирания других общественных яв­лений, через жизнь и деятельность выдающихся личностей различных эпох.

Историческое сознание - сложное, многогранное образование. Оно включает научно-исторические знания и эмоционально-образные пред­ставления, почерпнутые из художественной литературы и искусства. Ис­торическое сознание живет в традициях, нравах, обычаях, унаследован­ных от прошлых поколений, и в личном опыте, накопленном в общении с материальными, духовными, психологическими «носителями» прошлого. Поэтому в формировании исторического сознания задействованы многие учреждения культуры и системы образования.

Журналистика – лишь один из каналов формирования исторического сознания. Но она способна сделать многое при помощи специфических, ей присущих методов: отмечая исторические даты, ведя рубрики типа «Взгляд сквозь годы», «Прошлое в настоящем», освещая деятельность научно-исторических учреждений, жизнь памятников старины в современных условиях, откликаясь на новин­ки литературы, художественные выставки, «презентацию» реконструиро­ванных зданий и сооружений, демонстрируя состояние массового истори­ческого сознания и рассказывая об увлеченных историей людях и т.д.

Культуроформирующая функция:

За­ключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких куль­турных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культу­ры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека. Ее цель - обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. При этом расширяется принцип са­мостоятельного выбора каждым человеком культурных ценностей, их ос­мысления и интериоризации, т.е. «включения» в личностный мир. Это обязывает журналиста знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией.

Именно журналистика, благодаря широкому развитию системы кана­лов передачи информации, делает культуру доступной для самых широ­ких кругов. Более того, оказываясь на переднем крае в сфере культурно­го строительства, она дает возможность в любом далеком уголке получать информацию художественного, научно-популярного, учебно-образова­тельного, технического и другого характера прямо «из первых рук», опе­ративно и высокого качества. Ведь, например, именно благодаря телеви­дению миллионы могут «войти» в Эрмитаж, а радио позволит «пройти» в зал Метрополитен-оперы.

Важнейшей задачей журнали­стики оказывается формирование действительно массовой культуры, т. е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре. Для этого требуется не только осознание журналистом важности поставлен­ной задачи, но и профессиональное умение. Так, к примеру, когда симфо­нический оркестр исполняет классическую, высокого качества танце­вальную музыку, потребуется ряд усилий (объяснения и демонстрации) для того, чтобы на этом фоне показать, чем истинно хорошая джазовая или рок-музыка отличается от вульгарных подделок и т.д. (а это гораздо труднее, чем идти на поводу переменчивых увлечений).

Рекламно-справочные функции:

К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Рек­лама как информация о товарах и услугах, способствующая формирова­нию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время за­нимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является и огромным источником средств для журна­листики (без доходов от рекламы СМИ выжить не могут).

Предлагая информацию о товарах и услугах, реклама помогает потребителю сделать выбор формирует культуру потребления. Но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие дейст­вительным нуждам «потребителя», формируя чрезмерные и ложные по­требности. Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции.

Рекреативная функция:

Журналистика несет и рекреативную (лат. recreatio «восстановле­ние», creatio «становление») функцию, которую называют также гедони­стической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель - созда­ние условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восста­новления и укрепления душевного покоя и равновесия. Принято считать, что эту функцию выполняют произведения развлекательного плана (кон­церты легкой музыки, эстрадные шоу, передачи с цирковой арены, трансляции спортивных соревнований, детективные фильмы, викторины и кон­курсы и т.д. и т.п.).

Вместе с тем рекреация - это не только отдых, поддержание хороше­го психического тонуса, душевного равновесия, снятие напряжения. Рек­реация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности (в ходе увлекательной «игры ума», например, при разгадывании интел­лектуальных задач, поставленных в хороших детективах или конкурсных программах).

Наконец, следует назвать такую «всепроникающую» функцию журналистики, как рекреативная (развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия). Эта функция «всепроникающая», так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются «с удо­вольствием», приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового, интересного и т.д. Но есть и такие материалы в СМИ, которые вы­полняют исключительно эту функцию. Обычно их называют «развлека­тельными» (хотя в некоторых кроссвордах или эстрадных номерах не ис­ключена вероятность наличия и значимого заряда идеологического характера)

Организаторские функции:

Журналистика, обращаясь к массовой аудитории, «выходит» и на различные социальные институты, и на официальных должностных лиц, когда затрагивает вопросы, находящиеся в сфере компетенции этих уч­реждений и лиц. Стремясь ориентировать аудиторию в происходящих событиях, журналисты часто анализируют деятельность различных со­циальных институтов (управленческих, хозяйственных, производствен­ных, торговых, научных и учебных, культурно-просветительских и т.д.) самого разного уровня (от республиканских до муниципальных), делая соответствующие выводы, оценки и предложения. Все это необходимо для формирования массового сознания, и прежде всего общественного мнения. В свою очередь, и сама общественность (через письма, звонки или лично обращаясь в редакции) высказывает свое отношение к дея­тельности учреждений, организаций, предприятий, должностных лиц. Редакции также стремятся (используя публикуемые на страницах изда­ний материалы, программы радио и телевидения) получить и обнародо­вать представления и суждения специалистов: политиков, ученых, ин­женеров, управленцев, хозяйственников. Все эти материалы содержат вопросы, требующие решения, выводы, суждения, замечания, практиче­ские рекомендации.

«Властные полномочия», которыми располагает «четвертая власть» в обществе, проявляются в ряде направлений деятельности журналистов.

Во-первых, это журналистский анализ реальной практики, положения дел на том или ином участке жизни. Результатом такого анализа выступают как позитивные, так и негативные выводы, сопровождаемые предложениями, рекомендациями, суждениями о путях и способах оптимизации деятельности социальных институтов, их подразделений и отдельных должностных лиц (возможны также и выводы, содержащие только поста­новку проблемы, без попытки ее дальнейшего разрешения).

Во-вторых, это анализ тех или иных решений и официальных докумен­тов государственных, общественных, частных организаций, объединений и других социальных структур (партий, объединений трудящихся и пред­принимателей и др.). Положительная или отрицательная оценка, которая будет дана в ходе анализа, должна быть строго аргументирована и нести в себе конструктивный заряд, который будет способствовать скорейшему выполнению зафиксированных в документах решений и проведению не­обходимых, с точки зрения журналиста, преобразований в них (вплоть до замены или даже отмены документа).

В-третьих, это выступления, реализующие положение журналистики как института общественного контроля за ходом дел в различных облас­тях жизни: как исполняются нормы конституции? как «работают» законы, различные государственные акты? как действует власть в центре и на ме­стах в соответствии с принятыми обязанностями и решениями? исполня­ются ли программы и уставы общественных организаций? не переступают ли организации и лица установленных для них норм?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал