Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема свободы журналистской деятельности






Определяя характер профессиональной деятельности на основе сво­ей социальной позиции, выбирая или создавая издание (программу) оп­ределенной идейно-творческой направленности, журналист неизбежно так или иначе решает проблему свободы своей деятельности.

вопрос о разноречиях в сообщении фактов, их интерпретации, оценках и выводах, призывах и рекомендациях. Ведь счита­ется, что в этом и проявляется творческая свобода. Но и здесь есть рамки (в свободе сообщения, оценки, предложения), так как возникает вопрос, мож­но ли (свободен ли журналист) сообщать неточные или тенденциозно отоб­ранные факты, произвольно («как хочется») объяснять их, призывать к дей­ствиям с непредсказуемыми, а может быть, и гибельными последствиями, т.е. свободен ли журналист «черное» назвать «белым» и наоборот?

Стремление к свободе - неотъемлемое право каж­дого журналиста, и вопрос только в том, как его понять и реализовать.

Решение данной проблемы требует ясного осознания, о какой именно свободе идет речь. Конечно, нужны юридические гарантии, правовое обеспечение свободы, ее защита от посягательств тех или иных полити­ческих сил, в том числе и властей. Но даже если СМИ обладают юридиче­скими правами на свободу деятельности, этого недостаточно, необходима также экономическая свобода - наличие технических средств и матери­ально-финансовых возможностей для реализации юридических прав.

Разве недостаточно считать себя свободным, обладая юридическими правами и экономическими возможностями для журна­листской деятельности? Вот тут-то и лежит важнейшая социально-творче­ская проблема свободы деятельности. Следовательно, когда говорят о свободе, следует точно различать, о какой из этих трех ее сторон идет речь в каждом конкретном случае - экономической, юридической или социаль­но-творческой. Иначе неизбежны непонимания, ошибки, манипуляции.

 

11. Соц-твор., эконом., юрид. аспекты свободы.

СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СВОБОДЫ СМИ

(СВОБОДА - НЕОБХОДИМОСТЬ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

Фундаментальной основой свободной деятельности в любой сфере
является, разумеется, возможность принимать решения самостоятельно, отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятель-ности. Без этого ни о какой свободе не может быть и речи.
Подлинно свободное поведение определяется как творческое использование знания необходимости, умение действовать в рамках необ-ходимости, добиваясь при этом таких результатов, которые прямо не за-программированы ею. Ведь все изобретения человека, например, в сфере информационной техники (от письменности до компьютера, от телеграфа до спутников связи) - это результат творческого использования знания закономерностей, творческой деятельности «внутри» необходимости.
Для журналиста простор для подлинной свободной деятельности (не жестко запрограммированной необходимостью, но и не произвольной, отметающей необходимость) открывается в творческом использовании знания законов действительности для понимания и оценки ее явлений, выработки способов действия для достижения идеалов «истины, добра и справедливости».
Итак, составляющими «культуры свободы» журналиста являются:
1) прогрессивность позиции,
2) энциклопедическая образованность,
3) гуманизм, устремленность к «добру, истине и справедливости»,
4) владение методологией социального анализа,
5) способность терпимо (толерантно) относиться к инакомыслящим, умение спокойно и конструктивно оценивать их взгляды и предложения,
6) вести диалог без обидных и тем более оскорбительных ярлыков в расчете на поиск и обнаружение совместных, приближающихся к истине решений.
Вот почему свобода как возможность выбора в рамках необходимо-сти, как возможность творческого использования закономерностей об-щественной жизни в интересах народа, в целях реализации общечеловеческих ценностей превращается в несвободу вне этих рамок.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ СВОБОДЫ СМИ
Экономические проблемы свободы журналистской деятельности ме-нее сложны теоретически, но представляют большие трудности при прак-тическом их решении.
Теоретически очевидно, что для того, чтобы реализовать свою соци-ально-творческую свободу, необходимо обладать экономическими воз-можностями для организации своей деятельности.
Функционирование средств массовой информации в условиях рыночной экономики при этом протекает в условиях необходимости пре-вышения доходов над расходами.
Условия рыночных отношений и большей свободы в экономической сфере позволяют СМИ, близким к правящим политическим и экономическим силам, максимально полно реализовать свой социально-творческий потенциал.
ЮРИДИЧЕСКАЯ СТОРОНА СВОБОДЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
В условиях существования государства, действующего на основе сис-темы законодательных актов, характер, мера и формы проявления соци-ально-творческой и экономической свободы регламентируются законо-дательством. Строго говоря, юридические рамки журналистской дея-тельности должны быть такими, чтобы можно было дать полный простор правильно понятой ответственной социально-творческой свободе деятельности и предоставить юридическую базу для ее экономического обеспечения.
Исторически сложились (если характеризовать в общем виде) три концепции юридической стороны свободы печати и журналистской дея-тельности: авторитарная, полной свободы и ответственной свободы.
Авторитарная (лат. auctoratas «власть, влияние») - и как ее крайнее выражение тоталитарная - концепция исходит из того, что пользоваться свободой информационной деятельности могут лишь власть предержащие.
В своей борьбе с господствующими силами, придерживающимися ав­торитарной позиции, прогрессивные круги (как и все борцы против гос­подствующих сил, в том числе и крайне консервативные, если их деятель­ность ограничивается по закону) выдвигают и стремятся реализовать идею полной свободы печати.
Лозунг свободы печати, выдвинутый борющимися с феодализмом си­лами, по сути, требовал свободного рынка идей.
Однако по мере развития гражданского общества и правового государ­ства стало обнаруживаться, что при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности требуется правовое регу­лирование деятельности журналистики, а это ведет к формированию кон­цепции ответственной свободы СМИ. Не случайно сразу после провозгла­шения свободы информации и декларации об отсутствии цензуры в Конституции ФРГ констатируется, что границы этих прав указываются пред­писаниями общих законов. Это означает, что законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной де­ятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова.
Современные международные документы органично соединяют свобо­ду и
ответственность.
12. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СМИ
Закономерности функционирования СМИ в демократическом, гуманис­тически ориентированном обществе, объективные по своей природе, прояв­ляются в деятельности журналистов вовсе не автоматически. Выявленные и разработанные теоретически, они затем проходят стадию фиксации в деон-тологических (греч. deontis «долг» + logos «учение») документах разного масштаба и характера - редакционных правилах поведения, уставах журна­листских организаций, хартиях, кодексах, международных принципах жур­налистской этики, решениях институтов ООН, ЮНЕСКО и др. международных организаций и т.д. Общеобязательные нормы фиксируются в законодатель­стве (внутригосударственном и международном).
В российском законодательстве находит выражение государственная политика в сфере СМИ как совокупность руководящих начал журналист­ской деятельности.
По характеристике Закона «Об информации, информатизации и защите информации» государственная политика в сфере информации определяется как «создание условий для решения стратегических и оперативных задач социального и экономиче­ского развития Российской Федерации»
Основа государственной политики - законодательство и др. норма­тивные акты.
Основы государственной политики сформулированы в принятой на всенародном референдуме КонституцииРФ.
Деятельность СМИ регулируется (общеобяза­тельными правилами, дозволениями, запретами, обязываниями, мерами поощрения и наказания) Законами «О средствах массовой информации», «О телевидении и радиовещании» (рассматривается), к которым примы­кают Законы «О праве на информацию», «Об авторском праве и смежных правах», «Об участии в международном информационном обмене», «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации» и др. Реализуя требования Конституции, Закон «О средствах массовой ин­формации» гарантирует свободу учреждения (лицензирования), владе­ния, пользования и распоряжения средствами массовой информации, причем учредителями и соучредителями (владельцами) могут быть все социальные субъекты - отдельные граждане и их объединения, учрежде­ния, организации, государственные органы. Действующий Закон о СМИ фиксирует внутрижурналистские правоот­ношения недостаточно четко. Государственные СМИ по избирательному законодательству и законо­дательству об освещении деятельности государственных органов долж­ны соблюдать ряд требований.
Государственную политику в области СМИ вырабатывает и реализует целая система учреждений. В сфере законодательства это парламентские и президентские структуры, в сфере управления - Министерство по де­лам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций и др.
Цензура как форма контроля властей за содержанием выпускаемых в свет произведений с точки зрения их соответствия требованиям законо­дательства бывает предварительной и последующей. Предварительная цензура осуществляется до выхода в свет. Цензоры, руководствуясь устава­ми, положениями, списками запрещенных тем и т.п., имели право запретить вообще публикацию произведения или потребовать сделать в нем купюры или исправления. Без разрешения цензуры ни одно произведение опубли­ковано быть не могло.


 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал