Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Журналистика как творческая деятельность. Типы твор.деят-ти ж-та.
Любая творческая деятельность, в том числе и в журналистике, характеризуется тем, что ее результатом является качественно новый «продукт», специфический для этого рода деятельности. А для создания составляющих номера и программы произведений надо владеть искусством планирования деятельности редакции, организации работы отделов и служб, налаживания массовой работы (с письмами, нештатными сотрудниками, активом), формирования направлений деятельности, системы рубрик, ведения кампаний, реализации замыслов отдельных произведений, владения методами и методическими приемами сбора информации, разработки концепции произведения, создания и редактирования текстов массовой информации, компоновки их в номер или программу, способов изучения аудитории и налаживания эффективные контактов с ней и т.д. и т.п. И во всех этих сторонах и шагах журналистской деятельности находят применение репродуктивные, привычные, рутинные (франц. routine «проторенный путь») формы труда, обогащаемые оригинальными находками, уникальными (лат. unicus «неповторимый») приемами и результатами деятельности. Без использования рутинных форм плодотворная деятельность невозможна. Но если журналист прибегает только репродуктивным приемам деятельности, он остается на уровне пользователя наработанными формами труда, известной технологией. Творчество всегда соединяет репродуктивные и продуктивные форы деятельности. Его уровень определяется соотношением «составляющих», в котором и проявляется мера и характер творческих способностей, умений и навыков журналиста. Очевидно, что творческие поиски возможны и цр. обходимы во всех сторонах и шагах деятельности, требующей максимально полного использования применимых в конкретной творческой ситуации наработанных приемов, равно как максимального включения личностно. уникального компонента. При этом уникальные свойства возникают лишь на базе уверенного владения накопленным в каждой сфере творчества «технологическим» знанием в разных областях журналистского труда, составляющим основы методологической культуры журналиста. Хорошее владение методологической культурой - основа максимальной мобилизации наличных способностей к творчеству. Свобода творчества в том и проявляется, что на базе владения знаниями в сфере необходимости происходит «прорыв» в сферу творческих находок и открытий. Овладение научно осмысленным опытом журналистов, методологической культурой профессиональной деятельности - путь к высотам творчества в его семантической (как отображается действительность) и синтактической (как строится произведение) сторонах. Прагматика (как взаимодействовать с аудиторией) рассматривается в следующей главе. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую. Редакторская (лат. redactus «приведение в порядок») деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов. Журналист постоянно сталкивается с так называемым «литературным редактированием» - различными видами правки текста (сокращения, уточнения и изменения структуры, стилистические замечания и проч.), работой над формой произведения. Содержательную сторону работы над произведением - его замыслом, тематикой и проблематикой, общей концепцией - вместе с автором осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства. В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции содержательное редактирование (обязательно с согласия и желательно при участии автора) может носить различный характер - от работы по полному согласованию с позицией редакции до рекомендательных советов (когда редакция объявляет, что точка зрения авторов не обязательно должна совпадать с позицией газеты или программы). Определение же самой информационной политики, формирование облика издания и программы, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство СМИ, а затем и компоновка номеров и выпусков - это уже редакторская деятельность «высшего уровня». Ее ведет руководящий «штаб» каждого СМИ - главный редактор (или генеральный директор) и его ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру). Организаторская деятельность руководящей группы данного СМИ (редколлегии, секретариата, редактора и подобных образований, а также специально выделенных сотрудников редакции, позволяет (поскольку сформирована программа, выявлено направление деятельности и определен «внешний облик» данного СМИ) вести его повседневную работу на подобающем уровне, внося необходимые уточнения и изменения в программные задачи и способы их реализации в связи с изменением социальной реальности. Специальные задачи у организаторской деятельности: поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информационной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики, решение кадровых вопросов, управление деятельностью редакции, формирование массовых связей, организация работы корреспондентского корпуса, отслеживание поведения аудитории и снабжение сведениями о ее интересах и реакции на выступления СМИ, запросах и пожеланиях работников подразделений редакции, поддержание связей с рекламодателями, спонсорами и т.д. и т.п. Под руководством «штаба» редакции организаторскую работу ведут многие подразделения, в том числе и специализированные: отделы писем, массовой работы, социологических исследований, корреспондентской сети, рекламы, службы распространения, общественные приемные и т.д. От деловитости сотрудников и творческого уровня организаторской работы успех дела в журналистике зависит не в меньшей мере, чем от подготовленности, способностей и искусства редакторов и авторов. Авторская (от лат. auctor «создатель»; не от греч. autos «сам») деятельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка произведений в номер или программу, и составление сборника произведений, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законодательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной долей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере все), но при этом непременно специализироваться в той или иной области (тематической, проблемной, жанровой, стилевой и т.д.). Только в том случае, если сотрудники редакции могут «закрыть» все направления и необходимые формы ее деятельности на достаточно высоком уровне и при взаимозаменяемости (если возникнет необходимость), можно говорить о сформированном творческом коллективе. Важнейшим объединяющим фактором в деятельности редакции является принятая Информационная политика - это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией данного СМИ и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы, направления. Основные черты этого направления определяются учредителем при разработке концепции СМИ в ходе подготовки к его регистрации. Учредитель может осуществлять эту деятельность самостоятельно или в сотрудничестве с будущими руководителями издания или программы Вторым важнейшим составляющим информационной политики редакции является аудиторная ориентация и способы взаимоотношений с аудиторией. При определении информационной политики невозможно обойтись без сколько-нибудь ясных представлений о круге желаемой аудитории и функциональном содержании взаимодействия с ней (характере ведения идеологической, непосредственно-организаторской, культурно-образовательной, рекламно-справочной, рекреативной деятельности). Разумеется, тут есть прямая зависимость от направления СМИ. Однако в связи с реальным «видением» аудитории (ее взгляды на жизнь, образовательные характеристики, потребности, интересы, запросы, предпочтения в сфере массовой информации) редакция не может не вырабатывать конкретных форм реализации своего направления именно в связи с характером аудитории. Одно дело работать с аудиторией, близкой по ориентациям к СМИ, и совсем другое - идти со своими взглядами в слои несогласных (полностью или частично) с направлением СМИ. А ведь нужно довести до самых разных слоев аудитории взгляды одного направления, а это требует и разнообразия изданий и программ, и своеобразия в подходах к разным слоям аудитории Третья важнейшая составляющая информационной политики - способы взаимодействия с другими СМИ. Конечно, можно игнорировать другие издания и программы, «выходящие» на эту же (или близкую) аудиторию с той же или отличающейся позицией. Тогда проведение информационной политики будет похоже на монолог «глухаря на току», не слушающего других голосов и не желающего откликаться на них. Может быть и позиция монологического диалога, скрыто учитывающего позиции других, или диалогического монолога, даже и открыто откликающегося на высказывания «оппонентов». Но все это лишь частичное участие в публичном решении общественных проблем, поскольку основой остается своя позиция, подвергающаяся под «давлением» оппонентов «малым», порой «косметическим» улучшениям ради утверждения своей «частной» позиции. Наилучшая позиция - открытый диалог с другими СМИ, основанный на идее широкого социального партнерства, толерантного плюрализма. Информационная политика конкретного СМИ основывается, таким образом, на заявленном общественно-политическом направлении, обращенном к выбранным слоям аудитории и определенном редакцией отношении к другим СМИ. Помимо этого еще одной важнейшей ее составляющей является способ реализации информационной политики. Поскольку «информационное обеспечение» реализации программы СМИ может захватывать все «информационное поле», т.е. давать широкую совокупность относящихся к сфере информационной политики СМИ фактов и мнений, а может и сосредоточиваться на чем-то одном (бывают же «газеты фактов» и «газеты мнений»), то можно принять одно из трех возможных решений: сбалансированно представлять аудитории и факты и мнения; делать акцент на факты; прежде всего представлять мнения. Иначе говоря, программа СМИ способна реализовываться как через концентрацию внимания на сообщения фактов относительно сведений о событиях [а], их оценках [v], предлагаемых мерах [n] по достижению «желаемого будущего» [p] теми или иными людьми, группами, партиями, союзами, средствами массовой информации, так и через собственную, выработанную на основе своей позиции панораму событий, через свои оценки и меры по достижению этого «желаемого будущего». Разумеется третий вариант - это сочетание первых двух. Результатом творческой деятельности в журналистике является то или иное влияние на аудиторию, воздействие на массовое сознание и поведение. Это воздействие носит социально-педагогический характер (его называют также идейно-воспитательным, массово-политическим, идеологическим и т.д.), поскольку в результате «потребления» предлагаемой журналистикой информации в сознании аудитории формируются определенный образ мира, система установок, направленность воли. Так, творческая деятельность в журналистике, являясь познавательно-креативной и проявляясь в произведении как самовыражение автора по поводу познанных явлений жизни, «на выходе» оказывается фактором формирования социальной позиции аудитории, ее убеждений. Пропаганда (от лат. propagare «распространять») - деятельность по распространению фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей, т.е. деятельность по утверждению в нем определенного мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. При осмыслении особенностей пропагандистской деятельности надо иметь в виду и другие значения, вкладываемые в этот термин в теории и на практике. Пропагандой называют также любую форму информационной деятельности, распространение всяких знаний, представлений и взглядов (пропаганда научных знаний, передового опыта, пропаганда здорового образа жизни и т.д.). Термин «пропаганда» употребляют также для обозначения любых форм идеологической, массово-политической работы (кстати, впервые он использовался в христианской миссионерской практике по внедрению религиозных идей). Нередко в слово вкладывают значение «ложная информация», «сведения, вводящие в заблуждение» и т.д. Если термин «пропаганда» использовать для обозначения деятельности по формированию фундаментальных блоков массового сознания, то направлений у этой деятельности окажется несколько. Прежде всего это распространение взглядов, которых придерживается редакция (и стоящие за ней социальные группы, политические силы, партии, объединения и т.д.) по коренным вопросам жизни. Сюда относятся программные цели и способы их осуществления, т.е. модель «желаемого будущего» и средства его достижения. Агитация (лат. agitato «побуждение, возбуждение»; agitare «приводить в движение») - распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующей позиции аудитории по конкретным ситуациям современной жизни. Основываясь на сведениях о конкретных фактах текущей жизни (событиях, заявлениях, поступках, решениях и т.д.), журналист как агитатор в соответствии со своей позицией дает представление о них, с помощью прямых оценок или через подачу фактов формирует отношение к ним. Целенаправленно подобранные сообщения о новостях, характер их изложения, наличие прямого или скрытого комментария формируют у аудитории «событийную картину» происходящего и соответствующее информационной политике СМИ идейно-эмоциональное отношение к ним, воздействуя на общественное мнение. Контрпропаганда - такая сторона информационной политики СМИ, которая является как бы ответной реакцией на деятельность других СМИ. Поскольку не принят термин «контрагитация», понятие контрпропаганды включает в себя акции всякого рода, в том числе и выступления против i агитационных акций политических противников. Направлений контрпропаганды несколько. Во-первых, это все формы позитивной пропаганды и агитации, поскольку они противостоят реализации информационной политики СМИ - оппонентов. Во-вторых, это и прямые выступления с критикой (от корректирующей до уничтожающей), направленные против тех СМИ, которые проводят нежелательную информационную политику; и критика, затрагивающая принципиальные основы проводимых направлений в различных СМИ, прежде всего мировоззренческих позиций; и споры вокруг даваемых в СМИ характеристик современного положения дел в мире. Сюда же относятся вопросы, затрагивающие способы решения крупных проблем современности как в глобальном масштабе, так и в масштабах отдельных: стран и регионов. В-третьих, это то, что можно назвать «контрагитацией» - полемические замечания по выступлениям других СМИ, если создаваемая ими оперативная картина текущих событий и (или) их интерпретация вызывают несогласие, требуют коррективов или даже неприятия в целом или (чаще) в конкретных проявлениях. Организаторская сторона деятельности СМИ может иметь самые различные формы воплощения - от придания определенного смысла повседневным проявлениям жизненной активности, изменения, укрепления или преобразования установок поведения в труде, общественной жизни, в быту до формирования активного стиля поведения в ходе выборов, инициативного участия в жизни партий, союзов, ассоциаций, вплоть до выдвижения в ряды организаторов общественных акций или выступления лидерами общественного мнения и организаторами жизни общественных объединений. Тем самым журналистика своей творческой активностью формирует гражданскую активность аудитории и, разумеется, ее направленность («левая», «центр», «правая»), Все три стороны реализации информационной политики: пропаганда, агитация, организация - прочно связаны между собой и все вместе составляют разные стороны единой творческой деятельности в журналистике. Каждое произведение так или иначе, в тех или иных пропорциях содержит пропагандистское, агитационное и организаторское начала, хотя проявляться они могут в разной степени отчетливости и интенсивности. 21. Система печатных СМИ России. Смотрите учебник В.В. Ворошилова " Журналистика" (Белая большая книга с нарисованной буквой " Х") стр.130 п.4.1.1." Печатные СМИ".
|