![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА 3 2 страница
Второй метод позволяет извлечь из этой ситуации дополнительную пользу. Когда у вас достаточно времени для сна — к примеру, на выходных или в праздники, воспользуйтесь этим преимуществом, чтобы добавить к обычной продолжительности сна ещё один или два 90-минутных цикла. Если у вас получится продлить таким образом время сна, то в последних циклах длительность ваших сновидений увеличится ещё больше, а вероятность того, что вы сможете поддерживать осознанность, возрастёт. Как только вы наберётесь опыта, то сможете использовать это дополнительное время и соответствующие ему более продолжительные осознанные сновидения для работы над своими навыками и сферами интереса. Третий метод заключается в том, чтобы проснуться посреди ночи, оставаться 30-45 минут в состоянии бодрствования и затем снова постараться уснуть. Установите будильник так, чтобы он разбудил вас после того, как вы закончите несколько циклов сна. Когда проснётесь, почитайте что-нибудь вдохновляющее — от этого ваша голова должна проясниться. Лучше всего если это будет книга об осознанных сновидениях, которая сможет подогреть ваш интерес к практике. Этот метод также работает как метод установки на будущее — вы запускаете «режим ожидания», который поможет активизировать осознанность, когда позже вы вернётесь ко сну. По завершении чтения напомните себе, что собираетесь быть осознанным во время сновидения, и попытайтесь снова уснуть. Этот метод оказался весьма эффективным для активизации осознанности в сновидениях. Ещё один метод ОСИВП заключается в том, что мы наблюдаем за визуальными проявлениями, которые часто возникают перед засыпанием. Это можно делать как в начале ночи — непосредственно во время засыпания, — так и в середине, когда мы проснулись. Если вы можете поддерживать в процессе засыпания определённую ясность, то есть сохранять внимательность немного дольше, чем обычно, то ваше восприятие столкнётся с бессвязными отрывками зрительных образов, кратковременными провалами в сон, а также с многообразием визуальных узоров. Все эти проявления являются частью процесса потери сознания во время засыпания. Эти визуальные проявления возникают в промежутке между первыми признаками дремоты и стадией лёгкого сна (то есть во время стадии СМС1). Если мы сможем поддерживать осознанность во время этих стадий, то в результате обнаружим, что остаёмся осознанными во время сна без сновидений — на стадии СМС2. Когда вы удерживаете внимание на визуальных проявлениях во время засыпания, постарайтесь делать это расслабленно, без вовлечения в процесс. Наблюдая эти зрительные образы, сохраняйте спокойствие — не пытайтесь цепляться за них или как-то ими управлять. Если вы сможете поддерживать это хрупкое равновесие, то в конце концов из этих обрывков могут сложиться полноценные сновидения. Оставайтесь полностью бездеятельными, пусть сновидение само «затянет» вас внутрь. Подготовка ко сну с использованием шаматхи, которая была рассмотрена в начале этой главы, будет полезна и в данном методе. Этот метод ОСИВП имеет много общего с практикой йоги сновидений, о которой мы поговорим позже.
прямой путь развития осознанности
Один из самых действенных способов создать прочную основу для достижения успехов в технике осознанных сновидений — это практика шаматхи для приведения ума к естественному состоянию. В этой практике наше внимание не фиксируется на физических ощущениях тела или дыхании, оно фиксируется на самом уме. Это означает, что объектом вашего внимания будет пространство ума, а также все мысли, эмоции, визуальные образы и любые другие ментальные события, которые возникают в этой сфере восприятия. Цель практики заключается в том, чтобы просто наблюдать за происходящим, не вовлекаясь, — не создавая намеренно, не исследуя, не привязываясь, не поощряя, не отталкивая ни одно ментальное событие, которое проявляется в уме. Поддерживайте размеренное, спокойное присутствие вне зависимости от того, как возникают ментальные события, — во множестве, одно за другим или редко и с перерывами. У вас не должно быть никаких предпочтений насчёт того, что именно должно проявиться. Наблюдайте всё, что возникает. Эта практика прекрасно зарекомендовала себя как подспорье при освоении техники осознанных сновидений. Процесс приведения ума к естественному состоянию очень напоминает практику осознанных сновидений. Когда вы работаете над тем, чтобы привести ум в естественное состояние, вы начинаете осознавать поток ментальных событий, который возникает в нём в состоянии бодрствования. Вы осознаёте эти ментальные события именно как ментальные события, не путая их с тем, что происходит во внешнем, межсубъектном мире. Обычно поток ментальных событий состояния бодрствования увлекает нас за собой точно так же, как увлекает нас во сне поток ментальных событий, который принято называть «сновидением». Редко когда мы останавливаемся, чтобы понаблюдать работу своего ума со стороны и осознать природу реальности, в которой мы существуем в настоящий момент. Всё это указывает на то, что если у вас получится поддерживать осознанность в состоянии бодрствования, то это окажет огромное положительное воздействие на вашу практику осознанности в сновидениях. Опыт в практике приведения ума к естественному состоянию пригодится также в ситуации, когда необходимо вернуться в сновидение после временного пробуждения ночью.
СЕССИЯ МЕДИТАЦИИ ДЛЯ ПРИВЕДЕНИЯ УМА В ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
В начале сессии приведите тело в естественное состояние, а дыхание к естественному ритму, как описано в главе 1, в объяснении первой сессии шаматхи. Примите любую удобную для себя позу — лягте на спину или сядьте на пол скрестив ноги, или воспользуйтесь стулом. Если вы выбрали позу сидя, удостоверьтесь, что ваша спина выпрямлена, а грудная клетка слегка приподнята и не давит на область живота, препятствуя процессу дыхания. Если вы чувствуете, что какие-либо мышцы вашего тела напряжены, то сначала направьте к ним вдох, а затем позвольте напряжению уйти вместе с выдохом. Закончите этот этап тремя глубокими, длинными, освежающими вдохами-выдохами. Сначала направляйте воздух в область живота, а затем давайте ему подняться наверх и заполнить область диафрагмы и грудную клетку. Каждый раз, когда ваши лёгкие практически заполнятся, начинайте выдыхать, позволяя воздуху выходить безо всяких усилий с вашей стороны. Теперь «просканируйте» всё своё тело от макушки до кончиков пальцев, концентрируя внимание не на его воображаемом визуальном образе, а на ощущениях, появляющихся в каждой его части. Затем некоторое время пребывайте в переживании своего тела как единого целого — единой сферы физических ощущений. Затем сосредоточьтесь на тех частях этой сферы, которые связаны с процессом дыхания, — на расширении и сжатии областей живота, диафрагмы и груди, а также на любых других движениях, которые происходят во время дыхания. Пусть воздух движется естественным образом, а ваше внимание следует за этим движением от начала вдоха до конца выдоха. Почувствуйте, как высвобождается воздух, когда вы начинаете выдыхать после вдоха, а когда после выдоха начинаете снова вдыхать, наблюдайте физические ощущения в областях тела, связанных с дыханием. Выполните 21 цикл дыхания, но концентрируйтесь не на счёте количества циклов, а на физических ощущениях, связанных с процессом дыхания. Это упражнение является подготовительным для успокоения и стабилизации ума. Теперь откройте глаза и держите их хотя бы частично открытыми, направляя взгляд в пространство перед собой, но ни на чём его не фокусируя. Сосредоточьте всё внимание на пространстве ума и на всём, что в этом пространстве возникает. Для облегчения задачи можно намеренно вызвать в уме какое-либо ментальное событие или объект восприятия — привычную мысль или зрительный образ, например кусочек фрукта или лицо родственника. Представьте этот образ, а затем однонаправленно сконцентрируйтесь на нём. Когда этот образ рассеется, удерживайте внимание именно там, где он находился, и будьте готовы обнаружить следующий образ, мысль или любое другое ментальное событие, которое возникнет в этом пространстве. Эта практика очень проста — вы делаете всё от вас зависящее для того, чтобы непрерывно поддерживать направленную на пространство ума внимательность и воспринимать всё, что в нём происходит, никак на это не реагируя, не вынося оценочных суждений, не отвлекаясь и не цепляясь. Иногда вы замечаете интервалы, когда не можете обнаружить в уме ни мыслей, не зрительных образов, ни каких-либо других ментальных событий. И тем не менее у вас всё ещё есть объект для медитации. Если применить внимательность, то в этих промежутках между мыслями можно обнаружить пустоту пространства ума. У вас есть возможность наблюдать и сцену, и актёров, которые на ней играют. Что ж, когда актёров нет, можно просто наблюдать за сценой. Если вы заметите, что отвлеклись и по привычке погрузились в процесс мышления, провоцируя этим все новые мысли, эмоции или зрительные образы, аккуратно вернитесь к внимательному и пассивному наблюдению за потоком ума. По истечении двадцати четырёх минут завершите сессию практики. Ключевые аспекты практики: • поза: на ваш выбор (лёжа на спине, сидя скрестив ноги, сидя на стуле); • тело: пребывает в естественном состоянии; • дыхание: происходит в естественном ритме; • внимание: направлено в пространство ума15 и на любые ментальные события, которые в нём возникают; • когда происходит отвлечение: расслабиться, освободиться от того, что привлекло внимание, и затем вернуть осознанность в пространство ума и происходящих в нём ментальных событий; • длительность: одна гатика (24 минуты); • намерение: наблюдение за ментальными событиями в рамках подготовки к осознанным сновидениям и развитие концентрации с использованием ментальных событий в качестве объектов. резюме Для обучения технике осознанных сновидений необходимо соблюдать три основных требования: 1) правильная мотивация; 2) безошибочное следование рабочим техникам; 3) высокая способность вспоминать сновидения. Целью является достижение мастерства в осознанной работе со сновидениями. Это означает, что вы часто остаётесь осознанными в сновидениях, а также способны увеличивать их длительность настолько, чтобы у вас было достаточно времени для тех действий, ради которых вы, собственно, и решили освоить эту технику. Если снова использовать аналогию с лабораторией, то лаборатория осознанных сновидений навряд ли будет полезна, если будет доступна для вас один-два раза в месяц в течение одной-двух минут. Многие из обучающихся, кто действительно прилагает значительные усилия к осознанной работе со сновидениями, могут не только продлевать сновидения (до получаса и даже дольше), но также способны инициировать их практически каждый раз, когда сами того пожелают. Итак, после того как дверь в осознанные сновидения открыта и вы получили личный опыт, вам предстоит следующий шаг — стабилизировать окружающее пространство и начать его использовать.
сновидений, самая трудная задача, стоящая перед вами, — это привыкнуть к тому волнению, которое возникает, когда вы вдруг осознаёте, что находитесь в сновидении, и не проснуться в этот момент. Возможно, находясь в сновидении, вы куда-то летите или просто совершаете в воздухе круги, бросая вызов гравитации. Или вы заметили, что буквы и цифры в надписях меняются, когда вы повторно обращаете на них своё внимание. Эти два вида признаков сновидения, как я уже говорил, являются одними из самых распространённых. Бывает так, что через какое-то непродолжительное время развитие событий в сновидении либо резко прерывается, либо исчезает постепенно, и вы просыпаетесь. Или ваше внимание ослабевает, и вы либо теряете осознанность, «скатываясь» в обычное сновидение, либо погружаетесь в сон без сновидений. Потеря осознанности во время сновидения и потеря самого сновидения являются основными препятствиями для увеличения длительности осознанных сновидений.
как удерживать сновидение
Исследователи осознанных сновидений предполагают, что прерывание сновидения и переход его либо в состояние бодрствования, либо в состояние сна без сновидений обусловлено преобладанием одного импульса чувственного восприятия над другим. Выход из сновидения означает, что в какой-то момент доминирующим по той или иной причине стал либо импульс, связанный с состоянием бодрствования, либо очень тонкий бессознательный импульс, связанный с состоянием сна без сновидений. Сенсорная информация, поступающая из окружающей реальности, которая не связана со сновидением, постепенно, а порой довольно резко, проникает в сферу чувственного восприятия. Противоядием от подобного проникновения может служить перенаправление внимания на ощущения, возникающие в пространстве сновидения. Существует несколько методов, которые доказали свою действенность для возвращения сновидению стабильности. Если, находясь в осознанном сновидении, вы замечаете, что оно начинает терять целостность, покружитесь на месте с широко открытыми глазами. Это порывистое круговое движение займёт ваши органы чувств восприятием различных образов обстановки, связанной со сновидением. В большинстве случаев такой манёвр либо возвратит вас в сновидение, которое вы начали терять, либо «ввернёт» в новое. Благодаря этому вы можете использовать кружение для смены сновидений — просто перескакивать от одного к другому. Другой проверенный временем метод — это как следует растереть какую-либо часть тела. В большинстве случаев, когда вы находитесь в осознанном сновидении, вы функционируете в теле, которое является точной копией вашего обычного тела. Физические ощущения этого тела ничем не отличаются от физических ощущений тела обычного. Поскольку у этого тела-копии есть руки, просто потрите с силой кожу на какой-либо его части. Точно так же, как и в случае применения метода кружения на месте, это приведёт к тому, что импульсы чувственного восприятия, связанные со сновидением, возьмут верх над импульсами к пробуждению или погружению в сон без сновидений. Если следовать этой логике, то, усиливая относительное «звучание» феноменов сновидения, вы вдобавок можете сфокусироваться на каком-либо его объекте. Многие из объектов сновидения — такие как люди, машины или само место действия — могут стремительно изменяться. Но само ваше тело, а также пол или земля под ногами обладают гораздо большей стабильностью. Если сфокусировать внимание таким образом, чтобы они проявились более отчётливо, то это послужит тем якорем, который удержит вас в сновидении и «заглушит» сенсорную информацию, связанную с состояниями пробуждения или сна без сновидений. Итак, ключом к стабилизации сновидения, которое начинает разваливаться, является усиление вашей вовлечённости в само сновидение.
как сохранять осознанность
Потеря осознанности, в сущности, означает, что вы утратили контакт с реальностью собственной ситуации. Вместо того чтобы осознавать, что вы видите сон — то есть вовлечены в действие, разворачивающееся в сновидении, а ваше тело при этом спокойно лежит на кровати, — вы воспринимаете всё так, как будто бы это происходит наяву. Удивительно, насколько легко это происходит. Даже в самых странных обстоятельствах, возникающих в сновидениях, апатия неразвитой осознанности не позволяет мыслить критически, и вы не задумываясь принимаете на веру всё что угодно. Если вы секунду назад были в Денвере, а теперь, обнаружив, что находитесь в Лос-Анджелесе, начинаете сомневаться в том, что такое возможно, то сонный голос апатии начнёт (и вполне успешно) вас успокаивать доводами о том, что «Ах, ну конечно! Я, должно быть, примчался сюда на самолёте» или «Мне, видимо, померещилось, что я был в Денвере», и так далее. Поэтому для того, чтобы придерживаться позиции критического мышления, которая является основной опорой для осознанности в сновидениях, необходима чуткая бдительность — ведь вам придётся вступить в противоборство с одной из самых сильных привычек человека: оберегать беззаботность и комфорт во время сна. Устроившись на кровати, мы очень любим свернуться калачиком и полностью отключить ум — прямо как котики или собачки, и мы поступали так всю свою жизнь. Без сомнения, чем больше вы упражняетесь в практике шаматхи, тем меньше вероятность утраты осознанности в сновидении. Даже для выполнения такой простой техники, как наблюдение за дыханием, потребуется, чтобы вы отказались от своей обычной склонности рассеяно следовать за приходящими в голову мыслями. Дополнительно к обычной практике шаматхи, такой как приведение ума к естественному состоянию, необходимо также придерживаться позиции критического мышления. Если вы привыкнете к этому в состоянии бодрствования, а тем более если добьётесь в этой практике значительных успехов, превратив в привычку, у вас будет гораздо меньше трудностей с тем, чтобы поддерживать осознанность во время ночного сна. Самый простой способ обеспечить осознанность во время сновидений — это говорить себе снова и снова: «Это сон» или «Я вижу сон». Не уставайте напоминать себе об этом. Это поможет вам не отвлечься на какую-нибудь деталь сновидения, из-за которой вы можете потерять осознанность. Может случиться, что во время осознанного сновидения вы сильно заинтересуетесь чем- нибудь странным или притягательным. Возможно, это будет винтажная спортивная машина, которую вам захочется заполучить в собственность, привлекательный индивид противоположного пола, ваш любимый десерт или даже невероятный по красоте закат на морском берегу. Одно мгновение — и вы уже думаете лишь о том, что сумели заинтересовать и пригласить на свидание любовницу или любовника своей мечты. Ваша искренняя заинтересованность делает это реальным. Осознанность? Подожди за дверью! И хотя этот пример описывает ситуацию, когда, погнавшись за двумя зайцами, можно догнать обоих — «Любовь моя, мне кажется, что это сон!» — успех будет зависеть от того, насколько ваше критическое мышление в состоянии противостоять заинтересованности и желаниям. То же самое верно и для ночных кошмаров, когда вы можете испытывать сильное желание, чтобы сновидение закончилось. Если вы сохраните осознанность в сновидении, обстоятельства которого кажутся вам пугающими, и решите «не ввязываться», то самый простой способ проснуться — это закрыть во сне глаза. Это, кстати, одновременно является методом погружения в осознанный сон без сновидений. Если у вас есть опыт работы со сновидениями, то вы можете вырваться из кошмара, улетев на другую планету или галактику, которую сами же и создали, или трансформировать пугающие обстоятельства во что-нибудь более приветливое. Вы можете превратить оборотня в свернувшегося калачиком котика, а действующий вулкан в обычный фонтан.
психологический подход
Однако вы также можете подойти к решению проблемы с другой стороны — изменить собственную реакцию на такие сновидения. Вы можете напомнить себе, что спите и что любой объект, который кажется вам опасным, на самом деле не существует. Используя в подобных ситуациях терпение и расслабленность, вы получаете возможность стать психологически сильнее и даже, возможно, обрести некую мудрость. Мы исследуем эту возможность более подробно в главе, посвящённой йоге сновидений. Вы, наверное, заметили, что если в осознанном сновидении представлять себе заранее какое-либо событие, то оно обязательно произойдёт. В моём случае, когда я обнаруживаю, что оказался в одном из сновидений в качестве «тревожного путешественника», то, вернув осознанность, я ловлю себя на том, что думаю: «Похоже, я пропустил свой рейс». Тогда я смотрю в окно и почти всегда вижу там, как взлетает самолёт, на котором я должен был лететь. Я знаю, что вижу сон и что аэропорт не настоящий, но мой самолёт всё равно там. Вы можете использовать этот метод предвосхищения событий для того, чтобы поддерживать осознанность. К примеру, если вы думаете: «Могу побиться об заклад, что сейчас в эту дверь войдёт мой лучший друг Карл», — зачастую оказывается, что это как раз то, что и произойдёт. Затем можно объединить подобные предположения и выстроить их одно за другим. «Теперь Карл сыграет на аккордеоне. Затем аккордеон превратится в винтажный „Феррари", и мы помчимся по дороге вдоль берегов французской Ривьеры. Возможно, мы даже застанем закат... Смотри-ка! Вот и он!» — и так далее. Это один из методов для создания сценария и поддержания развития сюжета в осознанных сновидениях. Другой метод заключается в том, чтобы создать твёрдое намерение: «Этой ночью я хочу забраться на Эверест». В состоянии бодрствования представляйте заранее, что во сне вы взбираетесь на гору. Рассматривайте фотографии Эвереста, прочтите историю чьего-нибудь восхождения, пролистайте каталог альпинистского снаряжения и так далее. Продумайте детали своего восхождения — найдите место для базового лагеря, выберите определённый маршрут, продумайте способы решения проблем, которые могут возникнуть в пути, и так далее. Засыпайте с твёрдым намерением. Не отвлекаясь, говорите себе снова и снова, что, попав в сновидение, вы окажетесь у подножия Эвереста и начнёте восхождение согласно составленному перед сном плану. Таким образом, в этом методе вы снова используете установку на будущее (на этот раз её более продвинутый вариант) для того, чтобы инициировать осознанность и поддерживать её.
осознанный сон без сновидений
Сон без сновидений, как я уже рассказывал в главе 2, — это состояние, в которое мы попадаем бессознательно, естественным образом. Пребывая в этом состоянии, мы обладаем очень низким уровнем осознанности или полностью неосознанны. Это естественное состояние обозначено в описании упомянутого ранее обычного цикла сна как стадии СМС2, СМСЗ и СМС4 (CMC — стадия медленного сна). Однако и его мы можем исследовать и получать от него пользу, если проявим искренний интерес и попытаемся понять природу сознания и различных состояний ума. Осознанный сон без сновидений позволяет нам получить относительно чистое переживание сознания общей основы. Несмотря на то что сознание общей основы принято считать «бессодержательным», на самом деле оно не является ни полностью пустым, ни полностью неопределённым. Если рассматривать обычный цикл сна, то сновидения начинают естественным образом проявляться именно из состояния сна без сновидений. Если мы сможем осознанно войти в это состояние или стать осознанными, уже пребывая в нём, то у нас появится возможность наблюдать за самой начальной стадией развития сновидения. В практиках более высокого уровня стабильность осознанных сновидений может сыграть решающую роль в деле навигации по бардо смерти16. В тибетском буддизме считается, что это посмертное состояние определяет, каким будет наше следующее перерождение. Обычно сознание усопшего сбито с толку и напугано непривычными и волнующими проявлениями бардо. Оно не способно ни осмыслить их, ни использовать для более благоприятного перерождения. Достижение стабильности на стадии сна без сновидений увеличивает шансы того, что мы сможем сохранить хладнокровие в этой ситуации и принимать осмысленные решения (особенно если подготовиться к ней, изучив тексты, которые описывают сущность этого переходного состояния). Одно из упражнений, которое вы можете выполнять, попав в состояние сна без сновидений, — это направить внимание на бессодержательность (общую основу) и задаться вопросами: «Какова природа этой бессодержательности? Какой она формы? Каков её размер? Какими характеристиками она обладает?». Пребывая в общей основе и наблюдая за ней подобным образом, вы можете получить ответы, которые приведут вас к основному вопросу: «Какова природа обладания сознанием?». В этой «разрежённой» атмосфере, где нет никаких отвлечений, вы можете подробно исследовать собственное сознание и, возможно, найдёте ответы на очень важные вопросы, которые тысячелетиями ставили в тупик лучшие философские умы. Другая продвинутая техника, связанная со сном без сновидений, называется открытое присутствие, относится к практике дзогчен, но об этом мы поговорим в следующей главе. Вкратце: если мы сможем добиться стабильной осознанности в состоянии сна без сновидений и пребывать в общей основе, то техника открытого присутствия поможет нам достичь изначальной осознанности — нашей природы будды. Для тех, кто находится на духовном пути, это наивысшее достижение.
ПРАКТИКА ОСОЗНАВАНИЯ СОЗНАННОСТИ (БЕЗОБЪЕКТНАЯ ШАМАТХА)
Один из путей прямого попадания в состояние сна без сновидений — это закрыть глаза, находясь в осознанном сновидении. Тогда мы немедленно окажемся в бессодержательности общей основы. Другой метод входит в техники йоги сновидений и заключается в концентрации на визуализируемом изображении в области сердечной чакры. Ниже я расскажу о методе, который входит в состав практик шаматхи и называется «осознавание осознанности». Этот метод позволяет медитирующему мягко погрузиться в состояние сна без сновидений, сохраняя осознанность. Сессия практики. Начните, как и в предыдущих сессиях шаматхи, с приведения тела в естественное состояние. Примите удобную позу — сидя или лёжа на спине. Теперь сделайте три глубоких вдоха-выдоха, приводя дыхание к естественному ритму. Когда будете выполнять практику наблюдения за дыханием, пусть ваши глаза будут по крайней мере приоткрыты, взгляд направьте в пространство перед собой, не цепляясь ни за ближние, ни за дальние объекты. Продолжайте свободно дышать, настраиваясь на расслабление, покой и бдительность. Отстранённо осознавайте все ментальные события, которые происходят перед вашим внутренним взором. Добившись состояния, когда вы чувствуете себя расслабленно и уравновешенно, перестаньте обращать внимание на все объекты — на любые мысленные или физические проявления — и направьте свою осознанность на само состояние осознанности. Не направляйте свою осознанность ни внутрь, ни вовне — пусть она естественным образом пребывает в собственной природе. Какие бы мысли ни возникали, освобождайте их без промедления. Вы позволяете осознанности пребывать в собственной природе. Сохраняя расслабленную, непринуждённую бдительность, просто высвобождайте любые феномены, которые заслоняют вашу осознанность. И то, что остаётся, — это знание в чистом виде. Время от времени проверяйте, не напряжены ли вы и достаточно ли расслабленно дышите. Пребывайте в этом состоянии абсолютной простоты. По прошествии одной гатики закончите сессию. (Если вы используете эту технику медитации перед ночным сном для работы со сновидениями, начните её выполнение в позе лёжа на спине, а когда достигнете стабильности, перевернитесь на бок и погрузитесь в сон, удерживая внимание на осознанности.) Ключевые аспекты практики: • приведите тело в естественное состояние; • приведите дыхание к естественному ритму; • сохраняйте равностность, расслабленность, покой и бдительность; • высвобождайте все мысли, которые приходят на ум; • направьте осознанность исключительно на саму осознанность; • длительность: одна гатика (или время, которое необходимо для осознанного засыпания); • намерение: исследовать прозрачную ясность сознания общей основы с целью подготовиться к проникновению в изначальную осознанность или для того, чтобы войти в состояние сна без сновидений, сохраняя осознанность. Комментарии Эта практика очень проста. Удерживая внимание, следует делать это аккуратно и сохранять спокойствие, особенно если ваша цель — заснуть, не теряя осознанности. Достигнув некоторого мастерства в этой практике, вы сможете получить прямое переживание сознания общей основы, которая обладает качествами блаженства, светоносности и отсутствия концепций. В то время как техника приведения ума к естественному состоянию предполагает постепенное продвижение к этому переживанию, техника осознавания осознанности предлагает более короткий путь. Осознавание осознанности — это весьма тонкая техника. Как же удостовериться, что вы выполняете именно её? При изучении любого типа практики всегда полезно знать, в какие крайности можно впасть в процессе её выполнения, что позволит вам прокладывать путь точно посередине между ними. Для этой техники крайности заключаются в том, что если вы стараетесь сверх меры, то начинаете волноваться, а если стараетесь недостаточно, то скатываетесь к вялости. Определив для себя, в каких пределах лежат эти крайности, вы сможете остановиться на золотой середине. Это означает, что вы будете поочерёдно «отталкиваться» то от одной крайности, то от другой, сокращая амплитуду колебаний. Если вы фокусируете внимание на каком-либо объекте, мысленном или визуальном образе, то это та крайность, которая приводит к волнению. Другая крайность, которую гораздо сложнее заметить, заключается в том, что ваш ум становится опустошённым и вообще ничего не осознаёт. Вы не наблюдаете вообще ни за одним объектом — становитесь как овощ. Когда вы находитесь посередине между этими двумя крайностями, пребывая в настоящем моменте и чётко всё осознавая, ваше восприятие обладает качеством свежести. Вы не следуете ни за одним объектом, но осознаёте сам процесс осознанности. Это удивительно простое, но также и неуловимо тонкое состояние. Это похоже на ощущение от того, когда надеваешь на ноги разношенную обувь. Когда вы пребываете в этом состоянии, вы точно знаете, что это именно оно. Вам необходимо развить в себе уверенность, что вы точно знаете, когда выполняете практику правильно. Это работает именно таким образом.
|