Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА 7. Практика йоги сновидений во время сна ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Практика йоги сновидений во время сна
Мотивация
Вечером, перед тем как лечь спать, —говорит Падмасамбхава, — зародите бодхичитту, размышляя следующим образом: „Я буду практиковать во время сна иллюзорное самадхи [йогу сновидений] и достигну состояния совершенного Будды ради блага всех живых существ, где бы они ни пребывали в безграничном пространстве"». Такое устремление придаёт нашим усилиям определённый смысл. Что может наилучшим образом мотивировать нас к практике? Попробуйте именно эту мотивацию — практиковать для того, чтобы принести пользу всем живым существам, приведя их к просветлению. С точки зрения ваджраяны и дзогчен существует только эта единственная мотивация — бодхичитта. Это наивысшее устремление, а предлагаемая формулировка подразумевает настойчивость: «Я достигну состояния совершенного Будды». Мы не говорим: «Я приложу к этому все усилия и надеюсь, что не умру в процессе». Такая благородная мотивация вызывает серьёзные вопросы. Сможете ли вы всерьёз посвятить себя бодхичитте (принимая во внимание всё, что это за собой влечёт), не имея при этом никакого понятия, что с вами произойдёт после смерти. Я с трудом могу себе представить, что кто-то действительно может практиковать с такой мотивацией. Такое возможно лишь в том случае, если к моменту, когда вы решите практиковать, вы уже будете находиться в двух шагах от пробуждения или упростите устремление бодхичитты до расхожей формулы «Пусть всем будет счастье». Всё это подводит нас к тому, что рабочая гипотеза о реинкарнации — предположение, что в случае необходимости мы сможем возобновить свои усилия в будущих жизнях, — могла бы быть очень полезной, если не сказать жизненно необходимой, для той решимости, к порождению которой нас призывает Падмасамбхава. Тут уместно вспомнить одну реальную историю, связанную с моим учителем Геном Ламримпой, монахом, который прибыл в Индию без гроша в кармане вскоре после того, как в 1960-х годах китайские коммунисты вторглись в Тибет и начали жестоко преследовать буддизм. Он прилетел в маленький городок Дехрадун, который находится на севере Индии, в предгорьях Гималаев. Там он обнаружил, что среди тибетских беженцев, осевших в этом поселении, было несколько высокореализованных учителей. Многие из них чуть не лишились жизни, не имели практически никакого имущества и были беженцами, изгнанными с родной земли. Однако, несмотря на всё это, с точки зрения духовной практики это была очень благоприятная ситуация — ведь в одном и том же месте собрались такие уникальные люди. Это было настоящее сокровище для того, кто по-настоящему практикует Дхарму. Но Ген Ламримпа был не просто нищим, он был ещё и бездомным — у него не было места, где он мог бы жить и практиковать. Даже все пещеры вокруг деревни были заняты практикующими йогинами. Не хватало только неоновой вывески «Мест нет». Поэтому Гену Ламримпе пришлось довольствоваться даже не пещерой, а нависающим выступом скалы. И это в горном регионе Индии, где значительную часть года идут сильные дожди. Поэтому его новое пристанище никак нельзя было назвать надёжным жилищем. Но именно там, под этим выступом, он решил обосноваться и практиковать. Он узнал, что американское правительство ежемесячно выдаёт каждому тибетскому беженцу мешок муки. Это и был, собственно, весь его провиант. Он жил так на протяжении трёх или четырёх лет — выступ в скале в качестве дома и мешок муки в качестве еды. Позже он отзывался об этом времени как о самых счастливых днях своей жизни. Тогда возникает вопрос: смог бы кто-то вести такой же образ жизни, какой вёл Ген Лам- римпа, не обладая воззрением, придающим всему этому смысл, который наполнял бы не только эту жизнь, но и все последующие жизни таким образом, чтобы всё время, проведённое в усердной практике, не пропало даром, а любая не завершённая в этой жизни задача могла бы быть завершена в следующих? Если не обладать таким воззрением и верить, что в конце этой жизни нас ждёт полная аннигиляция, то мы ничем не будем отличаться, например, от бизнесмена, которому посоветовали вкладывать всё его время и энергию в развитие определённого бизнеса, но предупредили, что в какой-то момент — хочет он того или нет — он неизбежно обанкротится. Насколько усердно вы смогли бы приняться за работу, если бы обладали такими вводным данными? (Сравните это с тем усердием и любовью, которые вы вложили бы в дело, если бы знали, что оно принесёт пользу вашим детям и внукам.) Осмысленное использование бодхичитты в качестве мотивации для практики йоги сновидений способно оказать существенное влияние на её результат; нам следует это знать и принимать во внимание.
практика
Наставление Падмасамбхавы продолжается так: «Лягте головой на север и повернитесь на правый бок. Правую руку положите так, чтобы щека лежала на ладони, а левую вытяните вдоль бедра. Ясно представьте, что ваше тело — это ваше личное божество». Эта поза называется «поза спящего льва». Если у вас нет возможности развернуть свою кровать головой на север (или вы много путешествуете и часто спите в отелях), то достаточно просто представить, что вы спите головой на север. Это сработает. Термин «личное божество» является переводом тибетского слова йидам. Это может быть какое-либо медитативное божество — такое как Вад- жрасаттва, Тара, Падмасамбхава — или ваш духовный наставник, ваш гуру. Вы можете представлять себя в качестве Падмасамбхавы, Далай-ламы, Кармапы или других великих учителей — таких как Дуджом Ринпоче или Дилго Кхьенце Ринпоче. Вы можете использовать в качестве архетипа, или проявления, Будды особую форму, символизирующую просветлённые качества, — любую, которая наиболее глубоко отзывается в вашем сердце. Вы можете представлять себя в качестве этой формы — представлять своё тело в качестве своего йидама. (Вы также можете использовать в качестве йидама божеств других религий, если они вас вдохновляют. Если вы христианин, то примите в качестве йидама Иисуса Христа или святого Франциска Ассизского. Личность, которая может послужить источником вдохновения, можно обнаружить как среди высокодуховных адептов любой из мировых религий, так и среди обычных, не имеющих отношения к религии людей.) «Если ваша визуализация не становится достаточно ясной, — продолжает Падмасамбхава, — подумайте с гордостью: „Я — божество! "».
божества
Практику божества можно назвать сердцем буддизма ваджраяны. Формальная практика, связанная с медитацией на личное божество, крайне сложна. Если говорить в самых общих терминах, практикующий визуально запоминает внешний вид божества, включая его или её одеяния, атрибуты и жесты рук (санскр. мудры). Каждый из этих элементов имеет важное значение. Например, перо грифа, которое украшает верхушку шапки Падмасамбхавы, символизирует, что его воззрение является наивысшим. Три его одеяния (внутреннее и внешнее, а сверху накидка) символизируют его совершенное владение доктринами шравакаяны (колесница индивидуального освобождения), махаяны и ваджраяны. Все остальные атрибуты и элементы также имеют определённый смысл. Затем практикующий полностью освобождается от любой идеи, имеющей отношение к его обычной личности, и визуализирует своё тело как тело божества. Используя «священную гордость»34, мы упрочиваем свою божественную идентичность. Внешний мир мы видим как мандалу божества, которая обычно состоит из дворца с четырьмя симметрично расположенными входами, охраняемыми защитниками. Этот дворец окружён благоприятными символами, защитными кругами и другими символическими объектами. Всех, кто находится во внешнем мире, который простирается за пределами дворца, мы воспринимаем как полностью просветлённых существ35. В идеале все физические формы нужно воспринимать как тело божества, все звуки как просветлённую речь, а все мысли как просветлённый ум. Как единое целое визуализация символизирует вселенную, которую мы воспринимаем как землю Будды, наделённую всеми атрибутами просветлённого измерения. В любой практике божества очень важно избавиться от своего обычного самовосприятия. Чтобы это осуществить, для начала нужно осознать, что наше обычное «я» — то есть то, чем мы себя ощущаем, — является пустым. Это просто карточный домик, который обрушивается, если применить логический анализ, о котором мы уже говорили раньше и который демонстрирует несуществование феноменов. Подобному логическому анализу должна сопутствовать стабильная концентрация, которая достигается с помощью шаматхи. Из этого пространства пустоты, пространства отсутствия истинного существования мы возникаем в форме божества и ассоциируем себя именно с божеством. Визуализируя себя в качестве своего личного божества, представьте, что обладаете всеми совершенными просветлёнными качествами, которыми обладает ваш йидам. Поступая подобным образом, вы трансформируете себя и всё, что вас окружает, следуя шаблону восприятия, который соответствует просветлённой осознанности36. В особых инструкциях Падмасамбхавы о том, что делать в момент отхода ко сну, говорится: «Положив голову на подушку, представьте, что кладёте её на колени своего духовного наставника, а затем сфокусируйте своё внимание на Оргьене Падма [Падмасамбхава], который находится в области горла. Он размером с фалангу большого пальца руки. Лицо его сияет улыбкой. Он проявляется, но не обладает истинным существованием». Этот образ ясно проявляется в вашем горле, но остаётся прозрачным, как радуга. Затем: «Обратитесь мысленно со следующей просьбой: „Благослови меня, чтобы я мог осознать, что нахожусь в сновидении. Благослови меня, чтобы я мог воспринимать сновидение как сновидение"». Вы не призываете на помощь какую-то внешнюю силу или определённого индивидуума. Вы распознаёте свою собственную природу Будды как Падмасамбхаву, находящегося в вашей горловой чакре, и призываете свою внутреннюю осознанность сделать сновидения ясными. «Лягте в позу спящего льва и дайте себе сильную установку на то, чтобы распознать сновидение». Точно таким же методом, как и при работе в рамках техники осознанных сновидений, проявите непоколебимую решимость и создайте твёрдую установку на будущее: этой ночью я во что бы то ни стало распознаю, что нахожусь в сновидении! «Думая так, засыпайте, не отвлекаясь ни на какие другие мысли». Это та ситуация, когда не обойтись без серьёзной практики шаматхи, которая позволит вам удерживать решимость и установку на будущее, сохраняя ум успокоенным и стабильным. «Даже если у вас не получится с первого раза, пробуйте снова и снова, вооружитесь решимостью и искренним желанием». Надо признать, что заснуть, удерживая визуализацию Падмасамбхавы в горловой чакре, одновременно создавая определённые установки на будущее, да ещё при этом не отвлекаться на посторонние мысли — задача не из лёгких. Обычно перед тем, как заснуть, мы на некоторое время отпускаем ум на волю, позволяя ему метаться из стороны в сторону, и потом засыпаем, находясь в состоянии полубессознательного внутреннего диалога. Поэтому нам надо учиться успокаивать этот навязчивый, маниакальный, бессвязно бормочущий ум. И тогда, оказавшись в тишине, удерживая решимость и установку на будущее, сохраняя при этом ум в спокойном и расслабленном состоянии, мы мягко погрузимся в сон. Когда вы концентрируетесь на одной из чакр, то благодаря этому к ней направляется тонкая жизненная энергия. Во время состояния бодрствования потоки жизненной энергии естественным образом направляются к вашей голове; когда вы видите сновидение, они направляются к горлу; когда вы находитесь в состоянии глубокого сна без сновидений, они направляются к сердечной чакре. Поэтому если вы хотите оставаться осознанными во время сновидений, то фокусируйтесь на горловой чакре. Тогда вы сможете сконцентрировать там энергию таким образом, что это поможет вам погрузиться в сон осознанно. Для большинства людей самую большую трудность составляет поддерживание визуализации во время засыпания. Для этого требуется либо очень развитый навык в концентрации внимания, либо врождённая способность ума к полному расслаблению. В традиционной тибетской культуре люди со спокойным, расслабленным умом считались обычным явлением. Это было общество земледельцев и скотоводов-кочевников. Малочисленные города того времени, в отличие от современных мегаполисов, были немноголюдны, и жизнь в них была довольно размеренной. К тому же (и в этом я убедился на собственном опыте) в высокогорных районах, которыми изобилует Тибет, известный как «крыша мира», практиковать визуализацию значительно легче. Один из моих тибетских учителей в годы своей молодости работал в летнее время пастухом в долинах тибетского высокогорья. В течение дня он только и делал, что наблюдал за принадлежавшим его семье стадом, пока животные лениво бродили по пастбищу. Единственным развлечением для него была игра на флейте. При таком стиле жизни немудрено сохранить свой ум расслабленным и умиротворённым. Повторю снова: если большую часть времени ваш ум взволнован или возбуждён — а это в современном мире обычное дело, — устойчивая (благодаря усердной практике) шаматха может оказаться полезной не только для йоги сновидений, но и для выполнения других многочисленных жизненных задач. Существует несколько более простых альтернативных способов визуализации, которые позволяют корректно перейти в состояние сна. Вы можете представить в своём горле красное бинду — светящуюся красным цветом каплю. Также можно визуализировать белый слог «А», который символизирует пустоту. Вы можете использовать для визуализации этого слога соответствующую букву тибетского или санскритского алфавита или даже английскую транслитерацию «А». Но суть этой практики заключается в том, чтобы сфокусировать вашу осознанность в горловой чакре — визуализировать её там и придать ей конкретную форму. Поступая подобным образом, вы совершаете воплощение: ваша осознанность принимает определённую форму — и затем вы направляете к этой форме жизненную энергию. Когда вы визуализируете конкретный семенной слог или даже просто слышите его звучание, то вызываете к жизни определённую архетипическую форму. Это позволяет вам не только направить свою жизненную энергию к соответствующей чакре, но и сконфигурировать её таким образом, чтобы она была полезна для практики йоги сновидений. Жизненная энергия поможет переместить сознание вниз — из головы к горлу — кратчайшим путём, направляя вас от бодрствования к сновидению, позволяя оставаться при этом осознанными. Это является ключевым моментом всей процедуры. Если обычно вы засыпали довольно легко, а теперь обнаруживаете, что попытки поддерживать визуализацию мешают вам уснуть, то стоит принять позу спящего льва и попробовать привести ум в естественное состояние. Это позволит вам быстро погрузиться в сон. Если вы сможете поддерживать ясность в момент, когда начинаете дремать, у вас есть все шансы перейти в состояние сна, сохраняя осознанность. И тогда у вас появляется возможность заметить тот момент, когда начинается сновидение, и переживать его осознанно с самого начала. Но если у вас были какие-либо проблемы со сном, то все методы, о которых мы сейчас говорили, не пойдут вам на пользу. В таком случае наблюдайте за физическими ощущениями, связанными с процессом дыхания, и спокойно засыпайте. В конце концов — о какой йоге сновидений может идти речь, если вы не можете уснуть?!
препятствия
Но что же делать, если после долгого времени усердной практики вы обнаружите, что зашли в тупик и не можете сохранять осознанность, находясь в мире сновидений? «Если не получается распознать сновидение, возможно, это происходит в силу нарушения вами тантрических обетов, поэтому следует посвятить себя принятию прибежища, зарождению бодхичитты, восстановлению обетов путём раскаяния, повторению сто- слоговой мантры Ваджрасаттвы37, подношению ганачакры38. Также следует избегать загрязнений и медитировать описанным ранее способом». Те, кто принял тантрические обеты (санскр. самая), которые учитель обычно даёт во время тантрического посвящения, должен следить, не нарушен ли какой-нибудь из них. Если какой-то из них действительно нарушен, то это может создать препятствие, которое будет мешать вашему прогрессу в практике. Препятствие может быть устранено соответствующими практиками очищения, которые были перечислены в цитате. Если вы не являетесь практикующим в традиции ваджраяны, проверьте, придерживаетесь ли вы принципов безупречной нравственности, когда взаимодействуете с другими или сами с собой. Если нет, то знайте, что это также может оказывать негативное влияние на вашу практику и нарушать уравновешенность ума, которая необходима для успешной медитации. Некоторые из наставлений по практике йоги сновидений в ночное время могут показаться обескураживающими, но нам может помочь сдвинуться с мёртвой точки более прагматичный подход. Самое главное — это распознать сновидение. Поэтому используйте всё, что может вам в этом помочь, — всё, что сработает именно для вас. Это могут быть любые из методов, о которых говорит Падмасамбхава, или те наработки, которые предлагает современная техника осознанных сновидений. Всё, что от вас требуется, — это научиться осознавать, что вы находитесь в сновидении. Это даст вам возможность выполнять любые практики йоги сновидений. Для того чтобы практика шла легко и приносила максимум пользы, необходимо поддерживать стабильность и ясность самого сновидения, а также стабильность и ясность понимания, что вы находитесь в сновидении. Насколько глубоко вы можете проникнуть в сновидение, продолжая осознавать, что вы в сновидении? Существует множество уровней осознанности. Достаточно ли вы осознанны, чтобы пройти сквозь то, что во сне кажется гранитной стеной? Здесь я снова напомню, насколько важна шаматха для практики йоги сновидений, — ведь стабильность и ясность сновидения напрямую зависит от того, каким будет состояние ума во время засыпания. Развив стабильность и ясность внимания посредством шаматхи, вы можете применить их в практике йоги сновидений, и тогда вам будет намного легче практиковать. Именно поэтому Падмасамбхава сначала учил шаматхе и только потом йоге сновидений.
сущностные практики создания проявлений и их преображения
Основные практики йоги сновидений, включая сохранение осознанности в сновидениях, служат средством для прямого постижения природы феноменов. Падмасамбхава продолжает: «Поняв, что вы находитесь в сновидении, размышляйте так: „Поскольку это тело мне снится, его можно преобразить во что угодно". Что бы ни проявилось во время сновидения — будь то демонические сущности, обезьяны, люди, собаки и так далее, — силой медитации преобразите их в своего йидама. Создайте множество проявлений существ и превращайте их во всё, что пожелаете». Эту фазу йоги сновидений можно назвать «фаза мага». Вы находитесь в сновидении, вы осознаёте это и затем поддерживаете течение и ясность сновидения, сохраняя при этом осознанность. Осознавая, что все проявления сновидения возникают из общей основы — что ни субъективно, ни объективно не существует ничего, что было бы реально само по себе, — вы просто начинаете преобразовывать их во всё, что заблагорассудится. С некоторыми действиями — такими как, например, полёты — проблем не возникает, и выполнить их несложно. Возможно, к этому моменту у вас в активе уже накопился большой запас «лётного времени». Теперь же на очереди следующая классическая процедура — превращение единичного явления во множественное. Попробуйте проделать это с любым возникающим в сновидении проявлением, включая и себя самого. Если вы заметите в своём сновидении кокер-спаниеля, создайте дюжину его копий. Если увидите стаю голубей, преобразите их в одного-единственного. Затем попробуйте изменять размер объектов: маленькие превращайте в большие и наоборот. Преобразуйте планету, которая при взгляде на неё занимает значительную часть поля зрения, таким образом, чтобы она стала размером с теннисный мяч. Увеличьте муравья до размера горы. Потом попробуйте менять форму и индивидуальность предметов. Превратите кокер-спаниеля в крокодила, а потом верните ему прежний облик. Превратитесь в птицу, гору или в наручные часы. Преобразите себя в бестелесного духа, а потом в поле цветов. Мой учитель Гьятрул Ринпоче называет это «практика изменения „туда-обратно" явных и неявных проявлений живых существ, а также окружающей обстановки». Эта практика, по его словам, позволяет вам «изменять объекты так, как вы сами захотите», включая «преображение мирных проявлений в гневные и наоборот». Короче говоря, вам позволено абсолютно всё. Поначалу вы столкнётесь с некоторыми проявлениями, которые будут сопротивляться трансформации, и преобразовать их будет не так-то просто. Такие ситуации означают, что в сновидении всё ещё остаются объекты, которые вы воспринимаете как материальные, и поэтому они не поддаются — оказывают сопротивление воле вашей осознанности. Это значит, что нужно приложить ещё больше усилий — работать с этими проявлениями, пока они окончательно не освободятся. Вам необходимо понять, причём не только концептуально, но и путём прямого личного опыта, что феномены сновидений подвижны и нестабильны. Какое бы проявление ни возникло в сновидении, ни одно из них не может быть независимым от вашего сознания. Проводя описанные выше эксперименты, вы постепенно привыкнете к этой мысли. Это обучение непосредственным опытом. Склонность воспринимать проявления как материальные отступает не из-за того, что вы подавляете её, а благодаря тому, что вы постигаете на собственном опыте, что эти проявления нереальны. Это конечная цель практики йоги сновидений. И хотя эти упражнения могут послужить источником развлечения, тем не менее основное их предназначение — это углубление вашего понимания, которое становится возможным благодаря вашему знанию о том, что феномены не существуют сами по себе.
ваш худший ночной кошмар
Не удивляйтесь, если, посвятив некоторое время серьёзной практике йоги сновидений, вы столкнётесь с неприятными переживаниями. Мы занимаемся исследованием общей основы, в которой хранятся и хорошие, и плохие, и даже жуткие переживания, причём переживания, полученные не только в этой жизни, но также и во всех бесчисленных прошлых жизнях. Если бы на протяжении всех этих жизней мы вели себя как ангелы — были всегда добродетельными и позитивными, создавая исключительно благую карму, — то к данному моменту мы были бы уже просветлёнными. Очевидно, что нам придётся иметь дело с довольно непривлекательными аспектами собственного существования. Одна из форм взаимодействия с общей основой называется по-тибетски ньям — «медитативное переживание». Существует бесконечное множество таких переживаний. Ньям — это кратковременное аномальное психическое и/или соматическое переживание, которое вызвано правильной медитацией. Что значит «аномальное»? Это значит, что такое переживание отличается от обычных переживаний. Что значит «кратковременное»? Это значит, что оно будет длиться не дольше нескольких часов, максимум пару дней. Это может проявиться как любое соматическое переживание, как тошнота и головокружение или как ощущение блаженства. Психологически это может проявиться как депрессия, паранойя, возрастание веры, благоговение, слёзы, печаль и так далее. Обратите внимание, что подобные переживания возникают в результате правильной практики медитации и являются знаком прогресса. Не следует путать их с переживаниями, вызванными ошибочной практикой медитации. Чем интенсивнее мы практикуем, тем более острой становится необходимость в учителе медитации. Когда возникает ньям, рассуждайте здраво — спросите себя: «Может быть, это проблемы со здоровьем?» — и если вам покажется, что так оно и есть, то идите к доктору. Если вы уверены, что переживание является ньямом, то не мешайте ему происходить. Просто присутствуйте в нём, не испытывая ни надежды, ни страха. Если это ньям, он закончится так же, как начался. Настоящий ньям — это хороший знак. Это значит, что вы на верном пути в своей практике. Корректное прохождение подобной фазы является процессом очищения. Серьёзный подход к практике создания проявлений и их преображения может стать причиной возникновения ньяма страха. Если какой-либо объект пробуждает в вашем уме страх, это означает, что вы восприняли его как что-то безоговорочно материальное и уцепились за идею о его опасности. «Осознайте, что находитесь в сновидении, и направляйтесь на берег великой реки, — говорится в наставлении Падмасамбхавы. — Думайте так: „Поскольку сейчас я не более чем ментальное тело, находящееся в сновидении, нет ничего, что могли бы унести воды этой реки". Прыгнув в реку, вы будете унесены прочь потоком блаженства и пустоты». Поскольку практика йоги сновидений (как и практика шаматхи) проникает в глубокие слои сознания общей основы, то рано или поздно она вынесет наружу ваш самый худший кошмар. Как эхо слов Падмасамбхавы выглядит высказывание тибетского мастера ламы Цонкапы: «Каждый раз, когда попадаешь во сне в мучительную, угрожающую ситуацию — близок к тому, чтобы утонуть или сгореть заживо, — распознай, что находишься в сновидении, и... заставь себя прыгнуть в эту воду или в этот огонь»39. Вот так можно использовать осознанность в нижеследующей ситуации, которую вполне допустимо охарактеризовать как «худший кошмар»:
Я плаваю в тёмном, вязком болоте. Неожиданно я замечаю на поверхности воды два хищных глаза, которые приближаются ко мне. Я наверняка стану обедом этого ужасного чудовища. Я знаю, что нахожусь в сновидении. Я не существую, крокодил не существует, вся окружающая обстановка является лишь ментальной конструкцией. Я легко могу избежать этой ситуации, улетев на Луну или превратив крокодила в симпатичного кокер- спаниеля. Но я не делаю этого. Я позволяю ему приблизиться, открыть свои огромные челюсти так, чтобы стали видны ряды острых как бритва зубов, и с хрустом вцепиться в моё мягкое, беспомощное тело. (Никакой боли, естественно, мы не почувствуем — ведь тело в сновидении не имеет нервных окончаний, а зубы крокодила ненастоящие.) И когда он закончит трапезу, я восстановлю своё тело, повернусь к нему и спрошу: «Не желаете ли ещё одну порцию?» — и позволю ему снова проделать всё то же самое.
Позволить случиться своему худшему кошмару, прекрасно осознавая его иллюзорность, — это выпускной экзамен для данной фазы практики. «Сначала, — продолжает Падмасамбхава, — из-за цепляния к собственному „я" вы не посмеете [прыгнуть в воду или огонь и т. д.], но такого не произойдёт, когда вы выработаете привычку. Точно так же, если узрите истинную суть всех этих опасностей — огня, обвала и хищных животных, — все страхи возникнут как самадхи». Очень важными для подготовки к таким испытаниям являются практика иллюзорного тела, дневная практика йоги сновидений и создание мощной установки на будущее перед отходом ко сну.
прорыв к изначальной осознанности
В тексте «Естественное освобождение» Падмасамбхава объясняет продвинутую практику узнавания изначальной осознанности в состоянии сновидения. Применение этой практики позволяет тем практикующим, кто достиг шаматхи и випашьяны40, пребывать во время сновидения в ригпа, или в состоянии изначальной осознанности. Впрочем, даже человек, который прежде не практиковал шаматху и випашьяну, тоже может заметить проблески изначальной осознанности, если позволит себе погрузиться в сознание общей основы, используя при этом методы, описанные в главе 4 (закрывать глаза во время осознанного сновидения; погружаться в сон, выполняя визуализацию в сердечной чакре; поддерживать осознавание осознанности). Когда вы продолжаете оставаться в сновидении, сохраняя при этом ясность восприятия, а ваша осознанность переходит от сферы психики, соответствующей сновидению, к сознанию общей основы, — это, без сомнения, самый подходящий момент, для того чтобы напрямую распознать сознание общей основы. Тогда, находясь в состоянии сна без сновидений и сохраняя при этом осознанность, вы сможете практиковать дзогчен. Освободившись от любого концептуального цепляния, раскрывшись во всех направлениях полной круговой панорамой, ваша осознанность может «прорваться» сквозь сознание общей основы и перейти в изначальную осознанность. Из учений дзогчен о практике трекчо («прорыв сквозь»)41, переданных Прахеваджрой, становится ясно: то, через что вам предстоит прорываться, — это именно сознание общей основы42. Но истинная практика дзогчен включает намного большее, чем просто пребывание в «несфокусированной осознанности» или «открытом присутствии». Это нельзя назвать даже истинной практикой шаматхи, которая всегда подразумевает выборочное внимание, а не открытость всем проявлениям. Более того, если вы всё ещё следуете за феноменами, которые воспринимаются органами чувств, ум никогда не вернётся в сознание общей основы и вы не достигнете шаматхи. Несфокусированная осознанность и открытое присутствие не являются также истинной практикой випашьяны, потому что в них отсутствует аналитическое исследование, которое всегда ей сопутствует. На самом деле ни одна их этих двух практик сама по себе не является практикой дзогчен, потому что истинный дзогчен заключается в полном погружении в воззрение, медитацию и соответствующее поведение, или стиль жизни. Если практиковать открытое присутствие, не обладая воззрением изначальной осознанности, то это будет лишь открытое присутствие в собственном двойственном уме. Классическая последовательность применения практик в дзогчен подразумевает, что первым делом нужно привести ум в естественное состояние, используя для этого практику шаматхи. Затем необходимо исследовать истинную природу ума с помощью практики випашьяны. И только в самом конце, прорвавшись через относительный ум — то есть сознание общей основы, — достичь изначальной осознанности, применяя медитацию трекчо. Таким образом, используя сознание общей основы в качестве платформы, можно прорваться к изначальной осознанности. Некоторые проявления, возникающие в сновидениях, — это не более чем артефакты, порождённые сознанием общей основы, но с точки зрения дзогчен вы вполне можете встретиться с Буддой и даже получить от него учения. Те, кто всерьёз практикует ваджраяну, могут путешествовать в чистые земли, встречаться там с буддами и получать от них учения. За время существования буддизма было описано немало таких случаев. Для продвинутых практикующих — а таких существует немало, особенно в азиатских странах, — подобное является обычным делом. Наиболее широко известен случай, когда адепт дзогчен Джигме Лингпа (1730-1798) получил в сновидении обширную передачу учений от Лонгчена Рабджама (1308-1365), несмотря на то что их разделяли 400 лет. Лонгчен Рабджам и сам получил множество учений во время сна и в видениях. Но существует и более современный пример. Однажды я решил навестить английскую монахиню Тензин Палмо, которая является одной из лучших западных практикующих в традиции тибетского буддизма43. В пещере, расположенной в горах на высоте 15000 футов[2], она прожила в полном одиночестве много лет. В тот момент, когда я пришёл навестить её, она была занята тем, что готовилась к трёхлетнему ретриту — собирала необходимые вещи, заготавливала еду и дрова. Я спросил её: «Учитывая, что все тропы будут завалены снегом с ноября по май, что вы будете делать, если, например в феврале, у вас возникнет важный вопрос по практике и вам понадобится посоветоваться со своим учителем?». Она ответила так: «Тут нет ничего сложного. Я просто помолюсь своему ламе, он появится в моём сновидении и ответит на все вопросы». Одним из дополнительных преимуществ самадхи является то, что ясность осознанности естественным образом переносится в состояние сновидения. Люди, достигшие однонаправленного самадхи, которое является плодом практики шаматхи, остаются осознанными в сновидениях, не выполняя при этом никакой особой практики. Если глубоко проникнуть в сознание общей основы, то можно вспомнить свои предыдущие жизни. Однако только постижение изначальной осознанности, где время и пространство не являются препятствиями для знания, может даровать сиддхи (сверх способности, связанные с восприятием) — такие как ясновидение (способность видеть объекты на большом расстоянии), яснослышание (способность слышать звук на большом расстоянии), предвидение. Конечно, в процессе таких глубоких практик, как йога сновидений, такие способности тоже могут появляться — но лишь время от времени. Вспомните хотя бы пример некоторых йоги- нов, с которыми я жил в Дхарамсале в 1980 году. Эти практикующие провели там по 10, 20, а некоторые даже по 30 лет, и их ум стал открытым и ясным. Некоторые из них обнаружили, что у них стало часто проявляться предвидение. Они были уверены, что случаи проявления предвидения не были совпадениями или случайностями. Время от времени, раз в 2-3 недели, без какого-либо предварительного согласования к ним поднимался какой-нибудь житель близлежащих деревень и приносил скромные подношения. Если кто-то из йогинов не был в это время в строгом ретрите, то этот сельский житель мог задать ему несколько вопросов во время совместной трапезы. В какой-то момент йогины обнаружили, что очень часто в ночь перед прибытием визитёра один из них обязательно видел во сне, кто именно это будет. Это были проблески краткосрочного предвидения. Совсем недавно похожий случай произошёл с одним тибетским буддийским учителем, который относительно уединённо жил в своём монастыре, расположенном в Гималаях, на высоте 16000 футов[3]. Случилось так, что неожиданно скончался один из его американских учеников, живших в Колорадо, и учитель в тот же момент почувствовал это. Его приёмный сын жил в это время в Тибете, рядом с учителем, выполняя различные практики. Поэтому учитель сразу рассказал ему о кончине отчима и велел собираться обратно домой. Через некоторое время звонок из Колорадо подтвердил предвидение учителя: молодого человека звали домой в связи со смертью родственника. И последний наглядный пример, связанный со сверхспособностями. В 1992 году Далай-лама упомянул о практике, которая предназначалась для тех, кто уже обладал определённой реализацией и имел большой опыт в практике йоги сновидений. Используя эти достижения как основу, практикующий мог приступить к практике, которая, без сомнения, может быть отнесена к разновидности йоги сновидений традиции ваджраяны. В результате — и это действительно поражает воображение — такой йогин мог развить то, что Далай-лама называл особое тело сновидения. Это означало, что практикующий взял под свой контроль тонкую энергию тела и получил возможность силой самадхи очищать её, направлять и придавать ей форму, наподобие того, как работает с глиной гончар, когда лепит горшки. В этой практике вы не только работаете с общей основой — которая сама по себе нематериальна и неосязаема, — вы используете силу самадхи для того, чтобы создать иллюзорное тело, состоящее из энергии. Эта энергия называется «прана». Когда у вас появляется подобное тело праны, то, находясь в медитации во время состояния сновидения, вы можете проецировать его в интерсубъективный мир — обычную реальность. Это настоящее переживание выхода из тела, и то, что вы проецируете, — это не какая-то бестелесная, призрачная эманация. И это не сила интуиции или ясновидения. Скорее, вы проецируете что-то материальное, что пронизано вашей осознанностью и что можно при этом локализовать (определить его местоположение — это находится здесь, а не там). Материальность этой проекции едва уловима, и вы благодаря ей можете покинуть своё тело и наблюдать, что происходит в интерсубъективной реальности, которую видят люди со стандартным восприятием. Йогин, выполняющий эту практику, может сказать: «Я спроецировал своё тело сновидения в такое-то и такое-то место в пяти милях отсюда, и вот что я там увидел». В то же время люди, которые находились в том самом месте, в пяти милях от йогина, могут подтвердить: «Да, мы видели там то же самое». И подобная проекция никак не ограничена расстоянием. Можно путешествовать на огромные расстояния так же легко, как и на малые, а двигаться при этом можно со скоростью мысли. Такое тело можно спроецировать даже в чистые земли Будд. Подобная практика действительно раздвигает рамки воображения. Возможно, она работает, а возможно, и нет. Единственный способ это выяснить — поставить эксперимент. И это был бы поистине грандиозный эксперимент. ГЛАВА 8
Практическое применение осознанных сновидений
Ранее я упоминал о создании лаборатории сновидений. Несомненно, это подразумевает, что вы уже обрели некоторый уровень мастерства: осознанные сновидения случаются у вас довольно часто, они продолжительны, и вы можете с лёгкостью создавать и манипулировать объектами и окружающей обстановкой сновидения. Если вы уже способны всё это делать, тогда примите мои искренние поздравления — ведь у большинства практикующих на это уходит уйма времени и масса усилий. Неподдельные волнение и энтузиазм, которые вы почувствуете, когда обретёте эти навыки, можно сравнить с ощущениями художника, достигшего в своей работе профессионального уровня. Живописец начинает свой творческий путь, обладая лишь базовыми навыками рисования, но после долгого обучения он развивает эти навыки и овладевает изящной техникой, благодаря которой можно с относительной лёгкостью создавать великолепные картины — произведения искусства, которые создаются посредством ярких красок и силы воображения. В качестве аналогии можно взять любой вид искусства и творчества. Во время обучения технике осознанных сновидений и практике йоги сновидений вы уже применяли вновь приобретённые навыки в различных сферах деятельности. В каких именно — было обусловлено вашими интересами, образом жизни, задачами, которые перед вами стояли, и планами на будущее. В этой главе я расскажу (не вдаваясь, впрочем, в излишние подробности) о тех новых неизведанных землях, которые вы, возможно, захотите исследовать, используя техники и практики, рассмотренные в этой книге.
Развлечение
Для меня лично основным интересом в работе со сновидениями была возможность развития духовности, а также моё научное и философское любопытство. Но следует признать, что опыт переживаний осознанных сновидений начальной стадии — это прежде всего интересное и волнующее развлечение. Для гедониста — человека, убеждённого, что получение удовольствия — это высочайшее благо и цель жизни, — осознанное сновидение является непревзойдённой игровой площадкой. Когда дело касается удовольствий — таких как еда, секс или жажда приключений, — мы ограничены лишь своим воображением. Как пишет Стивен Лаберж в книге «Исследование мира осознанных сновидений», «когда вы получаете возможность контролировать свои сновидения, абсолютно естественно желать исполнения всех желаний». Для реализации наших желаний существует множество путей, некоторые из которых могут оказаться весьма полезными для сглаживания тех сложных жизненных ситуаций, которые обычно не поддаются контролю. Одна из самых одарённых практикующих — адептов техники осознанных сновидений, о которой я уже упоминал в этой книге, прикована к инвалидному креслу неизлечимой врождённой болезнью. В сновидении эта женщина компенсирует свои ограничения, создавая для себя целую жизнь, наполняя её движением и фантастическими трансформациями. Техника осознанных сновидений может принести огромную пользу любому, кто ограничен физически. Только представьте себе, как здорово было бы превратиться в какие-нибудь очень странные объекты — в старый патефон, проигрывающий пластинку, или в бабочку, порхающую над цветочным полем. Это могло бы стать источником радости и удовольствия, а также оказать существенную моральную поддержку. Можно танцевать, летать на другие планеты или взаимодействовать с другими людьми, имея при этом «нормальное» тело. В любом случае для людей с физическими ограничениями это явилось бы хорошей передышкой — временным облегчением их повседневных страданий. Людей в возрасте, многие из которых с грустью вспоминают о «годах молодости», осознанные сновидения могли бы вернуть в эти самые годы. Ваш ум не может вновь стать молодым (да и навряд ли вам самим этого бы хотелось), но вот тело в сновидении может быть любого возраста, какого вы только пожелаете. Использование осознанных сновидений в качестве компенсации или для сглаживания сложных жизненных ситуаций может быть актуальным для тех, кто лишён свободы, — находится в тюрьме или в других местах лишения свободы. Та свобода, которой эти люди лишены днём, доступна для них во время сновидения. Подобные жизненные условия предоставляют неограниченное время для работы с осознанными сновидениями. Для тех, кто хочет ближе ознакомиться с этой областью применения техники осознанных сновидений, используя формальный подход, Лаберж в своей книге предлагает великолепные методы.
психологическое и физическое исцеление
На Западе существует множество теорий о работе ума и психики и как минимум столько же подходов к работе с психологическими проблемами. Как мы уже убедились, техника осознанных сновидений и практика йоги сновидений предоставляют оптимальные методы для исследования сознания не только на уровне психики, но и на гораздо более глубоких уровнях. Финальная стадия йоги сновидений, которая предполагает, что мы больше не избегаем своих самых глубинных страхов и позволяем пугающим ситуациям реализовываться в полной мере, является действенным способом исцеления ума. Если вы в течение долгого времени всерьёз выполняете практики, связанные с техникой осознанных сновидений или йогой сновидений, то, вполне возможно, вы «вытянете» наружу свои глубоко запрятанные страхи, которые психолог Карл Юнг называл «тенью». Говоря проще — вы испытаете свой худший кошмар. Из всего, что вас пугает, проявится самое страшное. Если это как раз то, чего вы всеми силами хотели бы избежать, то работа с осознанными сновидениями и практика йоги сновидений не для вас. Однако с точки зрения личной трансформации (процесса освобождения от страхов) подобный кошмар является тяжким испытанием, которое в результате оборачивается благом. Главный смысл практики — не избегать худшего, а позволить ему случиться. Если вы сохраняете в сновидении осознанность, то прекрасно знаете, что любой объект, который вызывает у вас страх, — будь то монстр, враг или зловещая сущность, — на самом деле лишь элемент сновидения. Они нематериальны. Они не более чем безвредные, бесплотные эфемерные проявления, «вынырнувшие» из сознания общей основы. Если потребуется, вы всегда можете проснуться, и они просто исчезнут. Но гораздо полезнее сохранить спокойствие и взглянуть в лицо своему страху — позволить пугающему объекту совершить всё, что он задумал, и посмотреть, чем это обернётся. Такой терапевтический подход можно найти как в западной психологии, так в практиках различных духовных традиций. С точки зрения Юнга, сущности в сновидении — такие как монстры или демоны — указывают на то, что эго остаётся неполноценным. И в подобном подходе к исцелению самым важным является интеграция в него подобных «теневых объектов». У Стивена Лабержа однажды был опыт, когда в течение долгого времени в его сновидениях появлялся ужасный монстр. Этот случай послужил хорошей иллюстрацией к гипотезе Юнга. Сначала, будучи опытным адептом техники осознанных сновидений, Стивен либо убегал от чудовища, либо трансформировал его, либо трансформировал окружающую обстановку. Однако монстр возвращался снова и снова. Тогда Лаберж решил, что в этой ситуации следует применить метод получше. В конце концов — кто, от кого и, главное, куда может убегать в сновидении? Всё это игра теней. Тогда он решил встретиться с пугающим образом лицом к лицу. И когда он взглянул в глаза чудовища, то увидел наконец его истинное лицо. Он увидел точно такое же, как и он сам, живое существо, у которого тоже были свои радости и печали, надежды и страхи. Он вдруг понял: «Это точно такое же существо, как и я», — и внезапно вместо обычного ужаса, который он испытывал при появлении этого создания, он почувствовал прилив любящей доброты, сострадания и симпатии. И тогда это существо просто растворилось в самом Стивене и после уже никогда не появлялось в его сновидениях. Юнг сказал бы об этой ситуации, что какая-то часть психики Лабержа была в определённый момент отвергнута и создала монстра, а сострадание к этому символу отвергнутой части психики сделало возможным её обратную интеграцию. Нет никакого сомнения, что техника осознанных сновидений и практика йоги сновидения могут оказаться полезными для теорий, идей и прикладных техник множества других методов психологической терапии, где сновидения используются как важный инструмент для понимания работы психики. Зигмунд Фрейд, например, прилагал много усилий, чтобы разобраться в значении сновидений и использовать их для терапии. В осознанном сновидении те символы, которые так важны для психоанализа, легкодоступны — можно взаимодействовать с ними, исследовать, изменять их и в результате достигнуть их полного понимания. Можно сказать, что йога сновидений может добавить динамизма в терапевтический процесс — точно так же, как это делает в некоторых случаях гипноз. Ещё одна ситуация, когда в терапии может быть использована техника осознанных сновидений, — это «нерешённые вопросы» во взаимоотношениях с другими людьми и проблемы, которые нельзя решить обычным способом. Эти проблемы варьируются от чувства вины по отношению к умершим родственниками, друзьям и возлюбленным до беспокойства по поводу прошлых отношений с людьми, которые хоть и живы, но почему-либо не хотят расставить все точки над «i». В обоих этих случаях мы обычно испытываем психологический дискомфорт, выйти из которого не так-то просто. В осознанном сновидении вы можете организовать встречу с теми, с кем вам необходимо поговорить, воссоздав воображаемые образы, идентичные самим этим людям. Вы можете задать им вопрос, попросить проще ния, выразить какие-то свои чувства, попрощаться и так далее. Конечно, весь сценарий такой встречи будет «написан» в вашем сознании общей основы. Это не будет разговор с реальными людьми. Но если у вас нет других способов, скажем, избавиться от чувства вины, то реализм, присущий осознанному сновидению, вполне может привести к катарсису. Что же касается использования сновидений для решения проблем со здоровьем, существует множество широко известных и опубликованных свидетельств и даже научные доказательства того, что исцеление ума позитивно влияет на тело. Достижение похожего эффекта предполагается также и в продвинутых практиках йоги сновидений, когда происходит работа с праной. Стивен Лаберж так сформулировал задачу, которую предстоит решить будущим поколениям исследователей осознанных сновидений: «Если мы исцеляем своё тело в сновидении, в какой мере это воздействует на исцеление нашего физического тела?» Официальной медицине, которая всё ещё неохотно исследует нематериальные аспекты физического здоровья и лечения заболеваний, возможно, следовало бы быть мудрее и уделять им больше внимания, учитывая, что психологический и духовный подходы к лечению исторически уже доказали свою действенность в рамках различных культурных формаций, в том числе и современной западной. Но до тех пор, пока это не стало возможным, исследователи сновидений могут выступить авангардом, который откроет совершенно новые способы терапии, способной излечивать заболевания, считавшиеся трудноизлечимыми методами современной западной психологии и медицины.
мастерство, тренировка и творчество
Благодаря яркости красок воображения и возможностям творческого контроля над окружающей обстановкой лаборатория осознанных сновидений представляет собой идеальное место для оттачивания мастерства и реализации творческих замыслов практически в любой области самореализации личности. В ходе исторического развития было немало примеров, когда идеи, способствующие научному открытию или созданию произведения искусства, рождались во время сновидения. В области спорта известен случай, когда Джек Никлаус, чей рекорд побед на турнирах PGA до сих пор не побит, заметно прибавил в мастерстве благодаря некоему открытию, которое сделал во время одного-единственного осознанного сновидения. Лучших результатов в оттачивании мастерства — будь это теннис, нейрохирургия или концерт для скрипки — можно добиться, если использовать в процессе тренировки комбинацию самовнушения («У меня всё получится!») и различных визуализаций, помогающих добиться наилучшей формы в выбранной сфере деятельности. Для эффективной практики самовнушения и визуализации невозможно представить места лучше, чем осознанное сновидение. Обычно техника визуализации предусматривает, что практикующий неподвижно сидит, представляя, что выполняет определённые движения. В действительности практикующий остаётся неподвижным, но, несмотря на это, устанавливаются нейронные связи, которые благоприятно скажутся на соответствующих навыках. В качестве примера можно упомянуть знаменитого пианиста Артура Рубинштейна, который обладал способностью мысленно репетировать музыкальную пьесу, которую он до этого никогда не исполнял. Он просто смотрел на ноты и воображал, как его пальцы нажимают клавиши. Впоследствии он мог исполнить эту пьесу без каких- либо дальнейших репетиций44. Исследования показывают, что в отсутствие реальных механических движений тела наилучшей площадкой для развития нейронных связей является пространство сновидения. Если вы пианист, то в осознанном сновидении у вас будет всё необходимое для концерта — рояль, концертный зал и даже аудитория, которая будет вам аплодировать. Если вы боитесь выступать на публике, лаборатория осознанных сновидений даст вам возможность репетировать своё выступление до тех пор, пока вы не обретёте уверенность в себе. Если вам необходимо провести бизнес-презентацию перед своим начальником и старшими менеджерами, вы можете создать копию конференц-зала и наполнить её соответствующими образами участников заседания. Вы можете сделать так, что изначально они будут настроены скептически, потом станут менять своё мнение под воздействием вашей аргументации и в конечном итоге поздравят вас с блестящей презентацией. После нескольких таких репетиций реальная презентация покажется вам чем-то очень привычным и пойдёт по накатанной колее. Вы гораздо успешнее справитесь с выступлением, если заранее отрепетируете его, — и техника осознанных сновидений подходит для этой цели куда лучше, чем любая другая техника визуализации. Всё, о чём я говорил в этом разделе, — это всего лишь мои общие рекомендации относительно некоторых путей практического использования осознанных сновидений и йоги сновидений. Если вы хотите найти более детальную информацию о практической стороне вопроса, то существует множество книг, в которых подробно разбираются техники самовнушения и визуализации, которые применяются в состоянии бодрствования. Вам нужно выполнять все те же самые манипуляции, но только в своей лаборатории осознанных сновидений. Более детальное описание методов, применяемых в технике осознанных сновидений, можно найти в заключительных главах книги Стивена Лабержа «Исследование мира осознанных сновидений». объяснимой и очевидной. Поэтому индивидуальная практика техники осознанных сновидений или йоги сновидений — как, впрочем, и любой другой подход к развитию духовности, — обязательно выстраивается с учётом индивидуальных особенностей. Общие рекомендации, которые содержатся в книгах, конечно, полезны, но наиболее важные (а порой решающие) специфические аспекты становятся доступны только благодаря личному опыту и рекомендациям других практикующих, особенно опытных учителей. В большинстве случаев у поставленной задачи есть несколько альтернативных способов решения, поэтому в данной книге я попытался представить материал таким образом, чтобы у читателя как можно чаще появлялась возможность выбора. Я также обнаружил, что наиболее полезные рекомендации рождаются в ответ на вопросы и пожелания моих учеников. Это не удивительно — ведь у каждого практикующего технику осознанных сновидений и йогу сновидений есть свой личный опыт, своя философия и свой подход к практике. Надеюсь, те вопросы и ответы, которые я собрал для этой главы, окажутся для вас полезными.
работа со сновидениями
Как организовать процесс практики
Вопрос: Нужно ли мне планировать определённые сессии? Ответ: Мне кажется, в планировании есть определённый смысл. Необходимо сохранять баланс. Духовная практика в этом смысле сродни питанию — очень важна сбалансированная диета. Используя свой собственный опыт и сообразительность, организуйте всё таким образом, чтобы занятия происходили не от случая к случаю, а выстроились в определённую уравновешенную систему. Например, хатха-йогу можно использовать как медитативную практику для тренировки внимательности, особенно во время дыхания. Затем можно поупражняться в шаматхе, которая очень хороша для приведения ума к равновесию. Затем для исследования и понимания реальности необходимо уделить время випашьяне или йоге сновидений. Оставьте напоследок и что-нибудь «для души» — например, «Четыре безмерные добродетели». Если вы решили уделить внимание какой-то одной45 из них, пусть это будет первая практика — любящая доброта. Но если вы хотите получить больше «питательных веществ» для души, то практикуйте все четыре. Также очень важно уделять внимание телу. Это может быть активный трекинг в горах — физическая активность, которая также требует повышенной внимательности. Когда вы решите, как именно вам поддерживать тело в форме, диета будет окончательно составлена и в ней будут присутствовать все необходимые «группы продуктов». Какая группа будет представлена больше, а какая меньше — сугубо индивидуально. Плывите какое-то время по течению, а потом сами поймёте, что для вас лучше работает. Все эти практики — давайте назовём их практиками Дхармы — предназначены для создания причин истинного счастья (ощущение благополучия, понимание своего предназначения, самореализация, радость и удовлетворённость), которое не зависит от внешних обстоятельств, воспринимаемых органами чувств. Все эти аспекты счастья проявляются из самой природы осознанности. Они позволяют вам проходить через все жизненные обстоятельства, сохраняя ощущение благополучия. Практики различных духовных традиций — таких как христианство, индуизм, буддизм, даосизм и суфизм, а также любые мирские устремления направлены на поиски истинного счастья. Посмотрите на свою духовную практику прагматически — спросите себя, принесёт ли она вам именно ту пользу, на которую вы рассчитываете. Обдумайте, какие именно качества вы хотели бы обрести, какие аспекты своего поведения изменить и какие инструменты применять для решения возникающих проблем. Подумайте также, от каких привычек вы бы хотели избавиться. Решите, насколько эффективна эта практика для развития позитивных качеств. Некоторые люди будут уделять больше внимания йоге, для других вся практика будет сосредоточена вокруг четырёх безмерных добродетелей, третьи будут заинтересованы в получении знаний и прозрений, четвёртые захотят служить человечеству. Поэтому очень важно правильно оценить практику, которую вы собираетесь выполнять, а затем уже пытаться изменить себя с её помощью.
Совет о ведении журнала сновидений
Вопрос: Я постоянно вижу сновидения и часто их записываю. Я выбираю те из них, которые произвели на меня впечатление. Обычные сны я не записываю. Прошлой ночью у меня было несколько сновидений, но все они были обычными. Я решил, что, возможно, запишу их позже, но потом просто забыл про них. Какие же из снов нужно записывать — обычные или те, которые нам кажутся важными? Ответ: Я, пожалуй, с вами соглашусь и даже посочувствую. Очевидно, что записывать все сны подряд — это весьма монотонное занятие. Для этого вам понадобился бы бесконечный запас энтузиазма. Однако в контексте освоения техники осознанных сновидений весь смысл записи сновидений заключается в том, чтобы улучшить навык их запоминания, без которого вам очень трудно будет сдвинуть практику с места. Поэтому вам необходимо создать обширную базу данных. Даже в обычных снах можно обнаружить признаки сновидения. Это позволит вам создать собственную базу данных, анализируя которую вы определите, какие из признаков сновидения повторяются снова и снова. К тому же признаки сновидения могут измениться, и это тоже необходимо фиксировать. Также важно записывать все замеченные вами аномалии и невероятные события. Когда вы всё это каталогизируете, необходимость дальнейшего ведения дневника отпадёт сама собой. Но не менее важно сохранять неподвижность, когда вы просыпаетесь и пытаетесь сфокусироваться на последнем сновидении, пробуя вернуться в него, оставаясь осознанным. В этом случае даже обычное сновидение может принести пользу. Ведь если вы сможете вернуться в него, сохраняя осознанность, то получите возможность трансформировать его во что-то очень интересное. Если вы сможете инициировать развитие сюжета сновидения в любом направлении, как оно может остаться «обычным»?
Пассивные осознанные сновидения
Вопрос: У меня время от времени бывают осознанные сновидения. Я осознаю, что нахожусь в сновидении, когда лечу, например. Но я не понимаю — а что дальше? Сновидение просто разворачивается само по себе без какого-либо моего участия. Это выглядит так, что мне некуда лететь. Так откуда мне лететь и куда? Ответ: Йога сновидений требует серьёзной творческой вовлечённости в сюжет сновидения, попыток всеми доступными способами проникнуть в него как можно глубже. Поэтому перед вами стоит выбор: хотите вы развиваться дальше в своей работе со сновидениями и заняться йогой сновидений всерьёз или желаете оставить всё как есть. Если вы решите использовать творческий подход к сновидению, то сможете провести множество захватывающих экспериментов.
Насыщенность или стабильность?
Вопрос: Возможно ли такое, что, практикуя медитацию и работая со сновидениями, мы настолько увлечёмся аспектом насыщенности, что не сможем добиться стабильности? Ответ: Множество практикующих из разных духовных традиций знакомы с понятием «насыщенность», или «живость». Это опыт переживания духовного подъёма. Среди моих сверстников многие занимались медитацией, и, чего уж тут скрывать, среди них было немало тех, кто перед практикой употреблял наркотики. Они использовали ЛСД, мескалин, псилоци- биновые грибы и другие психоактивные вещества. Поэтому они уже кое-что знали о таких аспектах осознанности, как насыщенность и яркость. Благодаря этим качествам подобные наркотики стали называть галлюциногены. После эти люди стали потихоньку медитировать, и у них периодически случались очень интенсивные и яркие переживания. Они чувствовали духовный подъём — ослепительное присутствие и ясное осознавание — и говорили: «Вот это то, что мне нужно! Это как наркотики, но без побочных эффектов и абсолютно легально. Хочу вот такого вот духовного подъёма!». Пережив однажды опыт такого состояния, очень легко убедить себя, что просто необходимо пребывать в нём постоянно. Поэтому многие гонятся исключительно за насыщенностью. Они рассуждают так: «Стабильность? Зачем это мне?! Это же так нудно». «А расслабление, — продолжают эти люди, — для тех, кто в отпуске. Стабильность, расслабление — кому всё это нужно? Это скучно и неинтересно». В итоге их целью становится насыщенность. Так действительно часто случается. В результате они «подсаживаются» на «духовный приход», они становятся от него зависимы. Они становятся эмоционально ранимыми и нестабильными, а состояние духовного подъёма куда-то исчезает. Они возвращаются в обычный мир — и тут их практика полностью «рассыпается»: они становятся слишком чувствительны к шуму, суматохе и бесконтрольности повседневной жизни и просто не в состоянии со всем этим совладать.
Неочевидные признаки в реалистичных сновидениях
Вопрос: Когда сновидение очень реалистично, мне трудно стать осознанным. Однажды мне приснилась ситуация, которая случилась на моей работе несколько лет назад. Встреча с женой в библиотеке была единственной странностью, которая указывала на то, что я нахожусь в сновидении. Однако странность эта была настолько незначительной, что я так и не осознал, что сплю. Ответ: Необходимо отслеживать повторяющиеся признаки сновидений — какие-то характерные особенности и аномалии. Встреча с женой в библиотеке может оказаться одним из событий, которые происходят раз за разом. Это можно считать неочевидной аномалией. Для распознавания таких неочевидных аномалий и признаков требуется развить определённые навыки. Особенно полезна для этого установка на будущее, которая напомнит вам взглянуть на ситуацию с позиции критического мышления и спросить себя: «Не выглядит ли это странно?». Это может сработать как катализатор. Выработайте привычку замечать всё, что может показаться хоть немного странным. Возвращение в сновидение, где у вас нет физического тела Вопрос: В некоторых моих сновидениях у меня нет физического тела. Я ощущаю себя как некое присутствие, осознанно наблюдающее сновидение. Но когда сновидение начинает ускользать, у меня нет той привычной основы, за которую я мог бы зацепиться, чтобы в него вернуться. Как мне сохранить сновидение в такой ситуации? Ответ: В подобной ситуации вы можете оживить сновидение предвосхищением или проекцией будущих событий. Предположим, вы видите сельскую дорогу. Вы можете сказать себе: «Могу побиться об заклад, что на горизонте вот-вот появится крутой „Мазе- ратим моего друга». Попробуйте этот метод. Предвосхищение — это один из лучших трюков, которые можно провернуть в сновидении. Предвосхищение может оказывать на сюжет сновидения огромное влияние. Всё, что от вас требуется, — это поверить или представить себе (а иногда просто выразить опасение), что что-нибудь произойдёт, и в тот же самый момент вот оно — тут как тут. Это действительно несложно. И таким образом вы сохраните сновидение.
Частично осознанная трансформация
Вопрос: Несколько лет назад я видел сон, в котором я шёл по улице, потом подошёл к кому-то, и это оказалась довольно неприятная встреча. В своём сновидении я просто «отмотал плёнку назад» на 50 футов [4] «вырезал» встречу и снова «запустил» сновидение. Позже я уже ни разу не поступал подобным образом. Что означает вся эта ситуация? Ответ: Такое часто случается в середине второй фазы йоги сновидений, в практике трансформации. Я помню историю, которую рассказала мне одна знакомая. Она находилась на одном из верхних этажей недостроенного небоскрёба и там встретила актёра Мела Гибсона. Они разговорились, и тут он вдруг оступился и полетел вниз. Тогда моя знакомая подумала: «Нет! Ты не упадёшь!». Потом она отредактировала сновидение и проиграла его снова. В этой «новой версии» Мел Гибсон удержался на краю здания и чудесным образом остался жив. Это один из примеров «почти осознанности». Была моя знакомая осознанна в этом сновидении? Навряд ли она была полностью осознанна, и всё же её осознанности хватило на то, чтобы вмешаться в сюжет сновидения и добиться того, что ей было нужно, — потусоваться с Мелом Гибсоном на крыше небоскрёба! Это можно назвать частичной осознанностью.
Осознанные сновидения и очищение
Вопрос: Можно ли выполнять в осознаннъис сновидениях практики очищения? Ответ: Без сомнения!
ПРИРОДА СНОВИДЕНИЙ
Два разных качества — интенсивность и осознанность
Во
|