Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из доклада Арсения Дежурова на конференции по театральной педагогике (ноябрь 2012).

«Как выглядит Древняя Греция? Показываю на себе. Вот (располагаю руки в соответствии с рисунком), эта Греция (покачиваю локтем правой руки) – та, которую мы и сейчас называем Грецией, то есть ………………………. полуостров, на юге которого, отделённый тонким ………………….. перешейком, - ………………………….. – средоточие античной культуры (двигаю правой ладонью). А эта (покачиваю локтем левой руки) – полуостров …………………….. ………………………….., то есть современная …………………………….

 

В сознании греков Эллада была двуедина. Это (правый локоть) – Дорийская Греция, Греция-папа. Здесь горшки расписывали линиями, треугольниками и свастиками; колоннада храмов напоминала плотный строй солдат, голова колонны, капитель, была лишена декоративных украшательств (напоминаю, как выглядела капитель, положив ладонь на кулак); рельефы изображали батальные сцены, а мемориальная скульптура – стремительно идущих юношей-атлетов.

Как называется колонна с такой капителью?

 

Здесь (левый локоть) вместо бегущих юношей, на могилах ставили фигуры задрапированных девушек, горшки расписывали розочками и пальмовыми листочками, колонны украшали большим количеством вертикальных желобков, напоминающих прихотливые складки женской одежды; голову колонны венчали завитки бараньих рогов (напоминаю, как выглядела капитель, составив кулаки, как на рисунке), а над ними рельеф изображал мирную процессию, идущую вокруг храма.

Как называется колонна с такой капителью?

 

Между Дорической и Ионической Грецией – Эгейское море, усыпанное островами; на севере – узкий пролив, Геллеспонт, выход в Пропонтиду, «предморие», Мраморное море, из которого через Боспор можно было проникнуть в огромный Эвксинский понт, Чёрное море, с его хлебными землями».

 

 


 

Экспериментальная работа по ономастике.

У греков почти все имена были значащие. Алекс-андр — защитник людей. Фил-ипп — любитель коней (конный спорт был делом знати, имена на -ипп были аристократическими). Геро-дот — богини Геры дар. Поли-крат — много-властный. Демо-крат — народа власть. Пери-кл(ес) — «со всех сторон слава», вроде нашего Всеслав. Иеро-кл(ес) —святая слава, вроде нашего Святослав. И так далее. Зная небольшой набор корней, из которых составлялись такие имена, можно выкладывать из них новые, как из мозаики.

 

И в начале, и в конце имени можно встретить такие корни: Преимущественно в начале имени встречаются корни: Окончания имен обычно такие:
-агор- — говорить -анакс-, -анакт- — владыка -андр- — человек, муж -арх(и)- — начальник -дем-, -дам--народ -(г)ипп- — конь -крео(н) — царь -крин-, -крит- — судить, судья -кл(ес), -клео-, -клит- — слава -ксен- — гость -ник- — побеждать, победитель -страт- — войско -фил—любить   алк — сила алекс- — защита ант(и)- — вместо, против арист- — лучший (г)иер- — святой, священный ев-, эв- — хороший еври-, эври- — широкий исо- — равный ифи- — сильный калли- — красивый левк- — белый лик- — светлый или волчий лиси--прекращать, разрушать метро- — мать, материнский нео--новый, молодой патро- — отец, отцовский пери- — со всех сторон пиф- — убеждать ксанф-, ксант--рыжий прахс- — дело прот- — первый тим- — почесть поли--много фраси- — храбрый хрис- — золотой эпи- — после -анф, -ант — цвести -бул — советовать -ген, -гон — рожденный -дор, -дот — дар -дам(ант) — укротитель -крат — власть -лай — народ -мах — борьба, война -мед — мысль, забота -сфен — сила -фан — явленный, видный -фрон — разумный -стом - уста  

 

 

Кроме того, многие имена бывают производными от имен богов: аполло-, афино-, гермо-, геро-, гераклео-... Кончаются они обычно на -дор, -дот (что значит «дар») или -ген (что значит «рождение», «рожденный»). Зено- и Дио- одинаково значат «Зевсов», а фео- (или тео) — «божий» вообще.


Пользуясь полученными сведениями по ономастике древнегреческого языка, быстро переведи на древнегреческий русское значение имени, после чего найди по словарям (заслуживающим доверия), кто прославил это имя.

Значение имени Греческое имя исторический деятель или персонаж с таким именем (укажи эпоху, деяния)
Дар Зевса    
Любитель войска    
Народная сила    
Начальник мысли    
Отцовская слава    
Подарок Аполлона    
Прекратитель войны    
Убедительная речь    

Творческое задание.

Как тебе кажется, какие характеры могли бы дополнить книгу Феофраста в современной редакции? (Обращаю внимание, что характер «Пристрастие к олигархии» уже есть). Составь описание замеченного тобой «характера» из современной жизни в манере Феофраста (не блолее 100 слов, как в характере «Невежа»)

 

Не только науку о животных и не только науку о государственном устройстве начинал Аристотель со сбора и классификации материала. Науку о человеческих чувствах и поведении — тоже. Называлась эта наука — «этика», сочинение о ней написал сам Аристотель, а сборник описаний человеческих характеров составил его ученик Феофраст. Здесь тридцать небольших портретов, построенных на одной преобладающей черте:

Ирония, льстивость, пустословаие, неотесанность, угодливость, отчаянность, болтливость, вестовщичество, бессовестность, крозхоборство, бесстыдство, бестактность, суетливость, тупоумие, грубость, суеверие, ворчливость, недоверчивость, нечистоплотность, назойливость, тщеславие, скаредность, бахвальство, высокомерие, трусость, пристрастие к олигархии, опсиматия (прим. знач. «инфантилизм»), злоязычие, подлолюбие, подлокорыстие.

Вот некоторые из них в пересказе Мих. Гаспарова:

Невежа. Невежество — это, вернее всего, незнание приличий, как у мужиков. Невежа носит обувь, которая ему велика; говорит зычно; друзьям и домашним не доверяет, а с рабами обо всем советуется и батракам в поле рассказывает, что было при нем в народном собрании. В городе он не глядит ни на храмы, ни на статуи, но если увидит быка или осла, непременно остановится и полюбуется. Завтракает он на ходу, задавая корм скотине. Монету берет не всякую, а сперва прикинет, не легка ли. Если одолжит кому корзину, серп или мешок, то после этого заснуть не может и средь ночи идет просить назад. Являясь в город, спрашивает первого встречного, почем здесь овчины и сушеная рыба. Моясь в бане, поет; башмаки подбивает гвоздями.

Льстец. Лесть можно определить как обхождение некрасивое, но выгодное льстящему. Льстец — это такой человек, который во время прогулки скажет спутнику: «Замечаешь, как все на тебя смотрят? Никого другого в городе так не уважают!» — и снимет с его плаща ниточку. Спутник заговорил — льстец велит всем умолкнуть; сострил — хохочет; запел — хвалит; умолк — восклицает: «Превосходно!» Детям его он покупает яблоки и груши, дарит так, чтобы отец видел, и приговаривает: «У хорошего отца и дети хороши». Когда спутник покупает себе сандалии, льстец восклицает: «Хороша обувь, а нога лучше!» Когда тот идет в гости к приятелю, льстец бежит вперед и объявляет: «К тебе идет!» — а потом, вернувшись назад: «Оповестил!» Спрашивает улещаемого, не холодно ли ему, и, не дав ему ответить, уже кутает его в плащ. Болтая с другими, смотрит на него, а когда тот садится, он выхватывает у раба подушку и подкладывает ему сам. И дом-то у него, говорит льстец, красив и прочен, и поле хорошо возделано, и портрет похож.

 

Интертекстуальное взаимодействие русской и античной литературы.

Пушкин:

Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал.
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?..»
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»

Чьим придворным художником был Апеллес?  
Кто в действительности дал Апеллесу один нужный совет и много ненужных, за что был вынужден стерпеть от Апеллеса дерзость?  

 

Так пересказывает историю из жизни Апеллеса Борис Пастернак в эпиграфе к своей повести «Апеллесова черта»:

«…Передают, будто греческий художник Апеллес, не застав однажды дома своего соперника Зевксиса, провел черту на стене, по которой Зевксис догадался, какой гость был у него в его отсутствие. Зевксис в долгу не остался. Он выбрал время, когда заведомо знал, что Апеллеса дома не застанет, и оставил свой знак, ставший притчей художества».

Какую фактическую ошибку допускает Пастернак?  

Экспериментальная работа с текстом на языке оригинала.

Один из фрагментов текста принадлежит Гомеру. Какой именно?


 

РАЗВИТИЕ АУДИРОВАНИЯ

Прослушай радиопередачу по истории древнегреческого театра и ответь на вопросы в таблице

1 часть https://boomp3.com/mp3/fh3cq7z5u78

2 часть https://boomp3.com/mp3/fh3depd4wk4

Сколько спектаклей в год мог посмотреть древний грек, житель Аттики V века до РХ?  
Три трагедии были связаны общим сюжетом и героями, а последняя пьеса называлась «сатировская драма». Как называлась такая четвероединая пьеса?  
Кто вывел на театр первого актера (протагониста)?  
Слово «нахлебник» по-гречески очень обидно. НА-хлебник звучит как…  
Фриних сочинил драму " Взятие Милета".Когда он поставил, успех был абсолютным.Греки, обезумев от горя, разрывали на себе одежды и заливались слезами. Однако Финих что досталось в удел драматургу вместо награды?  
Вертикальная палочка, обозначающая паузу для вдоха, превратилась в современную…  

 

Благодарю за выполненную работу

Арсений Дежуров

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Архитектура Древнего Рима этрусско-архаического | Работа с биографическим материалом.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал