![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из доклада Арсения Дежурова на конференции по театральной педагогике (ноябрь 2012).
«Как выглядит Древняя Греция? Показываю на себе. Вот (располагаю руки в соответствии с рисунком), эта Греция (покачиваю локтем правой руки) – та, которую мы и сейчас называем Грецией, то есть ………………………. полуостров, на юге которого, отделённый тонким ………………….. перешейком, - ………………………….. – средоточие античной культуры (двигаю правой ладонью). А эта (покачиваю локтем левой руки) – полуостров …………………….. ………………………….., то есть современная …………………………….
В сознании греков Эллада была двуедина. Это (правый локоть) – Дорийская Греция, Греция-папа. Здесь горшки расписывали линиями, треугольниками и свастиками; колоннада храмов напоминала плотный строй солдат, голова колонны, капитель, была лишена декоративных украшательств (напоминаю, как выглядела капитель, положив ладонь на кулак); рельефы изображали батальные сцены, а мемориальная скульптура – стремительно идущих юношей-атлетов.
Здесь (левый локоть) вместо бегущих юношей, на могилах ставили фигуры задрапированных девушек, горшки расписывали розочками и пальмовыми листочками, колонны украшали большим количеством вертикальных желобков, напоминающих прихотливые складки женской одежды; голову колонны венчали завитки бараньих рогов (напоминаю, как выглядела капитель, составив кулаки, как на рисунке), а над ними рельеф изображал мирную процессию, идущую вокруг храма.
Между Дорической и Ионической Грецией – Эгейское море, усыпанное островами; на севере – узкий пролив, Геллеспонт, выход в Пропонтиду, «предморие», Мраморное море, из которого через Боспор можно было проникнуть в огромный Эвксинский понт, Чёрное море, с его хлебными землями».
Экспериментальная работа по ономастике. У греков почти все имена были значащие. Алекс-андр — защитник людей. Фил-ипп — любитель коней (конный спорт был делом знати, имена на -ипп были аристократическими). Геро-дот — богини Геры дар. Поли-крат — много-властный. Демо-крат — народа власть. Пери-кл(ес) — «со всех сторон слава», вроде нашего Всеслав. Иеро-кл(ес) —святая слава, вроде нашего Святослав. И так далее. Зная небольшой набор корней, из которых составлялись такие имена, можно выкладывать из них новые, как из мозаики.
Кроме того, многие имена бывают производными от имен богов: аполло-, афино-, гермо-, геро-, гераклео-... Кончаются они обычно на -дор, -дот (что значит «дар») или -ген (что значит «рождение», «рожденный»). Зено- и Дио- одинаково значат «Зевсов», а фео- (или тео) — «божий» вообще.
Творческое задание. Как тебе кажется, какие характеры могли бы дополнить книгу Феофраста в современной редакции? (Обращаю внимание, что характер «Пристрастие к олигархии» уже есть). Составь описание замеченного тобой «характера» из современной жизни в манере Феофраста (не блолее 100 слов, как в характере «Невежа»)
Не только науку о животных и не только науку о государственном устройстве начинал Аристотель со сбора и классификации материала. Науку о человеческих чувствах и поведении — тоже. Называлась эта наука — «этика», сочинение о ней написал сам Аристотель, а сборник описаний человеческих характеров составил его ученик Феофраст. Здесь тридцать небольших портретов, построенных на одной преобладающей черте: Ирония, льстивость, пустословаие, неотесанность, угодливость, отчаянность, болтливость, вестовщичество, бессовестность, крозхоборство, бесстыдство, бестактность, суетливость, тупоумие, грубость, суеверие, ворчливость, недоверчивость, нечистоплотность, назойливость, тщеславие, скаредность, бахвальство, высокомерие, трусость, пристрастие к олигархии, опсиматия (прим. знач. «инфантилизм»), злоязычие, подлолюбие, подлокорыстие. Вот некоторые из них в пересказе Мих. Гаспарова: Невежа. Невежество — это, вернее всего, незнание приличий, как у мужиков. Невежа носит обувь, которая ему велика; говорит зычно; друзьям и домашним не доверяет, а с рабами обо всем советуется и батракам в поле рассказывает, что было при нем в народном собрании. В городе он не глядит ни на храмы, ни на статуи, но если увидит быка или осла, непременно остановится и полюбуется. Завтракает он на ходу, задавая корм скотине. Монету берет не всякую, а сперва прикинет, не легка ли. Если одолжит кому корзину, серп или мешок, то после этого заснуть не может и средь ночи идет просить назад. Являясь в город, спрашивает первого встречного, почем здесь овчины и сушеная рыба. Моясь в бане, поет; башмаки подбивает гвоздями. Льстец. Лесть можно определить как обхождение некрасивое, но выгодное льстящему. Льстец — это такой человек, который во время прогулки скажет спутнику: «Замечаешь, как все на тебя смотрят? Никого другого в городе так не уважают!» — и снимет с его плаща ниточку. Спутник заговорил — льстец велит всем умолкнуть; сострил — хохочет; запел — хвалит; умолк — восклицает: «Превосходно!» Детям его он покупает яблоки и груши, дарит так, чтобы отец видел, и приговаривает: «У хорошего отца и дети хороши». Когда спутник покупает себе сандалии, льстец восклицает: «Хороша обувь, а нога лучше!» Когда тот идет в гости к приятелю, льстец бежит вперед и объявляет: «К тебе идет!» — а потом, вернувшись назад: «Оповестил!» Спрашивает улещаемого, не холодно ли ему, и, не дав ему ответить, уже кутает его в плащ. Болтая с другими, смотрит на него, а когда тот садится, он выхватывает у раба подушку и подкладывает ему сам. И дом-то у него, говорит льстец, красив и прочен, и поле хорошо возделано, и портрет похож.
Интертекстуальное взаимодействие русской и античной литературы. Пушкин: Картину раз высматривал сапожник
Так пересказывает историю из жизни Апеллеса Борис Пастернак в эпиграфе к своей повести «Апеллесова черта»: «…Передают, будто греческий художник Апеллес, не застав однажды дома своего соперника Зевксиса, провел черту на стене, по которой Зевксис догадался, какой гость был у него в его отсутствие. Зевксис в долгу не остался. Он выбрал время, когда заведомо знал, что Апеллеса дома не застанет, и оставил свой знак, ставший притчей художества».
Экспериментальная работа с текстом на языке оригинала. Один из фрагментов текста принадлежит Гомеру. Какой именно?
РАЗВИТИЕ АУДИРОВАНИЯ Прослушай радиопередачу по истории древнегреческого театра и ответь на вопросы в таблице 1 часть https://boomp3.com/mp3/fh3cq7z5u78 2 часть https://boomp3.com/mp3/fh3depd4wk4
Благодарю за выполненную работу Арсений Дежуров
|