Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические единицы учебной дисциплины






 

Название дидактических единиц
  Античная мифология
  Древнегреческая литература
  Римская литература

 

Виды учебных занятий и их объем

 

Виды учебной работы Объем в часах по формам обучения
ДО ОЗО
Общая трудоемкость    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия и семинары    
Самостоятельная работа    
Курсовые работы
Вид итоговой аттестации зачет
       

 

Тематическое планирование учебной дисциплины

Тематическое планирование (ДО)

Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта Всего часов Лекции Практические Самостоятельная работа Продукт самостоятельной работы
  Периодизация курса “Античная литература”         Конспект лекции
  Мифология как основа античной культуры. Античный реализм.         Конспект лекций, мифологический словарь, подготовка творческого задания
  Архаический период древнегреческой литературы.         Конспект лекций, реферат (доклад) к семинару, чтение наизусть.
  Классический период древнегреческой литературы.         Конспект лекций, реферат (доклад) к семинару, конспект первоисточников (“Поэтика” Аристотеля)
  Эллинизм как синтез культуры Древней Греции с культурой Древнего Востока. Античный роман. Развитие сатиры.         Конспект лекций, терминологический словарь, реферат (доклад) к семинару, подготовка творческого задания
  Римский период античной литературы. Литература периода республики.     -   Конспект лекций, терминологический словарь
  Римская литература периода империи         Конспект лекций, терминологический словарь, реферат (доклад) к семинару, конспект “Послания к писонам”.
  Послеклассическая римская литература     -   Конспект лекций, терминологический словарь

 

Тематическое планирование (ОЗО)

Наименование темы в соответствии с дидактической единицей стандарта Всего часов Лекции Практические Самостоятельная работа Продукт самостоятельной работы
  Периодизация курса “Античная литература”     -   Конспект лекции
  Мифология как основа античной культуры. Античный реализм.     -   Конспект лекции, терминологический словарь
  Архаический период древнегреческой литературы.     -   Конспект лекции, терминологический словарь
  Классический период древнегреческой литературы.         Терминологический словарь, конспект первоисточников
  Эллинизм как синтез культуры Древней Греции с культурой Древнего Востока. Античный роман. Развитие сатиры.     -   Терминологический словарь, реферат (доклад) к семинару
  Римский период античной литературы. Литература периода республики.     -   Терминологический словарь, конспект учебной литературы
  Римская литература периода империи   -     Терминологический словарь, реферат (доклад) к семинару
  Послеклассическая римская литература     -   Терминологический словарь, конспект учебной литературы

 

Содержание учебной дисциплины

Тема № 1. Периодизация курса “Античная литература ”.

Краткая аннотация:

Античная литература и ее место в истории человечества. Основные этапы; преобладающие проблематика и жанровые формы.

Тема № 2. Мифология как основа античной культуры. Античный реализм.

Краткая аннотация:

Основные группы древнегреческих мифов: космогонические, теогонические, мифы о героях. Основные циклы героических мифов. Принцип совмещения божественного и земного планов при изображении событий. Античная мифология в культуре народов мира.

Тема № 3. Архаический период древнегреческой литературы.

Краткая аннотация:

Героический эпос. Поэмы Гомера " Илиада" и " Одиссея". Троянская мифология. Прием " божественного вмешательства", мифологема судьбы. Социально-историческая основа гомеровского эпоса. Ведущая роль племенных вождей: эпический идеал. Художественное своеобразие эпоса: монументальность, ретардация, повторения, формульные и трафаретные стихи, эпитеты, сравнения, гекзаметр. Гомеровское понимание красоты. " Гомеровский вопрос".

Дидактический эпос. Поэма Гесиода " Труды и дни". Гимн труду, обличение социальной несправедливости, наставления земледельцу: пять веков истории человечества. Стиль Гесиода.

Лирика. Декламационная лирика: ямбы Архилоха, элегии Тиртея, Солона, Феогнида. Мифологема судьбы. Неотделимость личных переживаний поэта от исторических условий его времени. Монодическая лирика Алкея, Сапфо, Анакреонта. Мотивы любви, близость к народной песне. Развитие хоровой лирики в творчестве Пиндара, своеобразие стиля, композиции.

Тема № 4. Классический период древнегреческой литературы.

Краткая аннотация:

Трагедия. Возникновение трагедии. Культ Диониса. Греческий театр. Тематика и структура греческой трагедии.

Эсхил - поэт становления афинской демократии, " отец трагедии". Трагедия " Прометей Прикованный"; композиция, роль хора, образ Прометея, антитиранические мотивы.

Софокл - поэт расцвета афинской демократии. Трагедия " Антигона": " люди, какими они должны быть", полемика с философией софистов.

Трагедия " Царь-Эдип": проблема рока и свободной воли человека. Роль хора в трагедиях Софокла.

Еврипид - " философ со сцены". Переход от проблемы " человек и мир" к проблеме " человек и семья", " человек и человек". Трагедии " Медея", " Ипполит". Изображение борьбы чувств и внутреннего разлада в душе человека. Изображение людей " такими, какие они есть".

Греческая комедия, ее истоки, структура.

Аристофан - " отец комедии". Комедии Аристофана " Всадники", " Лягушки". Комическая материализация идей, гиперболизм, карикатурность, контраст.

" Поэтика" Аристотеля. Учение о подражании. Происхождение трагедии, ее основные элементы. Анализ фабулы, характеры в трагедии. Вопрос о трагической вине героя. Страх и сострадание. Проблема катарсиса.

Значение греческой трагедии для истории мировой драматургии и

театра.

Тема № 5. Эллинизм как синтез культуры Древней Греции с культурой Древнего Востока. Развитие сатиры. Античный роман.

Краткая аннотация:

Феокрит - создатель жанра идиллии. Элементы фольклора и черты " ученой" поэзии. Изображение природы и ее связи с человеком.

Новоаттическая комедия.

Роман Апулея " Метаморфозы": религиозно-философская проблематика, язык и стиль романа.

Лукиан - греческий писатель эпохи римской империи. " Разговор богов". Лукиан - мастер сатирических диалогов.

" Сравнительные жизнеописания" Плутарха: морализм, идеализация классической древности, мастерство психологического портрета, язык и стиль, использование диатрибы.

Греческий роман эпохи Римской империи. Ахилл Татий " Левкиппа и Клитофонт" и др. Любовно-авантюрное содержание, условность образов, риторического стиля. Время и пространство в греческом авантюрно-любовном романе.

Своеобразие пастушеского романа Лонга " Дафнис и Хлоя" -идилличность, психологизм. Рафинированная риторичность языка романа Лонга, изысканные приемы ораторского искусства.

Тема № 6. Римский период античной литературы. Литература периода республики.

Краткая аннотация:

Римская литература. Периодизация. Формы преемственных связей римской и греческой литератур.

Римский театр: организация, репертуар, переработка греческой " новой" комедии. Плавт. Теренций.

Прозаические произведения римской литературы. Ораторское искусство и философия. Цицерон.

Философский эпос. Дидактическая поэма Лукреция " О природе вещей". Влияние греческой философии.

Лирическая поэзия. Катулл и кружок поэтов-неотериков. Литературная программа. Эпиграммы, любовная лирика.

Тема № 7. Римская литература периода империи.

Краткая аннотация:

Вергилий. Поэтическая утопия " Буколик". Дидактическая поэма " Георгики". Прославление древних римских доблестей и благочестия в героической поэме " Энеида". Влияние " Илиады" Гомера на римскую эпическую поэзию.

Гораций. " Сатиры". " Эподы". " Оды". " Послания". Традиционализм, воздействие греческой поэзии.

Гораций - теоретик римского классицизма. " Наука поэзии".

Овидий. " Любовные элегии". " Героиды". " Наука любви". Мифологическая поэма " Метаморфозы". " Фасты".

Структура " Скорбных элегий" Овидия. Традиция и новаторство. Декламационный стиль

Тема № 8. Послеклассическая римская литература.

Краткая аннотация:

Гай Петроний Арбитр “Сатирикон”. Фрагментарность сохранившегося текста. Изображение римских нравов. Сатира на социальную действительность, культуру. Панорама разложения нравов. Пародирование “идиллии” греческого романа.

Сенека. Философ-стоик и поэт-трагак. Структура и стиль трагедий Сенеки. " Тиэст".

Жанровое своеобразие басен Федра. Греческое влияние.

Ювенал - поэт-сатирик. Содержание и своеобразие стиля сатир Ювенала.

Апулей. Роман “Метаморфозы”, или “Золотой осел”. Использование фабулы Лукиана. Ее развитие и обогащение. Мистико-нравоучительный смысл истории Луция. Занимательность повествования. Роль вставных новелл. Панорама социальной и культурной жизни. Критика религиозных нравов. Художественные особенности романа.

Римская историография. Публий Корнелий Тацит. “Германия”. “История”. “Анналы”. Достоинства стиля Тацита: драматизм повествования, выразительность образов, сжатость слога, внимание к детали. Яркое изображение нравов и обычаев. Гай Светоний Тарквилл. “Жизнеописание Цезарей”. Собрание биографических материалов о представителях рода Юлиев. Занимательность повествования. Сведения о быте и нравах императорского Рима.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал