Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дидактические единицы учебной дисциплины
Виды учебных занятий и их объем
Тематическое планирование учебной дисциплины Тематическое планирование (ДО)
Тематическое планирование (ОЗО)
Содержание учебной дисциплины Тема № 1. Периодизация курса “Античная литература ”. Краткая аннотация: Античная литература и ее место в истории человечества. Основные этапы; преобладающие проблематика и жанровые формы. Тема № 2. Мифология как основа античной культуры. Античный реализм. Краткая аннотация: Основные группы древнегреческих мифов: космогонические, теогонические, мифы о героях. Основные циклы героических мифов. Принцип совмещения божественного и земного планов при изображении событий. Античная мифология в культуре народов мира. Тема № 3. Архаический период древнегреческой литературы. Краткая аннотация: Героический эпос. Поэмы Гомера " Илиада" и " Одиссея". Троянская мифология. Прием " божественного вмешательства", мифологема судьбы. Социально-историческая основа гомеровского эпоса. Ведущая роль племенных вождей: эпический идеал. Художественное своеобразие эпоса: монументальность, ретардация, повторения, формульные и трафаретные стихи, эпитеты, сравнения, гекзаметр. Гомеровское понимание красоты. " Гомеровский вопрос". Дидактический эпос. Поэма Гесиода " Труды и дни". Гимн труду, обличение социальной несправедливости, наставления земледельцу: пять веков истории человечества. Стиль Гесиода. Лирика. Декламационная лирика: ямбы Архилоха, элегии Тиртея, Солона, Феогнида. Мифологема судьбы. Неотделимость личных переживаний поэта от исторических условий его времени. Монодическая лирика Алкея, Сапфо, Анакреонта. Мотивы любви, близость к народной песне. Развитие хоровой лирики в творчестве Пиндара, своеобразие стиля, композиции. Тема № 4. Классический период древнегреческой литературы. Краткая аннотация: Трагедия. Возникновение трагедии. Культ Диониса. Греческий театр. Тематика и структура греческой трагедии. Эсхил - поэт становления афинской демократии, " отец трагедии". Трагедия " Прометей Прикованный"; композиция, роль хора, образ Прометея, антитиранические мотивы. Софокл - поэт расцвета афинской демократии. Трагедия " Антигона": " люди, какими они должны быть", полемика с философией софистов. Трагедия " Царь-Эдип": проблема рока и свободной воли человека. Роль хора в трагедиях Софокла. Еврипид - " философ со сцены". Переход от проблемы " человек и мир" к проблеме " человек и семья", " человек и человек". Трагедии " Медея", " Ипполит". Изображение борьбы чувств и внутреннего разлада в душе человека. Изображение людей " такими, какие они есть". Греческая комедия, ее истоки, структура. Аристофан - " отец комедии". Комедии Аристофана " Всадники", " Лягушки". Комическая материализация идей, гиперболизм, карикатурность, контраст. " Поэтика" Аристотеля. Учение о подражании. Происхождение трагедии, ее основные элементы. Анализ фабулы, характеры в трагедии. Вопрос о трагической вине героя. Страх и сострадание. Проблема катарсиса. Значение греческой трагедии для истории мировой драматургии и театра. Тема № 5. Эллинизм как синтез культуры Древней Греции с культурой Древнего Востока. Развитие сатиры. Античный роман. Краткая аннотация: Феокрит - создатель жанра идиллии. Элементы фольклора и черты " ученой" поэзии. Изображение природы и ее связи с человеком. Новоаттическая комедия. Роман Апулея " Метаморфозы": религиозно-философская проблематика, язык и стиль романа. Лукиан - греческий писатель эпохи римской империи. " Разговор богов". Лукиан - мастер сатирических диалогов. " Сравнительные жизнеописания" Плутарха: морализм, идеализация классической древности, мастерство психологического портрета, язык и стиль, использование диатрибы. Греческий роман эпохи Римской империи. Ахилл Татий " Левкиппа и Клитофонт" и др. Любовно-авантюрное содержание, условность образов, риторического стиля. Время и пространство в греческом авантюрно-любовном романе. Своеобразие пастушеского романа Лонга " Дафнис и Хлоя" -идилличность, психологизм. Рафинированная риторичность языка романа Лонга, изысканные приемы ораторского искусства. Тема № 6. Римский период античной литературы. Литература периода республики. Краткая аннотация: Римская литература. Периодизация. Формы преемственных связей римской и греческой литератур. Римский театр: организация, репертуар, переработка греческой " новой" комедии. Плавт. Теренций. Прозаические произведения римской литературы. Ораторское искусство и философия. Цицерон. Философский эпос. Дидактическая поэма Лукреция " О природе вещей". Влияние греческой философии. Лирическая поэзия. Катулл и кружок поэтов-неотериков. Литературная программа. Эпиграммы, любовная лирика. Тема № 7. Римская литература периода империи. Краткая аннотация: Вергилий. Поэтическая утопия " Буколик". Дидактическая поэма " Георгики". Прославление древних римских доблестей и благочестия в героической поэме " Энеида". Влияние " Илиады" Гомера на римскую эпическую поэзию. Гораций. " Сатиры". " Эподы". " Оды". " Послания". Традиционализм, воздействие греческой поэзии. Гораций - теоретик римского классицизма. " Наука поэзии". Овидий. " Любовные элегии". " Героиды". " Наука любви". Мифологическая поэма " Метаморфозы". " Фасты". Структура " Скорбных элегий" Овидия. Традиция и новаторство. Декламационный стиль Тема № 8. Послеклассическая римская литература. Краткая аннотация: Гай Петроний Арбитр “Сатирикон”. Фрагментарность сохранившегося текста. Изображение римских нравов. Сатира на социальную действительность, культуру. Панорама разложения нравов. Пародирование “идиллии” греческого романа. Сенека. Философ-стоик и поэт-трагак. Структура и стиль трагедий Сенеки. " Тиэст". Жанровое своеобразие басен Федра. Греческое влияние. Ювенал - поэт-сатирик. Содержание и своеобразие стиля сатир Ювенала. Апулей. Роман “Метаморфозы”, или “Золотой осел”. Использование фабулы Лукиана. Ее развитие и обогащение. Мистико-нравоучительный смысл истории Луция. Занимательность повествования. Роль вставных новелл. Панорама социальной и культурной жизни. Критика религиозных нравов. Художественные особенности романа. Римская историография. Публий Корнелий Тацит. “Германия”. “История”. “Анналы”. Достоинства стиля Тацита: драматизм повествования, выразительность образов, сжатость слога, внимание к детали. Яркое изображение нравов и обычаев. Гай Светоний Тарквилл. “Жизнеописание Цезарей”. Собрание биографических материалов о представителях рода Юлиев. Занимательность повествования. Сведения о быте и нравах императорского Рима.
|