Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Либеральное направление. Западники и славянофилы






Либерально-оппозиционное направление в русской обще­ственной мысли в России второй четверти XIX в. пред­ставляли два общественных течения: славянофилы и за­падники.

Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиаль­но отличный от западноевропейского путь развития Рос­сии на основе ее мнимой самобытности (патриархаль­ность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народ­ности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промыш­ленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, высту­пали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь. По их мнению, петровская европе­изация России коснулась, к счастью, только верхушки общества — дворянства и власти, надо все внимание обратить на народ (крестьянство). Поэтому такое большое вни­мание славянофилы уделяли изучению быта и жизни «про­стого» народа, считая, что «он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью».

В кружок славянофилов входили братья И. и П. Киреевские, А. Хомяков, братья К. и И. Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Сама­рин, позднее С. Аксаков (известный русский писатель, отец братьев Аксаковых), Ф. Чижов, Д. Валуев. Славянофилы вне­сли существенный вклад в развитие русской культуры, оста­вив богатое наследие по вопросам философии, литературы, истории, богословия, экономики.

Западничество также возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейс­кие страны. Они возвеличивали Петра I и рас­сматривали его деятельность как первую фазу обновления России, считали, что вторая фаза должна начаться проведе­нием реформ сверху, которые избавят Россию от социальных потрясений. Хотя западники и отрицательно относились к крепостному праву и полицейским порядкам николаевс­кого режима, они были убежденными противниками рево­люционной ломки этих порядков. Их идеалом была конституци­онно-монархическая форма правления по западноевропейскому образцу, с определенными политическими гарантиями свободы слова, печати и др.

По своему социальному происхождению и положению боль­шинство западников принадлежало к дворянам-помещикам и дворянской интеллигенции. В числе западников находились известные профессора Московского университета — историки Т. Грановский, С. Соловьев, правоведы М. Катков, К. Каве­лин и др. В западники зачислялись и представители демокра­тических убеждений — Белинский, Герцен, Огарев.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал