Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧІІамйни^м - мост меэкду мирами 6 страница






Шаманская Игра

Примечательно, что у ряда народов шаманское камлание назы вается игрой. Понятие Божественной Игры как сути земной жизни было основополагающим, например, в шиваизме (на санскрите Лила — это Божественная Игра). А шиваизм, как впрочем, и все индийские религиозно-философские школы, — дитя древнеарийских шаманских традиций и божественного напитка Сома (см. «Сома - шаманский напиток арийцев»). Для того, чтобы понять, в чем состоит суть этой игры, нам следует разобраться с тем, кто же в эти игры играет и кто их творит.

Как мы уже говорили ранее в разделе «Шаманская инициация и головной мозг», состояние Изначальной Природы, то есть Божества, обозначается мистиками как Великая Сияющая Пустота, или Всетворящее Ничто. «Ничто» в данном контексте парадоксальным образом — одно из лучших обозначений этого состояния. Мистики считают это состояние фундаментальным.

Как метко заметил аргентинский писатель и поэт Хорхе Луис Борхес, быть чем-то одним неизбежно означает не быть всем другим, и смутное ощущение этой истины навело людей на мысль о том, что не быть — это больше, чем быть чем-то, и что в известном смысле это обозначает быть всем (Хорхе Луис Борхес «От Некто к Ник го»), Быть Ничто — это несравненно больше, чем быть Кто или Что. Судзуки Роши, автор книги «Ум Дзен, ум начинающего» пишет; «Необходимо верить в это ничто — пустотность. Но я имею н виду не пустоту. Это нечто. Но это нечто, которое всегда готово принять определенную форму... Веру в нечто, не имеющее никакой формы или цвета, но готовое принимать форму и цвет»[78].

Ничто, способное проявить что угодно, иначе обозначалось древними мистиками как Небо или Зеркало. Небо, пространство вмещает в себя все тучи, все громы и молнии, всех птиц и даже все самолеты и НЛО, но от этого не перестает оставаться небом и пространством. В пространстве умещаются все планеты и звезды. Зеркало может отразить любые образы, но ни один из них не может «поцарапать» или «запятнать» зеркала.

Вот почему «Небо» (Тянь) в китайской архаике было аналогично понятию высшей силы, обладающей неограниченным могуществом и превосходящей по силе всех духов и божеств. Тюркоязычные народы называют его Тенгри, Вечное Небо, источник непрояв- ленной мудрости, проявляющий все сущее. Некоторые ученые полагают, что существует связь между шумерским словом Дингир («Небо»), китайским Тянь (в значении «Небо») и Тенгри.

Ничто может вместить в себя «облака» любой формы, -отражения», любых «игровых персонажей". Так Ничто, или Неизреченное Божество, проявляет себя во всех пространственно-вре менных формах. В относительном измерении, в двойственном мире субъектов и объектов Неизреченное Божество проявляет себя в вечной игре и творении. Игривость одно из вечных качеств Божественных Небес.

Как некогда писал Шекспир:

Весь мир — театр

В нем женщины, мужчины — все актеры У них есть выходы, уходы И каждый не одну играет роль

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник. юноша, іюбоваик.

Солдат, судья, старик.

Как считали многие древнеиндийские ѵ іѵ дрсцы. Божество.ш таЯНО разыгрывает на подмостках леченной трагикомедию жизни, облачаясь то в розовую кожицу младенца. то в дркшс течь^г ста рика, то в мудреца, то в глупца. Причем об іачаяѵ ь не в одно те/ик а в мириады тел сразу Именно jry игру древние фм нчофы Индии и назвали Лилой. С санскрита стомо «іміа* иерсводитія как «времяпрепровождение» Однако ни времени, мм пространства дс на чала действия нет и быть не может Ио вит поднимается ѵ шаяп и появляется весь наш миоіоио^шміі ірмьочныН мир На wiirtry выходя 1 актеры, н дейѵ ііше начинается

На игровой сцене жизни архаических сообществ важное место занимал архетипический образ трикстера — плута-озорника, спут ника культурного героя, а иногда — и самого культурного героя Трикстер — полубезумный проказник — возникает на сцене жизни не только для того, чтобы дать людям «отдушину», «противоядие» тотальной регламентированности родоплеменных обществ. Трик. стер — это не просто пародия на шаманское камлание и серьезные деяния богов. Трикстер нужен на сцене жизни, прежде всего, для того, что бы подчеркнуть изначальную несерьезность всего проис ходящего, игровую суть жизни.

Образ трикстера присутствует практически во всех мифологиях мира. Фигура Космического Плута воплощается и в античных ко.че днях. Трикстер воплощает в себе дух карнавальной стихии. Это ко мизм в космизме. Распущенность в определенных ритуалах австра- лийских аборигенов, римские сатурналии, средневековый масленичный обряд, «праздник дураков» — явления одного порядка. W во всех этих явлениях коллективного бессознательного отражается идея — не относитесь ни к чему слишком всерьез, будьте лишь как бы серьезны, балансируя на грани героического и комического.

В жизни много одновременно пугающего и вместе с тем — курьезного[79]. В каждом юноше потенциально присутствует старик, а в каждом немощном и больном старике незримо присутствует юноша. Мы обитаем в мире, где все присутствует во всем, и вместе с тем — нет ничего постоянного и предсказуемого. Юмор — главный (если не единственный) ключ к принятию такой жизни. Не случайно один из символов постижения бытия — улыбка Будды. Если только вдуматься — Остров Упорядоченного Космоса лежит в Океане Безграничного Хаоса! Подобно герою «Волхва» Джона Фаулза остается воскликнуть: «Мы чувствуем, что наш мир существует только потому, что тысячи таких же миров погибают при вспышке сверхновой. Эта улыбка означает: этого мира могло не быть, но есть!.. Вот она, истина. Не в серпе и молоте. Не в звездах и полосах. Не в солнце. Не в золоте. Не в инь и ян. А в улыбке».

Будучи лишь как бы серьезными, учат нас просветленные мудрецы Востока, нам не следует быть серьезным по-настоящему! Ведь если мы начнем относиться к событиям жизни слишком всерьез, то утратим Дух Игры, а значит — потеряем изначальный смысл жизни. Настоящий юмор не связан с желанием вызвать чей-то смех и кого- то повеселить. Юмор — это, прежде всего, способ повеселиться самому. Юмор возвещает о несерьезности даже самых-самых серьезных ситуаций и обстоятельств. Помните, к чему был приговорен главный герой романа Германа Гессе «Степной волк» Гарри Галлер за серьезность и прочие «злоупотребления» в магическом измерении Театра Жизни? Не более, не менее, как к «смеху небесного хора».

Все, что мы видим вокруг— Универсальное Имперсональное, Сверхличностное Недвойственное Божество, подарившее жизнь всем нам, то есть субъектам жизни, которые творят миры (индивидуальные и коллективные) самой своей верой в эти миры. Бог даровал нам конструкторские способности, то есть все необходимые умственные и физические данные для создания нашей условной объективной (для нас) реальности. Бог даровал нам игровое поле (пространственно-временной континуум). Но вот как мы распорядимся этим конструктором, что мы построим из данных нам кос мических «кирпичиков» на игровой площадке бытия — рай млн ад — зависит, в основном, от нас самих. Бог даровал нам творческие способности и сопричастность Логосу, но на нас лежит ответ ственность за то, как мы эти способности реализуем. Бог не имеет отношения к адским концентрационным лагерям ни в этой, ни в «загробной» жизни. Как говорил великий христианский под в и* ник Исаак Сирин, приписывать Богу такие низменные эмоции как месть — глубокое заблуждение: «Было бы в наивысшей степени гнусно и абсолютно богохульно полагать, что ненависть и обида существуют у Бога — даже против естества демонов. Наказание даже если к нему прибегает Бог. осуществляется из любви и ради спасения, а не ради воздаяния

Все концентрационные лагеря. ГУЛАГи и ады мы юнстрѵ ир ем и создаем сами, собственными рѵ каѵ іи то есть ѵ ыами Впрочем, и рай — это вовсе ме го. что о*идагт на*. где- то • готовом»и

де. Мы не должны становиться «духовными потребителями», ц таточно уже одной материальной потребительской Цивилизации Для того, чтобы рай стал реальностью, к этому мы также должны приложить наши умы и руки.

«Мир, — писал выдающийся русский философ Николай Онѵ < Ь риевич Лосский, — есть система множества деятелей; каждый и3 них имеет свою особую творческую силу и действует самостоятельно, но, с другой стороны, они все отчасти единосущны и основные формальные принципы их деятельности, например принципы врс мени и пространства, тождественны. Поэтому свои действия они совершают в едином для всего мира времени и пространстве»[80].

Переживание игровой сути жизни ощущалось в работах многих мыслителей разных эпох. Не только на Востоке была распространена игровая идея жизни. На Западе (по крайней мере в области культуры) идею жизни как игры развивал Йохан Хёйзинга.

«Человек является человеком постольку, поскольку обладает способностью по своей воле выступать и пребывать субъектом игры И действительно — “созданный по образу и подобию Божию”, на ключевой вопрос о своем имени он, бессознательно включаясь в сызмала навязанную ему игру, бесхитростно называет имя, которое он носит, не смея ответить на заданный вопрос всерьез, а именно: “азъ есмь сущий” Под личиною своего имени каждый из нас разыгрывает свою жизнь, в универсальной сущности игры стоящую в одном ряду с “маскарадными” танцами первобытных племен. “После изгнания из рая человек живет играя” (Лев Лосев). Объективно включающий всякую человеческую деятельность процесс игры отзывается субъективным ощущением вовлеченности в игру в каждом из нас. Сопутствующее ходу истории возникновение и исчезновение символов, культурных и религиозных границ, широта и изменчивость подхода к вещам — это не изменение правил игры в процессе игры. Это сама игра. По Хёйзинге, это и есть история, история умственной и психической эволюции. Это и есть само существование че ловека, определяемого им именно как человек играющий» [81] .

Представление о деятельности шаманов как игровой подтвержда ет, к примеру, язык казахов, туркменов, киргизов и узбеков. Шаман

ск0е камлание у этих народов обозначается словом «оюн» — игра, танец[82]. Не является ли это свидетельством глубинного, может быть подсознательного понимания шаманами принципа жизни как игры?

Возможно, что этот принцип подсказали шаманам сами духи. Так, к примеру, у уйгуров лечебный ритуал включал в себя танцы для увеселения духов (с уйгурского «оюн» также переводится как — игРа> за6ава, развлечение).

У дардских народов шаман должен был танцем привлечь духов-помощников. В шаманской традиции Бухары было принято вызывать духов для помощи в каком-нибудь горе или исцеления от болезни. Для этого было необходимо сделать для духов угощения и «устроить плясы». У киргизов X века вокруг шамана- прорицателя собирались певцы и музыканты, которые начинали пить и праздновать, дабы прорицание было успешным. В Ферганской долине существовало поверье о сорока девушках, которые танцуют при свете луны.

Образ танцующих и играющих духов характерен для всех индоевропейских мифов. В танцах и веселье проводят время нимфы древних греков, эльфы германцев, русалки у русских, апсары индийцев- У мексиканских индейцев гепеуа одной из важных форм жертвоприношения богам (антигуас) является танец. В ритѵ алах, которые проводят местные знахари-курандерос. музыканты играют принципиально важную роль. Об этом свидетельства и тот факт что каждый из музыкантов, который принимает участие ■ рмтѵ хле. получает большую сумму денег, нежели шаларь. *Эго свя кто с особым значением ганцев при проведении ритѵ ала — можно ска зать, что тепеуа молятся без слов, танцу* Чалятся с помощью слов только особые, знающие люди, например, жаіари

Дионис кружится со свитой ѵ крашенных венками менад» с* тиров в экстатическом неистовом танце, который cooрововдастся захватывающей музыкой и неумеренным омжтвом Б ііндс крѵ

жились якутские, маньчжурские, корейские и китайские шаманы Кстати, в Китае шаман обозначается как «тяо шень», что буквально переводится как «пляска перед духами».

Жизнь для шаманов во многом подобна игре не только в лначе нии танцев и увеселении духов и божеств. Жизнь для шамана — это игра особого рода. Игра, в которой ставка порой — сама жизнь Состязания шаманов между собой — это, с одной стороны, способ разрешить конфликт, а с другой — способ проявить и приобрести Силу. Некоторые шаманы полагают, что достойный соперник — это способ закалить Силу и испытать духов-союзников. Без опас ных испытаний герой не станет герое м. Парадокс состоит в тол», чТо в этой битве шаман либо побеждает (проявляя и увеличивая собсг- венную Силу, а также принимая Силу своего врага — что сродни энергетическому каннибализму), либо терпит поражение (соответственно, теряя свою Силу, а то и жизнь). В зависимости от степени урона, нанесенного противником, шаман может заболеть или даже умереть. Если «энергетическая рана» не очень сильная, тогда с помощью духов-помощников шаман может восстановиться. В обрат ном случае, бедолага обречен на верную гибель.

Такого рода подход к жизни был достаточно распространен в архаическом прошлом. ІІІаманы были частью своих сообществ, а племена часто воевали друг с другом. Лишь с приходом таких религий, как христианство и буддизм, шаманизм сильно преобразился. Шаман узнал, что вместо того чтобы убивать врагов и забирать их силу, можно черпать ее из неистощимого источника энергии, который исходит изнутри самого шамана. Нет надобности нано сить кому-то увечья, отбирать чью-то жизнь, чтобы стать по- настоящему могущественным шаманом.

Игры совсем не обязательно должны заключаться в причинении вреда соперникам. Настоящая сила проявляется в способности помогать другим и жить в гармонии со всей Вселенной, в сохранении динамического баланса сил и интересов, в способности восхищаться чудом жизни и делиться этим восхищением со всеми вокруг, выражая экстаз в творчестве и священном танце. Такая игра и есть настоящий священный танец. И такой танец — истинная услада Небес. Однако даже добрые шаманы могут насылать духов для того, чтобы их ученики оттачивали мастерство и зака- лялись в борьбе с духами. В конце концов, как полагают шаманы,

оТ умения победить духов или найти с ними общий язык зависит исцеление их пациентов.

Растения-учителя — наркотики или союзники целителей?

Растительный мир говорит с нами на языке алкалоидов, пытаясь донести сообщение — люди, перестаньте уничтожать жизнь на Земле. Каждую секунду с лица Земли исчезает площадь тропического леса по размерам равная футбольному полю. Так, в день исчезает 86400 «футбольных полей», а в год — более чем 31 миллион. В результате исчезновения тропиков на Земле осталось лишь 673 миллиона гектаров тропических лесов. Учитывая скорость исчезновения тропиков, 5-10% тропических видов животных и растений будут исчезать каждое десятилетие. А ведь в тропическом лесу на территории размером всего 6, 5 квадратных метра произрастает около 1500 видов цветковых растений, 750 видов деревьев, обитает 400 видов птиц и 150 видов бабочек. Я привел факты лишь относительно тропических лесов. В общей сложности леса занимают около трети площади суши. В России тайга — самая большая по площади ландшафтная зона. В старину на Руси говорили «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит*. Уничтожив леса, мы уничтожим и собственную жизнь. Если человек умерит свою жадность, растения подарят человеку все необходимое для жизни, но если он будет продолжать уничтожать леса и убивать все живое вокрѵ г сам человек также погибнет. Вот послание растений че ювек\

Теперь о наркотиках и галлюциногенах Как-то мне задали вопрос— считаю ли я, что достижение мистических состоянии ьол- можно только под действием химических веществ иди ф*і «полотне- ских процедур и нужно ли немножко сломать «биокомпьютер-. чтобы «оператор» наконец отвлекся от оиоироірлмм и ѵ виде і сам себя*

На это я ответил следующим обриом Я не ѵ читаю, что joct* жение мистических состояний возможно только под воздействием химических и прочих веществ «Всщсѵ тво лишь одно из средств, которые способны открыть волшеотю дверь в ижшем мозге Но м этой дверью — наше сознание и іке. что оно «.одержиі Каждая «Алиса» оказываекн перед дверью в дою Страт Ч\деѵ «Ьсщеіт ва» дают нам зеркало, в которое мы вмдим отражение ійвшгго виѵ *

реннего мира. Нечего, как гласит народная мудрость, на зеркал пенять (то есть плевать), коли рожа крива.

В «Степном Волке» Германа Гессе удивительно точно om1CaH мир, который открывается путешественнику в Магический Теат шаманов, куда вход открыт только для сумасшедших. Примеча тельно, что посвящающим героя в запретный мир Магического Те атра был перуанец. Перуанец Пабло (к слову, в чем-то весьма на поминающий Кончеса из «Волхва» Джона Фаулза) открывает вход в Магический Театр с помощью таинственной жидкости. Достав «забавную бутылочку», Пабло разливает жидкость в рюмочки. Одной рюмочки и сигареты было достаточно, чтобы главный герой отправился в психоделическое путешествие. Удивительно, но это чрезвычайно точно соответствует описанию приема (и самого эф. фекта) отвара Аяуаски во время шаманской инициации в перуанской сельве! А что, если книга Германа Гессе была пророческой, предвещавшей знакомство западного человека с Аяуаской? МлИ) быть может, сам Герман Гессе чудесным образом отведал волшеб ный перуанский напиток?

Как бы ни обстояли дела на самом деле, что касается эффекта после встречи с энтеогенами1, устами психоделического Моцарта Герман Гессе дал одно из лучших описаний: «Вы мечтаете о том, чтобы покинуть это время, этот мир, эту действительность и войти в другую, более соответствующую вам действительность, в мир без времени. Сделайте это, дорогой друг, я приглашаю вас это сделать. Вы ведь знаете, где таится этот другой мир и что мир, который вы ищете, есть мир вашей собственной души. Лишь в собственном вашем сердце живет та, другая действительность, но которой вы тоскуете. Я могу вам дать только то, что вы уже носите в себе сами, я не могу открыть вам другого картинного зала, кроме картинного зала вашей души. Я не моіу вам дать ничего, разве лишь удобный случай, толчок, ключ. Я помогу вам сделать зримым ваш собствен ный мир, только и всего».

'Энтеоген (англ. entheogen, от др. греч Іѵ Ѳ ю*»»6он»ьдохноипі ный», «данный богом», и у*ѵ ёоіс «рождение, творение,»ыча/ю». бѵ кь «пробуждающий божественное озарение») иео/іоіи*м, выдуманный группой этноботаникой и этнографов (Ричард Шу/іьц, Іордон Уоссон и другие) для описания группы растений и грибов, обладающие пошмь іиьными свойствами.

Итак, мы не ломаем биокомпьютер. Это было бы нелепо. Да, наркотики действительно ломают биокомпьютер. Мы же говорим даже не о «веществах», то есть алкалоидах, содержащихся в растениях и экстрагированных из них химическим путем, а о самих растениях 9целом, тех самых растениях (и грибах), которые служили и продолжают служить шаманам в качестве наставников, учителей и проводников в особые измерения реальности. В некотором смысле, мы не ломаем компьютер-мозг, а стираем устаревшее программное обеспечение, заменяя его новым Поломка самого компьютера ни к чему хорошему привести не может Мозг все же не * ловушка для души», а сложная система клапанов и мембран, регулирующих отношения индивидуального тела и окружающей среды. Мозг — это «дамба с электростанцией», позволяющая преобразовать однѵ формѵ энергии-информации в другую. Эхо модулятор-демодулятор Мета фор может быть много. Каждая эпоха имела свои аналог хм. вплоть до восприятия мозга в качестве системы канализации Но в любом случае, разрушение мозга не может служить благим цедям

Наркотики ни к чему хорошему никогда не приводили' Одна ко Растения силы, Растения учителя — не наркотики, не стимѵ.ля торы, не... в общем, не то, что им приписывается в качестве жите тов, как правило, негативного характера Западная ктльггра. наследница инквизиции, не признавала ничего из мира -гѵ -ганмх язычников», в том числе и Растений силы Для самиі шамаь- в Растения силы — Учителя, союзники и верные дрзья ив аротя жении нескольких тысячелетий

Для того чтобы не возникало пагѵ бмыі пмпринтов -ітжчот ков» в головном мозге, структурирующих наше мхирн*гше «пиве дение — подробнее об мим в моей кииіе • Ці нриитм іма. us m> знать, в каком конкретно космосе вселеммо* гы ьочешв іжамгьок Растения открывают путь к перепрограммировании» рсв.івимсти (перемещению в иные деленные но сѵ іи ты ме «рисріимін л *> ничего хорошеіо из т»н» не выйдгт А іиоманм — fifrrjri-ц-ігг " ir с глубокой древ ноет Мпіші сказать в ммиг — *мтш wfmatHMtm кзодною мира в друіоН. и«одмиіо ѵ іклѵ мши в фѴ ПЖ

Без инициации ВИЦИН, в мир Кс ІИЫМ* I р *ІЬ. фі»f> IIщт 4f*B нынайно опасно (как мннммѵ м. с к*вя цемив иориввя Ии обычно «зайцы бгН> и «гѵ миви» т “.і^іітгт т о шкик'нми и кидаются в «інииік «ичо.ьиВ мир вравв* ч^чкрѵ в імін—у

И яо весьма іір«мкырсн*' К «и ѵ мк в рпм * ъшьшмть»м

эго вовсе не означает, что вы автоматически становитесь нейрохи рургом. То же самое касается и Растений силы.

Шаманы амазонского племени индейцев Шипибо-Конибо (о них пойдет речь далее) говорят, что существует особый мир — Паншин Неге, или Желтый Мир. Это мир демонов. В него попадают люди которые без разрешения духов начали готовить и принимать Аяуа- ску — отвар Растений-учителей. Выбраться из этого мира, по представлениям индейцев, чрезвычайно сложно, если не сказать- практически невозможно без вмешательства шамана высокой ква лификации.

Как я писал еще в «Лабиринтах ума», панический страх запад ноевропейских государств в отношении веществ, воздействующих на психику, имеет давнюю историю. Исследовательница растительных психоактивных веществ Марлин Добкин де Риос (Marlene Dobkin de Rios) отмечает, — когда испанцы вторглись в Мексику в XVI веке, они стали преследовать жрецов и знахарей, употреблявших священные растения в религиозных ритуалах. Какие бы видения ни приписывали люди различным растительным галлюциногенам, церковные прелаты делали заключение, что в них при- сутствует сам дьявол. Насколько нам известно, испанские священ ники никогда сами не употребляли психоактивные растения и грибы и лишь с недоверием пересказывали сообщения, полученные ими от местного населения. Многие священники были неистовыми противниками психоактивных растений из-за того религиозною значения, которое придавали им Астеки. Хотя последние рассматривали многие из этих растений как божественных посланников, способных перенести человека в мир душ, для испанцев они были тем, что мешало их собственной миссионерской деятельности и, как они полагали, возможности передать души Христу. Неудивительно, что европейцы противостояли применению психоактивных растений с такой решимостью, поддерживая при этом использова ние других лекарственных растений и алкоголя.

rJL

Испанцы испытывали отвращение, наблюдая употребление индейцами психоактивных грибов. Общение со сверхъестествен ным в католицизме основано не на сокровенном познании индивидуума, а, скорее, на его членстве в сложной иерархической структуре и слепой вере в ее доктрины. Связь личности с духовным миром осуществляется только священниками, и любые индивидуальные мистические контакты, уже по самой сути катили-

ческой Церкви времен Контрреформации, где дисциплина была.щвнмм делом, воспринимаются с оглядкой на официальные авторитеты. Более того, вера индейца в способность человека, употребляющего колдовское снадобье, получать контакт с духами, обитающими в растении, и даже контроль над ними, была абсолютно чуЖДа сознанию европейца того времени. Можно утверждать, что отвращение испанцев к употреблению Астеками ритуальных рас- тений было вызвано не их неприязнью к подобным растениям как таковым, а в силу различий в мировоззрении «язычников** и католиков времен Контрреформации.

Таким образом, ненависть «белой цивилизации» конкистадоров к психоактивным растениям и грибам коренится во вполне объяснимой, но тщательно завуалированной причине: за нетерпимостью к «языческим ритуалам и суевериям» стояло неприятие радикально иной картины мира, иного мировосприятия.

Тем не менее, несмотря на преследования, искоренить культуру использования психоактивных веществ в Латинской Америке не удалось и по сей день. Но если в таких странах как Перу, ряд психоактивных растений признаны национальным достоянием, то в Соединенных Штатах все они признаны нелегальными. К сожалению, фобия, и как следствие — неадекватное поведение в отношении психоактивных веществ и их научного исследования обернулась для Запада настоящей трагедией — наркоманией и алкоголизмом. К ве/ш кому сожалению, там, где нет исчерпывающей и правдивой информации, неосведомленность порождает суеверный страх, бессильную озлобленность и растерянность. А ведь вооружившись знаниями шаманов, победить наркоманию можно. Но сперва надо победить наркофобию. И сделать это возможно лишь предоставив иоидм аде кватную и доступную для понимания информацию в области и*, пользования психоактивных веществ

Наркомания — один из катастрофических порою» современного общества. Она ежедневно ѵ оивасг тысячи тюдеи Неѵ могр* на все усилия, репрессивные меры не нрмжчят иололніе іьныл результатов. Власти различных стрде пребываю г в растер* и m «он Что делать? А недь архаическое общество имею ответы на < тм *> просы. С «психоактивными растениями» оно сооществова/ю іы сячи лет (значительно дольше, чем период члщеѵ твовамид соврс менной западной медицины и фарыоьолоіии) Тысячелетиями к кари и шаманы копи ли невероятно боиіыя.цченал oouiения

с животными, травами и деревьями — с флорой и фауной плане ты Земля. Эти знания, если воспользоваться ими с умом, могут помочь нам не только избавиться от наркотической зависимости но также получить ценнейшие уроки мудрости, которые шаманские растения готовы дать людям.

С незапамятных времен употребление растительных посредников между миром людей и миром духов, Растений-учителей или Растений силы было распространено практически повсемест- но. Австралийские аборигены использовали растение под названием питури Сduboisia hopowoodii) для предсказания 6удущего и достижения межличностной гармонии, коренные народы Сибири употребляли для вхождения в контакт со сверхъестественными силами мухомор (amanita muscaria), африканские племена фанги ели корни растения ибоги (tabernanthe iboga) для встречи с умершими родственниками и духом Бвити, равнинные индейцы использовали бобы мескаля (англ. mescal heart) и пасленовые (дур. ман и местные сорта табака), перуанцы — кактус Сан-Педро, кустарник уилка (anadenanthera peregrine), листья коки (erythroxylon coca) и Аяуаску, древние майя — грибы psilocybe, stropharia и семена ололиуки (ololiuqui, или rivea corymbosa), Астеки — трибы, кактус пейот, ололиуки и дурман. И это, надо сказать, далеко не полный список традиционного использования психоактивных растений.

С помощью психоактивных веществ достигался эффект депер сонализации, т. е. разотождествления с психофизической совокуп ностью, которую мы обычно принимаем за себя самих, и открывались иные измерения сознания. Это позволяло по-новому взгля- нуть на мир и события привычной человеческой жизни, встретиться со «своим» бессознательным, облекаемым в различные образы и персонажи, а также вступить в контакт со сверхъестественными силами и духами.

Качество нашего сознания зависит от состава нищи, которую мы принимаем. «Ты — это то, что ты ешь» — гласит народная мудрость. Неверно, что одни растения психоактивны, а другие нет. Просто к известному всем состоянию «обычного» сознания люди привыкают еще с детства и по этой причине не видят прямой связи между ним и своим растительным рационом. В конечном счете, вся мясная пища — это все те же растения, только «пропущенные»* че рез организмы животных.

Растения (если включать в это царство бактерии)[83]— самые древние обитатели Земли. Водоросли, найденные в докембрийский период, имеют возраст от 1 до более 3 млрд лет. Эти прокариотные сине-зеленые водоросли (Collenia) — одна из старейших форм жизни, известных на Земле. Растения внесли главный вклад в формирование кислородной атмосферы планеты[84] и таким образом послужили определяющим условием для распространения органической жизни на суше. Около 3 млрд лет назад появились организмы, похожие на сине-зеленые водоросли (цианеи), около 2 млрд лет — сине-зеленые водоросли. Высшие растения (то есть растения, тело которых разделено на специализированные органы — листья, стебель и корни) существуют уже почти 450 миллионов лет, позвоноч ные животные — около 400 миллионов, а человек разумный всего 40 тысяч лет.

Озоновый слой, защищающий жизнь на земле от губительного воздействия ультрафиолетового излучения, также заслуга растений. Только растения в качестве продуцентов способны синтезировать органические вещества из неорганических. С помощью солнечного света и углекислого газа растения производят глюкозу (виноградный сахар) — главный источник энергии всех животных.

Растения — источник не только пищи, но также природных ядов, лекарственных средств и веществ, способных изменять соз нание человека. Поэтому неудивительно, что в архаических культу рах растения считались даром богов. Растения, как полагали древ ние, дают человеку мудрость священного духа природы, учат его и наделяют магической силой. Для человека Знания растения це менее живые и сознательные существа, чем животные и люди. Как считает известный современный перуанский художник-шаман Пабло Амаринго: «Каждое дерево, каждое растение имеет дух. Лю ди могут утверждать, что растения не имеют ума. Я говорю им в ответ — растения живые существа и имеют сознание. Да, растения це могут говорить на человеческом языке, но в них живет сознающий дух, видящий все вокруг, он — душа растения, его сущность, кото рая делает растение живым. Каналы, по которым протекает вода и сок — это вены духа растения».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал