Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЧІІамйни^м - мост меэкду мирами 7 страница
Многие ученые, философы и мыслители верили и продолжают верить в одушевленность растений. «Почему наряду с душами, которые носятся, издают громкие звуки, едят, не должно быть душ, тихо стоящих, благоухающих, цветущих, удовлетворяющих свою жажду во вдыхании чудес — в распускании почек, а в повороте навстречу солнцу — еще боль шое стремление!»[85] В начале двадцатого века венский биолог Рауль Франсе (Raoul France) выдвинул идею, шокировавшую современных естественных философов. Франсе заявил, что сознание растений берет начало в тонком мире космических существ. Еще задолго до рождения Иисуса Христа индийские святые называли их «дэвами». Этих духов природы в виде фей, эльфов, гномов, сильфов и множества других существ, видели своими глазами кельтские и другие ясновидящие[86]. По представлениям древних, некоторые растения — самые на стоящие посредники между миром божественным и миром человеческим. Так, например, в племени Учиоли (Уичоль) из Мексики ве рят, что священный кактус пейот (о котором пойдет речь ниже) столь же божественен, как и христианский Иисус. Пейот также жертвует свою плоть ради спасения и исцеления людей, как это сделал Сын Божий. Жизнь на Земле — это дар Солнца, энергию которого впитывают растения1. Древние интуитивно хорошо это понимали, почитая цветы как детей Небесного Светила. Мир сновидений, мир грез для древнего человека — вовсе не производный, побочный эффект «сумеречных состояний» мозга. Напротив, для первобытного человека этот священный мир первичен по отношению к «обычной реальности» (или в случае более ранних архаических обществ — сосуществует с повседневностью на равных правах). Явленный в обыденном опыте мир — лишь бледное овеществление мира причинного, магического, пространства, в котором обитают боги. Мифы для архаического созна- ния __ не наивная попытка дикарей объяснить непонятные явления жизни, а способ образного выражения трепета и восхищения природой, ее чудесными превращениями, и конечно же — опыта переживаний «измененных состояний сознания», мира божественных видений. Не подлежит сомнению тот факі. что многие орнаменты, уэоры народов мира возникли как отражение опыта в результате приема психоактивных растений. Узоры — это карта мира духок* мира снов, сущностного священного мира, который порождает воспри нимаемую обычными оріанами чувств реальность Земные ооролы полагают архаические народы, лишь частично отражают суть вещей. Цвета, звуки, формы, ароматы — все наиоінено ^мыч том, gk кральной информацией іс.іякл боги с іищьми *ерс их растительных глашатась Психоактивные вещества, содержащиеся в растениях, с давних пор использовались в религиозных практиках. Используются они и в настоящее время. Для одних народов растения, вызывающие измененные состояния сознания, — дар Земли людям, дар, который они принимают для общения с Матерью Землей, для обучения у нее премудростям жизни. Для других они — врата в трансцендентный мир самой Божественной Реальности. В традиционных архаических обществах целители-шаманы уважаются не меньше, а то и значительно больше, чем врачи в западноевропейском мире. То, что они используют в своей практике, а также в религиозных целях (по существу, для архаического сознания религию и медицину разделить просто невозможно) психоактивные вещества, не дает нам право обвинять их в распространении наркотиков. Ведь современная медицина также использует в благих целях психоактивные вещества (в том числе и сильнодействующие наркотики), но ведь никто не осуждает за это врачей. Современная западная медицина еще только зарождается, тогда как традиционная этномедицина существует уже многие тысячелетия. О дереве судят по его плодам, а плоды этномедицины порой вызывают восхищение. Конечно, этномедицина — не панацея от всех недугов, а достижения современной науки и медицины также не менее поразительны. Речь идет лишь о том, что мы не должны взирать свысока на «дикие практики» «примитивных» народов. Напротив, используя нетенденциозный, свободный от предрассудков подход к изучению этномеди цины и религиозного использования растений силы, мы можем узнать много нового и полезного о взаимодействии растительной природы и человеческого сознания. Гпава 3.
|