Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древнеиндийская философия
Традиционные идеи и учения древнеиндийской философии оформились в таких понятиях как сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, проходящей цепь перерождений (страданий); карма – предопределенность человеческой жизни, закон воздаяния, предназначенный для совершенствования человека; мокша – высшее нравственное совершенство, результат эволюции души, высшая цель, достижимая в земной жизни; ахимса – единство всех форм жизни на земле, принцип ахимсы – непричинение вреда всему, что окружает человека. Из этого хорошо видно, что для философии Древней Индии характерен интерес как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман». Атман — это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман — безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман это самосознание Брахмана, они совпадают, всякой двойственности приходит конец. Многие индусы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом. Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку следует преодолеть иллюзию эмпирического мира, земного, освободиться от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша. Представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление, — это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием. Индийская мысль мистична. С мистикой органично связана сосредоточенность индусов, которая также признается одним из необходимых достоинств человека. Индусы считают, что именно искусство мистики, духовных переживаний и медитаций (сосредоточенных размышлений) не раз позволяло им противостоять превратностям истории. Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удовольствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны. Древнеиндийская философиявключает в себя три этапа. Ведический этап основан сборнике священных текстов Веды и Упанишады. Первооснова мира – Брахман, безличное субстанциальное начало, которое в духовной сущности каждого индивида проявляет себя как Атман, поэтому человек в высших своих проявлениях тождественен Космосу и Богу. Эпический этап превращает философию в область рационально-логичских знаний. Источник – поэма Махабхарата (шестая книга Бхагават-Гиты), свод законов Ману. В его рамках развивается учение о йоге, как методе воспитания интеллекта, волевого усилия, основанного на познании духа. Классический включает школы: неортодоксальные, отрицающие авторитет Вед, (джайнизм, буддизм, чарвака-лакаята (материалистическое учение)); ортодоксальные, развивающие ведическое учение (йога, веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья).
|