Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Древнекитайская философия
Главный интерес китайской философии – это отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской – более 2, 5 тысяч лет. Китайские философы пристальное внимание уделяли единству мира. В этой связи вводилось представление тянъ (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в одном случае им придавалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом – по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь – безличная, сознательная, высшая сила. Дао – закон изменения вещей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее, по сравнению с западной и индийской философией, они приглушены. Таким образом, в древнекитайской философии оформились такие основные направления как даосизм и конфуцианство. Даосизм. Его основоположником стал Лаоцзы. Человеческий мир цивилизации, согласно его представлениям, нарушение космического порядка Дао. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от личных стремлений, почувствовать дао. Лаоцзы сформулировал принципы выведения человечества из хаоса, за границы цивилизации: недеяние, неучение, неименование, ненасилие. Задача – восстановление телесно-духовной идеальной природы мироустройства и ритмов Инь (женский принцип) и Ян (мужской принцип). Конфуцианство. Основоположник Конфуций.Соблюдать дао – это, по Конфуцию, означает быть не низменным человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь – человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, ненавязчивым; чжи – мудрость, интеллект; и – следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье (отец/сын, муж /жена, старший брат/младший брат) и на службе (старший/младший; начальник/подчиненный); ли – послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо – покорность воле родителей. Поэтому его философии свойственен дух традиционализма, закрепленный ритуалом; идеалом гармоничного мироустройства выступает сильное государство и богатое общество. Дао проявляет себя через благородного человека, управляющего государством. Обретение гармонии возможно, напротив, через цивилизационные начала, для чего необходимы долг, человеколюбие, почтительность, уважение. Осуществление своей программы Конфуцийвидел в умело организованном процессе образования и воспитания молодых. Его влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Сократа на Западе. Впоследствие конфуцианство оформляется в неоконфуцианство, в XI-XII веках достигшее своего расцвета, и в наши дни среди китайских философов много его сторонников. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: аум; сансара, карма, мокша, ахимса; атман, брахман; джайнизм, буддизм; тянъ, дао; жэнь, чжи, ли, сяо; даосизм, конфуцианство. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Глава 1 // Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное по-собие 2. Восточная философия // История философии в кратком изложении 3. Восточная философия и ее культурно-исторические типы. Часть II // Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов) 4. Основные этапы и направления развития философии. Философия Древнего мира. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада // Лавриненко В.Н. Философия: учебник
|