Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика. Характерные черты Русской философии: сильная подверженность религиозному влиянию; специфическая форма выражения философских мыслей: художественное творчество
Характерные черты русской философии: сильная подверженность религиозному влиянию; специфическая форма выражения философских мыслей: художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой); целостность, стремление философов заниматься всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; интерес к истории и исторической судьбе России. Для абсолютного большинства русских философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека — чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Идеал цельности противопоставляется фрагментарности, расчлененности культуры индустриального общества. Но мир — это не просто целостность, а положительное единство (В. Соловьев). Чаще всего положительное единство понимается как приоритет религиозного опыта жизни. Философия сливается с религией, прежде всего с православием. Положительное единство понимается также как нравственность, оправдание абсолютного добра. Нравственность, понимаемая на уровне субъекта, приводит к этическому персонализму. Нравственность в общественном контексте приводит к принципу соборности. Соборность означает единство людей на основе их любви к Богу и следование строгой нравственности. Принцип соборности, в свою очередь, кладется в основу интерпретации политических и правовых воззрений. Таким образом, принцип цельности в российской философии применительно к проблемам теории познания конкретизируется в сочетании чувственного, рационального и возвышенно-мистического. При этом основа познания понимается как интуиция, как постижение внешнего в его слиянии с внутренним, психическим. Поэтому в вопросе об истинности отечественные философы часто стремятся соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт. Истина сближается с праведностью, высокой духовностью. Дальнейшей конкретизацией идеи всеединства, которая занимала умы и сердца Соловьева, является концепция русского космизма, выраженная в идеях Флоренского, Федорова, Циолковского, Вернадского и Чижевского. Русские космисты формулируя идею мирового всеединства субъекта, человечества и физического космоса, едва ли не основную задачу человека видят в «распространении совершенства» по Вселенной(Циолковский). Эта идея поражает своей масштабностью, но для ее научного анализа все еще недостает данных. Ныне часто говорят и пишут о необходимости возрождения отечественной философской традиции. Безусловно, такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки. Но возрождать отечественную философию на новом этапе российской действительности целесообразно не иначе как с использованием достижений современной мировой философии в целом.
|