Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коррекционный компонент.
Литературное чтение и внеклассное чтение в начальных коррекционно-развивающих классах является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития обучающихся. На уроках чтения решаются как общие с массовой школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей, каковыми являются: преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте», формирование правильного слогового чтения; формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыка чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя; формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей; развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка; преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке; развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности; привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству. Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются на основе работы над текстами, содержащимися в учебных книгах для чтения, в художественной и научно-популярной литературе, в периодической печати. Программа по литературному чтению содержит разделы, связанные: 1) с тематикой чтения, 2) с навыком чтения, 3) с умениями работы над текстом, 4) с внеклассным чтением, 5) с основными требованиями к знаниям и умениям обучающихся. 1. Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре. Материал для чтения в каждом классе позволяет поднять обучающихся на новую ступень в умственном, нравственном, эстетическом, речевом развитии. Чтение произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду. На первом году обучения, во 2 классе, во время повторения и систематизации умений и навыков, приобретенных детьми в период обучения грамоте, учителю необходимо активно привлекать дополнительные учебные издания, детские книжки-«коллективки» с крупным шрифтом. При переходе к чтению по основным учебникам не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особенности чтения детей, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие использоваться для ознакомительного, внеклассного или самостоятельного чтения. 2. Навык чтения. Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляется в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа произведений с использованием приема выборочного чтения и др. 3. Работа над текстом начинается с первого года обучения. Дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Обучающиеся овладевают умением определять главную мысль произведения. Детей необходимо постепенно, поэтапно переводить от умения работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно. Так, например, программа первого года обучения требует сформировать у ученика умение разделить текст на части по вопросам, затем делить текст на законченные по смыслу части и участвовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для составления плана. В дальнейшем ученик самостоятельно делит текст на части, план прочитанного составляет с помощью учителя, а потом также самостоятельно. Работа над текстом предусматривает постепенное формирование у обучающихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитанного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пересказ. Или: обучив детей подбору в тексте слов и выражений, характеризующих действующих лиц и их поступки, затем переходят к составлению рассказа о персонаже произведения и, наконец, к сопоставлению нескольких персонажей из одного или разных рассказов. Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. С самого начала обучения учитель обращает внимание школьников на синонимы, образные выражения, фразеологические обороты и стремится обогащать ими речь обучающихся. В программу введено в порядке пропедевтики требование практического накопления элементарных сведений по теории литературы, главным образом средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, сравнений и т. п. — без употребления терминов). Учитывая, что дети испытывают трудности в понимании смысла произведения, в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно понимают средства художественной выразительности, учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.
Обучающихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описываемых в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с читаемым. Поэтому особое значение приобретает проведение специальных экскурсий. Правильное восприятие текста связано с творческим и воссоздающим воображением, оценочным отношением к прочитанному, с сопереживанием описанным событиям. Для развития этих качеств используют «словесное рисование картин» к тексту, творческое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок, обучают детей умению элементарно оценить поступки героев, что способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, способствует усилению воспитательного воздействия произведения. На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи обучающихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают использованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произношению. Цель уроков внеклассного чтения — формировать умение самостоятельной работы обучающихся с книгой. Задачами этих уроков являются: знакомить обучающихся с лучшими книгами, предназначенными для детского чтения, и с их авторами; воспитывать читательскую активность и любознательность; расширять и углублять знания, получаемые в классе по другим предметам; развивать индивидуальные интересы и склонности; обучать приемам работы с книгой, умению отбирать книги для чтения; представить обучающимся детскую литературу, входящую в круг чтения современного младшего школьника, во всем разнообразии; сформировать интерес к книгам и положительное отношение к самостоятельному чтению. Уроки чтения воспитывают потребность в чтении детских книг для пополнения фактических знаний и нравственно-эстетического опыта, для познания окружающей действительности и самопознания. В круг самостоятельного чтения обучающихся входят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-популярные произведения, правдиво и ярко отражающие жизнь, повествующие о моральной силе человека. Обязательным условием при руководстве самостоятельным детским чтением является развитие у обучающихся умения использовать читательскую и языковую подготовку, полученную на уроках обучения грамоте, классного чтения, грамматики, правописания и развития речи, в том числе и умения ориентироваться в учебной книге, самостоятельно работать над заданиями к текстам, пользоваться оглавлением, находить произведения, близкие по тематике, жанру или авторской принадлежности. В систему уроков внеклассного чтения входят также уроки-утренники, уроки-доклады, уроки — устные журналы, конференции и т. п. 4 класс. Тематика чтения. Традиционная тематика детского чтения по произведениям устного народного творчества, отечественных и зарубежных писателей-классиков для детей — в учебной книге и в отдельных изданиях — для классного и внеклассного чтения. Отражение в произведениях лучших человеческих качеств: любви к родителям и родной земле, доброты, честности, мудрости, трудолюбия, мастерства, готовности постоять за правое дело и за родину, любви к родной природе, верности дружбе и товариществу. Умения и навык чтения. Сознательное, правильное, выразительное чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения в темпе 70—80 слов в минуту и про себя 80—100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или отрывка из него: умение определить, о чем говорится в тексте, свое отношение к поступкам героев (что передавать слушателям), каким тоном, с какими паузами, логическими ударениями, с какой громкостью (как, какими средствами) передавать содержание слушателям. Работа над текстом: а) формирование знаний и умений, необходимых для правильного восприятия произведений: умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выявлять главную мысль каждой части и текста в целом, оценивать поступки героев и определять их мотивы (в произведениях, близких опыту ребенка, сопоставлять героев по поступкам, по проявлениям чувств); умения самостоятельно делить текст на части и составлять план прочитанного; умения находить средства художественного изображения героев — яркие, меткие слова и выражения, эмоциональные отрывки текста; умения подобрать в тексте материал и составить с помощью учителя рассказ об одном событии, герое; умения находить в читаемом произведении и объединять материал на одну тему; умения выявлять смысл описываемых событий и определять свое отношение к ним в несложном произведении; сочинять дополнения или изменения сюжета, сказку на основе прочитанного; б) формирование речевых умений в связи с чтением: умения различать оттенки значений слов в тексте; умения с помощью учителя способом выборочного чтения находить в произведении и использовать в пересказе слова и выражения, необходимые для точного изображения событий, поступков героев, картин природы; умения подробно и сжато пересказать произведение в прозе, рассказывать сказку, составлять творческий рассказ с изменением лица рассказчика, продолжать рассказ о судьбе героев на основании собственных предположений, рассказать выборочно об одном событии, герое; умения с помощью толкового словаря или консультации у взрослого находить значение непонятных при самостоятельном чтении слов и выражений; умения различать сказку, рассказ, стихотворение, басню; наблюдения за средствами художественной выразительности (эпитетами, метафорами, сравнениями и т. п. — без употребления терминов, устно, в практическом плане); в) формирование умений, необходимых для ориентировки в учебной книге: умения находить фамилии писателей, произведения которых помещены в книге для чтения, и называть их произведения; умения находить и сопоставлять рассказ и стихотворение, близкие по тематике, эмоциональной настроенности; умения ориентироваться в оглавлении учебной книги.и экскурсии по темам, связанным с читаемыми произведениями, для приобретения непосредственных впечатлений с целью подготовки к восприятию читаемых текстов. Формирование умений самостоятельной работы с книгой (проводится на уроках внеклассного чтения один раз в две недели). Расширение круга чтения (художественная, научно-популярная, справочная литература отечественных и зарубежных авторов, периодическая печать). К традиционной тематике добавляются исторические повести и рассказы, автобиографические произведения, книги об ученых, изобретателях, о науке и технике, о родном крае, приключенческая детская литература. Знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему с помощью выставки, указателя детской библиотеки или в открытом доступе к книжным полкам. Умение правильно оценить самостоятельно прочитанные книги, доступные пониманию детей этого возраста. Целенаправленное чтение детской периодики (газеты, журналы) и систематическое использование помещенных там материалов на уроках по всем предметам и во внеурочное время. Отработка навыков: определение примерного содержания незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, предисловие или послесловие, иллюстрации). Участие школьников в литературном творчестве и в создании сборников собственных произведений, в ведении классного литературного дневника; умения сознательно организовать досуг с книгой себе и младшим товарищам (игры, чтение, драматизация).
|