![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Журналистика XXI века
Основная тенденция развития средств массовой информации в мире — движение к информационному обществу, что связано прежде всего с появлением новых революционных технологий. Западная журналистика переходит на принципиально новый уровень: цифровое телевидение позволит любому составить программу телевизионного вечера, исходя из своих интересов и желаний. Спутники, выведенные сегодня на орбиту, располагают 150 тысячами лучших мировых фильмов и 200 тысячами программ различной направленности. Являясь одним из самых перспективных направлений в развитии средств массовой коммуникации, спутниковое телевидение позволяет мгновенно получать и передавать информацию, объединяя не только страны, но и континенты, Запад вплотную подошел к появлению и интерактивного телевидения. Компьютерная сеть Интернет с ее популярной эмблемой «World Wide Web», растет стремительно и становится основой глобальной информационной инфраструктуры В России цифровые технологии стали широко внедряться в сферу печатных СМИ; редакции уже многих газет создают электронные версии своих изданий, осваивая тем самым виртуальное пространство Интернета. В информационном обществе, в которое стремится преобразоваться сегодняшнее индустриальное, большая часть населения будет занята в сфере производства, обработки, управления и обмена информацией. В настоящее время информация порой представляет собой основанные на образах и мифах пропагандистские комплексы, а глобализация процессов в масс-медиа ведет к росту потока субъективной информации, созданной в интересах отдельной личности или организации. Другими тенденциями журналистики является, с одной стороны, дифференциация и расширения многообразия печатных изданий и электронных СМИ, с другой, интеграция средств массовой информации, вызываемая стремлением к экономической выживаемости. Выводы Переход от пражурналистских явлений к журналистике был связан с насущными общественными потребностями и развитием цивилизации. Европейская печать возникла из-за необходимости обмена общественно-политическими новостями и коммерческой информацией, а история американской — связана с поиском демократических основ государственности. Развитие периодической печати в России начинается с XVIII века, с усилением политических, экономических и культурных связей с Западом. В трудное время, когда русская армия потерпела поражение от шведов, потеряв всю артиллерию, когда были подорваны позиции России в Европе, Петр I решил использовать мощное оружие политической и идеологической борьбы — он создает первую русскую газеты «Ведомости». День выхода ее первого номера — 17 декабря 1702 г. стал днем рождения российской журналистики, которой таким образом уже без малого три века. Главным типом системы средств массовой информации России поначалу был журнал — солидное толстое издание, модель которого складывалась из таких разделов, как беллетристика, публицистика, литературная критика, рецензия, переписка с читателем. В XVII веке выходили лишь две газеты, следующий век несколько пополнил список массовых периодических изданий, но в начале XX столетия журналы уступают газетам главную роль в формировании общественного сознания. На различных этапах своего развития журналистики преобладало то или иное социальное и идеологическое отношение прессы к общественному прогрессу, менялся статус прессы в структуре социальных институтов, возникали новые цели и задачи СМИ. Это дало возможность выявить исторические типы журналистики, сформулировать различные теории печати. Журналистские кадры стали готовить двумя столетиями позже появления первых газет: потребность в этом появилась в связи с существенным размножением прессы, усилением ее влияния, потребностью не столько в новостной информации, сколько в добротных аналитических публикациях и актуальных профессиональных комментариях. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы причины возникновения журналистики? 2. Оцените пражурналистские явления в античном мире, средневековой Европе и допетровской России. 3. Каково ваше мнение о значении «Ведомостей»? Почему они выходили нерегулярно, малым тиражом, а затем их выпуск был передан Академии наук? 4. Почему в XIX и особенно XVIII веках в России издатели отдавали приоритет журналу, но не газете? 5. Сравните журналистику XIX века с журналистикой XX столетия. 6. Назовите примеры «персонального журнализма». Возможен ли он сегодня? 7. Какие исторические типы журналистики вы знаете? 8. Когда в обиход вошли такие понятия как «пропаганда», «газета», «журнал», «журналистика»? 9. В книге Ф. Сиберта, Т. Петерсона и У. Шрампа «Четыре теории печати» речь идет об авторитарной, либертарианской, советской теориях и теории социальной ответственности. Применимы ли и сегодня эти теории в журналистике отдельных стран? 10. Назовите иные концепции прессы. 11. Расследующая пресса, прецизионная, новый журнализм. Применяются ли эти методы прессы США в современной российской журналистике? Если да, то приведите примеры. 12. В чем отличие свободы печати от плюрализма и гласности? Есть ли цензура в современной России, существует ли полная свобода печати? 13. В двадцатые годы будущие журналисты изучали и математику. Да и сегодня ее преподают студентам кафедры связи с общественностью Гуманитарного фа- культета Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета. А нужна ли математика на современных факультетах журналистики? Оцените изменения в подготовке журналистских кадров. 14. Ваш прогноз развития журналистики XXI столетия? Примечания: 1. Wust R. La guerre psichologique Lausane 1954. Р. 17. 2. См.: Гельб И.Е. Основы изучения письма- М., 1982. С. 174. 3. Геродот. История в девяти книгах. — М., 1888. С. 130. 4. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до н. э. и его культура. — М., 1976. С. 144. 5. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. Детство и отрочество. — М., 1994. С. 18. 6. Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. — СПб., 1907. Вып. И. С. 13. 7. Люблинский В.С. Книга в истории человеческого общества. — М., 1972. С. 118. 8. Западав А.В. Русская журналистика XVIII века. — М., 1964. С.8-9. 9. Ведомости. 1702. № 2. 27 дек. Рукописный вариант. 10. Ведомости. 1703. № 3. 2 янв. И. Ведомости. 1709. № 11. 11. Ведомости. 1719. № 2. 1 июля. 1. 13; История русской журналистики XVIII —XIX веков/ Березина В. Г., Дементьев А. Г., Есин Б. И., Западов А. В., Сикорский Н. М. Под ред. А. В. Западо-ва. — М., 1963. С. 23. 15. Там же. С.37. 16. Всякая всячина. 1769. 1 мая. 17. Адская почта. 1769. С.77. 18. Смесь. 1769. Л. 25. 19. Татаринова Л. Е. История русской литературы и журналистики XVIII века. — М„ 1982. С. 178-206.. 20. Березина В. Г. Карамзин-журналист // Проблемы журналистики. Вып. 1. Л., 1973. С. 99. 21. Татаринова Л. Е. История русской литературы и журналистики XVIII века. С.396. 22. Белинский В. Г. Поля. Собр. Соч. Т. 9. — М., 1955. С. 683. 23. Ясин Б. И. История русской журналистики XIX века. — М., 1989. С. 17-23. 24. История русской журналистики XVIII —XIX веков. С. 115-122. 25. Белинский В. Г. Т.9. С. 687, 693. 26. Герцен А. И. Былое и думы. В 3-х т. Т. 1. — Л., 1978. С. 267. 27. Книжное обозрение. 1895. № 1. С. 11-14. 28. Есин Б. И. К характеристике А. С. Суворина в канун приобретения газеты «Новое время» // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1996. № 1. С. 84-85. 29. История русской журналистики XVIII —XIX веков. С.99 —505; Есин Б. И. История русской журналистики XIX в. 30. Макашина Л. П. Русская реклама. Отечественная практика (1703-1918). — Екатеринбург, 1995. С. 16. 31. Ясинский И. И. Роман моей жизни. — М., 1926. С. 297. 32. Сытин И. Д. Жизнь для книги. — М., 1985. С. 195-209. 33. Витте С. Ю. Воспоминания: В 3 т. — М., 1960. Т. 3. С. 168. 33. Дегтярев А. М. Печать молча, или эпизод из истории одного московского интеллигентного общества начала XX века // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1996. № 1. С. 71 34. Декреты Советской власти. — М., 1957. Т. 1. С. 35. 35. Соколов В.С., Михайлов С.А. Периодическая печать Соединенных Штатов Америки: Учеб. пособ. — СПб, 1998. С.5, 15, 27, 31, 40-42. 36. Журналистика западноевропейских стран: Учеб пособ./ Отв. ред. В. С. Соколов. — Л., 1990. С.36, 5. 37. Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. — М., 1984. С. 35. 38. Там же. С.36. 39. Кашинская Л. В. Система религиозной печати России // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1995. № 3. С. 34. 40. Сиберт Ф., Петерсон Т., Шрамп У. Четыре теории печати. — М., 1996. 41. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики: Учеб. пособ. — СПб., 1995. С. 17-18. 42. См.: Современная идеологическая борьба: Словарь / Сост. С. И. Беглов. М., 1988. С. 61. 43. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 166. 44. Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т.44. С. 78. 45. Журналистика западноевропейских стран. С. 5. 46. Жирков Г. В. История цензуры. — СПб., 1997. 47. Ломоносов М. И. Полн. собр. соч. Т. 3. — М., 1952. С. 218-219. 48. Есин Б. И. История русской журналистики XIX в. С.32 49. Бережной А. Ф. К истории отечественной журналистики (конец XIX — начало XX вв.). — СПб., 1998. С.28-29 50. Топюз К. ЮНЕСКО и подготовка журналистов // Демократический журналист. 1969. № 4. С. 6. 51. Журнально-издательское образование в Америке // Журналист. 1925. № 2. С. 65. 52. Таловов В. П. Журналистское образование в СССР. — Л., 1990. С.27-29. 53. Журналистика западноевропейских стран. С. 19, 34, 52, 73, 90. ЛИТЕРАТУРА 1. Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. — М., 1984. 2. Бережной А. Ф. К истории отечественной журналистики (конец XIX —начало XX вв.). — СПб., 1988. 3. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособ./ Сост Е. П. Прохоров.. — М., 1993. 4. Громова Л. П. А. И. Герцен и русская журналистика его времени. — СПб., 1994. 5. Ясин Б. И. История русской журналистики XIX в. — М., 1989. 6. Жирков Г. В. История цензуры. — СПб., 1997. 7. Западов А. В. Русская журналистика XVIII века. — М., 1964. 8. История русской журналистики XVIII —XIX веков / Под ред. проф. А. В. Западова. Третье, испр. издание: Учебник. М., 1973 9. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики: Учеб.пособ. — СПб., 1995. 10. Макашина Л.П. Русская реклама. Отечественная практика. (1703-1918). — Екатеринбург, 1995. 11. Рост Д. А. «Колокол» возрожденный. — Казань, 1989. 12. Соколов В. С., Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных Штатов Америки: Учеб. пособ. — СПб., 1998. 13. Таловов В. П. Журналистское образование в СССР. — Л., 1990. 14. Татаринова Л. Е. История русской литературы и журналистики XVIII века. — М, 1982.
|