Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.2. Регионы: понятия, типы, иерархия. Интерпретация понятия «регион». Соотношение понятий «регионоведение» – «страноведение» – «краеведение».






 

Существуют различные трактовки термина «регион»:

Административно-территориальная (юридическая). Права и обязанности таких образований обычно прописаны в Конституции или определены специальными законами.

Философская. Ассоциируется с особым «миром», которому присущи свой менталитет, образ мышления, традиции, мировоззрение, мироощущение.

Историческая. Указывает либо на утраченную со временем идентичность (Гали­ция, Трансильвания, Буковина, Банат и др.), либо на «привязку» в прошлом к опре­деленным церковным округам, муниципалитетам и т.д.

Геополитическое. Исходит из пространственной дифференциации различных политических сил и движений, центров «мощи» и «слабости».

Экономическое. Чётко выраженная специализация на определённом виде хозяйственной деятельности, устойчивые экономические связи.

В дальнейшем мы будем рассматривать регион как:

1. Особый вид территории (акватории), характеризующийся специфической целостностью, крупная территори­альная единица (в Восточной Европе синоним термина «район», природные, экономические, политические, культур­ные и др. районы).

2. Следующая за государством территориальная таксонометрическая единица между государством и отдельным человеком.

По иерархическому признаку выделяют:

  • Макрорегионы – крупнейшие территориальные образования, включающие в себя несколько стран;
  • Государства – основные субъекты международных отношений;
  • Субрегионы – административно-территориальные единицы на одну ступеньку иерархии ниже государственно­го уровня.

В исследованиях отечественных авторов при классифи­кации регионов в основном используется следующая:

1. Простые регионы выделяемые по единичным признакам, индивидуальному явлению, не нуждающемуся в дальнейшей дифференциации (участок с определённой крутизной склона, зона произрастания кукурузы и т.д.).

2. Сложные регионы – выделяемые по нескольким признакам (например, ландшафтные зоны).

3. Тотальные регионы – охватывающие почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой территории (например, Северная Америка, Европа и т.д.).

Вне зависимости от признака дефиниции регионы могут быть либо однородны­ми (гомогенными), либо узловыми (функциональными). Первыевыделяются по принципу единственной присущей им особенности, отличительные признаки кото­рой проявляются повсеместно (климатический регион). Вторыехарактеризуются сходящимися или расходящимися из одной точки потоками вещества, энергии или информации (речной бассейн с водосборами, административные области, участки почтовых отделений, сырьевые зоны промышленных предприятий).

Иерархия регионов – такие их структурные отношения, при которых регионы низшего уровня образуют опреде­лённую целостность в рамках системы более высокого уровня.

Физическая география Экономическая география Политическая география Культурная география
Географическая оболочка Мировое экономическое пространство Мировое политическое пространство Мировая цивилизация
Природный пояс Интеграционная группировка Военно-политический блок Отдельная цивилизация
Природная зона Национальное экономическое пространство Пограничная зона государства Национальное культурное пространство
Провинция Крупный экономический регион Локальный очаг нестабильности Национальная субкультура
Урочище Экономический регион   Культура отдельного города

Глобализация и её регионалистский аспект. Развития современных систем транспорта и связи.

Основные тенденции глоба­лизации:

  • часть функций органов государственной власти переходит на более высокий уровень к всемирным, междуна­родно-региональным организациям и транснациональным корпорациям;
  • происходит расширение прав субнациональных территориальных общин (региональных, муниципальных и провинциальных), которые получают возможность самостоятельно определять своё место в мировом развитии;
  • усилилась роль региональных факторов в общественном производстве: наметились тенденции формирования региональных экономических группировок.

Таким образом, регионоведение изучает закономерности развития региональных группировок, стран и их регио­нов как субъектов международных и межрегиональных отношений, (специфику социально-экономического, полити­ческого, культурного, природного, экологического развития относительно целостных территориальных образова­ний, именуемых регионами).

В отличие от регионоведения, страноведениезанимается преимущественно комплексным изучением географиче­ских стран и регионов (в том числе природных). Но, исходя из широко признанной трактовки региона как территории, обладающей определённым признаком, любая страна (физико-географическая или страна-государство) является регионом, но далеко не каждый регион является страной. Такие единицы географического пространства, как Тибет, Альпы, Западная Европа, Вест-Индия, Омская область, Кипр, бассейн р. Волга, зона свеклосеяния, безусловно, являются регионами; но лишь некоторые из них можно идентифици­ровать в качестве самостоятельных стран. Следовательно, регионоведение (региональная география) – понятие более ёмкое, чем страноведение.

Краеведение традиционно ассоциируется с изучением «родного края». Комплексное краеведение объединяет знания таких дисциплин, как география и экология, история и археология, топонимика и топография, генеалогия и геральдика, этнография, литературоведение, искусствознание и т.п., однако приоритетное значение имеет географическая компонента. Так, при изучении родного города юные краеведы знакомятся с рельефом местности, на котором возникло селение, с почвой и геологическим строением, реками, канатами, протоками, климатом, рас­тительным покровом, типами кристаллизирующих ядер, населением и промышленностью, проблемами экологии и т.д. Уже на географическую канву наносятся сведения из этнографии, искусствознания, культуры, топонимики, генеалогии, геральдики и т.п.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал