Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2.6. Политико-географический фактор в регионализме.
Политика – этоактивность, направленная на достижение и осуществление максимально возможной власти над людьми в данном обществе и в мире вообще. Взаимосвязь политики государств и географических факторов. Монтескье, Ратцль. Геополитика как раздел политической географии. Политико-географическим называется положениеобъекта (государства, группы государств или части страны) по отношению к другим политическим единицам – государствам или группе государств. Различают три уровня политико-географического положения: 1. Макроположение (на глобальном уровне). 2. Мезоположение (на региональном уровне). 3. Микроположение (на локальном уровне). Происхождение хозяйства, населения и расселения проявляется в исторических формах ведения хозяйства и бытия народов, сказывается на территориальной организации политической жизни общества. Политико-географические границыобусловливают, с одной стороны, рассредоточение хозяйства, а с другой – формирование межгосударственных территориально-производственных образований. Процедура установления государственных границ включает две стадии: делимитации (договорное определение) и демаркации (установление границ на месте). На территории устанавливают пограничные знаки, а в пределах акватории и аэротории границу определяют по географической сетке координат. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (1962) территориальные воды распространяются на 12 морских миль, а исключительные экономические зоны – на 200 морских миль. Воздушное пространство до границы территориальных вод попадает под суверенитет государства. Исключительная экономическая зона не находится под суверенитетом – здесь государство имеет суверенные права в части разведки и разработки природных ресурсов, а другие страны пользуются в этой зоне свободой судоходства и полётов, на договорной основе могут вести промысел живых ресурсов. Так поделено примерно 40% акватории Мирового океана, или 26% всей поверхности земного шара. В результате существенный выигрыш получили страны, окружённые океанскими водами. Например, для Австралии появилась возможность получения самых больших (в расчёте на душу населения) уловов рыбы. Этнический фактор, запасы полезных ископаемых также оказывают серьёзное влияние на территориальную организацию общества и формирование территориально-политических систем. По форме правления различают следующие государства:
По форме государственного (национально-государственного) устройства выявляют: 1. унитарные государства (Китай, Япония – нет федеративных единиц, обладающих определённым внутренним суверенитетом); 2. федеративныегосударства (Россия, США, Индия, Бразилия, Германия – имеют в своем составе самоуправляющиеся образования); 3. конфедерации (союзы государств – например, СНГ). Форма государства динамична. Так, государственный строй России только в XX в. изменялся трижды; во Франции в настоящее время действует конституционный строй Пятой республики (первая была установлена в XVIII веке). Федерация как переходная форма решения национального вопроса. Две правовые максимы международного права, находящиеся в противостоянии: национального самоопределения и государственной целостности. Европейский Союз как ассоциация. Процессы дифференциации и интеграции. История геополитических систем (начиная с Вестфальской). Биполярность, монополярность, многополярность как варианты мирового устройства. Прогнозы Канта и Маркса. Роль ТНК.
|